УДК: 13.00.02
Акбаева Х.Б. старший преподаватель
ТФИ
МЕТОДИКА КЕЙС-СТАДИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ
Аннотация: В статье рассматривается кейс-метод как метод создания учебных ситуаций, обеспечивающих организацию профильного обучения иностранным языкам
Ключевые слова: Кейс-метод, ситуационный анализ, активные методы обучения, педагогические ситуации, иностранный язык
Akbaeva Kh.B.
Senior lecturer TFI
CASE STUDY METHODOLOGY FOR TEACHING A FOREIGN
LANGUAGE OF STUDENTS
Annotation: The article examines the case method as a method of creating educational situations that ensure the organization of profile teaching in foreign languages
Key words: Case method, situational analysis, active teaching methods, pedagogical situations, foreign language
В современном вузе дисциплина «Иностранный язык» является базовой на двух образовательных ступенях (бакалавриат-магистратура) и изучается в соответствии с профилем подготовки студентов. Обучение иностранным языкам в вузе осуществляется в рамках коммуникативно -деятельностного подхода, который предполагает формирование у студентов умений в различных видах иноязычной речевой деятельности (говорении, чтении, письме, аудировании).
Деятельностный подход предусматривает стимулирование познавательной деятельности студентов посредством их активного вовлечения в различные индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения, имеющие в большинстве своем интерактивный характер. В рамках деятельностного подхода обучение иностранным языкам можно организовать как деятельность или с помощью деятельности. Практика обучения иностранным языкам в вузе показывает, что реализация деятельностного подхода к обучению возможна при использовании активных методов обучения.
Известный автор книги «Методы активного обучения», который был издан в 1991 году со стороны А.М. Смолкина дает следующее определение активным методам обучения. Активные методы обучения — это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. В своей классификации активных методов обучения для вуза А.М. Смолкин выделяет имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно -познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к не имитационным. Имитационные методы в свою очередь делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, инсценировок, к неигровым - анализ конкретных ситуаций или же кейс-методы.
Метод кейс-стади - это не просто методическое нововведение - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Можно сказать, что этот метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов и преподавателей. Кейс - это маленькое литературное произведение, позволяющее не только получить информацию, но и погрузиться в атмосферу происходящего. Это помогает студентам представить себя в реальной жизненной ситуации, а не просто решать сложную задачу.
Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями: первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации; вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Что дает использование кейс-метода в изучении иностранного языка?
• Повышает уровень знания иностранного языка в целом. Использование терминов и их понимание более эффективно, чем простое их заучивание, так как требует умения их использовать;
• Развивает творческое мышление, заставляя думать на языке;
• Развивает навыки проведения презентации (умение публично представить свою работу на иностранном языке); Учит формулировать различные типы вопросов;
• Развивает умение вести дискуссию, аргументировать ответы, что способствует развитию речи без опоры на готовый текст;
• Совершенствует навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки информации;
• Учит работать в команде и вырабатывать коллективное решение;
• Позволяет полноценно решить индивидуальную и групповую самостоятельную работу студентов.
Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем. Процесс создания кейса представляет собой сложную педагогическую систему и осуществляется в несколько этапов: Формирование дидактических целей. На этом этапе определяется место кейса в структуре учебного курса, выявление знаний, умений и навыков, формирование социальных компетенций студентов. Методической целью может быть иллюстрация к теории и чисто практическая ситуация, или их совмещение. Цель должна быть весомой, чтобы заинтересовать студентов. Этому будет способствовать напряженность ситуации, конфликт или драматичность, которые позволят принять быстрое, своевременное и правильное решение. Кейс должен быть написан понятным студенту языком, без лишней терминологии; Построение программной карты кейса. Карта состоит из определенных тезисов, которые воплощаются в тексте. Это как бы каркас, который обрастает информацией, деталями для решения проблемы.
Составляется схема кейса:
а) обозначается действие, действующие лица, дается их характеристика;
б) описывается ситуация (симптомы);
в) указываются элементы среды (внешние факторы);
• Социальная система для кейса. Сюда мы можем отнести организацию, учреждение, которые имеют непосредственное отношение к тезисам.
• Сбор информации в избранной системе. Информация дается объективной, достаточной и достоверной для составления тезисов;
• Построение модели ситуации. Ситуация максимально отражает деятельность системы, представленной в кейсе;
• Выбор жанра кейса. Преподаватель, который составляет кейс, выбирает вид кейса;
• Написание текста кейса. Это самая трудная часть, поскольку необходимо адекватно отразить собранную и проанализированную информацию, при этом помнить об аудитории, для которой составлен кейс;
• Диагностика правильности и эффективности кейса. Проводится учебно-методический эксперимент, построенный по определенной схеме, для выяснения эффективности кейса;
• Внедрение кейса в практику обучения.
Таким образом, приходим к выводу, что студент рассматривает случай, приведенный в кейсе, вникает в него, может прогнозировать и демонстрировать свое решение, выносимое на обсуждение.
Использованные источники:
1. Колесник Н П Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике /Методические рекомендации - в 2-х частях /41 - СПб НП «Стратегия будущего», 2006 198 с
2. Покушалова, Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов / Л. В. Покушалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т.
2. — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3073/ (дата обращения: 10.02.2021).
3. https://cyberleninka.ru/article/n/keys-stadi-kak-aktivnyy-metod-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-pedagogicheskom-vuze
4. http://www.vshu.ru/lections.php?tab id=3&a=info&id=2600