Научная статья на тему 'Методологические подходы и принципы формирования стратегии социально-экономического развития регионов'

Методологические подходы и принципы формирования стратегии социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1420
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / СИСТЕМНЫЙ / КОМПЛЕКСНЫЙ / НОРМАТИВНЫЙ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОДЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ / CONTROL OF THE ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкина Людмила Николаевна, Скотаренко Оксана Вячеславовна

В данном исследовании значительное внимание уделяется теоретическим аспектам управления. Авторы предлагают использовать методологические подходы и принципы для формирования стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, а также дополнить принципы системного подхода и сформировать принципы для остальных методологических подходов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабкина Людмила Николаевна, Скотаренко Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches and principles of the strategy of social and economic development of the regions

In this study, significant attention is paid to the theoretical aspects of management. Thus the authors suggest using the methodological approaches and principles for the formation of socio-economic development of the regions of the Russian Federation, and also extend the principles of the systems approach and adopted principles for the rest of methodological approaches.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы и принципы формирования стратегии социально-экономического развития регионов»

Л.Н. БАБКИНА, О.В. СКОТАРЕНКО

Людмила Николаевна Бабкина — доктор экономических наук, профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПбГЭУ.

В 1973 г. окончила Иркутский институт народного хозяйства.

Автор более 100 публикаций.

Сфера научных интересов — региональная экономика и управление.

Оксана Вячеславовна СКОЪ4РЕНКО — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и управления экономическими системами Мурманского государственного технического университета.

В 2005 г. окончила Санкт-Петербургский институт управления и экономики.

Автор 59 публикаций.

Сфера научных интересов — управление социально-экономическими процессами, региональная экономика.

^ -Ф- Ъ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Важнейшей задачей любой региональной системы управления является обеспечение сбалансированного развития всех объектов управления, или управляемых процессов. Эта задача решается достаточно давно, тем не менее до сих пор остается много спорных вопросов, что обусловлено динамичностью и многогранностью данной проблемы. Так, до сих пор не определены методологические подходы к управлению региональными социально-экономическими процессами как территориальной системой.

В научной литературе предлагаются в основном такие методологические подходы к формированию региональной системы управления, как системный, комплексный, нормативный, программно-целевой, количественный.

Гак, например, считается, что системный подход представляет собой комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиций системного анализа [6, с. 672]. Отсюда системный подход означает методологию исследования всех взаимосвязей, изучения отдельных структурных частей, выявления влияния каждой из них на общие результаты функционирования всей системы

ГРНТИ 06.61.01

© Л.Н. Бабкина, О.В. Скотаренко, 2013

в целом и, наоборот, выявление воздействия системы в целом на отдельные ее структурные части — элементы.

Кроме того, любая система превращает набор вкладываемых в нее ресурсов (затрат) в конкретные результаты и функционирует внутри более крупной системы. Например, региональная система управления социально-экономическими процессами существует внутри федеральной системы управления. Система постоянно вступает в сложные внешние взаимодействия, а внутри она состоит из подсистем или структурных частей — элементов, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Нарушение функционирования в одной подсистеме создает проблемы в других ее структурных частях [2, с. 406].

Еще одна точка зрения состоит в том, что системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подсистем), таких как вход, обработка информационных данных, выход, контроль, обратная связь [5, с. 103]. Такая трактовка системного подхода представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект управления в ходе его исследования должен рассматриваться как большая, сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

Таким образом, системный подход предполагает многоаспектное исследование региональных социально-экономических процессов и ориентацию управления на конечные результаты деятельности этих процессов в условиях быстро изменяющихся факторов внешней среды.

Поскольку всякая система состоит из структурных частей, обладающих своими собственными (частными) целями, следует исходить из того, что для достижения общих целей системы управления регионом необходимо стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит системе в целом эффективно достигать всех ее целей, как частных, так и общих.

На наш взгляд, основными характеристиками системного подхода, представленными в научной литературе, являются следующие:

— форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем;

— иерархичность познания предмета исследования, состоящая из следующих задач: изучение самого предмета — «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы — «вышестоящий» уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами — «нижестоящий» уровень;

— наличие связей объекта исследования с внешней средой, изучение сущности каждой связи и отдельного элемента, выявление ассоциаций между общими и частными целями.

Предметом в данном исследовании служит возможность использования методологических подходов и принципов для управления региональными социально-экономическими процессами. Поэтому сущность системного методологического подхода заключается в понимании объектов исследования как региональных социально-экономических процессов и субъекта управления как единой территориальной системы управления и в выявлении их характеристик.

Связи региональной социально-экономической системы с внешней средой, под которой понимаются макросреды федерального и международного уровней, такие как политическая, экономическая, социально-демографическая, научно-техническая, культурная и природная, проявляются в процессе формирования общих федеральных и частных региональных целей социально-экономического развития.

Таким образом, можно сформулировать основные принципы системного подхода, которые служат основой для проведения системного анализа:

— целевая ориентированность, означающая, что, прежде всего, необходимо выявить цель функционирования объекта исследования. Данный принцип строится на соблюдении двух требований: цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы степень ее достижения можно было оценить (задать) количественно; в системе должны быть механизмы, позволяющие оценить степень достижения заданной цели [3, с. 47];

— двойственность, которая означает, что система должна рассматриваться как часть системы более высокого уровня и в то же время как самостоятельная часть. Взаимосвязь с принципом целевой

ориентированности состоит в том, что цель функционирования объекта должна быть подчинена решению задач функционирования системы более высокого уровня [там же, с. 48];

— целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней управления [там же, с. 50];

— иерархичность строения, означающая наличие множества (по крайней мере, двух) элементов и двух уровней подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня;

— структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен свойствами не столько ее отдельных элементов, сколько самой структуры;

— множественность, т. е. использование множества экономико-математических моделей для описания отдельных элементов и всей системы в целом;

— историзм, обязывающий исследователя анализировать прошлое состояние системы, выявлять тенденции и закономерности ее развития, прогнозировать будущие состояния.

При использовании системного подхода на региональном уровне управления важное значение приобретает изучение характеристик процессов управления как системы, т. е. параметров элементов: вход, выход, контроль, обратная связь и обработка информационной базы данных (см. рис.).

В научной литературе к основным целям применения системного анализа относят следующие [1, с. 34]: выявление эмерджентности элементов системы; повышение синергичности; обеспечение положительной мультипликативности в системе; создание условий стабильности и адаптивности функционирования системы; определение совместимости деятельности подсистем. Например, следует определять степень совместимости функционирования управляемой подсистемы социально-экономических процессов региона с управляющей подсистемой этими процессами, социально-экономической подсистемы федерального уровня управления с аналогичной подсистемой регионального управления; обратных связей в системе как внутри подсистем, так и между подсистемами.

<

ы еь и

В

ы П

Ой

< ч:

ы еь и

П

ы &

>> П

Ой

Рис. Характеристики системы исследования при использовании системного подхода

Однако, на наш взгляд, системный подход отличается некоторыми недостатками.

Так, системность означает определенность. В реальных социально-экономических процессах присутствует неопределенность, которая проявляется в постановке целей конкретной ситуации и зачастую доминирует над определенностью. Существующая рыночная среда отличается высокой степенью неопределенности и лишь в какой-то мере моделируема, прогнозируема и поддается контролю на региональном уровне управления, что приводит к ситуациям неопределенности в системе управления.

Кроме того, системность означает непротиворечивость, но ценностные ориентации различных структурных элементов системы иногда противоречивы до несовместимости и никакой системы не

образуют. Конечно, различные механизмы мотивации вносят некоторую системность, но всегда только отчасти. Подобное нередко обнаруживается и в совокупности управленческих решений.

Также системность означает целостность, однако совокупность разнообразных хозяйствующих субъектов в регионе никакой целостности не образует, поскольку каждый такой хозяйствующий субъект как элемент региональной системы имеет множество связей с поставщиками ресурсов, посредниками, клиентурными рынками и контактными аудиториями и может часто их менять, что приводит к отсутствию целостности информационных потоков в региональной системе управления [4].

В целом системный подход предполагает постановку целей и решение с его помощью следующих задач: определение объемов ресурсов, требующихся для достижения этих целей; количественных характеристик (критериев) достижения целей и взаимосвязей различных отраслей региональной экономики; расчет показателей эффективности затрат и обеспечение наиболее рациональной структуры потребления. При таком подходе исследование взаимосвязей региональных социально-экономических процессов необходимо осуществлять не в каком-либо одном аспекте, а с точки зрения всех характеристик, рассмотренных выше.

Следующий методологический подход — комплексный — предназначен для исследования при анализе региональных социально-экономических процессов факторов, характеризующих как внутреннюю, так и внешнюю среду, таких как политические, социально-экономические, демографические, культурные, научно-технические, природные факторы как комплексы показателей, влияющих на уровень социально-экономического развития региона.

Сущность нормативного методологического подхода заключается в установлении норм и нормативов деятельности по всем важнейшим подсистемам управления. Нормативы, на наш взгляд, должны устанавливаться по важнейшим элементам — основным и обеспечивающим подсистемы управления.

Программно-целевой подход состоит в четком определении целей, разработке программ для рационального достижения поставленных целей, выделении необходимых ресурсов для осуществления программ и формирования механизмов и структур, осуществляющих управление их выполнением.

Программно-целевое управление заключается в решении следующих задач:

— выявление и четкая постановка стратегических целей, отражающих прогнозируемую ситуацию, к которой должны перейти объекты управления из существующей ситуации через определенный период после решения выявленных проблем;

— создание обобщенной модели будущего состояния региональных социально-экономических процессов;

— определение нескольких вариантов решения проблем и выбор окончательного варианта решения;

— разработка программ достижения главной стратегической цели, декомпозиция этой цели на стратегические направления деятельности;

— выявление первоочередных приоритетных целей и подцелей, их увязка с основными ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми, информационными), их объемами, основными результатами и сроками достижения целей.

В процессе формирования региональных целевых программ крайне важно обеспечить преемственность и последовательность реализации текущих целей и результатов их достижения, выявить влияние текущих результатов на конечные результаты реализации программы.

Для увязки всех этапов реализации каждой программы должна быть составлена модель целевой ориентации, имеющая вид графа типа «дерево».

В России накоплен существенный опыт применения программно-целевого управления на всех уровнях, в том числе региональном. Однако далеко не все региональные целевые программы были осуществлены в полном объеме и в установленные сроки. Среди причин невыполнения заданий программ можно отметить недостаточную организацию контроля, низкий уровень ответственности и отсутствие должной мотивации участников реализации программ.

Программно-целевой подход к управлению позволяет в значительной степени влиять на исследуемую ситуацию. Однако у него есть ряд существенных недостатков:

— методическая незавершенность, проявляющаяся в том, что к настоящему времени не создано четких, устоявшихся определений по перечню концептуальных положений разработки и реализации целевых комплексных программ и не определена единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого управления, количественное соотношение плановых и про-

граммных целей. Такая незавершенность существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода, который наиболее приемлем для решения хорошо изученных проблем, так как для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме «цель — комплекс мероприятий — механизмы управления»;

— недостаточность научной базы, которая приводит к тому, что, как правило, совершенствуются действующие системы управления, а новые, более прогрессивные, адекватные современным рыночным условиям системы не формируются;

— несвязанность модели целевой ориентации и целевых программ с проблемами, для решения которых они создавались. Такая ситуация объясняется тем, что подобные связи первоначально не были учтены в полной мере при создании региональных систем управления, определении их критериев, структур и функций. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых на реализацию целевой программы ресурсов и социальной значимости проблемы, что также не способствует ее успешному решению;

— отсутствие научно обоснованных методик расчета экономической эффективности региональных программ, не позволяющих адекватно обосновать необходимость создания каждой целевой программы и соответствующих механизмов управления для решения какой-либо конкретной проблемы;

— недостаточная оперативность, проявляющаяся в том, что с момента появления проблемы до момента реализации целевой программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых региону наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы, например, загрязнения окружающей среды. Очевидно, что чем раньше та или иная проблема будет выявлена и решена, тем больший ущерб удастся предотвратить.

Сущность количественного методологического подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок. Например, для региональных систем управления необходимо создать методику трансформации качественных оценок состояния и степени развития социально-экономических процессов в количественные.

Следовательно, для совершенствования процесса формирования региональных целевых комплексных программ, направленных на повышение уровня социально-экономического развития, необходимы дальнейшие и более глубокие научные разработки в этой сфере.

Так, по нашему мнению, наряду с рассмотренными принципами системного методологического подхода, используемыми такими учеными, как Б.А. Райзберг, Дж. Моудер, С. Элмаграб, Л.И. Абалкин, Н.Л. Якобсон, A.A. Богданов, Ф.Д. Кожурин, целесообразно дополнительно сформировать новые принципы системного, комплексного, нормативного, программно-целевого и количественного подходов, предлагаемые авторами данного исследования. Это принципы: уникальности, слабого элемента, комплексности, сбалансированности, разумной открытости, взаимовлияния, разумной ограниченности, адекватности субьекта управления объекту управления, программно-целевой.

Указанные принципы, представленные в таблице, на наш взгляд, целесообразно использовать в процессе деятельности региональной системы управления.

Таблица

Характеристики принципов методологических подходов, рекомендуемых к использованию в региональной экономике

Название принципа Формулировка принципа Характеристика принципа, адаптированная для региона Рекомендации по внедрению принципа в региональной экономике

1. Принцип уникальности (системный подход) Каждая социально-экономическая система уникальна В регионе не существует даже одинаковых экономических систем, соответственно, каждая система требует детального изучения для определения их дальнейшего эффективного развития В каждом регионе должны вырабатываться собственные эффективные методы управления, учитывающие региональную специфику

Продолжение таблицы

2. Принцип слабого элемента (системный подход) Эффективность деятельности социально-экономической системы ограничивается ее самым слабым элементом Самый неразвитый (слабый) элемент системы будет ограничивать своими параметрами позитивные тенденции социально-экономической системы Деятельность по стабилизации и дальнейшему развитию социально-экономических процессов следует начинать с разработки программы развития самой отстающей региональной подсистемы — слабого элемента

3. Принцип комплексности (комплексный подход) Социально-экономическая система только как комплекс элементов может приобретать свойства, не присущие ни одному из входящих в нее элементов Фрагментарный анализ элементов региональной системы не дает возможности объективно оценить ситуацию в связи с тем, что совокупность тех или иных элементов социально-экономической системы может приобретать новые свойства Наряду с фрагментарным анализом региональной экономики следует использовать комплексный системный анализ

4. Принцип сбалансированности (нормативный подход) Совокупность элементов (подсистем) в зависимости от пропорциональности системы может либо значительно увеличивать, либо значительно уменьшать результативность деятельности системы Несбалансированное увеличение объема финансирования (инвестирования) в различные региональные процессы приводит к усложнению взаимосвязей между элементами системы управления и изменению ожидаемых результатов реализации программ Любые изменения, производимые в экономике региона в виде дополнительных инвестиций, налогов и других поступлений в ту или иную сферу, по возможности должны иметь предшествующую им испытательную фазу с целью минимизации отрицательных последствий

5. Принцип разумной открытости (системный подход) Чем больше закрыта региональная социально-экономическая система, чем меньше информационных потоков выходит из нее, тем больше оснований предполагать, что в системе присутствуют недостатки К искусственно закрытым региональным системам всегда проявляется необычайно высокий интерес со стороны стран — участниц внешнеэкономической деятельности Для снижения социальной напряженности в регионе целесообразно как можно чаще показывать результаты жизнедеятельности региональной экономики не только ограниченному кругу лиц, но и широким слоям населения, странам — партнерам по внешнеэкономической деятельности

6. Принцип взаимовлияния (комплексный и системный подходы) Социально-экономические системы являются взаимозависимыми и, соответственно, подвергаются влиянию других систем из внешней среды. Чем многообразнее, объемнее внешняя среда и чем меньше исследуемая система, тем больше она подвержена влиянию со стороны других систем Как правило, внешняя среда всегда оказывает большее влияние на социально-экономическую региональную систему, нежели наоборот. Это следует учитывать, анализируя деятельность региональной системы Необходимо исследовать воздействие федеральных макроэкономических и социально-экономических показателей других регионов, отраслей и предприятий самого региона на состояние всей региональной социально-экономической системы и ее элементов

Окончание таблицы

7. Принцип разумной ограниченности (нормативный подход) Как и любые другие системы, социально-экономические системы имеют определенный количественный и качественный предел, превышение которого снижает эффективность их функционирования Необоснованное увеличение объемов ресурсного обеспечения региональных социально-экономических процессов может снижать качество и эффективность управления Целесообразно ограничивать и научно обосновать объем выделяемых дотаций из федерального фонда финансовой поддержки тем регионам, которые находятся в лучшем социально-экономическом состоянии

8. Принцип адекватности субъекта управления объекту управления (системный и про-граммно-целевой подходы) Поскольку любая социально-экономическая система постоянно развивается, необходимо, чтобы параллельно развивалась система управления, причем более опережающими темпами Существующие управленческие системы (механизмы, схемы, структуры, методы) не позволяют развиваться новым социально-экономическим региональным системам, сдерживая их прогрессивное, поступательное развитие В условиях наделения регионов России большими полномочиями данный принцип во многом зависит от местных факторов. Чем прогрессивнее система управления, тем лучше развивается региональная экономика

9. Программно-целевой принцип (про-граммно-целевой подход) Неэффективность тех или иных сценариев и целевых программ развития экономики приводит зачастую не к решению существующих, а возникновению новых социально-экономических проблем Составление целевых программ должно базироваться на научном прогнозировании. Чем точнее целевые программы, тем обозримее результаты будущего состояния региональных социально-экономических процессов Следует прибегать к планированию, моделированию и прогнозированию ожидаемых результатов социально-экономической системы на срок до 25 лет

Таким образом, для создания более совершенной региональной системы управления социально-экономическими процессами необходимо использовать сформулированные авторами принципы и их характеристики, а также рекомендации по их внедрению, обоснованные результатами анализа основных методологических подходов, выявления их достоинств и недостатков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайдес МЛ. Общая теория систем (системы и системный анализ). Винница: Глобус-пресс, 2005. 201 с.

2. Коноплицкий В.А., Филина А.И. Экономический словарь. Толково-терминологический. Киев: КНТ, 2007. 624 с.

3. Менеджмент / под ред. В.В. Томилова. М.: Юрайт-Издат, 2003. 591 с.

4. Нестеров A.B. Философия систем / Он-лайн библиотека оценщиков. 2006. URL: http://www.metodolog.ru

5. ОЖоннорДж., Макдермотт И. Искусство системного мышления. М.: АльпинаПаблишер, 2011. С. 103.

6. Экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2007. 1152 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.