Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНАМОРФИРОВАННЫХ КАРТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНАМОРФИРОВАННЫХ КАРТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метапредметные результаты обучения / география / анаморфированные карты / metasubject results of training / geography / anamorphic maps

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чедова Татьяна Евгеньевна

Освещается вопрос о формировании метапредметных результатов обучения учащихся основной школы, представлены возможности применения в процессе обучения географии новых информационно технических средств обучения, способствующих формированию универсальных учебных действий школьников. В работе рассматриваются географические анаморфированные карты, помогающие более эффективному достижению предметных результатов обучения и формированию ключевых компетенций обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чедова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF METASUBJECT RESULTS IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN THROUGH THE USE OF ANAMORPHIC MAPS IN GEOGRAPHY LESSONS

The article covers the issue of forming metasubject learning for children of primary schools, and presents the possibilities of using new information and technical teaching tools in the process of teaching geography that contribute to the formation of universal educational actions of schoolchildren. The paper considers geographical anamorphic maps that help to achieve more effective subject learning outcomes and the formation of key competencies of children.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНАМОРФИРОВАННЫХ КАРТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

РАЗДЕЛ 4. ПУБЛИКАЦИИ МАГИСТРАНТОВ. НАПРАВЛЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА». К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ fV:

УДК 371.214.5:91(07)

DOI: 10.24411/2308-7218-2020-10116

Чедова Татьяна Евгеньевна

магистрант кафедры педагогики и психологии, 1-й курс

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 215-18-76 (доб. 418) e-mail: tanya-ch12@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНАМОРФИРОВАННЫХ КАРТ НА УРОКАХ

ГЕОГРАФИИ

Tatyana E. Chedova

Master's Student of the Department of Pedagogy and Psychology, 1st year

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaya, 614990, Perm, Russia e-mail: tanya-ch12@rambler.ru

FORMATION OF METASUBJECT RESULTS IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN THROUGH THE USE OF ANAMORPHIC MAPS

IN GEOGRAPHY LESSONS

Аннотация. Освещается вопрос о формировании метапредметных результатов обучения учащихся основной школы, представлены возможности применения в процессе обучения географии новых информационно -технических средств обучения, способствующих формированию универсальных учебных действий школьников. В работе рассматриваются географические анаморфированные карты, помогающие более эффективному достижению предметных результатов обучения и формированию ключевых компетенций обучающихся.

Ключевые слова: метапредметные результаты обучения, география, анаморфированные карты.

Abstract. The article covers the issue of forming metasubject learning for children of primary schools, and presents the possibilities of using new information and technical teaching tools in the process of teaching geography that contribute to the formation of universal educational actions of schoolchildren. The paper considers geographical anamorphic maps that help to achieve more effective subject learning outcomes and the formation of key competencies of children.

Key words: metasubject results of training, geography, anamorphic maps.

© Чедова Т.Е., 2020

Важным элементом в преподавании географии в настоящее время является использование на уроке интерактивных методов и средств обучения. Огромное методическое наследие и современные активные методы, приемами, технологии и формы обучения позволяют достичь цели обучения. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) и технические средства обучения (ТСО) раскрывают огромный потенциал для работы учителя. Целесообразное и методически продуманное использование ИКТ и ТСО на уроке позволяет мотивировать обучающихся к учебной деятельности, способствует формированию метапредметных результатов обучения.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, и реализация национального проекта «Образование» позволяют выделить основные результаты обучения и воспитания и создать условия для проектирования универсальных учебных действий (УУД), которыми должны владеть обучающиеся. В результате формирования основных видов УУД обучающиеся получают возможность применять умения во всех видах учебной деятельности, в творческой сфере и повседневной жизни. Метапредметные результаты обучения подводят обучающегося к важнейшему умению учиться, самостоятельно действовать при планировании деятельности, поиске информации и ее обработке, в коммуникации с людьми и принимать для себя личностно значимые установки, необходимые для жизни [5, 6].

Немаловажным условием при формировании метапредметных результатов обучения является мотивация в процессе обучения, проектирование самостоятельной деятельности обучающихся, контроль и фиксация, а также обогащение и расширение содержательной части урока.

Для гармоничного развития личности обучающихся и формирования у них метапредметных результатов педагогу необходимо обращать внимание на современные активные методы, технологии, формы, приемы обучения всем предметам, в частности, географии. В этом случае для ребенка процесс усвоения важнейших умений будет интересным, а значит, незатруднительным.

Одним из интерактивных методов обучения является применение на уроках географии метода анаморфирования карт. В данной работе раскрывается особенность использования метода на уроках географии.

Метапредметное содержание образования, по мнению А.В. Хуторского, становится одним из главных педагогических понятий и наиболее ценным, чем «предметное содержание образования». Метапредметное содержание образования на этапе конструирования имеет общепредметную инструментальную функцию, а в ходе учебного процесса преобразуется в деятельности обучающегося в особое содержание образования [6].

Как считает А.В. Хуторской, на данный момент в современных стандартах предлагается считать метапредметной деятельностью универсальные учебные действия обучающихся (планирование, целеполагание, оценивание и т.д.). Между этими двумя видами деятельности, конечно же, есть сходство: выход за предметную область. Метапредмет - это то, что стоит за предметом или несколькими предметами, то, что позволяет установить с ними

РАЗДЕЛ 4. ПУБЛИКАЦИИ МАГИСТРАНТОВ. НАПРАВЛЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА». К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

связь. Метапредметная деятельность взаимосвязана с предметной деятельностью и находится в ее фундаменте [6].

Человеку привычны общеучебные географические карты, знания о мире мы получаем именно посредством таких карт, но существуют другие карты, те, которые имеют совершенно новый взгляд на реальную действительность. Привычные объекты на таких картах преобразуются, изменяя масштаб, площадь, положение и другие показатели. Данные карты носят название анаморфированных.

Под названием «анаморфозы» понимается целый класс картографических произведений, объединенных тем, что в их основе лежит «пространство выровненного явления» - пространство, в котором длины объектов (или их площади, или их объемы) определяются свойствами этих объектов [2].

Анаморфированные карты - это графическое изображение, производное от географической карты, масштаб объектов на которой пропорционален значению их характеристик.

Анаморфировать карты возможно, используя любую географическую информацию (значение), например: внутренний валовой продукт на душу населения, численность населения, плотность населения, долю населения с высшим образованием, урбанизацию.

В настоящее время анаморфированные карты возможно создавать с помощью различных программ и приложений. Например, с помощью программы МарМоРго или приложения для смартфонов Р^оБеАзгшег [7].

Программы и приложения обеспечены возможностью загружать различные карты, задавать параметры и изменять изображение, а также вводить легенду карты.

Географию от других дисциплин отличает четко выраженная практическая направленность. По словам О.В. Крыловой, проблема несоответствия знаний умениям может решиться путем проведения программных практических работ, которые повышают уровень самостоятельной познавательной активности обучающихся и систематическое закрепление полученных знаний [4].

Учитель школы-интерната № 12 г. Тирасполя О.Н. Бурла в статье «Применение карт-анаморфозов в курсе социально-экономической географии» дает теоретический обзор понятия «анаморфоз» и способов анаморфирования. В том числе автор делится опытом использования карт на уроках географии в 10-м классе, где карты-анаморфозы используются в сравнении с привычными социально-экономическими картами [1].

Д.В. Заяц, научный сотрудник географического факультета МГУ, опубликовал статью «Привлечение ресурсов сети Интернет в курсе экономической географии мира», где представлен полный обзор интернет-ресурсов, которые можно эффективно использовать на различных этапах уроков для учащихся 10-11-х классов. Тема анаморфоза также раскрывается с точки зрения привлечения обучающихся к анализу искаженных изображений. Автор статьи подчеркивает, что наглядность обычных карт можно повысить способом анаморфирования [3].

Анализ печатных периодических изданий, электронных библиотек и ресурсов сети Интернет позволяет сделать вывод, что анаморфированные изображения в педагогической практике применяются недостаточно широко.

Объяснить это можно следующими причинами: отсутствует методика использования анаморфоз в преподавании географии, широкому пользователю доступна лишь небольшая часть созданных профессионалами анаморфированных изображений, анаморфозы регионов России присутствуют фрагментарно, программы для анаморфирования карт сложны в использовании, материально-техническая база школ не соответствует техническим требованиям проведения урока с созданием анаморфоз в классе [7].

В дальнейшей работе планируется разработка программы по формированию метапредметных результатов обучения с помощью анаморфированных карт на уроках географии в 9-м классе. Данная программа будет содержать комплекс заданий для уроков и практические работы, направленные на работу с картами-анаморфозами.

Список литературы

1. Бурла О.Н. Применение карт-анаморфозов в курсе социально-экономической географии [Электронный ресурс] // География. Все для учителя!. -2015. - № 21. - URL: http://journal.osnova.com (дата обращения: 10.05.2020).

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2. -М.: Русский язык, 2000. - 779 с.

3. Заяц Д.В. Привлечение ресурсов сети Интернет в курсе экономической географии мира [Электронный ресурс] // География: журн. - 2008. - № 23. -URL: https: //geo.1sept.ru (дата обращения: 08.05.2020).

4. Крылова О.В. Система практических работ по географии в 6-10 классах // Практические работы. - 2017. - № 1. - С. 1-6.

5. Национальный проект «Образование»: утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 10 от 03.09.2018).

6. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: науч.-метод. пособие. - М.: Эйдос: Изд-во Ин-та образования человека, 2012. - 73 с.

7. Чедова Т.Е. Использование метода анаморфирования карт в курсе социально-экономической географии мира // Всероссийская научно-практическая конференция с дистанционным и международным участием «Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации». -Ульяновск: Зебра, 2019. - С. 209-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.