Педагогические науки
УДК 37
КАТЕГОРИЯ ПОЧИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 14
Л. Б. Хван, Каракалпакский государственный университет имена Бердаха
(Нукус, Узбекистан).
Н. М. Ибрагимова, Каракалпакский государственный университет имена Бердаха
(Нукус, Узбекистан).
Аннотация. В данной статье рассматривается категория почитания родителей в мировой литературе, раскрывается один и возможных путей проведения занятия, посвященного этой проблеме. Основу занятия составляет презентация проектов с последующим проведением диалога литератур и обобщающей беседы.
Ключевые слова: почитание, проект, высокое служение, забвение.
Если взять за данность, что литературные труды есть художественное осмысление божественных заповедей, не разнящихся в Священных писаниях любого религиозного течения, то отражение в них наиболее важной, с точки зрения значимости, категории почитания родителей является вполне объяснимым и закономерным процессом.
Г-ч ^ V
В сокровищнице мировой литературы отчетливо выделяется круг произведений, в которых тема почитания детьми родителей, любви к матери проецируется на социально-исторический контекст современного времени, который тесно связан с духовными потребностями людей сегодняшнего дня. Это величайшие произведения русской литературы: «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой» - памятники 16 века; произведения «Рыцарь на час», «Мать» А.Н. Некрасова, «Молитва матери», «Письмо матери», «Ответ матери», «Разбуди меня утром рано» С.А. Есенина, «Телеграмма» К. Паустовского, «Последний срок» В. Распутина, «Лотос» А. Кима и многие другие; лучший образец дагестанской поэзии «Берегите матерей» Расула Гамзатова, произведения восточной литературы: «Сказание о Савитри»; «Кабуснаме» Унсуралмаали, «Пятерица» Навои, «Весенний сад», «Золотая цепь» Джами, «Хё ген онхэ» («Сяо цин») Конфуция, «Самгук юса» Ирёна, «Собрание Сопхо» Ким Манчжуна, «Пока твои родители живут», «Пусть обопрется старец на тебя» Сон Канна (Чон Чхоля) и др.
Анализируя исторический литературный процесс, мы отмечаем, что можно выделить одну важнейшую особенность, касающуюся темы почитания родителей: в своем развитии она, изначально нравоучительная и морализаторская, представляемая как обязательная данность, формирующая поведенческие мотивы людей, трансформируется в болевую проблему, связанную с отходом человека от этой извечной ценности, что обуславливает необходимость актуализации процесса изучения категории почитания родителей в системе образования. На почитание стариков (то есть родителей наших родителей) обращают пристальное внимание в специальной литературе, в которой читаем: «...выработке
14 Рецензент: М.Д. Ваджибов - кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).
качественных критериев человеческого общения способствуют воспоминания, различные надписи, предания, истории, притчи, загадки, были, стихи, образцы воспитания детей, почитания стариков и уважения к женщине, воспевание подвигов горцев, клятвы, похвала, правила, советы и т.д.» [1, с. 231].
Долг перед родителями является абсолютной этической инстанцией, забвение которой не простительно ни при каких обстоятельствах в жизни. Такое мировосприятие современности выражено в повестях «Последний срок» В. Распутина, «Берегите матерей» Р. Гамзатова, «Лотос» А. Кима, в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день» и др. В них авторы стремятся уберечь современный мир от беспамятства, жестокости, забвений человеком своего долга и предназначения.
Занятие «Родителям высокое служение», проводимое на основе названных выше произведений, выполняет функцию своеобразного набата, предостерегающего студентов от забвения долга перед родителями, разрыва с корнями Отчего дома. Постижению их идейно-нравственного смысла на занятии позволяют знания, полученные студентами в процессе изучения «Повести временных лет».
Отправным моментом на занятии «Родителям высокое служение» является стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери», которое перекликается со стихотворениями узбекских поэтов А. Навои, Ю. Мухаммада, аварского классика Расула Гамзатова и др. Пониманию студентами святости долга перед родителями, пагубности забвения памяти о них, осознанию ими личной ответственности за судьбы отцов и матерей способствуют сопоставления фрагментов из повестей «Последний срок» В. Распутина и «Лотос» А. Кима, а также беседа эвристического, проблемного характера. Ниже приводим содержания этого занятия.
Тип занятия: Изучение художественной литературы.
Вид - проектный.
Цели занятия:
а) образовательная - раскрыть идейный смысл рассматриваемых произведений, активизировать межкультурную коммуникацию, закрепить навыки речи;
б) воспитательная - воспитать чувство долга, почитания родителей, стремление быть достойными гражданами страны, пробудить интерес к авторам и к их произведениям;
в) развивающая - закрепить навыки сопоставления произведений, личностных оценок, решения задач проблемного, исследовательского характера.
Материалы и оборудование: слайды, видеоролики, аудиозаписи.
Методы и приемы ведения занятия - интерактивный, проблемный, эвристический, исследовательский.
Ход занятия
Первая учебная ситуация: Организационный момент.
Вторая учебная ситуация: Опрос пройденного материала.
Студентам предлагается рассмотреть портрет С.А. Есенина и соотнести с портретной характеристикой, данной поэтессой Мальвиной Марьяновой: «Наружность Есенина показалась необычной. Больше всего привлекали внимание его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельная». После этого студентам предлагается составить кластер (по выбору) на одну из предложенных тем:
«Мечтатель сельский», «Вечный странник», «Слава России». Затем следует рассказ студентов о жизни и творчестве С.А. Есенина с опорой на составленные ими кластеры и материалы, представленные на слайде.
Слайд №1
1. Время Есенина - время крутых поворотов в истории России - Кровавое воскресенье 1995 года; Октябрьская революция; Гражданская война.
2 «Конь стальной победил коня живого» - этот лейтмотив звучит в «Сорокоусте», «Песне о хлебе», «Исповеди хулигана» и др.
3. В 1921 году побывал в Ташкенте, в 1922-1923 гг. - в Германии, Франции, Италии, Америке.
4. Темы двух Родин в творчестве поэта - Русь уходящая и Русь советская.
«Если кликнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю». Я скажу: «Не надо рая, дайте Родину мою»; «Но, все ж я счастлив. В сонме бурь. Неповторимые я вынес впечатленья». («Гой ты, Русь, моя родная», 1914). «Я человек не новый! Что скрывать. Остался в прошлом я одной ногою, стремясь догнать стальную рать, скольжу и падаю другою»... («Русь»,1924).
5. Персидские мотивы - «Шаганэ ты, моя Шаганэ», «Голубая Родина Фирдоуси», «В Хорасане есть такие двери» и т.д.
6. Поэмы С.А. Есенина «Пугачев», «Анна Снегина», «Черный человек» и др.
7. Образ матери в творчестве С.А. Есенина.
После рассказа студентами о жизни и творчестве поэта проводится беседа, в которую включаем вопросы:
1. Как Вы воспринимаете поэта?
2. Как он относился к уходящей и советской России?
3. В чем тайна успеха его творчества, ведь он писал о гибели, о нищете, одиночестве?
4. Какую роль играет природа в его творчестве?
5. В каких странах он побывал?
6. Можно ли его назвать счастливым странником?
7. Какую роль в его жизни сыграла мать?
Третья учебная ситуация. Объяснение новой темы: «Родителям высокое служение».
Своеобразным зачином на занятии служит прослушивание стихотворения С.А. Есенина «Письмо матери» в аудиозаписи. Затем для углубленного постижения студентами новой темы проводится презентация мини-проектов с использованием слайдов.
Проект 1: студент рассказывает об отношении С.А. Есенина к матери, читает его стихотворения «Письмо матери» и «Ответ матери», уделяет внимание словам, представленным на слайде № 2.
Слайд №2
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне [3].
(«Письмо Матери» С.А. Есенина). Проект 2: Юсуф Мухаммад - известный узбекский поэт, автор сборников стихотворений «Знакомые деревья», «Скажу слова соловью», «Прощение», «Лодка любви» и многие другие. На становление поэта большое влияние оказала русская литература, особенно творчество С.А. Есенина. Подтверждение тому цикл стихотворений «Письмо от матери», «Матери», названия и смысл которых перекликаются с произведениями С.А. Есенина.
Слайд №3
.. Не знаешь покоя, думая обо мне, мама, Знаю, ждешь, не погасив огня в очаге. У меня нет сердца,
Нет девушек, которым я не дарил цветов, Тебе, мама, ни цветов, ни привета. Какой я теперь твой сын, мама! [6, с. 42].
(«Матери» Юсуфа Мухаммада)
Слайд №4
Проект 3. Алишер Навои - классик узбекской поэзии, автор знаменитой поэмы «Пятерица», научных работ «Спор о двух языках», «Истории пророков и мудрецов» и др. Великим уваженье быть должно К тому, кем благо жизни нам дано. Главу свою перед отцом склоняй, А сердце матери своей отдай. Пред ними ты свой стан, как «даль», согни И знай: твои хранители - они. А к страждущим на жизненном пути Долг милосердья высшим долгом чти [6, с. 253].
(Отрывок из «Пятерицы» А. Навои).
Слайд №5
Проект 4. Валентин Распутин - известный современный писатель, автор повестей «Живи и помни», «Деньги для Марии», «Последний срок», «В ту же землю» и мн.др., снискавших народную и всемирную славу.
Мы видим отношение детей к старой матери в повести «Последний срок»: «Дети, хотя и жили недалеко от старухи, не посещали ее. Уехали и совсем забыли. Жизнь старухи Анны переполнена бесконечными ожиданиями встречи с детьми».
Автор сумел раскрыть глубинные чувства своей героини, ее кроткую и нежную любовь к детям: «Побудьте. Я не стану вам надоедать, долго не видела вас. От радости сама над собой не ведаю. Вы занимайтесь своим делом, каким охота, а я за день хоть раз на вас взгляну, и мне хватит. Глаза открою: вы тут возле сейчас, кажется, взлетела бы куда-нибудь, как птица какая, и всем рассказала бы». Или: «Старуха заплакала,
поворачиваясь лицом то к Люсе, то к Илье, повторяла: - Помру я, помру. Вот увидите.
Седни же... Однако дети не послушались ее. Сборы были торопливыми, неловкими. Старуха больше не плакала, она, казалось, опьянела. Лицо ее было безжизненно и покорно. Ей что-то говорили, она не отвечала. Ночью старуха умерла» [5, с. 187]. (Отрывок из повести В. Распутина «»Последний долг»)
Слайд №6
Анатолий Ким - видный писатель России. Широкую популярность у большого читателя обрели его произведения «Белка», «Соловьиное эхо», «Лотос», «Нефритовый пояс» и мн.др.
Обратим внимание на следующие слова: «Мать лежала, распятая на кресте недуга, отделенная смертной мглой от нашего мира, в котором царила ночная мгла. Лохов с болью и надеждой всматривался в серое одутловатое лицо, торопливо и бережно поглаживая седые волосы, и снова с надеждой заглядывал в ее чуть приоткрывшиеся глаза... Он целует руку матери и, прижав ее к глазам, тихо стонет. Он успел лишь в ладонь умирающей матери положить апельсиновый лотос - из плодов апельсина сделанный цветок, похожий на лотос. Этим даром он отдал матери частицу сердечного тепла, что сберегалось в его душе». Встреча Лохова с умирающей матерью, ее смерть становится началом величайшего его самосознания, мучительного самобичевания за непоправимую вину перед ней: «Лохову присуждена была казнь через смерть матери, любовь к которой он отверг ради своего мучительного занятия. Лохов раньше готов был, спокойно размышляя, заплатить за право выбора судьбы собственной гибелью или бездушием, но никогда не ожидал столь изощренного наказания. Перед ним, на вонючей постели, лежала его вина, самая большая привязанность к жизни, его беспощадный судья и невинный человек, казнимый на глазах за чужое преступление. Позже, после смерти матери, Лохов приносил на ее могилу
апельсиновый лотос - в память того дара, что был принят умирающей матерью» [4, с. 718]. (Отрывок из повести «Лотос» А.Кима).
Проект 5. «Расул Гамзатов - всемирно известный поэт Дагестана, автор сборников «Мой Дагестан», «Земля моя», «Разговор с отцом» и мн. др.
Даем отрывок из поэмы «Берегите матерей» ...Трудно жить, навеки мать утратив, нет счастливей вас, чья мать жива! Именем моих погибших братьев, вслушайтесь - молю!
В мои слова. Как бы ни манил вас бег событий, Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите от обид, от тягот и забот,
Берегите их от черных шалей! Берегите женщин от войны!
Заклинаю, маму берегите,
Дети мира, берегите мать [2, с. 336].
(Отрывок из поэмы Р. Гамзатова «Берегите матерей).
На заключительном этапе проводится диалог литератур, используя видеоролики и аудиозаписи, в которых дается чтение стихотворных отрывков, и предлагается соотнести содержание фрагментов из стихотворений «Письмо матери» Юсуфа Мухаммада, «Берегите матерей» Р. Гамзатова с рассмотренными на занятии произведениями и определить, с какими произведениями оно имеет близкое сходство. Проводится беседа проблемного характера:
1. Что общего в этих произведениях?
2. Согласны ли Вы с Гете, который считал, что великие люди своим дарованием, интеллектом обязаны матерям?
3. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «долг»?
4. В чем счастье родителей?
5. Раскройте смысл названия повести В.Распутина «Последний срок».
6. Почему дети не исполнили просьбу матери?
7. Чем различны дети старухи Анны от Лохова?
8. Искупил ли Лохов вину перед матерью?
9. Какой смысл вкладывает поэт в строку «Какой я теперь твой сын, мама!»? и т.д.
Естественно, такое занятие должно достичь поставленных целей.
Литература:
1. Ваджибов М.Д. Книга Р.Г. Гамзатова «Мой Дагестан» как риторический воспитатель современного дагестанского студента (к 90-летию со дня рождения поэта) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований. - Вестник КемГУКИ. - 25/2013.
2. Гамзатов Р.Г. Книга любви. - М.,1974.
3. Есенин С.А. Письмо матери [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pishi-stihi.ru/pismo-materi-esenin.html (Дата обращения - 10.04.2016).
4. Ким А.А. Избранное: повести: роман. - М.,1988.
5. Распутин В.Г. Последний срок. - М., 1982.
6. Сияние жизни настоящей - поэзия Узбекистана. Избранное. - Нукус, 2010.
g/á Hvan L.B., Ibragimova N.M. Kategorija pochitanija roditelej v sisteme izuchenija literatury II Nauka. Mysl'. - № 4. -
Ц? 2016.
© Л.Б. Хван, 2016.
© Н.М. Ибрагимова © «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. This article discusses the category of veneration of the parents in the world literature, and reveals one of the possible ways of classes devoted to this issue. The basis of a class is a presentation of projects followed by a dialogue of literatures and summarizing conversation.
Keywords: veneration, project, high service, oblivion.
— • —
Сведения об авторах
Людмила Борисовна Хван, кандидат педагогических наук, профессор кафедры русской филологии, Каракалпакский государственный университет имени Бердаха (Нукус, Республика Узбекистан).
Назокат Мухтаровна Ибрагимова, студентка 1 курса факультета иностранных языков
Каракалпакского государственного университета имена Бердаха (Нукус, Узбекистан).
— • —
Подписано в печать 24.04.2016.
© Наука. Мысль, 2016.