Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / изучение. / analysis / study.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Привалова Рамина Сарсембаевна

в статье рассматривается один из таких важных вопросов, как изучение населения в целом, с чего начать учащимся. Рассматриваются приемы и средства реализации, деятельностного подхода в обучении географии на примере методики изучения раздела «Население» в курсе «География».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF STUDYING THE POPULATION

the article discusses one of such important issues as the study of the population as a whole, where to start students. The techniques and means of implementing the activity approach in teaching geography are considered on the example of the methodology of studying the section "Population" in the course "Geography".

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Привалова Р.С.

Привалова Рамина Сарсембаевна - учитель первой категории, учитель географии.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение образование «Средняя общеобразовательная школа №12 МО

«Ахтубинский район», п. Верхний Баскунчак

Аннотация: в статье рассматривается один из таких важных вопросов, как изучение населения в целом, с чего начать учащимся. Рассматриваются приемы и средства реализации, деятельностного подхода в обучении географии на примере методики изучения раздела «Население» в курсе «География». Ключевые слова: анализ, изучение.

METHODS OF STUDYING THE POPULATION Privalova R.S.

Privalova Ramina Sarsembaevna - teacher of the first category, teacher of geography, MUNICIPAL GOVERNMENT EDUCATIONAL INSTITUTION "SECONDARY SCHOOL NO. 12" MO "AKHTUBINSKY DISTRICT",

VERKHNIY BASKUNCHAK VILLAGE

Abstract: the article discusses one of such important issues as the study of the population as a whole, where to start students. The techniques and means of implementing the activity approach in teaching geography are considered on the example of the methodology of studying the section "Population" in the course "Geography". Keywords: analysis, study.

Сегодня география является одной из важнейших в общей системе наук дисциплиной. При всех современных изменениях в средней школе география должна оставаться одним из фундаментов естествознания и обществознания. Постичь законы взаимодействия между природой и обществом в самых разных аспектах помогает учащимся географическая картина мира.

Раздел «Население» в курсе «География России» несет важную теоретическую нагрузку. Он формирует важнейшие представления об особенностях населения страны в целом, закономерностях его развития, сущности и динамике глобальных и региональных социально-экономических процессов, и явлений России и мира, закономерностях размещения населения в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, особенностях взаимодействия населения и географической среды, исторических этапах формирования населения разных территорий, особенностях и качестве жизни населения и т.д.

При изучении раздела «Население» учащиеся знакомятся с большим количеством новых социально-экономических представлений, понятий и причинно-следственных связей. С содержательной точки зрения этот раздел несет для учащихся много нового. Содержание раздела «Население» насыщено новыми для школьников теоретическими знаниями (понятиями и причинно-следственными связями), а также представлениями, фактами, новой номенклатурой. К основным понятиям и представлениям, формируемым при изучении раздела, относятся: «естественный прирост населения», «город», «урбанизация» и т.д.

Важной особенностью методики изучения раздела «Население» является его эмоционально-ценностная составляющая. На эту особенность указывал еще Николай Николаевич Баранский, отмечая, что население - это наиболее интересная для школьников тема, не требующая специальной мотивации, необходимой при изучении других разделов и тем школьной географии. Очевидно, что это определяется как психолого-возрастными особенностями учащихся, вступивших в старший подростковый возраст, так и тем простым фактом, что человеку всегда интересен человек, что бы при этом ни изучалось: природа, страны и континенты, современные проблемы.

В современном обществе все большее значение играют показатели, характеризующие качество населения: уровень интеллектуального развития, образования, культуры, квалификации, здоровья и пр. Человек образованный, сознательный, обладающий хорошим здоровьем и высоким уровнем профессиональной подготовки, не только возвращает государству затраченные на него средства, но и многократно их преумножает, создавая материальные, духовные, интеллектуальные ценности. Поэтому ведущим представлением, характеризующим население страны, является «национальный человеческий капитал», под которым понимается наиболее образованная, созидательная, инициативная, профессиональная и здоровая часть трудовых ресурсов, интенсивный производительный фактор экономического развития страны. Люди — это главное богатство страны, поэтому такие внешние, «количественные» характеристики, как его численность, демографические показатели, доля людей трудоспособного возраста и т.д., уже не в полной мере отражают реалии современного мира.

При изучении раздела «Население» необходимо показать учащимся, что для формирования и эффективного функционирования человеческого капитала необходимы значительные затраты государства при создании среды, обеспечивающей высокое качество жизни населения. К основным формам «инвестиций в человека» относятся инвестиции в образование, здравоохранение и социальное обеспечение. В развитых странах суммарные расходы по этим направлениям значительно превышают производственные капиталовложения

В экономически развитых странах в последние полвека инвестиции в человеческий капитал значительно опережают инвестиции в производственный (физический) капитал. В то же время, в условиях плохого качества жизни, низкой безопасности, агрессивной или угнетающей среды проживания и работы высококвалифицированные кадры уезжают в страны с более комфортными и безопасными условиями жизни и труда. За рубежом это явление получило название «утечка умов». Так, в России в 1990-1995 гг. в связи с кризисным состоянием научной отрасли около 50 тыс. российских ученых уехали работать за рубеж. Многолетний процесс «утечки умов» привел к тому, что основная часть мирового человеческого капитала сосредоточилась в развитых странах мира.

При изучении раздела «Население» учащиеся впервые знакомятся с новым для них источником географической информации - массовыми статистическими показателями. Использование этого нового для учащихся средства обучения требует, чтобы учитель научил школьников с ними работать, раскрыл учащимся приемы, с помощью которых можно получить географическую информацию. Учащимся необходимо усвоить, что разные виды отображения статистических показателей служат разным целям: одни показывают динамику явлений, другие - структуру и связи, третьи - состав изучаемых объектов и явлений. Разнообразные статистические материалы раздела служат сначала объектом изучения и лишь после этого - источником информации.

В разделе «Население» ученики знакомятся с большим количеством новых тематических карт (карта «Народы России», «Народы мира», карта «Уровень урбанизации» и т.д.). Как и в случае со статистическими материалами, эти карты также сначала выступают для учащихся объектами изучения (что изображено, каким образом, какого рода географическую информацию можно получить) и только потом - в качестве источника географической информации. При работе с картами учащиеся читают и анализируют социально-экономических показатели (например, плотность населения); устанавливают причинно-следственные связи (например, между степенью благоприятности природных условий и особенностями расселения населения); осуществляют оценочную деятельность (например, обеспеченность какой-либо территории социальной инфраструктурой) и т.д. При этом работа с картами осуществляется на разных уровнях сложности.

При изучении раздела «Население» целесообразно также использовать новые для учащихся карты-анаморфозы. Прежде чем работать с этими картами, следует подробно познакомиться с их содержанием. Например, чтобы убедить, что население России размещается крайне неравномерно, достаточно увидеть анаморфозу «Плотность населения», где площади отображают плотность населения по субъектам Российской Федерации. Такая карта сразу формирует представление о России, как о стране «европейской» по населению и «азиатской» по территории.

Деятельностный подход при изучении раздела «Население» может быть реализован через применение педагогических технологий личностно ориентированного и развивающего обучения: дифференцированного обучения, модульной, коммуникативно-диалоговой и др.

Широкие возможности применения педагогических технологий при изучении раздела «Население» связаны не только с проблемностью, актуальностью, дискуссионностью изучаемого материала, но и с возрастными особенностями учащихся. Учащиеся старшего подросткового возраста обладают возможностью длительно удерживать и быстро переключать внимание, записывать, «сворачивать» и «разворачивать» информацию, имеют значительный «багаж» географической подготовки, которым могут оперировать на нестандартных уроках. Стремление школьников самоутвердиться, высказать свое мнение, общаться с учителем и одноклассниками создают предпосылки для применения активных форм и методических приемов обучения (дискуссий, экспертиз, решения проблемных ситуаций, ролевых игр и т.д.).

Итак, на примере изучения раздела «Население» курса «География России» мы показали, что достижение предметных, личностных и метапредметных результатов обучения возможно, если процесс обучения будет организован на деятельностной основе с применением нового поколения учебников и других пособий УМК. В условиях реализации ФГОС ООО методика изучения раздела «Население» в курсе «География России» должна обеспечивать единство содержательного, операционального и эмоционально-ценностного аспектов учебной деятельности обучающихся.

Список литературы /References

1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии 2-е изд. переработанное. - М: Просвещение, 1990. — 303 стр.

2. Таможняя Е.А., Беловолова Е.А., Лопатников Д.Л. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «НАСЕЛЕНИЕ» В КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.