Научная статья на тему 'АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ: АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ'

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ: АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
652
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ / ВИДЫ ДОХОДОВ / ПЛАТЕЖЕЕМКИЕ ТОВАРЫ / ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горчаков Виктор Васильевич, Шарощенко Ирина Валерьевна

Проведен анализ факторов, влияющих на выполнение планового задания по таможенным доходам, на примере Владивостокской таможни. Рассмотрены основные группы факторов, оказывающих влияние на исполнение планового задания по таможенным доходам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горчаков Виктор Васильевич, Шарощенко Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS REVENUES MANAGEMENT: ANALYSIS OF SEPARATE FACTORS OF THE IMPLEMENTATION OF THE FISCAL FUNCTION

The analysis of the factors influencing the implementation of the planning target for customs revenues, on the example of the Vladivostok Customs, is carried out. The main groups of factors influencing the implementation of the planning target for customs revenue are considered.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ: АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.543.64

DOI 10.24866/1815-0683/2021-3/40-54 В. В. ГОРЧАКОВ*, И. В. ШАРОЩЕНКО*

Администрирование таможенных доходов: анализ отдельных факторов реализации фискальной функции

Проведен анализ факторов, влияющих на выполнение планового задания по таможенным доходам, на примере Владивостокской таможни. Рассмотрены основные группы факторов, оказывающих влияние на исполнение планового задания по таможенным доходам.

Ключевые слова: администрирование таможенных доходов, виды доходов, платежеемкие товары, тарифные преференции, плановые показатели, таможенные платежи, внешнеторговая деятельность и таможенное регулирование.

ГОРЧАКОВ Виктор Васильевич -доктор технических наук, профессор кафедры экономики таможенного дела и управления. gorchakov. [email protected].

GORCHAKOV V.V. - Doctor of Engineering Sciences, Professor at the Department of Customs Economy and Management.

ШАРОЩЕНКО Ирина Валерьевна -кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления. [email protected].

SHAROSHCHENKO I. V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Customs Economy and Management.

V. V. GORCHAKOV, IV. SHAROSHCHENKO Customs Revenues Management: Analysis of Separate Factors of the Implementation of the Fiscal Function

The analysis of the factors influencing the implementation of the planning target for customs revenues, on the example of the Vladivostok Customs, is carried out. The main groups of factors influencing the implementation of the planning target for customs revenue are considered.

Keywords: customs revenues management, types of income, payment-intensive goods, tariff preferences, targets, customs payments, foreign trade activities and customs regulation.

По данным таможенной статистики за 2020 г., поступления в федеральный бюджет доходов, администрируемых ФТС России, составляют 26,7 % всех доходов

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, Russian Federation, 690034.

федерального бюджета1. В связи с этим фискальная функция выступает одним из основных направлений развития таможенной деятельности и заключается в администрировании таможенных доходов [2].

Под администрированием таможенных доходов в статье понимается процесс обоснования плановых показателей администрируемых таможенных доходов, своевременного мониторинга и анализа факторов, влияющих на их исполнение, а также взаимодействия субъектов администрирования, направленный на обеспечение устойчивого поступления таможенных доходов в федеральный бюджет [3].

На современном этапе механизмы и инструменты таможенного администрирования получили импульс к развитию в связи с активной цифро-визацией государственных услуг в сфере таможенного дела и таможенных операций, а также в связи с утверждением Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. (План мероприятий).

Так, Планом мероприятий предусмотрены в целях реализации стратегических направлений:

2.1. «Обеспечение единства таможенно-тарифного регулирования в Союзе, устранение изъятий из Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС)» - принятие порядка применения тарифной льготы в отношении товаров, ввозимых для реализации инвестиционных проектов в приоритетных видах деятельности (секторах экономики); выработка согласованных подходов к таможенно-тарифному регулированию в отношении ввозимых товаров и др.;

11.7. «Углубление взаимодействия с международными организациями и аналитическими центрами в сфере глобальной экономики» - развитие сотрудничества с Всемирной таможенной организацией (ВТамО), с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); активизация сотрудничества с ВТО и др.;

11.8. «Проведение скоординированной работы по вопросам сопряжения интеграционных процессов на евразийском пространстве в части экономического взаимодействия в рамках идеи Большого Евразийского партнерства» - разработка и принятие плана мероприятий (дорожной карты) по сопряжению Союза с китайской инициативой «Один пояс - один путь»; укрепление взаимодействия с ШОС, АСЕАН, установление диалога с Европейским союзом и другими многосторонними объединениями и государствами Азии и Европы и др.2

1 http://www.customs.ru.

2 О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года: распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 № 4.

Внедрение таких мер и механизмов реализации стратегических направлений не только значительно расширит возможности таможенного администрирования таможенных платежей, но и окажет заметное влияние на выполнение фискальной функции отдельных таможенных органов [1]. В связи с этим возрастает необходимость в комплексном анализе факторов реализации таможенными органами фискальной функции.

Целью настоящей статьи является анализ влияния отдельных факторов на эффективность администрирования таможенных платежей Владивостокской таможней. Анализ проводился на основании отчетных и статистических данных о деятельности Владивостокской таможни по администрированию таможенных доходов федерального бюджета.

Владивостокская таможня - одна из трех крупных таможен в России, которая осуществляет все таможенные операции, начиная с прибытия, размещения на временное хранение товаров и заканчивая электронным декларированием с проведением фактического контроля. Анализ динамики таможенных платежей, администрируемых Владивостокской таможней, выявил, что за период с 2018 по 2020 г. данная таможня формировала от 71,81 до 86,96 % всех перечисленных ДВТУ доходов в бюджет РФ (табл. 1).

Таблица 1

Анализ динамики и структуры администрируемых Владивостокской таможней

таможенных платежей

Год Формирование доходной части федерального бюджета, млн руб. Удельный вес перечислений таможенных платежей Владивостокской таможни в объеме перечислений от ДВТУ, %

ДВТУ Владив остокская таможня

2018 264 817,97 190 157,77 71,81

2019 355 862,56 291 283,50 81,85

2020 382 454,43 332 593,95 86,96

Примечание. Здесь в таблицах 2, 3 источник данных http://www.customs.ru.

Анализ степени выполнения планового задания по перечислению таможенных доходов в федеральный бюджет, установленного вышестоящим таможенным органом, Владивостокской таможней исполняется до 2019 г. включительно. И только в 2020 г. показатель «Исполнение контрольного задания формирования федерального бюджета в части доходов, админи-стрируемых таможенными органами» не был выполнен, размер недовыполнения составил 3,14 % (см. рисунок).

Отметим, что из года в год показатель «Исполнение контрольного задания формирования федерального бюджета в части доходов, администри-руемых таможенными органами» растет вследствие повышения индекса

таможенной стоимости (ИТС), роста курса валют, а также увеличения объемов ввоза товаров.

Причинами невыполнения данного показателя являются задолженность крупных компаний по уплате таможенных платежей, в том числе иностранной компании по незавершенной процедуре временного ввоза воздушного судна, а также снижение предпринимательской активности в связи с пандемией коронавируса.

11 Ппян I I Факт —л— Процент выполнения задания Доля выполнения задания по администрируемым Владивостокской таможней доходам

Факторы, оказывающие влияние на эффективность администрирования таможенных доходов, авторами сгруппированы следующим образом.

Факторы первой группы: нормативно-правовое регулирование процесса таможенного администрирования. Так, в 2020 г. принято постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 732 «О временном запрете на ввоз в РФ отдельных видов топлива» и приказ Министерства финансов Российской Федерации № 27н, в связи с чем с 02.07.2020 Владивостокская таможня частично не обладает компетенцией по совершению таможенных операций в отношении отдельных товаров группы 87 «Средства наземного транспорта, кроме ж/д и трамвайного»3. Данные нормативные документы ограничивают номенклатуру ввоза в регионе деятельности Владивостокской таможни.

Факторы второй группы: ресурсы и технологии (или можно в целом назвать их инструментами), обеспечивающие ускорение процесса декларирования товаров и уплаты таможенных платежей. В целях создания благоприятных условий реализации фискальной функции ФТС России

3 О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций и конкретных функций в отношении товаров: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2020 № 27н.

проведена работа, направленная на повышение эффективности таможенного администрирования и внедрение передовых информационных технологий. Применение технологии удаленной уплаты таможенных платежей, ресурса единых лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, личного кабинета участника ВЭД и др. в полной мере обеспечивают оптимизацию процесса уплаты таможенных платежей.

На сумму администрируемых таможенных доходов существенное влияние оказывает динамика таможенного декларирования. За 2020 г. размер перечислений в бюджет ВЦЭД вырос в 1,94 раза по сравнению с 2018 г.4 Это объясняется экспериментом, начатым с 2 ноября 2020 г., который предполагает концентрацию таможенного декларирования в ЦЭД5.

Факторы третьей группы: условия и особенности осуществления ВЭД в регионе и георафия основных торговых партнеров. Это объемы и структура ввоза и вывоза в регионе деятельности Владивостокской таможни, и, как следствие, структура администрируемых таможенных платежей (доходов), особенности применения тарифных преференций, тарифных льгот, особых видов пошлин. Анализ же влияния тарифных преференций на реализацию фискальной функции таможенных органов представляется достаточно актуальным в связи с указанным выше стратегическим направлением евразийской экономической интеграции до 2025 г.6

Динамика экспорта и импорта в зоне деятельности Владивостокской таможни показывает относительно устойчивые тенденции. По данным ФТС России, импорт в целом по стране в сравнении с 2019 г. снизился на 5,7 %, но импортные поставки в регионе деятельности Владивостокской таможни не уменьшились вследствие перераспределения товарных потоков между таможенными органами России, и за 2020 г. стоимостной объем импорта составил 17 290,4 млн долл. США. Таким образом, в зоне деятельности Владивостокской таможни в 2020 г. сальдо торгового баланса сложилось отрицательное - превышение импорта над экспортом составило 11,77 млрд долл. США. Пассивный торговый баланс свидетельствует о нерациональности структуры внешней торговли в целом.

Как уже было отмечено, за период 2018-2020 гг. по данным Владивостокской таможни наблюдается рост импорта: стоимостной объем импорта вырос на 6,5 % при увеличении физического объема на 20,6 %, что объясняется уменьшением стоимости импорта. Так, средний ИТС ввозимых товаров за 2020 г. составил 3,02 долл. США за 1 кг, что на 11,7 % ниже уровня

4 http://www.customs.ru.

5 О проведении эксперимента: распоряжение ФТС России от 29.10.2020 № 395-р.

6 О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года: распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 № 4.

аналогичного показателя базисного периода. На увеличение стоимости импорта в 2020 г. существенное влияние оказал ввоз электрических машин и оборудования (темп роста составил 14,3 %), изделий из пластмассы (темп роста 9,7 %), товаров 64 группы единой ТН ВЭД ЕАЭС (темп роста 10,3 %) и 84 группы единой ТН ВЭД ЕАЭС (темп роста 5,2 %).

В результате анализа было выявлено, что три группы единой ТН ВЭД ЕАЭС (84, 87, 85) в 2019-2020 гг. обеспечивают 45 и 41 % соответственно общей суммы таможенных платежей от импорта (табл. 2).

Таблица 2

Структура импорта товаров в регионе деятельности Владивостокской таможни, %

Группа ТН ВЭД Наименование группы Доля платежей Отклонение

I квартал 2019 г. I квартал 2020 г.

84 Механические машины и оборудование 18 17 -1

87 Средства наземного транспорта, кроме ж/д и трамвайного 15 13 -3

85 Электрические машины и оборудование 12 11 -1

40 Резина и каучук, изделия из них 4 4 0

95 Игрушки и спортивный инвентарь 2 2 0

83 Прочие изделия из недрагоценных металлов 2 1 0

96 Разные готовые изделия 1 1 0

42 Изделия из кожи 1 1 0

82 Изделия из недрагоценных металлов 1 1 0

63 Прочие готовые текстильные изделия 1 1 0

76 Алюминий и изделия из него 1 1 0

Анализ видов платежей, администрируемых Владивостокской таможней, показал, что наибольшую долю составляет уплаченный при ввозе НДС (за 2020 г. доля составляет 69,17 %), и именно по данному виду платежей наблюдается самый существенный рост (базисный темп роста составляет 89,44 %) (табл. 3). Сложившаяся динамика обусловлена, прежде всего, увеличением с 1 января 2019 г. ставки НДС с 18 до 20 %.

Вторым по степени влияния на общую сумму администрируемых таможенных платежей является такой вид доходов, как сумма ввозных

таможенных пошлин. За анализируемый период наблюдается рост перечислений данного вида платежей на 61,10 %, но удельный вес уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин за исследуемый период снизился с 22,28 до 20,52 %. Такую динамику можно объяснить снижением ставок ввозных таможенных пошлин в отношении 24 тарифных линий с 01.01.2020, а также ростом курса доллара и объемов ввоза.

Следующим видом дохода, в определенной мере влияющим на общую сумму администрируемых доходов, являются уплаченные таможенные платежи физическими лицами. Темп их роста за анализируемый период составил 85,57 % при удельном весе 6,81 и 7,22 % соответственно. Рост данного вида доходов можно объяснить увеличением физического объема ввоза, т. к. с 01.01.2020 снижен порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиками на таможенную территорию ЕАЭС.

Таблица 3

Перечисления таможенных платежей, администрируемых Владивостокской таможней по видам дохода, млн руб. (%)

Вид платежей 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп прироста базисный, %

Всего в бюджет 190 157,77 (100) 291 283,50 (100) 332 593,95 (100) 74,90

Вывозная пошлина 1275,19 (0,67) 2 183,44 (0,75) 2 148,59 (0,65) 68,49

Ввозная пошлина 42 372,09 (22,28) 60115,21 (20,64) 68 261,51 (20,52) 61,10

НДС 121 444,41 (63,86) 194 224,61 (66,68) 230 067,47(69,17) 89,44

Акциз при ввозе 1 431,91 (0,75) 1 600,61 (0,55) 919,30 (0,28) -35,80

Таможенные сборы 1 038,42 (0,55) 1 590,90 (0,55) 2 487,43 (0,75) 139,54

Утилизационный сбор 9 426,81 (4,96) 10 929,04 (3,75) 4 614,47 (1,39) -51,05

Таможенные платежи с физ. лиц 12 943,01 (6,81) 20 571,57 (7,06) 24 018,21 (7,22) 85,57

Штрафы 70,47 (0,04) 48,32 (0,02) 68,59 (0,02) -2,67

Прочие неналоговые доходы ФБ 154,62 (0,08) 19,38 (0,00) 7,93 (0,00) -94,87

Всем остальным видам платежей в общей структуре принадлежат существенно низкие доли. За анализируемый период наблюдалась отрицательная динамика по таким видам доходов, как утилизационный сбор (несмотря на повышение ставок утилизационного сбора на колесные транспортные средства и прицепы для юридических лиц), акциз при ввозе, штрафы и прочие неналоговые доходы.

Тарифные преференции ЕАЭС применяются к товарам, происходящим из развивающихся и наименее развитых стран, и выражаются в установлении ставки таможенной пошлины в размере 75 % базовой ставки ЕТТ, если страны развивающиеся, и 0 %, если наименее развитые. Как правило, количество примененных преференций определяется особенностями внешнеторгового оборота таможенного органа, а следовательно, является региональной спецификой и может значительно осложнять выполнение плановых показателей по администрируемым доходам [3].

Объем ввоза преференциальных товаров в структуре импорта Владивостокской таможни за анализируемый период в среднем составляет 30 % и демонстрирует устойчивый рост (темп роста количества примененных преференций в 2020 г. по сравнению с 2019 г. составляет 132,48 %)7.

Анализ основных показателей предоставления тарифных преференций в регионе деятельности Владивостокской таможни позволяет сделать вывод о том, что состав стран, к которым применялись преференции за анализируемый период, не изменяется, но увеличивается количество предоставленных преференций (темп прироста 32,48 %), и при этом на 18,40 % снижается статистическая стоимость ввозимых товаров (табл. 4).

Таблица 4

Динамика стоимости отгруженных товаров в регионе деятельности Владивостокской таможни, страной происхождения которых являются страны, к которым применялись преференции

Страна 2019 г. 2020 г.

Примененные преференции Статистическая стоимость, млн руб. Примененные преференции Статистическая стоимость, млн руб.

Кол-во Доля, % Кол-во Доля, %

Китай 8 537 42 11 339 528,00 9 685,00 32 10 426 071,90

Вьетнам 6 606 7 207474,40 12 202,00 40 286 646,10

Республика Корея 1 522 53 3 820413,00 1 698,00 6 1 821 392,50

Индия 1 363 7 162 126,30 1 644,00 5 141 439,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Парагвай 951 4 32 475,37 562,00 2 23 336,40

Аргентина 941 4 47 248,09 958,00 3 30 481,40

Эквадор 810 2 46 017,06 956,00 3 45 954,70

Итого по всем странам 23 042 100 15 655 282,22 30 527,00 100 12 775 322,00

Темп роста, % - - - 132,48 - 81,60

Примечание. Здесь в таблицах 5-10 источник данных Владивостокская таможня.

Наибольшая доля преференциального ввоза приходится на товары, ввозимые из Китая, Вьетнама и Республики Корея. Доля статистической стоимости ввозимых товаров из данных стран по отношению к общему объему преференциального ввоза составляет 98,16 % в 2019 г. и 98,11 % в 2020 г.

Китай сохраняет позиции лидера по объемам ввоза преференциальных товаров (при приросте количества примененных преференций на 13,45 % снизилась статистическая стоимость на 8,06 %). Республика Вьетнам за рассматриваемый период увеличила объем преференциального ввоза на 38,16 %. Правительством Вьетнама поощряется экспорт, поэтому многие позиции товаров, ввозятся с освобождением от уплаты налогов. Отметим, что снижается стоимость преференциального ввоза из таких стран как, Республика Корея, Индия, Парагвай и др. (табл. 5). Аргентина и Парагвай - крупнейшие поставщики в Россию замороженной говядины, но с 18 декабря 2019 г. были введены ограничения на ввоз в страну продукции ряда мясных компаний этих стран8.

Таблица 5

Динамика темпов роста статистической стоимости товаров, отгруженных в регионе деятельности Владивостокской таможни, страной происхождения которых являются страны, к которым применялись преференции за 2019-2020 гг., %

Страна происхождения Темп роста (снижения)

кол-ва преференций таможенной стоимости

Китай 113,45 91,94

Вьетнам 184,71 138,16

Республика Корея 111,56 47,67

Индия 120,62 87,24

Парагвай 59,09 71,86

Аргентина 101,81 64,51

Эквадор 118,02 99,86

Анализ видов ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых таможенными постами Владивостокской таможни, показал, что из 17 085 ввезенных товаров адвалорная ставка применяется по 13 685 товарам (доля 80,09 %), комбинированная ставка применяется по 3 400 товарам (доля 19,90 %), а специфическая только по 13 (0,08 %) (табл. 6). Подавляющее большинство ставок, используемых при расчете ввозной таможенной пошлины, имеет стоимостную базу расчета, что подтверждает значимость

правильного определения таможенной стоимости. Выполнение плановых показателей по администрируемым Владивостокской таможней доходам в значительной степени определяется уровнем таможенной стоимости товаров.

Таблица 6

Виды ставок, на основе которых производится начисление таможенных пошлин на товары, ввезенные в регионе деятельности Владивостокской таможни за 2020 г.

Размер ставки, % Кол-во применений Размер ставки, евро за 1 кг Кол-во применений

Адвалорная Специфическая

0,17 0,17

Комбинированная

15,0 3 258 15,0 но не менее 0,150 77

5,0 3 215 12,5, но не менее 0,130 117

6,0 1 433 3,0, но не менее 0,020 2

7,0 142 15,0, но не менее 0,220 25

3,0 551 15,0, но не менее 0,190 10

8,0 338 15,0, но не менее 0,300 8

10,0 1 812 4,0, но не менее 0,015 889

12,0 376 5,0, но не менее 0,017 381

13,0 690 5,0, но не менее 0,015 623

11,0 213 8,0, но не менее 0,160 35

12,5 58 10,0, но не менее 0,030 68

6,5 662 5,0, но не менее 0,100 279

2,0 221 11,0, но не менее 0,050 127

9,0 50 10,0, но не менее 0,050 650

14,0 666 8,0 плюс 0,130 109

Разброс величин адвалорной ставки составляет от 2 до 15 %. При этом минимальные ставки ввозных таможенных пошлин введены на неперера-ботанные товары растительного происхождения: свежие фрукты, овощи, а также на мясо и морепродукты. Максимальные ввозные адвалорные ставки введены на такие товары, как изделия из камня или других минеральных веществ, декорированные камни, цветы. Средняя ставка ввозной таможенной пошлины составляет 9 %. Можно предположить, что снижение размера ставки окажет стимулирующее воздействие на внешнюю

торговлю в регионе деятельности Владивостокской таможни и отразится на реализации ее фискальной функции.

Как уже отмечалось, одним из факторов, влияющих на размер адми-нистрируемых таможенных платежей, являются льготы по уплате таможенных платежей и налогов, предоставленные участникам ВЭД в виде понижения ставки либо полного освобождения от платежей. Данный фактор стал актуальным при анализе реализации фискальной функции в связи с введением тарифных льгот на ввоз медицинских товаров и товаров для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции 2019 - пСоу.

По сведениям отдела по контролю обоснованности предоставления льгот по уплате таможенных платежей Владивостокской таможни, сумма предоставленных льгот за период 2019-2020 гг. увеличилась в 1,78 раза (табл. 7).

Таблица 7

Суммы предоставленных льгот по видам платежей Владивостокской таможни, млн руб.

Платеж Сумма льгот

2020 г. 2019 г.

НДС 16 547,55 9 593,83

Ввозная пошлина 4 056,44 1 931,62

Вывозная пошлина 0,86 0,99

Акциз при ввозе 1,09 0,00

Таможенные сборы за таможенные операции 36,22 48,20

ИТОГО 20 642,16 11 574,64

Большая доля предоставленных льгот (80,16 %) и наибольший рост (72,48 %) наблюдается по такому виду платежа, как НДС.

Увеличение сумм предоставленных участникам ВЭД льгот по уплате таможенных платежей и налогов связано с увеличением количества деклараций на товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. За 12 месяцев 2020 г. общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей по сравнению с 2019 г. выросла существенно - на 74,45 %. Такой рост таможенному органу достаточно сложно прогнозировать заранее. Наибольший объем льгот в 2020 г. предоставлен в отношении товаров, ввозимых и вывозимых в рамках соглашений о разделе продукции СРП-1, СРП-2; ввозимых судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, и товаров медицинского назначения (табл. 8).

Вместе с тем по отдельным товарам наблюдается существенное снижение объемов предоставленных льгот: на 47,22 % по ввозимым судам, подлежащим регистрации в Российском международном реестре судов, и на 99,68 % по ввозимой продукции морского промысла, вывозимым судовым запасам.

Таблица 8

Суммы льгот по категориям товаров, ввозимых в регионе ответственности Владивостокской таможни, млн руб.

Товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей 12 мес. 2020 г. 12 мес. 2019 г.

Товары, ввозимые и вывозимые в рамках СРП 11283,850 -

Суда, подлежащие регистрации в Российском международном реестре судов 4 739,600 8 980,9500

Медицинские товары 2 515,680 1 280,8400

Технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в РФ 1 401,211 958,2900

Другие товары (товары для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции 2019 - пСоу) 79,070 -

Племенная продукция и ее эмбрионы 74,890 59,1600

Товары, не поименованные раннее, освобождаемые от уплаты таможенных сборов за совершение действий, связанных с выпуском товаров 104,389 48,3000

Ввозимая продукция морского промысла и вывозимые судовые запасы 0,810 251,5900

Валюта РФ, иностранная валюта и ценные бумаги 0,000 0,0003

ИТОГО 20 199,500 11 579,1303

Таким образом, в связи с увеличением объемов декларируемых товаров в регионе деятельности Владивостокской таможни прослеживается тенденция к увеличению количества предоставляемых льгот, но их структура существенно изменяется, что оказывает влияние на выполнение фискальной функции данной таможни.

Следующий фактор, влияющий на поступление платежей в федеральный бюджет, - применение особых видов пошлин (специальных защитных и антидемпинговых), которые являются мерой защиты внутреннего рынка и определяются региональными особенностями ввоза [3]. Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных

или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия со стороны других государств или их союзов, ущемляющие интересы РФ. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

По представленным в табл. 9 статистическим данным можно сделать вывод о том, что специальная пошлина начала применяться лишь в 2019 г. и к 2020 г. суммы платежей увеличились в 376 раз. По антидемпинговой пошлине также наблюдается рост в 2020 г. в 1,84 раза по сравнению с 2018 г.

Таблица 9

Суммы платежей по специальной и антидемпинговой пошлинам, применяемым Владивостокской таможней, руб.

Пошлина 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп роста

Специальная - 372 335,76 140 006 085 в 376 раз

Антидемпинговая 730 680 335 873 702 567,72 1 348 968 078 в 1,84 раза

Владивостокской таможней применяются специальные пошлины в отношении 72 товарной группы единой ТН ВЭД ЕАЭС «Недрагоценные металлы и изделия из них», а антидемпинговые пошлины в отношении следующих товарных групп единой ТН ВЭД ЕАЭС: 29 «Органические химические соединения», 38 «Прочие химические продукты», 40 «Каучук, резина и изделия из них», 73 «Изделия из черного металла», 76 «Алюминий и изделия из него», 82 «Инструменты, приспособления, ножевые изделия, ложки и вилки из недрагоценных металлов; их части из недрагоценных металлов».

Анализ основных факторов, влияющих на сумму администрируемых Владивостокской таможней таможенных платежей, позволяет сделать вывод о том, что количество предоставленных преференций увеличивается, однако статистическая стоимость имеет тенденцию к снижению, а применение льгот и особых видов пошлин приводит к росту сумм таможенных платежей. Сложившаяся ситуация является трудопрогнозиру-емой и оказывает существенное влияние на исполнение Владивостокской таможней фискальной функции. Системный анализ факторов, знание сезонных изменений и размера разброса ставок пошлин на разные группы товаров позволит спрогнозировать изменение ожидаемой суммы таможенных платежей при возможном изменении структуры ввоза товаров.

Как уже отмечалось, наряду с факторами развития внешней торговли и таможенного регулирования на выполнение планового задания существенно влияет деятельность самого таможенного органа по контролю и надзору за соблюдением таможенного законодательства по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей [3]. Владивостокская таможня достаточно своевременно применяет (принимает) меры по организации, координации, учету задолженности и по взысканию таможенных платежей и пени (табл. 10).

Таблица 10

Динамика показателя своевременности применения мер взыскания таможенных платежей и пеней Владивостокской таможни за 2020 г., %

2020 г. Д1 Д2 Д3 Д4

I квартал 96,21 99,86 100 100

II квартал 98,04 100,00 100 100

III квартал 99,19 97,37 100 100

IV квартал 99,80 100,00 100 100

Примечание. Д1 - доля своевременно направленных плательщикам уведомлений (уточнений к уведомлению) о неуплаченных в установленных срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в общей сумме уведомлений, направленных в отчетном периоде; Д2 - доля своевременно принятых решений таможенных органов о бесспорном взыскании в общей сумме решений таможенных органов о бесспорном взыскании, принятых в отчетном периоде; Д3 - доля своевременно принятых решений таможенных органов о бесспорном взыскании в общей сумме решений таможенных органов о бесспорном взыскании, принятых в отчетном периоде; Д4 - доля своевременно принятых решений таможенных органов о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей.

Таким образом, проведенный анализ эффективности деятельности Владивостокской таможни по выполнению фискальной функции показывает увеличение удельного веса перечислений таможенных платежей данной таможней в объеме таможенных доходов, администрируемых ДВТУ, сравнительно стабильное исполнение контрольного задания по формированию федерального бюджета в части администрируемых доходов, рост доли уплаченных (взысканных) таможенных платежей в общей сумме таможенных платежей, дополнительно исчисленных по результатам таможенного контроля при декларировании товаров и после выпуска товаров, а также результативности и своевременности применения мер взыскания таможенных платежей и пеней. Стабильное исполнение планового задания по таможенным доходам позволяет сделать вывод о высокой точности планирования Владивостокской таможней сумм таможенных доходов и эффективности их администрирования.

Практика Владивостокской таможни по администрированию таможенных доходов опирается на результаты анализа факторов реализации фискальной функции: с одной стороны, на оценку ситуации с деловой активностью предприятий - участников ВЭД, объективно-закономерные и форс-мажорные факторы, которые оказывают влияние на внешнеторговую деятельность, а с другой - на оценку возможных последствий изменения ставок ввозных таможенных пошлин, утилизационного и таможенных сборов, роста объемов преференциального ввоза товаров и другие факторы, что обеспечивает устойчивые позиции таможни по выполнению планового задания по формированию доходной части бюджета.

Список литературы

1. Давыдов Р. В. Единый стандарт таможенного администрирования как инструмент развития Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 4. С. 9-18.

2. Лазарев Д. Ю. Определение содержания понятий «таможенное администрирование» и «администрирование таможенных доходов» // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 2. С. 111-115.

3. Шарощенко И. В. Администрирование таможенных доходов: факторы эффективности и направления его совершенствования // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 4. С. 48-56.

© Горчаков В. В., Шарощенко И. В., 2021 © Gorchakov V. V., Sharoshchenko I. V., 2021

Для цитирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Горчаков В. В., Шарощенко И. В. Администрирование таможенных доходов: анализ отдельных факторов реализации фискальной функции // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 3(96). С. 40-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.