Научная статья на тему 'Методика использования художественных текстов на занятиях по русскому языку в средних учебных заведениях'

Методика использования художественных текстов на занятиях по русскому языку в средних учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
230
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / METHOD / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / LITERARY TEXT / ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / RUSSIAN LANGUAGE CLASSES / СРЕДНЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хван Л.Б.

В статье речь идет о методике использования художественных текстов на занятиях по русскому языку в средних учебных заведениях, в которых в основном обучаются узбекские дети. Важным является подбор уместных текстов, среди которых как произведения русских, так и нерусских авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of using literary texts on Russian language classes in secondary schools

The article is about the method of using literary texts on the Russian language classes in secondary schools, where mainly Uzbek children are trained. The important aspect is the selection of relevant texts, including both works of Russian and non-Russian authors.

Текст научной работы на тему «Методика использования художественных текстов на занятиях по русскому языку в средних учебных заведениях»

УДК 80

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Л.Б. Хван, Каракалпакский государственный университет имени Бердаха (Нукус, Узбекистан).

Аннотация. В статье речь идет о методике использования художественных текстов на занятиях по русскому языку в средних учебных заведениях, в которых в основном обучаются узбекские дети. Важным является подбор уместных текстов, среди которых как произведения русских, так и нерусских авторов.

Ключевые слова: методика, художественный текст, занятия по русскому языку, среднее учебное заведение.

Вопрос об отношении к иностранным языкам, включая русский, следует рассматривать в контексте развития мировых цивилизаций, открывающихся новых форм общения, расширения дружественных связей, оптимизации интеграционных процессов. Отсюда, не случайно, изучение русского языка, наряду с другими языками, в Узбекистане расценивается как социальный заказ современности, определяющий будущность страны.

Между тем, хотя по числу говорящих на русском языке Узбекистан занимает второе место в Центрально-Азиатском регионе (Казахстан - 85%, Узбекистан - 57%, Киргизстан -45%, Туркменистан - 45%, Таджикистан - 38%) [3, с. 417], число владеющих русским языком сокращается из года в год. Острота проблемы связана с уменьшением часов на изучение русского языка и литературы, сужением языковой среды.

Увы, современное состояние таково, каково оно есть. Сегодня невозможен возврат к полномасштабному изучению русского языка и литературы.

При этом сетовать об ущемлении русского языка представляется несправедливым, ибо русский язык и литература в Узбекистане, в отличие от некоторых республик бывшего Союза, сохранил статус учебной дисциплины на всех ступенях образования.

В современных условиях возрастает необходимость поиска путей и способов оптимизации процесса изучения русского языка, постановки его на службу демократизации, сохранения и развития дружественных связей с Ближним и Дальним Зарубежьем.

Один из таких путей связан с всемерным использованием художественных текстов на занятиях по русскому языку. Поскольку в колледжах, лицеях на проведение занятии отводится 2 академических часа, поэтому появились реальные возможности реализации и систематизации этого подхода.

Значимость художественных текстов определяется возможностью решения во взаимосвязи лингвистических и культурологических задач на основе чтения, являющегося "старшим видом речевой деятельности", "включающим в себя базисные речемыслительные механизмы слушания и говорения, а также навыки письменной речи" [4, с. 225]. Особую важность обретает отбор художественных текстов, критериями которого являются: тематическое разнообразие; лингвистическая ценность (морфологические, синтаксические особенности, специфика изобразительных средств языка); культурологические ценности, вызывающие ассоциации, связанные с типологическим сходством, с текстами мировой литературы, форми-

рующие высокую нравственность и т.д.); связь художественного текста с другими видами искусства (музыкой, живописью и т.д.).

Необходимость использования художественных текстов на занятиях по русскому языку связано с тем, что учебный материал в учебниках не отличается богатством мыслей, не вызывают ассоциации, тогда как «каждое художественное слово тем и отличается от нехудожественных тем, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений. В одном предложении любого писателя можно найти больше, чем кажется на первый взгляд, каждое слово может нести (передавать) столько информации, сколько мы над ним думаем» [2, с. 299].

Отсюда, весьма важно, создание ситуации работы над художественным текстом расценивать как обязательную структурную учебную единицу занятий по русскому языку.

Использование художественных текстов важно и тем, что они позволяют реализовать современные методы и способы обучения - проводить презентацию проектов, диалогов, составлять кластеры, синквейны, диаграмму Венна, организовать беседы, диспуты, сопоставление текстов, использовать игровую технологию; приобщать обучаемых к слову поэта, писателя, определять особенности языка, помогут овладевать речевой деятельностью во всех ее видах (говорения, чтения, письма), закреплять знание о средствах языка. Ведь, как справедливо утверждает О.А. Лаптева: «речевая культура-это не только следование литературной норме, но понятие широкое, предполагающее владение широким диапазоном, представленных в литературном языке средств языкового изображения» [1, с. 83]. Исходя из этого, студентам колледжей при изучении темы «Имя существительное» можно предложить отрывок текста из стихотворения А.С. Пушкина «Два чувства».

На материале этого текста можно закрепить знания студентов о существительном - о родах, склонениях, числах; определить виды троп, использованных в этом отрывке и т.д., а также провести различные виды бесед - эвристическую, проблемную, решать исследовательские задачи. При изучении числительных можно провести презентацию диалога на тему: «Я узнаю цену счастья» (на материале сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпюри).

Для закрепления речевых навыков после презентации диалога, составляется рассказ с наиболее часто встречающимися в сказке словами - счастье, приручен, понимать и т.д., актуализируются личностные отношения, оценки обучаемых, а также предлагается выделить из текста числительные, определить их разряды, а также повторить времена, спряжения глаголов и многое другое.

Активизации речевой культуры студентов в процессе работы над текстом способствует привлечение материалов из других видов искусств путем демонстрации слайдов, видеороликов. Так, в связи с работой над отрывком из вступления к поэме «Медный всадник» А. Пушкина, предлагается посмотреть видеоролики - «Медный всадник» скульптура Фальконе, виды Петербурга, портреты Петра Первого, выполненные разными художниками. После этого можно предложить разные задания, например, провести конкурс на самые интересные вопросы и ответы; определить виды троп, использованных Пушкиным - «Природой здесь нам суждено. В Европу прорубить окно» или «Сюда по новым им волнам . Все флаги в гости будут к нам»,выделить слова и фразы, определяющие основной смысл текста и мн.др. Расценивание художественного текста как единицы содержания обучения усиливает его образовательные и воспитательные возможности. Ведь текст выступает не только, как носитель и источник собственно языковой, «интерлингвистической информации», но и как выразитель

духовной культуры, уникальный источник межкультурного диалога, в процессе которого рождаются множество ассоциации, высокие формы понимания, постигаются духовно-нравственные ценности, связанные с гуманизацией социальных отношений. В разрешении этих вопросов могут быть предложены мини-тексты (термин Т.С. Кудрявцевой) или микротексты, отдельные наиболее яркие отрывки из произведении, обладающие тематическим разнообразием, идейно-нравственным смыслом, лексико-грамматическим богатством, раскрывающие подлинную любовь к Родине, к иным народам, ценность свободы, пагубность насилия, вражды. Такими темами могут быть - «Люблю Отчизну я..», «Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ», «Люби сирот и мой Коран» и мн.др.

Одной из важных тем является тема войны, памяти о ней. Перед работой над текстом желательно прослушать аудиозапись «Журавли» Р. Гамзатова, средством обучения являются мини-тексты из лучших образцов литературы.

В связи с работой над художественными текстами предлагаются разные типы упражнений - предтекстовые, текстовые, послетекстовые. Предтекстовые задания, как справедливо считают методисты, направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых для устранения языковых и смысловых трудностей его понимания. Текстовые задания связаны с решением коммуникативных задач, раскрытием нравственной актуальности вопросов. Послетекстовые задания связаны с выполнением упражнений грамматического характера. Таким образом, можно отметить, что художественный текст, являясь высшей коммуникативной единицей, служит средством обучения языку, мотивации лучших образцов литературы, способствует интенсификации речевой деятельности обучаемых.

Литература:

1. Лаптева О.А. Живые процессы в русском языке. Журнал «Мир русского слова» № 9, 2002. С. 83.

2. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: "Смысл", 2000. С. 299.

3. Платонов Е. Русскофония в глобальном мире // Герменевтика в гуманитарном знании. Санкт-Петербург, 2004. C. 417.

4. Холодок М.В. Формирование коммуникативной компетенции в чтении 18 кн. -«Санкт-Петербург - полиэтнический мегаполис» / Материалы международной научно -практической конференции, посвященного 300-летию Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2003. С. 225.

¡л Hvan L.B. Metodika ispol'zovanija hudozhestvennyh tekstov na zanjatijah po russkomu jazyku v srednih

" uchebnyh zavedenijah II Nauka. Mysl'. - № 11. - 2015.

© Л.Б. Хван, 2015.

© «Наука. Мысль», 2015.

— • —

Abstract. The article is about the method of using literary texts on the Russian language classes in secondary schools, where mainly Uzbek children are trained. The important aspect is the selection of relevant texts, including both works of Russian and non-Russian authors.

Keywords: method, literary text, Russian language classes, secondary school.

— • —

Сведения об авторе

Людмила Борисовна Хван, кандидат педагогических наук, профессор кафедры русской филологии, Каракалпакский государственный университет имени Бердаха (Нукус, Республика Узбекистан).

— • —

Подписано в печать 13.12.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.