Научная статья на тему 'Религиозная тема в корейской и узбекской литературах'

Религиозная тема в корейской и узбекской литературах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
319
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религия / литература / религиозные стихотворения / Бог / Пророк / нравственность / правоверный / просвещение / religion / Buddha / religious poems / God / Prophet / morality / faithful / enlightenment

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ибрагимова Н. М.

Религия является незаменимым компонентом человеческой истории на разных этапах её развития, важнейшей частью духовной культуры.В данном докладе делается попытка раскрыть особенности выражения проблемы религии в произведениях «Мольба к Богу», «Сорок четверостиший», «Смятение праведных» классика узбекской поэзииАлишера Навои, а также в лирикекорейских поэтов «Студеным вечером» Ким Соволя, «Два каменных Будды» Сон Канна, «Крест» Ю Дон Гжу, «Книга жизни» Ю Чжи Хвана и «Я в воду вешнюю ступила» Син Дончуна, определитьсходство и различие между названными произведениями, роль религии в условиях современных вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS THEME IN KOREAN AND UZBEK LITERATURE

Religion is a part and parcel of human history at different stages of its development and is considered as the most important part of spiritual culture. In this article author tries to disclose the features of expressing the problem of religion in works: “Praying for God”, “Forty Quatrains”, “Confusion of the Righteous” by AlisherNavoi, and in lyric poetry of Korean poets: “In a cold Evening” by Kim Sovol, “Two Statues of Buddhas” by Son Kann, “The Cross” by Yu DonGzhu, “The Book of Life” by Yu Ji Hwan and “I Stepped in vernant water” by Sin Donchun, also author tries to define similarities and differences between mentioned works and the role of religion in today’s modern world.

Текст научной работы на тему «Религиозная тема в корейской и узбекской литературах»

УДК 94

РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМА В КОРЕЙСКОЙ И УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРАХ

Ибрагимова Н.М.

nazokatibragimova0307@gmail.com

Каракалпакский государственный университет им. Бердаха, г. Нукус, Каракалпакстан

Аннотация.Религия является незаменимым компонентом человеческой истории на разных этапах её развития, важнейшей частью духовной культуры.В данном докладе делается попытка раскрыть особенности выражения проблемы религии в произведениях «Мольба к Богу», «Сорок четверостиший», «Смятение праведных» классика узбекской поэзииАлишера Навои, а также в лирикекорейских поэтов «Студеным вечером» Ким Соволя, «Два каменных Будды» Сон Канна, «Крест» Ю Дон Гжу, «Книга жизни» Ю Чжи Хвана и «Я в воду вешнюю ступила» Син Дончуна, определитьсходство и различие между названными произведениями, роль религии в условиях современных вызовов.

Ключевые слова: религия, литература, религиозные стихотворения, Бог, Пророк, нравственность, правоверный, просвещение.

Для цитирования: Ибрагимова Н.М. Религиозная тема в корейской и узбекской литературах. Казанский вестник молодых ученых. 2019. Том 3. № 1 (9). С. 81-88.

Благодарности. Данная работа осуществлялась при поддержке профессора КГУ им. Бердаха Хван Л.Б.; Выражаем благодарность НОЦ Центру исследований Кореи «Корееве-дение» и научному журналу «Казанский вестник молодых ученых» за предоставленную возможность публикации в журнале.

Введение

Религия является неотъемлемым компонентом человеческой истории на разных этапах её развития. Вне зависимости от отношения к религии, для каждого образованного человека, представляется необходимым ориентироваться в результатах научного изучения религии как социокультурного явления, каким бы ни были его убеждения - религиозными или атеистическими. Познавая религию, молодёжь овладевает искусством понимания других людей и это способствует установлению духовного климата взаимопонимания, гармонизации отношений между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, утверждению гражданского согласия и стабильности в обществе. С этой целью, сразу после провозглашения независимости каждое государство среднеазиатского региона стало проводить самостоятельную политику в области религиоведческого образования. Руководством Республики Узбекистан осуществляется политика по обеспечению свободы совести, возрождению и развитию духовной культуры, восстановлению и благоустройству святых мест, создаются равные правовые условия для мирного сосуществования пред-

ставителей различных наций и народностей, а также религиозных конфессий. Ярким подтверждением тому является открытие Ташкентского исламского университета(ТИУ), созданный 1999 году. Отрадно отметить, что согласно указу Президента Республики, Узбекистан Ш.Мирзиёеваот 16.04.2018 на базе Ташкентского исламского Университета и Исламской академии Узбекистана создана Международная академия Узбекистана [1].

Следует отметить, что «сегодня в Узбекистане свою религиозную деятельность проводят 2238 религиозных организаций, которые относятся к 16 различным конфессиям. Исходя из того, что более 94% населения придерживается ислама, соответственно большинство организаций - 2064 являются исламами, 157 - христианскими, имеются 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, 1 буддийский храм, 1 общество кришнаитов, функционирует также межконфессиональное Библейское общество Узбекистана» - сказал глава Комитета по делам религий Республики Узбекистан Артукбек Юсупов [2].

Вместе с тем, в связи с современными вызовами - межэтнических противостоянии, религиозного экстремизма, распространением сектантства, «метастазы которого охватывает всё новые и новые территории, отравляют умы и зомбируют людей самых разных возрастов» [3], возникает необходимость ведения работы по религиозному просветительству, раскрытию культурно-образовательной, консолидирующей роли религии, воспитанию веротерпимости. Известно, что публикация карикатуры на пророка Мухаммеда всколыхнула весь мусульманский мир, спровоцировав угрозу спокойствию всего европейского континента. Действенную роль в религиозном просвещении общества должна играть литература. В сокровищнице мировой литературы имеются уникальные произведения, позволяющие осмыслить сущностные гуманистические основы религии, выражающие общечеловеческие идеалы добра и милосердия, обуславливающие духовную общность представителей самых различных религий, воспитывающие в каждой личности уважительное отношение к иноверцам. Прав Д.М. Угринович, который подчеркивает, что «Религиозное сознание как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации» [4], и не последнюю роль в этом процессе адаптации играет литература - переводчик религиозного текста на язык художественного.

Методы

В процессе работы над статьёй мы использовали ряд методов, основными из которых является: социолого-эстетический, описательный, интерпретационный.

Результаты

Результатом исследования является расценивание литературы как художественного осмысления божественных заповедей, не разнящихся в священных писаниях любого религиозного верования, как выражение вечных ценностей, применимых для всех времен и народов "любви к ближнему как самому себе", утверждение истины, сострадание, неприятие алчности, жестокости. Всё

это получило выражение в лирических циклах А. Навои, Ким Соволя, Сон Канна, Ю Дон Гжу, Ю Чжи Хвана и Син Дончуна, которые сосредоточили внимание на раскрытие духовной силы религиозных предписании, ставших неотъемлемой частью социального бытия и духовной жизни каждого народа. Обсуждение

В сокровищнице Восточной литературы достойное место занимают произведения, связанные с темой религии Низами Гянджеви, Мухаммед Фи-зули и т.д.

В этой когорте заметное место занимает классик узбекской литературы А. Навои, которогоТеймур Атаев, по праву, называл проповедником исламских ценностей. Так, в своей работе «"Кааба Души", или элементы поэзии Алишера Навои как дорога к приоткрытую мира Корана» он написал: «В своих знаменитых трудах Навои не просто в поэтической форме обыгрывает какой-либо интересный сюжет или ведет с читателем беседу о жизни, а пытается довести идеи, красной нитью пронизывающие Коран» [5]. Данный подход может казаться, будто поэт проявляет назидание, однако Навои совершенно не учительствует, а лишь стремится отобразить кораническую картину мироздания с помощью блистательной и неповторимой поэтической тональности. Узрев, осознав, прочувствовав богатство Корана, поэт явно пропускает через себя Божественные мотивы и силой своего таланта старается довести актуальнейшие на все времена мысли Книги до читателей.

Знаменитые произведения Алишера Навои, в которых отражены духовные, мирские и суфийские вопросы это «Сорок Четверостиший», «Мольба к Богу», а также «Смятение праведных».

«Мольба к Богу» - это исповедь, покаяние и мольба Алишера Навои, а для читателей, встающих на путь суфизма - дорожная карта восхождения к человеческому совершенствованию.

В этом небольшом по объёму, но безграничном по содержанию и смыслу гениальном произведении, мы видим истинную суть Навои - суфия. Поэт сумел раскрыть в нём смысл создания Всевышним Аллахом человека, его предназначения на земле, показал волнующую историю вознесения его и падения, описал трудный путь восхождения к Истине через личные страдания и переживания:

.. .Из сгустка крови создал Ты меня и бережно, как деревце, храня взлелеял и взрастил меня любовно и вывел в ряд людей, чтоб был покорным. .веду себя к Тебе я на аркане, чтоб посетило душу покаянье. Всё, Милостивый Боже, в Твоей власти -лишь Ты спасаешь от дурных напастей... [6].

Герой Навои осознаёт тяжесть совершённыхим и человечеством грехов, мужественно открывает «чёрную правду» своего сердца в самобичующем покаянии в надежде на прощение Создателя: Всевышний Боже, грешен, уповать мне остаётся на Тебя опять: безмерна, словно океана гладь, Твоя готовность грешников прощать. Всевышний Боже, и во всей вселенной Тебя нет милосерднее, но, тленный, сгораю я в огне своих тревог, во тьме блуждаю - сир и одинок. [6]

Навои поражает своей убедительной искренностью и скромностью в выражении его любви к Пророку Мухаммаду - да благословит его Аллах и да приветствует. Поэт определил Пророка главным героем своей исповеди, потому что, для Навои он несравненный пример личности совершенной нравственности, культуры, гуманности, достойный подражания и ежедневной благодарности каждым, называющим себя верующим человеком, приверженцем ценностей общечеловеческой культуры. На покровительство любимца Аллаха в Судный день надежда Навои на спасение от мучений ада: Окончившие жизненный свой путь, и те, кому лишь предстоит взглянуть на этот мир - нуждаются в Пророке. В тот час, когда мы будем одиноки, беспомощны и слабы в день Суда -за нас Пророк заступится тогда. Он за людей пред Богом поручится и свет надежды озарит нам лица. [6]

Ещё одним очень важным религиозным трудом Навои это «Арбаин» («Сорок четверостиший»). Эти сорок четверостиший были созданы в 1481 году Джами на фарси и на староузбекском языке Алишером Навои, названы авторами «Арбаин хадис», «Чихил хадис» и «Кирк хадис». В своих стихах Алишер Навои зовёт людей быть правоверными, добрыми, щедрыми, помогать друг другу, совершать добрые дела, поддерживать друг друга, помогать бедным и голодным, быть честными и т.д. Хотелось бы привести одного из сорока четверостиший:

У мусульман не должно быть двух качеств: скупости и плохого поведения: Себя, считая правоверным, над миром жемчуга рассыпь,

Живи, как все, и для народа свечой гори, душой светись. Скупое сердце — мир без света, и не создание Творца, Бесчестно то, что не от Бога, копить бесчестие стыдись [7].

В «Пятерице», в главе «Смятение праведных» прослеживается религиозный мотив, в котором поэт прославляет щедрость Аллаха, призывая быть благодарным ему молитвой:

Аллах, когда свой перл тебе вручал Тебя короной щедрости венчал Благодари его за дар любой И ведай благодарным - дар двойной За хлеб насущный, за питье и снедь Молитвой с благодарностью ответь Тебе дана двойная благодать Всей грудью вольным воздухом дышать Ты помни с благодарностью о том Что почитаемо самим творцом [8].

Схожие с Алишером Навои религиозные мотивы выражены в корейской поэзии, а именно в творчестве Ким Соволя, Чон Чхоля, Ю Донг Гжу и Ю Джи Хван. Названные поэты выражали идеи о том, что религия есть неотделимая часть социального бытия и духовной жизни народа: Бледная луна над забором Давным-давно уже упавшим почти И уставшим охранять храм села Где в скалах воронов пара ширяет крыльями (Ким Соволь «Студёным вечером») [9].

Или стихотворение «Две каменных Будды» Сон Канна (Чон Чхоля):

Два каменных Будды

Нагие стоят у дороги

Их ветер овевает

Их хлещут дожди и метели

Завидуй! Не знают

Они человеческих разлук [10].

Стихотворение Ю Дон Гжу «Крест», свидетельствует о том, что религия является духовным сосредоточием жизни общества. «Впечатление героя от увиденного солнечного блика на кресте, венчающем верхушку церкви, вызывают у него раздумья о высоте религиозного духа:

То солнечный луч, бежавший вослед сейчас висит на кресте На самой верхушке церкви

Возможно ли взобраться так высоко, почти до самого шпиля Откуда не слышно совсем колокольного звона?» [11]. Корейские поэты, говоря о религии, обращались не только к священному образу Будды, но и к Аллаху, Иисусу. Примером тому является «Книга жизни», Ю Джи Хвана, в котором образ Аллаха воссоздан как образ доброде-теля, врачевателя людских душ, к которому обращаются страждущие: .В пустоте и печали вечной жизни Лишь только дух Аллаха

Страдает и бродит каждую ночь

В горячих песках... [12, С. 234]

Животворная мысль,связанная с мотивацией образа ИсусаХристосавы-ражает современная поэтесса Кореи Син Дончун в лирическом цикле «Я в воду вешнюю ступила».Автор говорит о духовной силе Иисуса,о его красоте, противопоставляя его уродливым фарисеям:

Иисус Христос красив,

Даже в рубище - красив.

А фарисеи в шелках

Уродливы будут всегда [13].

Заключение

Приобщение большого числа читателей к произведениям, раскрывающим проблему религии, обогатит духовную культуру, способствуют формированию человека, наделенного признаками личного совершенства.

Литература

1. Иркаходжаев А. Создана международная исламская академия Узбекистана [электронный ресурс] // информационно-правовой портал // URL: http://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/sozdana_mejdunarodnaya_islamskaya_akademiya_u zbekistana (дата обращения: 17.08.2018).

2. В Узбекистане действуют 2238 религиозных организаций [электронный ресурс] // новости для людей // URL: http://www/gazeta.uz/ru/2015/11/17/tolerance (дата обращения: 17.11.2015).

3. Хван Л.Б. Культура как инструмент гуманизации социальных отношений, этнической и межэтнической консолидации (по материалам русской и корейской литературы) // В мире корееведения. Т. Издательство «Фан». 2008. С. 93.

4. Угринович Д.М. психология религии. М.: Политиздат, 1969. С. 45.

5. Теймур Атаев «Кааба души», или Элементы поэзии Алишера Навои как дорога к приоткрытию мира Корана [электронный ресурс]. URL: http://idrak/prg/az/ru/1/153 (дата обращения: 17.11.2015).

6. Здесь и далее см: Алишер Навои. Мольба к Богу (Перевод с узбСабитаМадалиева) [электронный ресурс]// Коранические и исламские мотивы в литературе // GreyLib: Библиотека ХуршидаДаврона // URL: http://greylib.align.ru/1352/alisher-navoi-molba-k-bogu.html (дата обращения 09.02.2018).

7. Газели Алишера Навои [электронный ресурс] // жанр поэзия // библиотека электронной литературы // URL: http://litresp.ru/kniga/ru/%D0%9D/navoi-alisher/gazeli(дата обращения 09.02.2018).

8. Смятение праведных: (Отрывки из поэмы). Пер. с узб. В. Державина. Т. Издательство ЦК КП Узбекистана. 1983. С. 174.

9. Подробно об этом см: Ким Соволь. Лирика. Издание подготовил Ким Рехо. М., 2003.

С. 150.

10. «Корейская классическая поэзия». М., ГИХЛ, 1956; изд. 2-е, 1958.

11. Хван Л.Б. Культура как инструмент гуманизации социальных отношений, этнической и межэтнической консолидации (по материалам русской и корейской литературы) // В мире корееведения. Т. Издательство «Фан». 2008. С. 95.

12. Ким В.Н., Пак И.Л., Сайдазимова У.Т. Литератруа страны изучаемого языка (Корея): Учебное пособие. Ташкент, 2009. С. 234.

13. Син Дончун «Я в воду вешнюю ступила». М., 2003, С. 43.

Автор публикации

Ибрагимова Н.М., студент 4-ого курса факультета иностранных языков Каракалпакского государственного университета им. Бердаха, г. Нукус, Каракалпакстан. E-mail: nazokati-bragimova0307@gmail.com

RELIGIOUS THEME IN KOREAN AND UZBEK LITERATURE

Ibragimova N.M.

nazokatibragimova0307@gmail.com

Karakalpak State University named after Berdakh, Nukus, Karakalpakstan

Abstract. Religion is a part and parcel of human history at different stages of its development and is considered as the most important part of spiritual culture. In this article author tries to disclose the features of expressing the problem of religion in works: "Praying for God", "Forty Quatrains", "Confusion of the Righteous" by AlisherNavoi, and in lyric poetry of Korean poets: "In a cold Evening" by Kim Sovol, "Two Statues of Buddhas" by Son Kann, "The Cross" by Yu DonGzhu, "The Book of Life" by Yu Ji Hwan and "I Stepped in vernant water" by Sin Donchun, also author tries to define similarities and differences between mentioned works and the role of religion in today's modern world.

Keywords: religion, Buddha, religious poems, God, Prophet, morality, faithful, enlightenment.

For citation: Ibragimova N.M. Religious theme in Korean and Uzbek literature. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2019. Vol. 3. No. 1 (9). Pp. 81-88.

Acknowledgments. This work was supported by professor of KSU named after Berdakh Khvan L.B.; We express our gratitude to the Center of Korean Studies at KFU and to the scientific journal Kazan Bulletin of Young Scientists for the opportunity to publish in the journal.

References

1. Irkakhodzhayev A. Sozdana mezhdunarodnaya islamskaya akademiya Uzbekistana [elek-tronnyy resurs] // informatsionno-pravovoy portal // URL: http://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/sozdana_mejdunarodnaya_islamskaya_akademiya_u zbekistana (data obrashcheniya: 17.08.2018).

2. V Uzbekistane deystvuyut 2238 religioznykh organizatsiy [elektronnyy resurs] // novosti dlya lyudey // URL: http://www/gazeta.uz/ru/2015/11/17/tolerance (data obra-shcheniya: 17.11.2015).

3. Khvan L.B. Kul'tura kak instrument gumanizatsii sotsial'nykh otnosheniy, etniche-skoy i mezhetnicheskoy konsolidatsii (po materialam russkoy i koreyskoy litera-tury) // V mire koreyeve-deniya. T. Izdatel'stvo «Fan». 2008. S. 93.

4. Ugrinovich D.M. psikhologiya religii. M.: Politizdat, 1969. S. 45.

5. Teymur Atayev «Kaaba dushi», ili Elementy poezii Alishera Navoi kak doroga k priotkry-tiyu mira Korana [elektronnyy resurs]. URL: http://idrak/prg/az/ru/1/153 (data obrashcheniya: 17.11.2015).

6. Zdes' i daleye sm: Alisher Navoi. Mol'ba k Bogu (Perevod s uzbSabitaMadaliyeva) [elektronnyy resurs]// Koranicheskiye i islamskiye motivy v literature // GreyLib: Biblioteka KHurshida-Davrona // URL: http://greylib.align.ru/1352/alisher-navoi-molba-k-bogu.html (data obrashcheniya 09.02.2018).

7. Gazeli Alishera Navoi [elektronnyy resurs] // zhanr poeziya // biblioteka elek-tronnoy lite-ratury // URL: http://litresp.ru/kniga/ru/N/navoi-alisher/gazeli(data obrashcheniya 09.02.2018).

8. Smyateniye pravednykh: (Otryvki iz poemy). Per. s uzb. V. Derzhavina. T. Izdatel'-stvo TSK KP Uzbekistana. 1983. S. 174.

9. Podrobno ob etom sm: Kim Sovol'. Lirika. Izdaniye podgotovil Kim Rekho. M., 2003. S. 150.

10. «Koreyskaya klassicheskaya poeziya». M., GIKHL, 1956; izd. 2-e, 1958.

11. KHvan L.B. Kul'tura kak instrument gumanizatsii sotsial'nykh otnosheniy, etniche-skoy i mezhetnicheskoy konsolidatsii (po materialam russkoy i koreyskoy litera-tury) // V mire koreyeve-deniya. T. Izdatel'stvo «Fan». 2008. S. 95.

12. Kim V.N., Pak I.L., Saydazimova U.T. Literatrua strany izuchayemogo yazyka (Ko-reya): Uchebnoye posobiye. Tashkent, 2009. S. 234.

13. Sin Donchun «Ya v vodu veshnyuyu stupila». M., 2003, S. 43.

Author of the publication

Ibragimova N.M., 4th year studentof the Faculty of Foreign Languages, Karakalpak State University named after Berdakh, Nukus, Karakalpakstan. E-mail: nazokatibragimo-va0307@gmail.com

Дата поступления статьи 16.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.