ББК 74.26 УДК 37.02
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Т.М. Ковалева
Аннотация. В статье обсуждается создание принципиально иной организации образовательного процесса, так называемого открытого образования, в котором выделяется ряд существенных преимуществ. В открытом образовании, организованном, как правило, по сетевому принципу, не существует уже ставшей привычной, жесткой структуры взаимодействия учеников и учителей в традиционном учебном процессе, зато есть общая проблематика и взаимно пересекающиеся проектные и исследовательские интересы взрослых и детей, обмен информацией и опытом. Это задает принципиально иное сопровождение проектной и исследовательской деятельности школьников, которое представлено в данной статье на примере авторской технологии образовательного путешествия.
В образовательных путешествиях могут быть созданы специальные условия, позволяющие школьникам научиться самостоятельно проектировать собственную образовательную программу, организуя между собой взаимодействие относительно общих познавательных интересов. Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся одной экспедиционной командой. В отличие от 171 обычной поездки в путешествие отправляется, как правило, тот, кто хочет найти ответ на какой-то очень важный для себя вопрос. Экспедиционная команда сама разрабатывает маршрут и согласовывает его с целями всех участников.
Для создания этих условий и необходима сетевая организация. А для формирования у школьников умения взаимодействовать сетевым образом, технология образовательного путешествия предполагает особую педагогическую позицию - тьютора. Современная школа и центры досу-говой деятельности, ищущие способы сочетания образовательных традиций и процесса личностного развития школьников и использующие при этом принципы организации сетевого образования, - это как раз те места, где возникает необходимость реальной тьюторской работы. В качестве примера представлена совместно разработанная тьюторами и школьниками одна из экспедиционных программ по Франции.
Ключевые слова: образовательное путешествие, открытое образование, индивидуальная образовательная программа, тьютор.
EDUCATIONAL TRIP AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY IN THE WORKING PROCESS OF A MODERN TEACHER
I T.M. Kovaleva
Abstract. The article discusses the creation of a fundamentally differen t organization of educational process, so-called open education in which a number of essen tial advantages is allocated. In the open education organized, as a rule, by the network principle there is no habitual, rigid structure of pupils and teachers interaction in the traditional educational process, but there is a general perspective and mutually crossed design and research interests of adults and children, exchange of information and experience. It sets essentially different maintenance of design and research activity of school students which is presented in this article on the example of author's technology of educational trip.
In educational trips special conditions allowing school studen ts to learn to project independently their own educational program can be created, organizing among themselves in teraction of rather com mon cognitive in terests. All alleged participan ts of the educational trip become one expedition team . Unlike a usual trip only those who want to find the answer to some important question, set off on a journey, as a rule. The team itself works out the route and coordinates it with the purposes of all participan ts.
The network organization is also necessary for creation of these conditions. And for formation at school studen ts of ability to in teract in a network way, the technology of educational trip assumes a special pedagogical position - the tutor. Modern schools and centers of leisure activity which are looking for ways to com bin e educa tion al tradition s and the process of personal developm en t of school studen ts and thus use the principles of the organization of the network education, is just those places where there is a need of real tutorial work. .4s an example the article presen ts one of the forwarding programs for France which is jointly developed by tutors and school students.
Keywords: educational trip, open education, individual educational program, tutor.
Сегодня многие педагоги обсуждают дополнительные возможности в организации современного образовательного процесса, его открытость, вариативность. В связи с этим становится возможным создание принципиально иной организации образовательного процесса, так называемого
открытого образования, в котором можно выделить ряд существенных преимуществ. В открытом образовании, организованном, как правило, по сетевому принципу, не существует уже ставшей привычной, жесткой структуры взаимодействия учеников н учителей в традиционном учебном
процессе, зато есть общая проблематика п взаимно пересекающиеся проектные н исследовательские интересы взрослых н детей, обмен информацией н опытом. Это задает принципиально иное сопровождение проектной и исследовательской деятельности школьников, которое будет представлено в данной статье на примере авторской технологии образовательного путешествия [1].
Для организации отдыха современных школьников сегодня уже становится недостаточно просто интереса детей к любым поездкам. Для появления н оформления новых идей, касающихся сетевой организации образовательного досуга во внешкольное и каникулярное время, необходимы иные педагогические технологии, применение которых гарантировало бы серьезные образовательные результаты. Каникулы в этом смысле могут стать не просто отдыхом, а увлекательным процессом проектной н исследовательской деятельности школьников и одновременно своеобразным продолжением работы учителя. Сегодня многие школы и Центры внешкольной работы продолжают работать со своими учениками и во время каникул, предлагая им увлекательные поездки по разным городам нашей страны и мира. Ориентируясь на предложения различных фирм, занимающихся организацией досуга учащихся, школы фактически реализуют одну из двух стратегий, делясь на тех, кто стремится, прежде всего, сохранить образовательные традиции в досуговой деятельности и тех, кто пытается организовать современный отдых, в первую очередь, как развлекательный.
Поездки учащихся за границу могут стать своего рода компромис-
сом между этими двумя стратегиями, если педагогический коллектив, организующий поездку, прежде всего сам разделяет ценности образования как культуры особой работы с прошлым н будущим. В таком случае могут быть созданы специальные условия, позволяющие детям в этих образовательных путешествиях научиться самостоятельно проектировать собственную образовательную программу, организуя между собой взаимодействие относительно их общих познавательных интересов. Сегодня, к сожалению, образовательный туризм в нашей стране все больше ассоциируется с обучением в колледже за рубежом или погружением в иную культуру через проживание в «приемной» семье. В отличие от этого, технология образовательного путешествия предлагает возродить его внутренний сущностный смысл, прежде всего как духовного странствия, путешествия «в поисках самого себя» [2].
Для учащихся старшей школы, с которыми преимущественно работает технология образовательного путешествия, ведущей деятельностью является построение проектов своей будущей жизни. В первую очередь, это ценностное, экзистенциальное проектирование, подразумевающее культурное самоопределение старшеклассников, как присоединение к той или иной культурной традиции [3].
В нашем понимании, путешествия за границу — это путешествия не только н не столько в пространстве — в другие страны, а и во времени — к истокам культуры; в эпохи, где хранится то наследие, на которое может опираться современная культура. Это — путешествия в историю народов, приобщение
к исканиям наших предшественников. Предмет нашего интереса — не сиюминутные приключения, а вечные истины и их историческое прочтение, запечатленные в памятниках культуры. Молчаливые пирамиды, величественный Акрополь, гордый Колизей, таинственный Вифлеем, ветреный Версаль, туманный Альбион, старинный Кремль... [1].
Такое образовательное путешествие предполагает, что маршрут выбирается не в готовом виде из путеводителей, и во главе путешественников стоит не гид-экскурсовод. Участники такого образовательного путешествия — не пассивные слушатели н даже не активные потребители, они соавторы — реальные проектировщики и исследователи. Мы постарались в своей образовательной практике найтн такие педагогические способы и приемы, с помощью которых школьникам удается выйти за «границу» потребительского отношения к культуре, привычного отношения к миру, традиционного отношения к форме и методам обучения и непосредственно встретиться с Культурой.
Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся одной экспедиционной командой. В отличие от обычной поездки в путешествие отправляется, как правило, тот, кто хочет найтн ответ на какой-то очень важный для себя вопрос. Экспедиционная команда сама разрабатывает маршрут и согласовывает его с целями всех участников. Цель путешествия — не просто географическая точка на карте, это шанс найтн там ответ на свой вопрос — индивидуально значимый для каждого школьника, отправляю-
щегося в путешествие. Можно сказать, что такой вопрос рождается в некотором смысле на пересечении индивидуальной жизни и истории рода человеческого.
Каждый ученик строит свой собственный индивидуальный образовательный проект — как способ ответа на свой вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться и заканчиваться, какие индивидуальные н общие командные события он видит в своем образовательном путешествии.
В самом путешествии овладевшие новым знанием школьники участвуют в турнирах нлн строят город, пишут летописи или произносят памятные речи — делают первые попытки вписать свои наблюдения и исследования в «собственную историю», создавая таким образом произведения, которые могут быть, подобно произведениям культуры, затем переданы другим людям, а не остаться только лишь достоянием их личных впечатлений.
Встреча с Культурой — каждый раз событие индивидуальное и неповторимое, а экспедиции — дело, как правило, командное. Первоначальные вопросы школьников выглядят очень разными и абсолютно не связанными друг с другом, но они могут быть услышанными, если их усилить и связать с интересами других.
Это становится возможным при следующих условиях:
• сочетать абсолютно разные вопросы на едином маршруте, не утеряв при этом возможности каждой индивидуальной встречи с Культурой:
• подойти различными путями к исследованию одной и той же темы:
• объединить разобщенных вопросами школьников в исследовательские команды;
• сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи;
• сделать так, чтобы личные события сложились в культурно значимые.
Как раз для создания всех этих условий и необходима сетевая организация. А для формирования у школьников умения взаимодействовать сетевым образом, технология образовательного путешествия предполагает особую педагогическую позицию — тьютора.
Исторически фигура тьютора возникла в средневековье и оформилась в Великобритании: сначала в Оксфордском, а затем в Кембриджском университетах, на следующих принципах:
• неформальная подготовка студента вместо формальных профессорских лекций,
• формирование личной ответственности за знание,
• способность видеть весь потенциал богатой университетской среды и использовать ее, выстраивая личную образовательную программу вместо обучения по внешне предложенной н одинаковой для всех учебной программе [4].
Позиция тьютора и закрепилась в культуре как позиция педагога, который помогает школьнику или студенту создавать собственную образовательную программу, консультируя его при необходимости по очень многим вопросам. В нашем случае каждый этап проектного и исследовательского действия в образовательном путешествии также сопровожда-
ется тьютором или педагогом (учителем) с тьюторской компетентностью. Вместе со школьником тьютор углубляет его интерес, обращаясь за помощью к различным источникам и архивам культуры. Тьютор, или учитель с тьюторской компетентностью, изучает стиль образовательного действия каждого учащегося, и вместе с тем организует общую командную работу и сетевое взаимодействие по нахождению нужного знания в экспедиции. Таким образом, постепенно, первоначально разрозненные интересы участников образовательного путешествия собираются, как элементы мозаики, в общем сценарии экспедиции.
Во всем этом процессе разнообразной педагогической работы выделяются важные составляющие технологии, на которые необходимо опираться учителю, чтобы путешествие, действительно, получилось образовательным. Организовать его сетевым образом помогает различение:
• стилей образовательного поиска: наблюдения, коммуникации, игры;
• знаков культуры: символов, слов и образов действия;
• культурных практик: мирообу-стройства, общежития и самостроительства.
Эти составляющие технологии образовательного путешествия опираются прежде всего на антропологические идеи Л. Выготского [5] и М. Фуко [6].
Тьютором становится, как правило, тот, кто сам уже прошел подобный путь н теперь может сопровождать школьников. Поэтому он должен уметь рефлектировать свой собственный опыт.
Дни Местопребывание и достопримечательности Общие образовательные действия Образовательные действия команд Индивидуальные образовательные действия
1 Москва -Марсель (остров Ив, Старый порт, Нотр-Дам-де-ла-Гард) Совет экспедиции: деление на экспедиционные команды «Эйфель и К0» - постигает инженерный и деловой гений Франции «Бомонд» - приобщается к французскому образу жизни «Вся королевская рать» - изучает перипетии свободы и власти французской истории Советы команд: формулируем темы командных исследований, важные для понимания культуры Франции, например: «Рукотворный гений Франции» «Франция и Россия» «Франция - империя свободы» Школяры определяют сферу своих интересов: архитектура и техника, экология среды и менеджмент культуры искусство повседневности: культура трапезы, изящество манер и стиля, родство русской и французской души политика большая и малая: игры королей и судьбы героев, диктат моды и путь к себе
2 Марсель -Авиньон (Папский дворец. Авиньонский и Гарский мост) Авиньон -Париж (скоростной поезд) До обеда: командные исследования на общих этапах маршрута После обеда: индивидуальные исследования на эксклюзивных частях маршрута, например, исследователи национальной кухни - ищут, где можно отведать «ужин монаха» Вечер: Советы команд -распределение командных ролей, например, команда «Вся королевская рать»: быть: Наполеон и Жанна д'Арк, Марат и Робеспьер, Король-Солнце и Мазарини, Коко Шанель и Пьер Карден Каждый школяр ставит важные для него вопросы, на которые сам ищет ответы в экспедиции, например: «Эйфель и К0»: Готика истоки и вершины (развитие воображения) Версаль - менеджерский проект (взгляд предпринимателя) Франция - водная держава (экологическое сознание) Йечерам.-Дневниковые записи
3 Париж (Эйфелева башня, Лувр) Модель первой половины дня: каждая команда ищет свои ответы, например, в Лувре: Пейзажи и проект музея - вдохновение инженерной мысли (Крыло Сюлли) Портеры и интерьеры - игра характеров и расстановка игроков (Крыло Денон) Натюрморты и костюмы - искусство быта (Крыло Ришелье) Вечер - чтения в командах книг и мемуары о Франции: помимо задачи помощи в понимании иной культуры - представляют образцы разных форм ее осмысления Каждый школяр осваивает один из методов самообразования: научное исследование (Эйфель и К0»), коммуникативное исследование («Бомонд»), ролевое исследование («Вся королевская рать»)
> <
О
сп
>
со
о
СП
>
3
< >
4 Париж (остров Сите: Собор Парижской Богоматери, Сент-Шапель, Консьержи, прогулка по Сене) Модель второй половины дня -индивидуальные маршруты: Центр Помпиду и район Дефанс (инженерный шарм и деловая жизнь); Триумфальная арка, площадь Бастилии и салоны мод (лики свободы) «Здесь жил и творил...» (русские в Париже) Чтения в командах: это могут быть отрывки из Гюго и Дюма, Кодекса Наполеона и светских хроник, записки Тургенева и Карамзина... Каждый школяр собирает полученные в экспедиции ответы в форму: научного доклада или статьи речи или письма сочинения в художественном жанре
5 Париж - Версаль День - командные и индивидуальные исследования Вечер - подготовка командных проектов: конференции, приема и перформанса Приведение в порядок дневниковых заметок и оформление индивидуальных экспедиционных трофеев, например: проекта достраивания Нотр Дам де Пари, послания Жанны д'Арк потомкам; путеводителя по дворцовым интригам, сборника рецептов жизни со вкусом т.д.
б Париж - Тур (путешествие по Луаре: монастырь Фонтевро, замки Азе-ле-Ридо, Амбуаз)
7 Долина королей: замки Шенонсо, Шомон, Шамбор Орлеан - Париж
8 Париж (Сорбонна, Латинский квартал и Сен-Жермен -де -Пре) Открытая конференция команды «Эйфель и К0>> Команды презентируют друг другу добытые знания, все вместе складывают полное представление о культуре Франции, ее значимости для современного человека, возможностях ее узнавания Освоение различных форм социальной жизни знания: конференции интеллектуальной беседы театрального представления
9 Париж (Монпарнас/ Монмартр/ Диснейленд) Перформанс «Герои и мода» команды «Вся королевская рать» Вечерний прием в Салоне «Бомонд»
10 Париж - Москва Прощание с Парижем - «Кто - куда»
=1
ф
ь
о
ф
г> ^
0
аз
1
а -<
о
Е
^
о ф
Современная школа и центры до-суговой деятельности, ищущие способы сочетания образовательных традиций н процесса личностного развития школьников и использующие при этом принципы организации сетевого образования, — это как раз те места, где возникает необходимость реальной тьюторской работы. Заметим, что школы и Центры, постоянно работающие с конкретными школьниками, имеют большие преимущества перед любыми туристическими фирмами, желающими осваивать образовательный туризм, так как родители, в первую очередь, доверяют учителям и воспитателям, которые общаются с нх детьми ежедневно. Таким образом, сегодня возникает реальная необходимость в освоении для желающих учителей новой для них тьюторской деятельности.
С начала 1990-х гг. некоторые педагогические коллективы разных регионов России (в том числе из Брянска, Ижевска, Москвы, Между -реченска, Набережных Челнов, Томска н др.) начали выстраивать экспериментальную тьюторскую практику. С 1998 г. профессия тьютора в России стала официальной и введена в единый квалификационный справочник [7].
История образовательных путешествий в России говорит о том, что раньше в такие путешествия отправлялись выпускники элитно-государ-ственных или частных образовательных заведений, то есть те, чей будущий профессионализм требовал целостного образования, связанного с личным знакомством с историей и современным состоянием европейской культуры. Начиная с петров-
ских времен, это были прежде всего претенденты на службу государственного масштаба — научную или дипломатическую, военную или управленческую. Сегодня родители, отправляющие своих детей в зарубежные поездки, руководствуются, скорее, соображениями не государственного масштаба, а семейного престижа, и будущую карьеру своих детей не связывают напрямую с этими путешествиями.
Но современные образовательные путешествия, как и любые другие модели организации сетевого образования, формируют определенные качества, необходимые сегодня каждому человеку, а именно: проектные и исследовательские компетентности, образовательную мобильность. Например, образовательная мобильность — это не только возможность перемещаться по миру в поисках образовательных ресурсов, быстро устанавливать связи с другими людьми и обмениваться с ними найденными ресурсами, но и формирование умения учиться в разных культурных средах, опираясь на различные культурные источники, а не только на учебники и непосредственное взаимодействие с учителем.
Таким образом, оформляя сегодня технологию образовательного путешествия, как одну нз возможных педагогических технологий работы учителя, мы, как и многие педагоги, исходим нз того, что навыки самообразования, проектирования и исследования, а также умение создавать «образовательные сети» (а затем н жнть в них), приобретаемые школьниками во время наших путешествий, являются основными ком-
петентностями для решения многих современных профессиональных и социальных проблем.
В заключение в качестве примера представляем Вашему вниманию совместно разработанную с тьюторами н школьниками одну из наших экспедиционных программ по Франции [1] (см. таблицу)
СПИСОК источников И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковалева, Т.М. Образовательное путешествие как новый (хорошо забытый старый) вид туризма [Текст] / Т.М. Ковалева,
H.В. Рыбалкина // Внешкольник. - 2003. - № 9.
2. Розан, В.М. Философия субъективности [Текст] / В.М. Розин. - М.: АПК и ППРО, 2011.
3. Ковалева, Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении [Текст] / Т.М. Ковалева // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. -М.: АПКиППРО, 2009.
4. Иностранные университеты [Текст] / под ред. JI.A. Богдановича. - М., 1899. - Вып.
I. Университеты Англии и годы студенчества знаменитых людей.
5. Выготский, Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка [Текст] / JI.C. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1984.
6. Фуко.М. Этика заботы о себе как практика свободы [Текст] / М. Фуко // Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью. - М.: Праксис, 2006. - Ч. 3.
7. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005 [Текст]. - Томск, 2005.
REFERENCES
1. Kovaleva Т.М., Rybalkina N.V., Obrazova-tel 'noeputeshestvie kaknovyi, Vneshkol'nik, 2003, No. 9.
2. Rozin V.M., Filosofiya sab 'ektivnosti, Moscow, APKiPPRO, 2011.
3. Kovaleva T.M., О deyatel'nosti t'yutora v sovremennom obrazovaternom uchrezhde-nii, Organizatsiva t'vatorskogo soprovozh-deniya v obrazovatel 'пот achrezhdenii: sodetzhanie, normirovanie i standartizatsiya deyatel'nosti t'yutora: Materialy Vserossi-iskogo nauchno-metodicheskogo seminara, Moscow, APKiPPRO, 2009.
4. Inostraimye universitety. Vyp. I. Universitety Anglii i gody studenchestm znamenitykh lya-dei, (ed.) L.A. Bogdanovich, Moscow, 1899.
5. Vygotsky L.S., "Oriidie i znak v razvitii re-benka", in: Edem: Sobranie sochinenii. Tom shestoi. Nauchnoe nasledstm, Moscow, Ped-agogika, 1984, 5-90.
6. Foucault M., "Etika zaboty о sebe kak prak-tika svobody", in: Intellektaaly i vlast'. Tz-brannve politicheskie stat'i, vystiipleniva i intern'yn, Part 3, Moscow, Praksis, 2006.
7. T'yutorstvo: kontseptsii, tekhnologii, opyt. Yiibileinyi sbomik, posvyashchennyi 10-leti-vii t'yutorskikh konferentsii. 1996-2005, Tomsk, 2005.
Ковалева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Институт детства, Московский педагогический государственный университет, tkova@ mail.ru
Kovaleva Т.М., Dr. of Science (Pedagogy), Professor, Pedagogy Department, Institute of Childhood, Moscow State Pedagogical University, [email protected]