Научная статья на тему 'Кейс-метод в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку студентов экономических специальностей'

Кейс-метод в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку студентов экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС / КЕЙС-МЕТОД / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / CASE / CASE-STUDY / ACTIVE TEACHING METHODS / PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебренникова Н. А.

Автор рассматривает кейс-метод как методику, позволяющую качественно изменить процесс обучения иностранному языку в профессионально-ориентированном обучении студентов экономических специальностей. В статье также сделана попытка кратко изложить теоретические основы кейс-метода, историю его возникновения, некоторые особенности внедрения и возможные методы контроля эффективности созданного кейса в ходе его практической апробации при обучении экономистов в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кейс-метод в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку студентов экономических специальностей»

Серебренникова Н. А. ©

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД

России

КЕЙС-МЕТОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация

Автор рассматривает кейс-метод как методику, позволяющую качественно изменить процесс обучения иностранному языку в профессионально-ориентированном обучении студентов экономических специальностей. В статье также сделана попытка кратко изложить теоретические основы кейс-метода, историю его возникновения, некоторые особенности внедрения и возможные методы контроля эффективности созданного кейса в ходе его практической апробации при обучении экономистов в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: кейс, кейс-метод, активные методы обучения, профессионально-ориентированное обучение

Keywords: case, case-study, active teaching methods, professionally oriented teaching

В современном мире, в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, когда от только что получивших диплом молодых специалистов требуется наличие опыта работы по специальности, огромное значение приобретают такие методы обучения, которые позволяли бы студентам хотя бы отчасти, (т.к. опыт трудовой деятельности невозможно заменить ничем) совмещать получение теоретических знаний по будущей профессии и накопление опыта, так называемое «вживание» в различные аспекты профессии. «В (педагогической) науке накоплен определенный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы профессиональной языковой подготовки», - отмечает Академик РАН А.В. Торкунов [6, 7]. При этом весьма важным представляется развитие именно форм и методов обучения на основе личностно-деятельностного подхода. «Для современных молодых людей необходима готовность к самостоятельному целеполаганию, самостоятельной постановке и решению личностных и профессиональных задач, принятию критических решений» [4, 7]. В процессе профессионально-ориентированного обучения передача и накопление знаний и опыта может происходить по-разному - как с помощью традиционных методов, так и более инновационных, в частности, активных и интерактивных методов обучения на основе личностно-деятельностного подхода с помощью проблемных лекций, кейс-метода, ситуационных задач, ролевых игр и других.

Под личностно-деятельностным подходом в педагогике понимается подход к образованию, где во главу угла ставится развитие способности к критическому и творческому мышлению, а также самореализация обучаемого.

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку подразумевает обучение, в котором основной упор делается на потребностях учащихся в изучении иностранного языка, диктуемых характерными особенностями профессии или специальности

[5].

Кейс-метод является одним из весьма значимых инструментов данного подхода и уже более века с успехом применяется во многих западных высших гуманитарных учебных заведениях, в частности при обучении студентов экономических специальностей. Большой вклад в его разработку внесли американские и британские педагоги Д. Коуплэнд, Л.А. Мауфетт-Линдерс, Дж. Гиринг и др. В российской практике метод получил признание

© Серебренникова Н. А., 2013 г.

лишь в самом конце XX века, причем для популяризации и внедрения метода в канву учебного процесса немало сделали российские ученые И. Катерыпяк, Г. Конищенко, В. Лобода, Ю. Меер, В. Наумов, О. Овсянников, В.Платов, А. Сидоренко, И. Сыроежкин, А. Фурда, В.Чуба и многие другие.

В целом, данный метод предполагает анализ и нахождение решения для поставленных проблем на основе имеющихся фактов и данных с учетом конкретных условий [1; 2].

Нужно отметить, что разные исследователи часто по-разному определяют как место кейс-метода в системе методов обучения, так и его состав. В соответствии с наиболее традиционной классификацией кейс-метод представляет собой активный неигровой имитационный дискуссионный метод обучения, в состав которого могут входить ролевые игры и другие имитационные и неимитационные активные методы обучения. Например, А.М Долгоруков, относит метод «кейс-стади» к «продвинутым» активным методам обучения. Также существует точка зрения, что кейс-метод относится к интерактивным методам обучения, при этом считается, что интерактивные методы отличаются от активных тем, что предполагают активное взаимодействие обучаемых не только с преподавателем, но и друг с другом. Дискуссия по этому вопросу продолжается.

При использовании кейс-метода развивается умение работать в команде, работать на стыке теоретических и практических знаний, умение решать реальные проблемы в рамках профессиональной деятельности и др., увеличивается уровень мотивации обучаемых, развивается их способность к творческой реализации, адекватной и точной оценке партнеров и самооценке, совершенствуются навыки профессионального общения, повышается уровень практической готовности к профессиональной деятельности.

Родоначальником кейс-метода считается Гарвардская школа бизнеса, где этот метод использовался для подготовки управленческих кадров. Позже данный метод стали применять в обучении юриспруденции, медицине, коммерции и др. специальностям. В середине ХХ века он стал изучаться советскими учеными и педагогами, однако в педагогическую практику вошел сравнительно недавно и в связи с этим представляет особый интерес для исследователей.

Цель обучения с помощью кейс-метода заключается в формировании у студента всего комплекса знаний, умений и навыков, (включая лингвистические) которые позволят ему правильно и эффективно анализировать ситуации в профессиональной деятельности, выявлять причины появления проблем, находить возможные варианты их решения и воплощать наиболее оптимальное из решений, беря на себя ответственность за результат своих действий.

Кейс-метод развивает у студентов аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки и навыки самоанализа.

С точки зрения лингвистических компетенций (независимо от того, на каком языке предполагается работа над кейсом и на каком языке представлены материалы кейса), кейс-метод представляет собой комплексное средство развития всего их спектра - разные виды аудирования, говорения, чтения, письма, перевода - в различных комбинациях. Следовательно, можно утверждать, что при использовании метода кейсов тренируется полный набор основных компетенций, необходимых для успешного освоения языка профессии и применения его в профессиональных ситуациях, близких к реальным.

Отмечено, что в большинстве случаев студенты с увлечением работают над проблемой, описанной в кейсе, так как у них появляется возможность проявить свои творческие способности, самостоятельность в суждениях, продемонстрировать свои знания различных профильных дисциплин. Немаловажную роль в стимулировании интереса студентов к данному методу играют иные атмосфера и формат общения на занятии, т.к. роль преподавателя перестает быть доминирующей и сводится к консультационной, организаторской, модераторской функциям.

Таким образом, кейс-метод прекрасно вписывается в парадигму личностно-ориентированного обучения, одним из основных принципов которой является диалог между

обучающим и обучающимся как между равноправными субъектами образовательного процесса.

Однако, несмотря на эффективность кейс-метода, при его применении для обучения языку профессии необходимо учитывать следующие его свойства:

1. Работая с кейсом, студенты понимают, что не несут реальной ответственности за претворение в жизнь своих решений. Осознание этого может помешать им мобилизовать ресурсы для работы над кейсом.

2. В кейсах, как правило, предоставляется вся информация, которая, как ожидается, потребуется студенту для анализа и решения проблемы, следовательно, этот метод не тренирует навык отбора необходимой для успешного решения проблемы информации.

3. Для его эффективного использования в учебном процессе необходимо, чтобы студенты имели определенный уровень знаний как по профильным дисциплинам, так и по языку, используемому в процессе работы над кейсами, поскольку иначе не будет соблюдаться принцип сбалансированности лингвистических и профессиональных знаний, сформулированный О.Г. Поляковым.

Изучаемый язык в данном случае выступает как средство выражения речемыслительной деятельности, следовательно, при недостаточной сформированности общей грамматико-лексической базы студенты будут испытывать трудности с выражением мыслей на языке и анализом материалов. С другой стороны, и это особенно актуально в отношении междисциплинарных кейсов, возможна обратная ситуация, когда сложные с профессиональной точки зрения задания фактически ограничат развитие языковых компетенций студентов. В свете всего этого применение кейс-метода как основополагающего метода обучения иностранному языку, в том числе в профессиональном обучении на младших курсах, представляется малоэффективным.

4. В силу специфики метода, кейсы, как правило, не содержат упражнения, нацеленные на расширение грамматической базы. Во-первых, изучение и тренировка грамматических конструкций в рамках кейса противоречит идее «погружения» в реальную ситуацию, во-вторых, предполагается, что студенты уже обладают определенным достаточным объемом знаний, в-третьих, в ходе выполнения заданий опосредованно происходит закрепление уже изученных грамматических конструкций, т.е. студенты учатся использовать грамматическую компетенцию в коммуникативных целях.

Последнее свойство кейс-метода служит еще одним аргументом в пользу утверждения, что метод кейсов не может служить основным методом в изучении иностранного языка, и должен использоваться при обучении студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры, где в силу ряда вышеназванных особенностей, кейс-метод необходимо комбинировать с другими методами обучения.

Кейсы имеют весьма сложную классификацию, различаются в зависимости от методической цели, учебных задач, вида, характера и временной последовательности материалов, места создания кейсов, степени «реальности» материала, состава, объема, количества персонажей и других параметров.

В отношении «языковых» кейсов возможна классификация по видам речевой деятельности и формированию речевых навыков и умений и области их применения в учебном процессе. Так, например, кейсы могут использоваться как для непосредственно обучения, так и для контроля.

Процесс создания «языкового» кейса необходимо начинать с определения методических целей. Именно они будут определять отбор и структурирование материалов кейса. Далее проводится разработка коммуникативных и аналитических заданий, необходимых для решения основной проблемы кейса и его «обкатка», т.е. тестирование. Если кейс междисциплинарный, следует обратиться к соответствующим специалистам с тем, чтобы проверить его на «жизненность» (актуальность).

Также необходимо разработать систему оценивания работы студентов, поскольку использовать традиционную систему оценивания в данном случае не представляется

возможным. Будет весьма полезно, если наряду с лингвистическим компетенциями и профессиональными знаниями в этой системе будут оцениваться общие качества студентов -умение производить благоприятное впечатление, соблюдать этикет, пользоваться языком движений, строить эффективную стратегию в процессе переговоров, грамотно вести дискуссию и пр.

После работы над каждым кейсом студентам можно предложить заполнить анкету, в которой им будет предложено оценить актуальность кейса для их будущей профессии, дать субъективную оценку уровня сложности материалов кейса - какие навыки были, по их мнению, усовершенствованы при работе над кейсом, где в процессе работы возникли наибольшие сложности и пр.

На основе полученной «обратной связи» можно эффективно анализировать интерес студентов, их вовлеченность в процесс работы и мотивацию, а также определять, каким заданиям стоит уделять больше внимания.

В рамках работы над кейсами можно предложить студентам создать собственное «портфолио», в котором будут содержаться выполненные ими письменные задания (отчеты, аннотации и т.п.) и аудио-видео-записи устных заданий (презентации, выступления и т.п.). Такой прием повысит ответственность студентов при внеаудиторной подготовке заданий кейса, позволит им увидеть и проанализировать свою работу со стороны и, при желании, может частично служить источником информации для потенциальных работодателей.

В заключение хочется сказать, что, несмотря на то, что кейс-метод становится все более и более популярен в российских вузах, для поддержания и сохранения высокого уровня образования молодых людей в таких сложных условиях, как конкуренция, повышение требований к выпускникам вузов, а также изменение самых устоев российской системы образования на законодательном уровне, важно разумно комбинировать инновации с традициями с тем, чтобы не потерять тот драгоценный опыт, накопленный и подаренный нам предыдущими поколениями.

Литература

1. Десятова О.В. Активные методы обучения в профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам (на примере кейс-стади) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 7. - С. 148-151.

2. Десятова О.В. Метод кейсов как инновационный подход в профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2011. - № 8. - С. 136-140.

3. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] /А.Долгоруков. - Режим доступа: www.evolkov.net/case/case.study.html.

4. Раицкая Л.К. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность в информационно-образовательной среде Интернет: дидактическая концепция : Монография / Под науч. ред. А.В. Гагарина. - М.: МГОУ, 2012. - 268 с.

5. Раицкая Л.К. Сущность и формирование иноязычной информационной компетенции в высшей школе // Вестник Московского университета. Серия: Педагогическое образование. - 2010. - № 2. - С.28-36.

6. Торкунов А.В. Педагогика и подготовка специалистов-междунардников // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 1. - С.7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.