В.В. Николина
(Нижний Новгород)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ
В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНИКОВ ГЕОГРАФИИ)
DESIGNING EDUCATIONAL JOURNEY IN SCHOOL TEXTBOOKS (ON THE EXAMPLE OF GEOGRAPHY TEXTBOOKS)
В статье раскрываются актуальность и особенности проектирования на примере школьного учебника географии технологии образовательного путешествия. Новизна статьи заключается в том, что в ней раскрыт формат образовательного путешествия в виде параграфа-путешествия, способствующего созданию синтетического образа изучаемой территории и включению школьников в различные роли и виды деятельности.
Ключевые слова: технология образовательного путешествия, проектирование параграфов-путешествий в учебнике географии, дизайн параграфа-путешествия, методы проектирования образовательного путешествия в учебнике.
The article reveals the relevance and design features of educational journey technology on the example of a geography school textbook. The novelty of the article lies in the fact that it discloses the format of an educational journey in the form of a paragraph-journey, which contributes to the creation of a synthetic image of the studied area and inclusion of students in various roles and activities. Key words: : educational journey technology, design of paragraph-journeys in a geography textbook, design methods of an educational journey in a textbook.
Современные учебники реализуют главную цель отечественной школы - способствуют формированию у обучающихся способности самостоятельно учиться путем их включения в различные виды деятельности (познавательную, практическую, проектную, исследовательскую, ценностно-ориен-тационную, коммуникативную, рефлексивную). С этой целью при конструировании учебников применяются разнообразные способы, обеспечивающие развитие у обучающихся мотивации, познавательного интереса, включение их в деятельность по развитию у них предметных, метапредмет-ных, личностных результатов. Учебники географии серии «Полярная звезда» (5-11 класс, М., Просвещение), спроектированные в контексте системно-деятельностного, аксиологического, проектного подходов, отражают проектно-преобразующую парадигму образования и направлены на формирова-
ние географической культуры в контексте ноосферного экогуманистического мировоззрения. В учебниках этой серии представлены различные способы организации деятельности учащихся (познавательная, игровая, проектная), в том числе деятельность учащихся в форме образовательных путешествий. Образовательные путешествия осуществляются в двух вариантах: как реальное путешествие (поход, экскурсия) или виртуально - в воображаемых условиях с помощью электронных ресурсов, аудиофайлов, кинофильмов, географических карт, текстов, фотографий, игровой деятельности учащихся и т.д.
В контексте теоретического анализа среди значимых образовательных технологий, используемых в учебниках географии серии «Полярная звезда», реализуется технология образовательных путешествий. Данная технология рассматривается нами
как гуманитарная технология развивающего образования, характеризующая предмет «география» в деятельностно-событийном контексте. В этом случае образовательное путешествие - это социокультурное ценностно-смысловое событие, обеспечивающее школьникам деятельностное погружение в конкретное географическое пространство путем распредмечивания и означивания географических процессов, объектов, наполняющих его; выявление культурных смыслов географического пространства, которое задается спецификой географического содержания, интересами, потребностями, способами деятельности учащихся, позволяющими им стать соучастниками географического события на основе включения в различные виды деятельности.
Образовательное путешествие по географии носит воспитательный характер в том случае, если из простого перемещения из одной точки в другую по проложенному маршруту по географической карте обучающиеся включаются в географическое событие, погружаясь в которое можно получить собственные впечатления, новые представления о географических объектах и процессах. Организацию образовательных путешествий обеспечивает «порождение ученика как субъекта активности в единстве четырех ипостасей: вхождение в мир природы, в рукотворный мир (мир предметов человеческой культуры), приобщение к миру значимых других, возникновение самосознания» [1, с. 242].
Анализ теоретической литературы и педагогической практики показал, что если для многих школьных предметов образовательное путешествие - инновационная технология, то для школьной географии эта технология не является совершенно новой. Отметим, что в XIX веке в учебнике Д.Д. Семенова (1860 г.) по географии России были впервые сконструированы отдельные уроки-параграфы в виде путешествий. С их помощью обучающиеся знакомились с различными частями России в форме воображаемого путешествия из Санкт-Петербурга по сухопутным, речным и морским путям в различные регионы [2].
В современные учебники географии и в учебно-методические комплексы к ним
включены задания в виде воображаемых путешествий; в методических пособиях для учителя разработаны уроки-путешествия. Существует значительный опыт организации образовательных путешествий во внеурочной деятельности по географии: экскурсии, походы, геокэшинги, квесты, экспедиции, соединяющие элементы ознакомления учащихся с окружающей средой на маршруте и их включением в различные виды деятельности [3, 4, 5]. «В каждом образовательном путешествии сочетаются и взаимодействуют несколько пластов уз -навания и освоения объектов социокультурной среды: первичное ознакомление с ними, приобретение собственного опыта их изучения и усвоения представлений о культурных явлениях и процессах, нашедших в них отражение» [6, с. 57].
Проведенное исследование по проектированию и реализации учебников географии серии «Полярная звезда» (5-11 классы) [7] и учебного комплекса к ним в виде тетрадей-тренажеров (В.В. Николина, 2018) для учащихся, учебных пособий для учителя [8, 9] позволило представить форматы образовательных путешествий в виде: отдельных заданий к параграфам; специальных параграфов, отражающих деятельностное содержание, направленное на формирование универсальных учебных действий «Учимся с "Полярной звездой"», а также в самостоятельных параграфах-путешествиях по материкам и странам, призванных «формировать у школьников пространственное воображение, ролевой опыт, умение работать с картой, а также личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия» [9, с. 16]. Как показал анализ педагогической практики, именно параграфы-путешествия, предназначенные для учащихся по курсу «География. 7 класс», ориентированы на проведение уроков в особой форме маршрутизации с целью создания синтетического образа территории (когнитивного, эмоционально-чувственного) с помощью наложения различных способов (анализа карт, материалов Интернета, фотографий, видеофрагментов, рисунков, различных видов текстов - учебного, научного, художественного, дневникового). Включение школьников в различные соци-
альные роли и виды деятельности нередко вызывает затруднения у учителей при конструировании сценариев урока. Вместе с тем такого рода параграфы и организованная по ним учебная деятельность особенно интересна для 83% учащихся ввиду того, что она учитывает возрастные особенности развития обучающихся и сензитивна их возрасту.
Проектирование учебников этой серии в контексте системно-деятельностного, событийного, культурологического, персонального подходов позволила, во-первых, создавать особый дизайн параграфов-путешествий в форме синтетического панорамного деятельностного содержания, в виде различных видов текстов: текст-описание, текст-объяснение, текст-алгоритм (включает алгоритм «Шаг за шагом»: правила путешествия по материку); текст-навигатор, включающий учащихся в выполнение различных заданий («Повторите правила работы с параграфом-путешествием», «не забывайте следить за маршрутом» и т.д.); текст-рефлексия в виде рефлексивно-обобщающих заданий («Пролетая над Экватором и Венесуэлой, я увидел...» - продолжи), обеспечивающих учащимся «эффект присутствия» в событии; текст-помощник в форме внетекстовых компонентов (графики, маршрутные карты, рисунки и т.д.), обеспечивающих создание образа территории [7].
Во-вторых, при раскрытии содержания изменяется стиль изложения, он отличается от текста предыдущих параграфов, который уже знаком школьникам. Как показало исследование, для 76% учителей оказалось затруднительным включаться в освоение нового вида текста. В этом случае учащимся приходится осваивать новые деятель-ностные социокультурные нормы изучения географического пространства на разных материках в виде события. В этой связи для понимания и усвоения нового содержания необходимо отойти от клиширования, кли-повости восприятия информации и изучать географическое пространство событий-но-деятельностно, когда учебная ситуация на маршруте осуществляется с привлечением текста, карт, фотографий, слайдов, музыкальных отрывков, в которых учащиеся
реализуют себя в социальных ролях: аборигена, туриста, ученого и т.д. М.В. Рыжаков считает, что «прежде чем знание появится как результат, оно должно осуществляться как процесс, то есть как деятельность» [10, с. 28].
В-третьих, авторами было определено структурирование параграфа-путешествия. Особенностями текста-параграфа является его разбивка на небольшие отрывки-кванты, соответствующие маршруту от одной точки до другой. Подобное квантирование текста позволяет организовать игровую учебную деятельность учащихся на описываемом маршруте в виде заданий: подготовьте репортаж о местности, на которой мы в данный момент находимся, напишите эссе; включитесь в диалог с местными «жителями», подготовьте презентацию, организуйте выставку сувениров, ответьте на вопросы параграфа, что вы можете наблюдать, находясь в определенной местности. Важность таких заданий состоит в том, что обучающиеся включаются в события как соучастники, идентифицируя себя с Другим (специалист, местный житель, руководитель маршрута). Таким образом у них формируется социальное поведение. С целью обобщения изученного каждый отрезок маршрута (квант) завершается заданием типа «Следуя от озера Эйр-Норт до Сиднея, я видел.» (продолжи).
Таким образом, при конструировании параграфов-путешествий применяются приемы наполнения содержания и деятельности учащихся новыми смыслами, непосредственной жизненной ситуацией, проблемами, существующими в мире и регионе [11, с. 42].
В четвертых, для параграфов-путешествий разработаны особые событийные «навигационные» карты материков: карта природных зон материка и карта «Страны и занятия населения» с нанесенным маршрутом. При создании карт учитывались следующие их характеристики: образность, красочность, интерактивность, генерализован-ность. При проектировании маршрутов, для того чтобы учащиеся являлись соучастниками географического события, были выделены следующие особенности маршрутиза-
ции: 1) трассы - проложенный маршрут от точки до точки; 2) доминантные объекты, характеризующие географические объекты материка (города, столицы государств, крупнейшие реки и озера, уникальные природные и культурные объекты, являющиеся памятниками Всемирного наследия) в форме рисунков, знаков; 3) узлы-точки, соединяющие один маршрут с другим и необходимые для организации остановок (встреч), на которых учащиеся выполняют различные индивидуальные или групповые задания. Считаем, что маршруты-трассы, узлы-точки, доминантные объекты на навигационных событийных картах создают мировую культурную ось, в которой интегрируются ценности, смыслы, способы деятельности учащихся. В ней учащиеся находятся как бы в нескольких плоскостях: в плоскости изучения конкретных географических событий и явлений на маршруте, в плоскости «пространства полета», в плоскости географических ценностей, становясь соучастниками события-путешествия.
В-пятых, при проектировании параграфов-путешествий для организации восприятия географического пространства был использован прием создания атмосферы полета, которая ощущается при сопоставлении текста учебника и помещенных навигационных карт. Создание у учащихся состояния «полета» обусловлено тем, что они при изучении отдельных территорий материка должны «преодолевать» по карте большие расстояния, положение ученика над картой, как бы с высоты полета на самолете, создает пространственный образ, формирует способность ориентироваться по карте: на север, на юго-запад, к северо-востоку от ... и т.д. Следуя за маршрутом по тексту параграфа и картам, учащиеся идентифицируют себя с участниками путешествия, включаясь в получение нового опыта в данном событии, развивая у себя пространственное мышление, испытывая эстетическое чувство духовной слитности с миром, связанное с переживанием чувства полета. Изучению полета способствуют слова текста параграфа: «Представьте, что ...», «Дальше наш путь лежит ...», «Не забывайте следить за маршрутом путешествия по картам.». При
этом на маршруте существует возможность «отклоняться от маршрута путешествия, когда учащиеся выполняют предлагаемые учителем или собственные (персональные) исследования и проекты» («В гостях у пингвинов», «Моя Австралия», «Африка Николая Гумилева», «По маршрутам путешествий Федора Конюхова», «По маршрутам русских исследователей Евразии », «Прогнозируем будущее течение Гольфстрим», «Выясним особенности природы в этом районе»). При этом имеется возможность прокладывания учениками собственных маршрутов при изучении материков и проведении ими исследований на этих территориях.
Подчеркнем, что наряду с навигационными картами параграфы-путешествия ориентируются на карты атласа и карты Приложения к учебнику. Их наложение обеспечивает образовательный эффект - «понимание» и знание пространственных объектов на определенной территории, обеспечивая диалог с миром.
Проектирование параграфов-путешествий позволило сделать вывод о том, что дидактической единицей урока-путешествия становится учебная ситуация, позволяющая трансформировать научное географическое содержание в событийно-де-ятельностное на основе учебных задач и требующая от обучающихся в условиях индивидуальной или групповой (командной) работы применения необходимых универсальных способов действия, нравственного выбора в оценке событий, процессов и явлений, проблем.
Событийный формат предполагает, что учащиеся выступают в образовательном путешествии субъектом и на основе параграфов-путешествий включаются в уроки в форме путешествие-игра, путешествие-проект, путешествие-полет, путешествие-круиз, путешествие-экспедиция и т.д. Чаще всего, как было выяснено, на одном уроке-путешествии соединяется несколько форм. Например, урок-путешествие в форме круиза по Средиземному морю соединяет в себе элементы игры (как будто), проекта, репортажа и т.д., на нем учащиеся для получения планируемых результатов включаются в различные виды деятельности. Учитель в
образовательном путешествии становится сопровождающим тьютором, консультантом, организующим, направляющим, корректирующим деятельность учащихся. Оценка результатов образовательных путешествий осуществляется в виде презентаций проектов, эссе, описаний маршрутов, решений парадоксальных задач, оставляющих эмоциональный отклик у школьников.
Таким образом, проведенное теоретическое исследование и практическое воплощение его результатов в виде серии учебников географии «Полярная звезда» (2007-2019) расширило научное знание об использовании в них технологии образовательного путешествия в формате параграф-путешествие. Образовательное путешествие в учебниках раскрывается как гуманистическая событийная технология, позволяющая школьникам включаться в различные виды деятельности. Показано, что проектирование параграфов в виде путешествий осуществлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей современных
школьников. Параграфы в виде образовательных путешествий создают синтетический образ территории, воплощающейся в виде разнообразных текстов (текст-описание, текст-объяснение, текст-алгоритм, текст-навигатор, текст-рефлексия), особого стиля изложения, системы заданий, особых навигационных карт, рисунков, схем, таблиц. Выявлено, что при проектировании в учебниках параграфов-путешествий дидактической единицей становится учебная ситуация, позволяющая трансформировать научное содержание в событийно-деятель-ностное на основе учебных задач, реализации универсальных способов действий учащихся, их нравственного выбора в оценке событий. Создание дизайна параграфов-путешествий - большой труд авторского коллектива, художников, картографов, редакторов, позволивших создать новый формат в учебниках, а деятельность учителя-профессионала - «включить» учащихся в образовательное путешествие по материкам и странам.
Литература
1. ПетровскийА.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 320 с.
2. Семенов Д.Д. Уроки географии. - СПб., 1860. - 234 с.
3. Крылова О.В. Уроки географии. 7 кл. - М.: Просвещение, 1990. - 240 с.
4. Даринский А.В. Методика преподавания географии. - М.: Просвещение, 1975. - 368 с.
5. Бороздинов Н.М. Сборник самостоятельных работ учащихся по географии в 5 классе. Из опыта работы. - М.: ГУПИМП РФ, 1960. - 126 с.
6. Фирсова А.М. Образовательное путешествие как форма интенсификации восприятия и анализа явлений культуры // Нижегородское образование. - 2015. - № 1. - С. 55-59.
7. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. География. 7 класс: учебн. для общеобраз. школ. - М.: Просвещение, 2017 - 255 с.
8. Николина В.В. География. Мой тренажер. - М.: Просвещение, 2018. - 95 с.
9. Николина В.В., Королева А.А., Кучинова Н.В., Юлова М.Е. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2018. - 197 с.
10. Рыжаков М.В. Обучение географии как воспитание личности: от совершенствования к обновлению // География в школе. - 1990. - № 5. - С. 27-30.
11. Николина В.В. Социокультурная практика и ее реализация в линии учебников географии «Полярная звезда» // География в школе. - 2017. - №1. - С. 38-44.