Научная статья на тему 'Методика количественной оценки реализации теоретических принципов управления регионом как социально-экономической системой на основе применения квалиметрического подхода'

Методика количественной оценки реализации теоретических принципов управления регионом как социально-экономической системой на основе применения квалиметрического подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC PROCESSES / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / QUALIMETRICAL APPROACH / STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скотаренко Оксана Вячеславовна

В статье раскрыты цели и задачи количественной оценки и степени реализации теоретических принципов развития социально-экономических процессов в регионах и предложены методические основы решения этих задач с применением квалиметрического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скотаренко Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the paper the purposes and tasks of the analysis, assessment and extent of realization of the theoretical principles of development of social and economic processes in regions have been considered. The methodical bases of solutions of these tasks with application of a qualimetrical approach have been proposed.

Текст научной работы на тему «Методика количественной оценки реализации теоретических принципов управления регионом как социально-экономической системой на основе применения квалиметрического подхода»

Скотаренко О.В. Методика количественной оценки реализации...

УДК 332.1 : 336.153.1

Методика количественной оценки реализации теоретических принципов управления регионом как социально -экономической системой на основе применения квалиметрического подхода

0. В. Скотаренко

Институт экономики, управления и международных отношений МГТУ, кафедра финансов, бухгалтерского учета и управления экономическими системами

Аннотация. В статье раскрыты цели и задачи количественной оценки и степени реализации теоретических принципов развития социально-экономических процессов в регионах и предложены методические основы решения этих задач с применением квалиметрического подхода.

Abstract. In the paper the purposes and tasks of the analysis, assessment and extent of realization of the theoretical principles of development of social and economic processes in regions have been considered. The methodical bases of solutions of these tasks with application of a qualimetrical approach have been proposed.

Ключевые слова: региональные социально-экономические процессы, методологические принципы, квалиметрический подход, стратегия социально-экономического развития

Key words: regional social and economic processes, methodological principles, qualimetrical approach, strategy of social and economic development

1. Введение

Существенной проблемой разработки и функционирования любых территориальных систем управления, в том числе и региональных, на наш взгляд, является адекватная оценка результатов деятельности этих систем. Данные результаты проявляются, во-первых, в степени развития тех или иных социально-экономических процессов и, во-вторых, в степени соответствия этого развития методологическим подходам и теоретическим принципам, являющимся научной базой систем управления в общем и такой ее подсистемы как стратегическое управление в частности.

На наш взгляд, наряду с системным методологическим подходом к исследованию сущности систем управления социально-экономическими процессами, используемым такими учеными, как Райзберг Б.А., Моудер Дж., Элмаграб С., Абалкин Л.И., Якобсон Н.Л., Богданов А.А., Кожурин Ф.Д., необходимо сформировать перечень теоретических принципов совершенствования региональных систем управления: уникальность, наличие слабого элемента, комплексность, сбалансированность,

транспарентность, взаимообусловленность, ограниченность, адекватность, программно-целевая ориентированность.

Квалиметрический подход предполагает изучение какого-либо объекта исследования, в данном случае территориальных социально-экономических процессов, с точки зрения возможности измерения или, иначе, оценивания качества этих процессов. В научной литературе считается, что конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности (Азгальдов, Райхман, 1973).

2. Методика количественной оценки реализации теоретических принципов

Теоретические принципы управления регионом как социально-экономической системой, на наш взгляд, следует объединить в три группы по признаку "принадлежность к виду системы управления":

- первая группа включает общие принципы управления социально-экономическими процессами: комплексность; транспарентность; программно-целевая ориентированность;

- вторая группа - это особенные (специфические) принципы управления территориальными социально-экономическими процессами: сбалансированность; ограниченность; адекватность;

- третья группа состоит из частных принципов управления региональными социальноэкономическими процессами, таких как уникальность; наличие слабого элемента; взаимообусловленность (Скотаренко, 2012).

262

Вестник МГТУ, том 16, №2, 2013 г.

стр. 262-266

По нашему представлению, количественную оценку реализации теоретических принципов в регионах следует проводить в такой последовательности этапов:

Первый этап заключается в выборе наиболее адекватной методики сравнительного анализа из двух наиболее распространенных в научной литературе, первая из которых состоит в определении места или ранга территориального процесса, по сравнению с таким же процессом в одном или нескольких сравниваемых регионах. Такая методика ранжирования позиций регионов по конкретным количественным показателям в каждом отчетном году широко используется в государственной статистической отчетности Российской Федерации и позволяет получить аддитивную оценку состояния всех социально-экономических процессов в регионе в виде суммарного ранга. Если, например, сравниваются позиции семи регионов по десяти показателям, отражающим состояние десяти социально -экономических процессов, то наилучшая позиция будет охарактеризована суммарным рангом, равным 10, худшая позиция представляется рангом, равным 70. Такая разница в 60 рангов способствует более дифференцированной оценке состояния каждого региона и предоставляет возможность выбрать в качестве нормативных те количественные величины, которые достигнуты в других регионах. Следует обратить внимание на то, что от двузначных и более величин, характеризующих позиции рангов по исследуемому перечню показателей эта методика позволяет перейти к однозначному выражению этой позиции от первого ранга до седьмого. В некотором смысле это снижает степень дифференциации позиции, но позволяет перейти к однозначной трактовке, как этого требует квалиметрический подход.

Вторая методика сравнительного анализа заключается в определении балльной оценки позиции регионов по сравниваемому количественному показателю. Как правило, в этой методике используются пятибалльная либо семибалльная шкалы, имеющие среднюю позицию или середину в виде трех или четырех баллов, соответственно. Пятибалльная шкала распространена в России при проведении соответствующих исследований, а семибалльная - за рубежом. Такая методика, по нашему мнению, в наибольшей мере подходит для исследования динамики развития социально-экономических процессов, когда один балл означает очень низкую или очень слабую степень развития, два балла - низкую или слабую степень развития, три балла - среднюю, четыре - высокую или сильную, а пять баллов - очень высокую или очень сильную степень развития. Согласно этой методике определяется интервал времени по каждому исследуемому показателю по всем регионам. Затем за весь анализируемый период выбираются минимальные и максимальные значения, достигнутые в регионах, разница которых представляет собой размах вариации этого показателя. Полученная величина размаха делится на пять, в соответствии с пятибалльной методикой оценки, и определяется шаг интервала, а затем нижняя и верхняя границы для каждого интервала. Анализ проводится в виде распределения регионов по пяти интервалам от одного до пяти баллов в соответствии с количественными значениями показателя в каждом году из исследуемого периода. Таких распределений может быть несколько. Во-первых, для каждого года исследуемого периода, во-вторых, для любого года из середины или для последнего.

В данном исследовании авторы считают целесообразным воспользоваться методикой ранжирования позиций, считая ее более адекватной целям существующего исследования.

Второй этап оценки реализации теоретических принципов в регионах заключается в научно обоснованном выборе для каждого оцениваемого принципа одного или нескольких статистических показателей как переменных величин, подлежащих ежегодному мониторингу и определению динамики -тенденции его развития, а затем и прогнозированию с целью повышения обоснованности критериев разработки и реализации стратегий территориального развития. Было предложено 29 таких показателей, рассчитанных как удельные величины на основе данных государственной ежегодной статистической отчетности, предоставляемой Росстатом РФ (Скотаренко, 2012).

Так, для принципов уникальности и наличия слабого элемента следует использовать в качестве оценочных показателей базовые удельные показатели уровня социально-экономического развития регионов, отраслей социальной инфраструктуры, инновационной сферы, состояния окружающей среды и уровня правонарушений на душу населения.

Принцип комплексности можно определить по значению оценки уровня социальноэкономического развития регионов в виде среднего ранга, рассчитанному как средняя арифметическая по всем 29-ти показателям, что позволяет отнести каждый регион к одной из пяти групп. Принцип транспарентности оценивается с помощью показателей, характеризующих внешнеэкономическую деятельность регионов Российской Федерации. Принцип взаимообусловленности определяется на основе показателей, характеризующих степень дотационности регионов России. Принцип ограниченности можно оценить на основе такого удельного показателя как размер валового регионального продукта на 1 рубль дотаций из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Принцип адекватности предполагает осуществление оценки с использованием показателей: валовой региональный продукт на душу населения, численность работников государственных органов и органов местного самоуправления

263

Скотаренко О.В. Методика количественной оценки реализации...

на 1 тыс. человек, среднемесячная заработная плата работников в органах местного самоуправления, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, отношение среднемесячной заработной платы работников в органах местного самоуправления к номинальной начисленной заработной плате работников организаций (Скотаренко, 2012).

На третьем этапе оценки реализации сформированных теоретических принципов в регионах следует проанализировать динамику вышеназванных показателей по каждой группе принципов.

Цель анализа и оценки степени внедрения общего теоретического принципа комплексности -распределить все регионы по группам в соответствии с методикой оценки уровня социальноэкономического развития, может быть достигнута с помощью выполнения следующих задач:

1) определить комплексную оценку социально-экономического развития региона в виде среднего ранга, который представляет собой отношение аддитивной оценки к общему количеству показателей;

2) распределить регионы по группам: с высоким уровнем развития с результатом комплексной оценки от 1 до 1,5 рангов; с уровнем развития выше среднего со значением комплексной оценки от 1,6 до 3,0 рангов; со средним уровнем развития, в которых комплексная оценка составляет от 3,1 до 4,5 рангов; с уровнем развития ниже среднего с результатом комплексной оценки от 4,6 до 6,0 рангов; с низким уровнем развития, у которых комплексная оценка составляет более 6 рангов;

3) определить количественную оценку степени внедрения принципа комплексности в регионе, для чего на основе нормативного подхода в качестве нормативного значения следует использовать наиболее высокое значение комплексной оценки социально-экономического развития в одном из всех регионов. Далее следует вычислить относительное отклонение от нормативного значения, как разность между произведением частного от сравниваемой и нормативной величинами в процентах и 100 %. Разность 100 % и относительного отклонения и определит результат оценки степени внедрения рассматриваемого принципа по каждому региону в отдельности.

Цель анализа и оценки степени внедрения принципа транспарентности, также как общетеоретического - выявить степень экономического воздействия с внешней средой - может быть реализована на основе последовательного решения следующих задач:

- определить состояние внешнеэкономической активности каждого региона с помощью таких показателей: объем внешнеторгового оборота на душу населения, в том числе экспорт и импорт со странами дальнего зарубежья и СНГ; индекс объема внешнеторгового оборота по отношению к 2000 г., в том числе экспорт и импорт со странами дальнего зарубежья и СНГ;

- определить количественную оценку степени внедрения принципа транспарентности в регионах РФ. Это возможно сделать на основе нормативного подхода, который предусматривает, что в качестве базового значения необходимо использовать наибольший показатель объема внешнеторгового оборота на душу населения в одном из федеральных округов РФ. Далее - найти соотношение с нормативным значением объема внешнеторгового оборота на душу населения.

Цель анализа и оценки степени внедрения принципа программно-целевой ориентированности как одного из основных в группе общих принципов управления - выявить количество целевых федеральных и региональных программ социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Достижение указанной цели осуществляется с помощью выполнения таких задач:

1) определить количество целевых федеральных и региональных программ социальноэкономического развития в каждом регионе Российской Федерации;

2) определить количественную оценку степени внедрения принципа программно-целевой ориентированности в регионах РФ, для чего на основе нормативного подхода в качестве нормативного значения рекомендуется использовать наибольшее количество программ социально-экономического развития, реализуемое в одном из федеральных округов. Затем найти соотношение с нормативным показателем, которое и позволит определить ранг степени внедрения.

Цель анализа и оценки степени внедрения принципа сбалансированности как особенного принципа управления территориальными социально-экономическими процессами - выявить пропорциональность развития отраслей, сфер и социально-экономических процессов в регионах - можно реализовать с помощью решения следующих задач:

1) выявить критерий сбалансированности и уровень достаточности социально-экономического развития регионов;

2) определить количественную оценку степени внедрения принципа сбалансированности в каждом регионе на основе нормативного подхода, который предполагает, что в качестве критерия сбалансированности следует использовать наиболее высокие значения показателей социальноэкономического развития в одном из регионов, полученные при проведении комплексной оценки, что

264

Вестник МГТУ, том 16, №2, 2013 г.

стр. 262-266

позволит определить уровень сбалансированности всех показателей социально-экономического развития регионов по отношению к нормативным значениям.

Результаты анализа сбалансированности можно получить на основе деления количественных значений региональных показателей на нормативные величины социально-экономического развития. Для оценки внедрения принципа сбалансированности следует определить относительное отклонение от нормативного значения. Для положительного значения отклонения от нормы следует определить границу 10 % (поскольку в теории управления допускается превышение лишь на 10 %, которые являются резервом любой системы и предусматриваются в процессе планирования резервов деятельности), для отрицательного - 0 %. Если положительное значение отклонения превышает 100 %, то следует вычесть 10 %, после чего найти модуль суммы всех отклонений и разделить на количество используемых показателей.

Цель анализа и оценки степени внедрения принципа ограниченности, входящего в группу особенных теоретических принципов, - выявить количественные значения границ, изменение которых существенно влияет на эффективность функционирования социально-экономических систем. Достичь указанной цели возможно посредством последовательного решения следующих задач:

1) определить размер валового регионального продукта на 1 рубль дотаций из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ для каждого региона;

2) определить нижние и верхние границы предоставления объема дотаций, в пределах которых может изменяться эффективность функционирования социально-экономических систем;

3) определить количественную оценку степени внедрения принципа ограниченности в каждом регионе. Для чего в качестве нормативного значения рекомендуется использовать наибольшее значение ВРП на 1 руб. дотаций в одном из федеральных округов. Далее - найти соотношение ВРП на 1 рубль дотаций в каждом регионе с нормативным показателем в процентах.

Цель анализа и оценка степени внедрения принципа адекватности, также относящегося к группе особенных принципов, - выявить соответствие субъекта управления объекту управления -возможно осуществить в результате выполнения следующих задач:

1) определить удельные показатели: валовой региональный продукт на душу населения, численность работников государственных органов и органов местного самоуправления на 1 тыс. человек, среднемесячная заработная плата работников в органах местного самоуправления, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, а также отношение среднемесячной заработной платы работников в органах местного самоуправления к номинальной начисленной заработной плате работников организаций;

2) выявить корреляционную зависимость валового регионального продукта от таких факторных показателей как численность и заработная плата управленческих работников;

3) определить количественную оценку степени внедрения принципа адекватности субъекта управления объекту управления в регионах РФ. На основе применения нормативного методологического подхода в качестве нормативного значения рекомендуется использовать наибольшее значение ВРП на одного работника государственных органов и органов местного самоуправления в одном из федеральных округов. Далее - найти соотношение ВРП на одного работника государственных органов и органов местного самоуправления в каждом регионе с нормативным показателем в процентах, на основе которого присвоить ранг.

Третья группа - частные принципы управления региональными экономическими процессами включают принципы уникальности, наличия слабого элемента, взаимообусловленности.

Цель анализа и оценки степени внедрения принципа уникальности - выявить в каждом регионе максимально развивающиеся отрасли, сферы и социально-экономические процессы по сравнению с остальными регионами, которые по сути являются самыми сильными элементами. Для достижения указанной цели необходимо решить задачи:

1) провести сравнительный анализ выборки из 29-ти показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития федеральных округов, по результатам которого необходимо указать их ранговую позицию. Такие позиции показывают самые сильные элементы социально-экономического развития каждого региона;

2) выявить сферы социально-экономического развития каждого региона, обладающие наибольшими темпами развития;

3) определить количественную оценку степени внедрения принципа уникальности в каждом регионе, которую следует проводить в такой последовательности этапов:

- определяется количество показателей уровня социально-экономического развития каждого региона в соответствии с 1 -м и 2-м рангами из общей выборки, которая включает 29 показателей;

- находится общая сумма показателей, соответствующих 1 -му и 2-му рангам;

265

Скотаренко О.В. Методика количественной оценки реализации...

- определяется доля показателей, соответствующих 1-му и 2-му рангам, в общем количестве показателей;

- присваивается ранг степени уникальности каждого региона.

Цель анализа и оценки степени внедрения принципа слабого элемента - выявить в каждом регионе наименее развитые социально-экономические процессы по сравнению с остальными регионами, которые по сути являются самыми сильными элементами. Достижение данной цели возможно с помощью последовательного решения таких задач:

1) выявить наиболее низкие показатели социально-экономического развития региона;

2) определить отрасли, сферы и социально-экономические процессы, которые наиболее отстают от развития сильных элементов и сдерживают стабильное социально-экономическое развитие каждого региона;

3) определить количественную оценку степени внедрения принципа слабого элемента в регионе, которую следует проводить в такой последовательности этапов:

- определяется количество показателей уровня социально-экономического развития каждого региона в соответствии с 6-м и 7-м рангами;

- находится общая сумма показателей, соответствующих 6-му и 7-му рангам;

- определяется доля в общем количестве показателей;

- присваивается ранг слабого элемента в каждом регионе.

Цель анализа и оценки степени внедрения принципа взаимообусловленности - выявить степень зависимости каждого региона от объема дотаций, предоставляемых из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, - возможно достичь с помощью решения таких задач:

1) определить абсолютные и удельные показатели на душу населения, характеризующие степень дотационности регионов и субъектов РФ;

2) определить долю дотационных субъектов в каждом федеральном округе, среднюю величину удельных дотаций по дотационным субъектам (руб./чел.) и в соответствии с этим присвоить ранг;

3) рассчитать уровень бюджетной обеспеченности региона (после распределения дотаций) по данным Министерства финансов как среднюю арифметическую величину уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ по каждому региону;

4) определить количественную оценку степени внедрения принципа взаимообусловленности в каждом регионе, для чего в качестве нормативного значения рекомендуется использовать самый высокий уровень бюджетного обеспечения в одном из федеральных округов. Далее найти соотношение уровня бюджетной обеспеченности каждого региона с нормативным показателем в процентах.

Четвертый - заключительный этап - состоит в проведении сравнительного анализа и обобщенной оценки и заключается в ранжировании степени внедрения каждого принципа, группы принципов и в целом всех принципов в каждом регионе.

3. Выводы

Основной рекомендацией совершенствования методики проведения количественной оценки реализации теоретических принципов управления социально-экономическим развитием регионов является необходимость использования разработанной компьютерной программы "Выявление слабого и сильного элементов в регионах".

Для этого необходимо:

- создать ежеквартальный процесс мониторинга по 29-ти показателям уровня оценки социальноэкономического развития регионов;

- сформировать информационный массив по 29-ти показателям уровня оценки социальноэкономического развития регионов;

- по данным информационного массива разработать компьютерную программу "Выявление слабого и сильного элементов в регионах Российской Федерации";

- выявить слабые и сильные элементы социально-экономического развития в каждом регионе.

Литература

Азгальдов Г.Г., Райхман Э.П. О квалиметрии. М., Изд-во стандартов, 172 c., 1973.

Скотаренко О.В. Актуальные проблемы и принципы управления социально-экономическим развитием регионов. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 176 с., 2012.

266

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.