Научная статья на тему 'Методологические исследования проблемы управления развитием региональной системы образования в условиях ее модернизации'

Методологические исследования проблемы управления развитием региональной системы образования в условиях ее модернизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / MANAGEMENT / REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION / MODERNIZATION / DEVELOPMENT OF EDUCATION / METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маланов И. А., Гомбоев Т. Б.

Статья посвящена обзору существующих в науке методологических подходов к управлению развитием региональной системы. Авторами рассмотрены концептуальные и содержательные аспекты основных подходов и принципов, определяющих основы управления региональной системой образования в условиях ее модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маланов И. А., Гомбоев Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological researches on the development of regional management of the education system in the conditions of its modernization

The article is devoted to the review of the methodological approaches to management of regional system development existing in science. The authors consider conceptual and substantial aspects of the main approaches and the principles defining bases of management of a regional education system in the conditions of its modernization.

Текст научной работы на тему «Методологические исследования проблемы управления развитием региональной системы образования в условиях ее модернизации»

Литература

1. Лихачев Б. Т. Педагогика: учебное пособие. - М., 2001. - 607 с.

2. Маланов И. А., Будаева Т. Б. Бурятское музыкальное искусство как средство формирования эстетической культуры младших школьников. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2001. - 148 с.

3. Пазников О. И., Боркина Н. В. Искусство Бурятии в формировании культуры личности. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2013. - 176 с.: ил.

4. Сандабкина Т.Б. Формирование нравственных представлений младших школьников в процессе музыкального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2013. - 26 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт: Департамент общего образования Министерства образования и науки РФ, письмо от 19 апреля 2011 г. № 03-255 [Электронный ресурс] / URL: http://standart. edu.ru (Дата обращения 01 ноября 2014).

Боркина Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования, музыкального образования и звукорежиссуры Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, e-mail: [email protected].

Сандабкина Туяна Баировна кандидат педагогических наук, учитель музыки МАОУ «Гимназия № 14» г. Улан-Удэ, e-mail:[email protected]

Borkina Natalya V., candidate of Education, associate professor, Department of Choral Condacting, Music Education and Sound Engineering, East-Siberian State Academy of Culture and Arts, е-mail: [email protected]

Sandabkina Tuiana B., candidate of Education, teacher of Music, gymnasium № 14, Ulan-Ude, е-mail: [email protected].

УДК 37.013

© И. А. Маланов, Т. Б. Гомбоев

Методологические исследования проблемы управления развитием региональной системы образования в условиях ее модернизации

Статья посвящена обзору существующих в науке методологических подходов к управлению развитием региональной системы. Авторами рассмотрены концептуальные и содержательные аспекты основных подходов и принципов, определяющих основы управления региональной системой образования в условиях ее модернизации.

Ключевые слова: управление, региональная система образования, модернизация, развитие образования, методологические подходы

I. A. Malanov, T. B. Gomboev

Methodological researches on the development of regional management of the education system in the conditions of its modernization

The article is devoted to the review of the methodological approaches to management of regional system development existing in science. The authors consider conceptual and substantial aspects of the main approaches and the principles defining bases of management of a regional education system in the conditions of its modernization.

Keywords: management, regional system of education, modernization, development of education, methodological approaches.

На современном этапе развития общества проводится поэтапная модернизация образовательной деятельности, обусловленная необходимостью учета изменений в условиях рыночной экономики и направленная на повышение качества и эффективности управления системой образования. Она связана с внедрением концепции развития человеческого капитала и устойчивого роста социально-экономических систем.

Одной из характерных особенностей системы образования на современном этапе является ее динамизм. В этой связи осуществляется структурное преобразование системы образования России, зарубежных стран, проводится интен-

сивная модернизация образования, внедряются качественно новые формы и методы управления системой образования.

Модернизация осуществляется на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. Каждый отдельный регион характеризуется определенной степенью оригинальности и уникальности, выражающейся совокупностью факторов и условий, типичных именно для данной территории. Разработка и реализация программ и организационной системы мероприятий по формированию и развитию рыночной инфраструктуры региона позволяет региональным органам управления осуществлять единую поли-

тику, обеспечивать эффективное взаимодействие и согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов, формирующих рыночные структуры, реализовать комплексный подход к развитию всех элементов и подсистем [2].

Согласно «классическим» определениям управление представляет собой обособленную организационную деятельность, необходимую для того, чтобы управляемый объект в своей деятельности достиг тех целей, которые перед ним были поставлены [3]. Управление возникает там, где существует несколько элементов (людей, организаций), связанных общей деятельностью, и имеется некая общая цель такой деятельности. Система образования является управляемым объектом, и, следовательно, управлять нужно как системой в целом, так и ее составными частями.

Таким образом, управление представляет собой деятельность, направленную на достижение поставленных целей с точки зрения:

• содержания и формы образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

• параметров сети образовательных организаций, независимо от видов, типов и организационно-правовых форм;

• функционирования органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Управление развитием системы образования предусматривает решение следующего комплекса проблем: 1) реализацию принципов системности и эффективности в управлении образованием на всех уровнях государственной власти: федеральном, региональном, муниципальном; 2) исследование современных подходов к инновационным механизмам для улучшения организации образовательного процесса; 3) реализацию принципов комплексности и интегрированности при проведении информатизации образования [2; 3].

Проблемы управления и организации в сфере образования на уровне субъекта связаны, прежде всего, с ее социально-экономическими и организационно-техническими аспектами. Социально-экономический аспект отражает особенности политических, правовых, экономических, социальных и других форм общественных отношений, т.е. такие вопросы управления, которые связаны с внешней средой - региональной инфраструктурой рынка. Организационно-технический аспект - воздействие внутренней среды на организацию и технологию образовательных процессов.

По мнению А. С. Гаязова, изменения в образовании - результат изменения содержания общественного бытия в сознании. Основой парадигмы в педагогике стали приоритеты - саморазвитие, самообразование, самопроектирование. Следом за этими изменениями происходит смена традиционных требований к специалисту - носителю современного образования. Он должен уметь управлять образовательными и воспитательными процессами: проектировать и реализовывать на практике развивающие воспитательно-образовательные ситуации нового типа [4], учитывать системные взаимосвязи между факторами среды. В этой связи необходимо вести речь о создании методологии инновационных основ управления качественно-ориентированной системой образования. При этом управление образованием рассматривается как сложная, динамическая, саморазвивающая система.

Управление развитием образования относится к управлению в системе «человек-человек». Отличительными особенностями такого управления является наличие активного элемента (человека), как в управляющей, так и в управляемой системах. Управление системой образования согласно федеральному закону Российской Федерации № 293-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. призвано обеспечивать целенаправленность и организацию процессов в управляемом объекте [3]. В этой связи управление региональной системой образования можно определить как специальную деятельность, в которой ее субъекты посредством решения управленческих задач обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемой подсистем (органов управления и образовательных учреждений) по достижению результативных целей системы и образовательных учреждений в социально-экономических, культурных, исторических и иных условиях каждого отдельно взятого региона.

Изменения в сфере образования, происходящие на федеральном уровне, по-разному адаптируются в условиях отдельно взятого региона. Региональная система управления образованием ориентирована на развитие местных особенностей и образовательные запросы населения территории и представлена разветвленной сетью самых разных по профилю, уровню и содержанию образовательных учреждений профессионального и специального типов.[4]

При управленческом воздействии субъекта на объект управления, в нашем случае государства - как субъекта, и системы образования -

как объекта управления, для реализации государственной политики в данной сфере следует принимать во внимание методологические основы управления развитием региональной системы образования.

В качестве методологических подходов, обеспечивающих управление образованием региона, мы понимаем совокупность общенаучных и педагогических подходов. В их числе системный, программно-целевой, кибернетический, а также комплексный, антропоцентрический, ситуационный, акмеологический и региональный подходы [5].

Системный подход (В. Г. Афанасьев, Л. фон Берталанфи, И. В. Блауберг, В. Г. Садовский, А. И. Субетто, Э. Г. Юдин и др.) выступает в качестве научной методологии познания сложных объектов.

Для управления региональной системой образования системный подход предполагает исследование управляемого объекта как сложной системы: выделение его состава; установление внутренних связей, образующих его структуру, особенностей взаимодействия с внешней средой; определение присущих ему свойств и де-композирование их до уровня, обеспечивающих его точную оценку; рассмотрение его через оценку свойств, составляющих элементов, и наоборот, оценка свойств через его характеристику как целостности. В рамках данного подхода познание объекта управления должно происходить не только в контексте условий его формирования, но и развития, что обусловлено выявлением потенциала региональной системы образования как качество обеспечивающей образовательной организации. Изучение управления региональной системы образования должно происходить в качестве открытой системы, которая взаимодействует с внешней средой; отличается наличием совокупности взаимосвязанных действий (функций), необходимых для выполнения целого ряда задач управленческого процесса, рассмотрение системы в развитии.

Кибернетический подход (А. И. Берг, У. Р. Эшби и др.) основан на признании существования различных состояний объекта во временном пространстве, что позволяет рассматривать объект в динамическом аспекте. Наиболее важными для теории и практики управления региональной системой образования являются следующие положения кибернетического подхода:

• Образование, как и любой социальный институт, представляет собой сложную социальную структуру, имеющую многомерные связи со всеми сферами жизнедеятельности. В связи с

этим, важно принимать во внимание, что развитие в образовательной среде влечет за собой изменение структуры в смежных отраслях жизни;

• управляемый объект находится в динамике, в единстве процессуальной и результативной составляющих, реального и потенциального состояния;

• определенные процедуры обеспечивают перевод объекта управления от реального к потенциальному состоянию.

Открытие кибернетикой сходства и общности принципов, которым подчиняются системы взаимосвязанных действий, показало существование структурной аналогии процессов, протекающих в различных областях действительности, в том числе и в системе образования. В основе кибернетического подхода к управлению образованием лежит идея возможности развить общий подход к рассмотрению процессов управления в системе образования различных регионов. Достоинство данного подхода заключается в том, что на его основе возможно разработать эффективный аппарат для количественного описания процессов управления образованием.

Синергетический подход позволяет выявить закономерности самоорганизации и саморазвития сложноорганизованных динамических систем (С. Л. Курдюмов, И. Пригожин, У. Р. Эшби и др.). Данный подход раскрывает сущность жизнедеятельности открытых систем (региональная система образования как социально-педагогическая система), проявляющихся в том, что они активно взаимодействуют с внешней средой, за счет чего самоорганизуются. Подчеркнем, что образовательные системы, во всяком случае, их основные подсистемы, связанные с передачей информации, усвоением нового, творчеством, должны быть отнесены к нелинейным [5].

Важное методологическое значение для понимания механизмов управления региональной системой образования имеют ведущие положения синергетического подхода:

• признание факта автономности управляемых систем, согласно которому «императивное внешнее управление» (Т. И. Давыденко, Т. И. Шамова), не соответствующее собственным тенденциям развития региональной системы образования считается малоэффективным;

• необходимость организации целевого и ценностного, отвечающего собственным потребностям региональной системы образования, а также интересам и потребностям участников образовательного процесса, управления в их це-

лесообразном сочетании;

• выделение в качестве источника самоуправляемого развития противоречия между стабильностью и изменчивостью, выражающегося, с одной стороны, в сохранении образовательными организациями своих основополагающих свойств, обеспечивающих получение оптимального результата, а с другой, адаптации к изменениям во внешней среде, готовности адекватно и своевременно отвечать запросам общества.

Программно-целевой подход (А. Г. Аганбе-гян, В. Г. Афанасьев, Е. П. Голубков, И. С. Ла-денко, Г. С. Поспелов, Н. Стефанов и др.) предлагает возможность изменения параметров управляемого объекта по заданной программе. К основным положениям программно-целевого подхода, представляющим важность в разработке основ управления региональной системой образования относится:

• ведущая роль целеполагания в управленческом процессе;

• многоуровневость цели, необходимость ее декомпозиции на подцели и задачи, раскрытие их логических и объемных соотношений;

• механизм программно-целевого подхода -реализация технологической схемы, включающей взаимосвязанные этапы анализа внешней и внутренней ситуации, формирование целей, разработки программы их достижения, оценки успешности ее выполнения.

Комплексный подход связан с системным подходом и является обязательным дополнением к нему. С позиций комплексного подхода управление региональной системой образования в учреждении должно учитывать:

• организацию управленской деятельности с опорой на знания различных наук, и в первую очередь квалитологии (А. И. Субетто), кибернетики, системологии, психологии, педагогики и др.;

• обеспечение согласованности двух взаимосвязанных процессов: функционирования и развития;

• установление взаимосвязи: а) целей управления и направлений их реализации: б) действий всех субъектов управления; в) многообразие целей и целей преемственности, а также путей их достижения;

• учет влияния всех наиболее важных внешних (социально-экономических, политических, правовых, эколого-географических, историко-культурных) и внутренних (социально-психологических, педагогических, организационно-управленческих) факторов, определяющих

региональную систему образования. Данный подход осуществляется в виде реализации федеральных, региональных, муниципальных целевых программ развития образования, реализации проектов по модернизации региональной системы образования, концепций, планов развития образованием.

Региональный подход к управлению образованием (А. М. Моисеев, П. И. Третьяков, В. С. Лазарев) признается в качестве одного из действенных факторов преобразования системы образования. Этот подход дает возможность конкретизировать управление образованием, основываясь на социально-экономических, ис-торико-культурологических, природных, демографических и других особенностях региона. Он ориентирует на достижение устойчивого состояния региональных систем различного уровня, на гармонизацию в образовательной среде региона, достижение качества образования, как нормативного уровня, которому должен соответствовать «образовательный продукт» [5].

Антропологический подход (Ю. А. Конар-жевский, В. С. Лазарев, Т. И. Шамова, Л. В. За-грекова), сущность которого заключается в направленности управления на личность. Данный подход означает системное использование данных о человеке как субъекте и объекте управления и их учет при моделировании системы управления региональным образованием.

Одной из главных задач модернизации образования является достижение высокого качества управления образовательными системами региона. Акмеологический подход к управлению образованием становиться актуальным в связи с обострением проблемы качества подготовки в современных образовательных учреждениях (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова). Акмеологический подход ориентирован на сохранение целостного и устойчивого развития образовательных систем и субъектов образовательного процесса в условиях творческой созидательной деятельности, возрождение национального самосознания народа на основе овладения богатством культурно-исторического наследия России и всего человечества.

Данный подход к управлению региональной системой образования исходит из новых социальных функций образовательных учреждений, связанных с обеспечением стабильности развития общества и государственной безопасности России.

Субъектом управления системой образования является государство. В связи с этим, реализа-

ция государственной политики в сфере образования носит централизованный и односложный характер. Актуальным подходом к управлению системой образования в каждом отдельном регионе является ситуационный подход (Г. Кунц, Р. Моклер, О'Доннел и др.). Данный подход ориентирован на принятие управленческого решения, исходя из конкретной ситуации, складывающейся в регионе и оказывающей воздействие на функционирование организаций в данный период времени.

Ситуационный подход ориентирует на необходимость применения теории и практики управления образованием в зависимости от обстоятельств, сложившихся в учреждениях образования и включает в себя:

• определение основных внешних и внутренних факторов, влияющих на образовательный процесс;

• понимание особой роли в управлении региональной системой образования мониторинга, позволяющего выявить степень влияния факторов на качество образовательного процесса, осуществлять прогнозирование вероятных последствий воздействия этих факторов и своевременно принимать обоснованные и адекватные требованиям ситуации решения.

• формирование квалитологической компетентности субъектов управления, способствующей выбору методов управления, наиболее соответствующих конкретной ситуации, а, следовательно, наиболее эффективных для достижения целей и качества образования.

Одним из важных подходов к управлению региональной системы образования является интегральный подход. Интегральная модель как концептуальный проект управления региональной системой образования синтезирует и ассимилирует все многообразие существующих подходов и методов развития образования.

Безусловно, что обеспечение управления системой образования (Н. И. Булынский, М. М. Поташник, В. П. Панасюк, П. И. Третьяков и др.) должно происходить с учетом общих принципов управления, а интегральная методология управления образованием на региональном уровне в условиях модернизации образования базируется на принципах и подходах, которые используются в процессе исследования образовательных систем в единстве и взаимосвязи:

• принцип научности, предполагающий ориентацию на достижение науки и практики, учете законов и закономерностей, которые независимо от субъекта проявляются и действуют в объек-

тах управления;

• принцип гуманизации, проявляющийся в создании благоприятных условий для развития личности педагогов и учащихся, удовлетворения их потребностей;

• принцип демократизации, заключающийся в том, что в решении управленческих задач участвуют все заинтересованные органы и лица, существует возможность выбора решения;

• принцип оптимальности и эффективности, выражающийся в соотношении затрат сил, ресурсов, времени и полученного результата;

• принцип прогностичности управления, проявляющийся в ориентированности на «потребное будущее» внешней и внутренней среды образовательной системы;

• принцип непрерывности, основанный на постоянном изучении состояния образовательного процесса, анализа факторов и условий, влияющих на его качество;

• принцип обратной связи, заключающейся в регулярном получении системой управления информации об эффективности управленческих действий о наличии, либо отсутствии запланированного результата;

• принцип главного звена, обусловленного выбором ведущих направлений деятельности, выявлении главных задач и эффективных способов их реализации;

• принцип компетенции, основанный на овладении коллективом учреждения технологиями управления;

• принцип системности управления предполагает необходимость охвата процессом управления всей совокупности (объектов и субъектов) целостной системы образования [5].

Развитие образования на современном этапе носит ярко выраженный динамический характер, при котором происходят качественные структурные изменения в способах и методах управления образовательной системой. Изменения в социально-экономической, культурной среде, несомненно, влекут за собой изменения в подходах к изучению процессов управления, отношения к образованию как наиболее значимого социального института. Модернизация образования как фактор устойчивого развития общества должна проводиться с учетом изменений, сложившихся в образовательной среде каждого региона, основываться на существующих в науке методологических подходах к управлению региональной системой образования, с учетом вышеуказанных общих принципов управления.

Литература

1. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека: монография. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.

2. Государственно-частное партнерство в образовании: сборник статей / сост. и коммент. О. П. Молчанова. - М.: КДУ, 2009. - С. 11-13.

3. Русанов В. П. Проблемы управления образованием в РФ. - М., 2007. - 565 с.

4 Аллагулов А. М. Основные проблемы оптимизации региональной образовательной политики в Оренбургской области // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 9. - С. 153-155.

5. Маланов И. А. Развитие образовательного пространства региона: цивилизационный подход: монография. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. - 173 с

6. Мацкевич С. А. Менеджмент образования: история и типология подходов [Электронный ресурс] / URL: http //www.methodology.by, свободный (05 окт. 2014).

7. Фрумин И. Д. Доклад экспертной группы. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы // Вопросы образования. - 2012. - № 1. - С. 6-58.

Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета, e-mail: [email protected]

Гомбоев Тимур Будаевич, аспирант кафедры педагогики Бурятского госуниверситета, e-mail: [email protected]

Malanov Innokentii A., doctor of Education, associate professor of Pedagogics Department, Buryat State University, е-mail: [email protected]

Gomboev Timur B., post-graduate student, Pedagogics Department, Buryat State University, е-mail: [email protected]

УДК 37.01

© Е. Н. Дзятковская Концепция методической системы образования для устойчивого развития

Идеи образования для устойчивого развития, сформулированные международным сообществом, конкретизированы для российской общеобразовательной школы с учетом приоритетных задач государственной политики в области экономического и социокультурного развития страны и в соответствии с особенностями развития национальной системы образования. Поставлена проблема учета психологических особенностей восприятия идей устойчивого развития обучающимися и преодоления сложившихся у них ненаучных представлений, заблуждений и мифов, затрудняющих адекватное понимание этих идей. Определены ключевые культурные концепты, которые могут быть положены в основу взаимодействия предметных областей для формирования у учащихся понимания общекультурных идей устойчивого развития. Сформулирована концепция методической системы транспредметного взаимодействия образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: образование для устойчивого развития, методическая система, транспредметность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E. N. Dzyatkovskaya The concept of educational methodical system for sustainable development

International ideas of sustainable development are not adapted to national specificity of Russian school. That is why we concretize them taking into account the priorities of the state policy in economic, social and cultural development of the country and the features of national education system. We assume that it is necessary to take into account psychological features of understanding sustainable development ideas and to overcome non-scientific ideas, misconceptions and myths that hamper ESD. Key ESD cultural concepts are defined as means to understand ESD better. A concept of methodical system of transdisciplinary for sustainable development in comprehensive school is developed.

Keywords: education for sustainable development, methodical system, transdisciplinary.

Подошло к завершению десятилетие ООН по образованию для устойчивого развития (20052014). Его основная идея - образование является фундаментом процесса создания более устойчивого общества. Декада предусматривала интеграцию идей устойчивого развития (УР) в национальные системы образования на всех их

уровнях и обмен стран инновационными методами в обучении, практике и политике устойчивого развития.

В нашей стране образование для устойчивого развития (ОУР) многие годы разрабатывалось в основном применительно к профессиональной ступени и отражало ее специфику (работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.