Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММИСТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонов В.А., Питеркина М.В., Петров А.В., Каримов Т.Ф., Кузьмичев В.Д.

Ускорение развития науки и технологических процессов в сфере производства требуют значительного количественного роста высококвалифицированных кадров. При этом возрастает значение всесторонней подготовки студентов, поскольку ее результат осуществляет весомое влияние на сокращение периода освоения специальности, повышение производительности труда, активизацию профессиональной мобильности. Учебный процесс по экспериментальной методике проводился с использованием элементов атлетической гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр. В программу занятий включались упражнения для повышения двигательных и функциональных возможностей с использованием строго дозированной нагрузки умеренной интенсивности с большим количеством двигательных переключений. Конец учебного года в выполнении прыжков в длину с места характеризовался большей динамикой по улучшению результатов экспериментальной группы по отношению к девушкам контрольной группы. Так у девушек экспериментальной группы на конец учебного года результат в прыжках в длину с места составил 174,1±2,76 см, то есть они повысили свои показатели в среднем на 11 см, тогда как девушки контрольной группы смогли улучшить свои результаты лишь на 4,1 см до 163,7±2,48 см.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонов В.А., Питеркина М.В., Петров А.В., Каримов Т.Ф., Кузьмичев В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR THE FORMATION OFFUTURE PROGRAMMERS' COMPETENCE IN THE FIELD OFPHYSICAL CULTURE

The acceleration of the development of science and technological processes in the field of production requires the significant quantitative growth of highly qualified personnel. At the same time, the importance of comprehensive training of students increases, since its result has a significant impact on reducing the period of mastering the specialty, increasing labor productivity, and activating professional mobility. The educational process according to the experimental methodology was carried out using elements of athletic gymnastics, athletics, sports games. The training program included exercises to increase motor and functional capabilities using a strictly dosed load of moderate intensity with a large number of motor switches. The end of the school year in performing long jumps from a place was characterized by greater dynamics in improving the results of the experimental group in relation to the girls of the control group. Thus, at the end of the school year, the girls of the experimental group had a result in the long jump from a place of 174.1±2.76 cm, that is, they increased their performance by an average of 11 cm, while the girls of the control group were able to improve their results by only 4.1 cm to 163.7±2.48 cm.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

77-80.

REFERENCES

1. Bolshakova, G.I., Gaiduk, S.A. and Aponic, Yu.A.. (2021), "Features of the educational process in the discipline "Swimming. Method of teaching"", Scientific and methodological support of physical education and sports training of students: materials of the international scientific and practical online conference, Belarusian State University, Minsk, pp. 250-253.

2. All-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense" (2022), available at: https://www.gto.ru (accessed: 02 July 2022).

3. Ganchar, F.I. (2011), "Possibilities of formation of swimming skills in the process of physical education and sports among cadets of the university, taking into account gender differences", Pedagogy, psychology and biomedical problems ofphysical education and sports, Vol. 4, pp. 46-50.

4. Balamutova, N.M., Kozhukh, N.F., Sheiko, L.V. and Oleinikov, I.P. (2008), "Study of the relationship between indicators of physical development and physical fitness of female students with the initial level of swimming ability", Pedagogy, psychology and biomedical problems of physical education and sports, No. 3, pp. 12-15.

5. Kolmakov, S.V., Linnik, M.A. and Shitov, A.A. (2019), 'Swimming preparedness of students of the Pedagogical Faculty of the NKSU named after M. Kozybaeva", Bulletin of the North Caucasian University imeni M. Kozybaeva, No. 2 (43), pp. 203-208.

6. Lyakh, V.I. and Zdanevich, A.A. (2012), A comprehensive program of physical education for students in grades 1-11, Enlightenment, Moscow.

7. Moscow Pedagogical State University, (2022), Entrance tests, available at: http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/institut-fizkultury/abiturientam/vstupitelnye-ispytanija/ (accessed: 29 March 2022).

8. Myagkov M.A. (2016), "Assessment of the initial level of swimming preparedness of first-year students", Academy, No.9 (12), pp. 24-25.

9. Strelchenko, V.F., Krakhmalev, D.P. and Yaroshenko, E.V. (2015), Swimming: a teaching aid on the discipline "Physical culture (elective course)" for full-time and part-time students of all areas of bachelor training, NCFU, Pyatigorsk.

10. Tabakova, E.A., Isaeva, L.N. and Kudryavtseva, T.A. (2019), "Dynamics of indicators of technical and swimming readiness of students", Young scientist, No. 15 (253), pp. 77-80.

Контактная информация: alexandrovalexey2009@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.08.2022

УДК 796.011.3

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вадим Аркадьевич Антонов, старший преподаватель, Марина Валентиновна Питер-кина, доцент, Александр Владимирович Петров, старший преподаватель, Тагир Фани-сович Каримов, старший преподаватель, Владимир Дмитриевич Кузьмичев, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Аннотация

Ускорение развития науки и технологических процессов в сфере производства требуют значительного количественного роста высококвалифицированных кадров. При этом возрастает значение всесторонней подготовки студентов, поскольку ее результат осуществляет весомое влияние на сокращение периода освоения специальности, повышение производительности труда, активизацию профессиональной мобильности. Учебный процесс по экспериментальной методике проводился с использованием элементов атлетической гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр. В программу занятий включались упражнения для повышения двигательных и функциональных возможностей с использованием строго дозированной нагрузки умеренной интенсивности с большим количеством двигательных переключений. Конец учебного года в выполнении прыжков в длину с места характеризовался большей динамикой по улучшению результатов экспериментальной группы по отношению

к девушкам контрольной группы. Так у девушек экспериментальной группы на конец учебного года результат в прыжках в длину с места составил 174,1±2,76 см, то есть они повысили свои показатели в среднем на 11 см, тогда как девушки контрольной группы смогли улучшить свои результаты лишь на 4,1 см до 163,7±2,48 см.

Ключевые слова программисты, физическая культура, профессионально-прикладная физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p7-12

METHODOLOGY FOR THE FORMATION OF FUTURE PROGRAMMERS' COMPETENCE IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE

Vadim Arkadyevich Antonov, the senior teacher, Marina Valentinovna Piterkina, the docent, Alexander Vladimirovich Petrov, the senior teacher, Tagir Fanisovich Karimov, the senior teacher, Vladimir Dmitrievich Kuzmichev, the senior teacher, Kazan National Research Technological University

Abstract

The acceleration of the development of science and technological processes in the field of production requires the significant quantitative growth of highly qualified personnel. At the same time, the importance of comprehensive training of students increases, since its result has a significant impact on reducing the period of mastering the specialty, increasing labor productivity, and activating professional mobility. The educational process according to the experimental methodology was carried out using elements of athletic gymnastics, athletics, sports games. The training program included exercises to increase motor and functional capabilities using a strictly dosed load of moderate intensity with a large number of motor switches. The end of the school year in performing long jumps from a place was characterized by greater dynamics in improving the results of the experimental group in relation to the girls of the control group. Thus, at the end of the school year, the girls of the experimental group had a result in the long jump from a place of 174.1±2.76 cm, that is, they increased their performance by an average of 11 cm, while the girls of the control group were able to improve their results by only 4.1 cm to 163.7±2.48 cm.

Keywords: IT-specialists, physical culture, professionally applied physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Ускорение развития науки и технологических процессов в сфере производства требуют значительного количественного роста высококвалифицированных кадров [1]. При этом возрастает значение всесторонней подготовки студентов, поскольку ее результат осуществляет весомое влияние на сокращение периода освоения специальности, повышение производительности труда, активизацию профессиональной мобильности [2].

В связи с большим социально-экономическим значением качественной всесторонней подготовки будущих специалистов и потребностью соответствия общеевропейским стандартам, реалией современного образования является компетентностный подход, который обусловлен необходимостью усиления самостоятельной продуктивной деятельности студентов вузов, развития их профессионально важных качеств и творческих способностей и активно внедряется в процесс подготовки специалистов любой отрасли [3, 4].

Проблема здоровья студенческой молодежи и средств его формирования волнует сегодня специалистов многих стран, которые беспокоятся за свое интеллектуальное будущее. Ее решению в последние годы посвящены сотни различных публикаций на многих международных и всероссийских научных форумах [4]. Как утверждает Е.В. Фазлеева [3], здоровье - это личная ценность человека, что позволяет полноценно проявлять себя посредством устойчивого биологического, социального, психологического состояний в любом виде деятельности (образовательном, профессиональном, спортивном и тому подобное), то формирование бережного отношения к нему у будущих специалистов - важная задача физического воспитания учреждений высшего образования. Однако физическое воспитание в современных учреждениях высшего образования преследует целый ряд проблем, в основ-

ном не зависящих от руководства и научно - педагогических работников вуза. Н. В. Васен-ков [2] утверждает, что для физического воспитания высших учебных заведений России характерны следующие факторы:

- недостаточная гуманистическая и профессиональная направленность;

- неэффективная теоретическая и методическая подготовка студентов;

- ограниченный состав практико-деятельностных компонентов, обеспечивающих совокупность выполнения его функций;

- низкая действенность дидактического наполнения практических разделов;

- выбор неадекватных современному менталитету и мотивационной зрелости студентов форм организации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию;

- отсутствие надлежащих условий для его эффективного функционирования (необходимого кадрового, научно-методического, медицинского, материально-технического и финансового обеспечения);

- слабая мотивация студентов к своему физкультурному образованию и физическому совершенствованию;

- отсутствие научно обоснованной модели дальнейшего развития системы физического воспитания в ближайшем и отдаленном будущем в стране в целом, конкретно в каждом учреждении высшего образования.

Показатели функциональных возможностей организма, физических качеств и двигательных способностей молодежи в России находятся на низком уровне, который характеризуется тенденцией по ускорению темпов старения организма студентов, увеличением разного рода отклонений в их состоянии здоровья, неудовлетворительной физической подготовленностью, ростом количества пропущенных учебных занятий по болезни, увеличением количества юношей, которые по состоянию здоровья не могут быть призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, и тому подобное [2].

Сейчас это уже общегосударственная проблема. Поэтому здоровье должно стать одним из важнейших приоритетов среди многих ценностей современной молодежи [2, 3].

Правильно спланированный недельный двигательный режим положительно влияет на улучшение не только физических кондиций студента, но и повышает его функциональную деятельность всего организма, в частности, способствует повышению умственной работоспособности [1].

В связи с этим, целью настоящей работы являлось разработка методики формирования у будущих программистов компетентности в сфере физической культуры.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 108 студентов - будущие программисты, обучающиеся по очной форме обучения.

Учебный процесс по экспериментальной методике проводился с использованием элементов атлетической гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр. В программу занятий включались упражнения для повышения двигательных и функциональных возможностей с использованием строго дозированной нагрузки умеренной интенсивности с большим количеством двигательных переключений.

Для определения физического и функционального состояния студентов в начале и в конце эксперимента проводился этапный (предварительный и заключительный) контроль. Оценка их состояния в ходе эксперимента осуществлялась с помощью оперативного и текущего контроля.

Этапный контроль заключался в комплексном обследовании уровня физической и функциональной подготовленности, качества усвоения и управления движениями, резервных возможностей моторной системы студентов в начале и в конце учебного года.

Оперативный контроль заключался в том, что в течение отдельного занятия контролировалось функциональное состояние, реакция организма на физическую нагрузку. Ис-

следовалась пальпаторно частота сердечных сокращений, измерялось артериальное давление, обращалось внимание на состояние кожных покровов, головокружение, появление ощущения усталости, снижение внимания, расстройства координации. Во время регулярного контроля и учета самочувствия определялась целесообразность выполнения объема физической нагрузки, интенсивность, интервалы отдыха, характер восстановления и т. п.

Текущий контроль включал: анализ количества проведенных занятий за определенный период, выполненный объем и интенсивность работы, изменения в физическом развитии и физической подготовленности, функциональном состоянии, качества овладения локальными и региональными движениями. Такой анализ способствовал определению правильности планирования объема физической нагрузки, вносить при необходимости те или иные коррективы.

Эффективность влияния экспериментальной методики мы делали выводы на основе изучения степени и вероятности изменений исследуемых показателей относительно исходных, при сопоставлении полученных результатов в двух сравниваемых группах - экспериментальной и контрольной. Основная идея экспериментальной методики, в отличие от традиционной методики преподавания учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту», заключается в следующем:

- во-первых, использовался индивидуальный метод с применением комплексов упражнений базовой программы CrossFit с учетом пола, уровня здоровья и физической подготовленности студентов;

- во-вторых, широко и эффективно применялся круговой метод, особенно во время занятий в тренажерном зале;

- в-третьих, наряду с учебными занятиями по физическому воспитанию по расписанию проводились дополнительные самостоятельные занятия на стадионе университета не менее раза в неделю, а также занятия оздоровительным бегом в ландшафтном парке с выполнением физических упражнений по круговым методом и с использованием рельефа местности, деревьев, валунов, пней, оборудование малых архитектурных форм Горкинско-Ометьевского лесопарка, но в присутствии научно-педагогического работника кафедры физического воспитания;

- в-четвертых, студентами на теоретических занятиях, а также во время самостоятельной подготовки по теоретическим разделам дисциплины, использовались специально разработанные комплексы физических упражнений малых форм активного отдыха;

- в-пятых, предусматривалось активное участие студентов в физкультурно-спортивных мероприятиях заведения высшего образования с последующим участием их в районных и городских соревнованиях.

Кроме этого, студентам рекомендовалось посещать плавательный бассейн КСК «КАИ-Олимп» Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева.

Периодичность проведения плановых практических занятий по физическому воспитанию была предусмотрена дважды в неделю общим объемом 4 академических часа.

На этапе разработки методической системы построения схемы физического воспитания были решены следующие задачи:

- оценка научно-педагогическими работниками кафедры физического воспитания и самооценка студентов, достигнутых в процессе обучения результатов;

- установление их соответствия поставленной цели;

- выявление признаков и причин тех или иных отклонений от поставленной цели;

- согласно выполненным задачам, определение новой цели.

Было предусмотрено проведение одновременного контроля научно-педагогических работников за ходом выполнения поставленных задач и самоконтроль студентов, который заключался в способности относительно адекватной самооценки сформированных у студентов знаний, умений и навыков. Вследствие этого происходило осознание студентами

значимости своей практической деятельности. Контроль и самоконтроль способствовали осуществлению обратной связи в процессе физического воспитания.

Экспериментальная методика предусматривала выполнение студентами самостоятельной работы не менее 3 раз в неделю в свободные от учебы часы, а также выполнение специально подобранных комплексов упражнений малых форм активного отдыха на теоретических занятиях по другим предметам. Кроме того, перед началом практических занятий теоретический материал подавался студентам в виде бесед и коротких сообщений в течение 3-5 минут. Предоставление студентам теоретического материала в подготовительной части занятия преследовало цель по формированию у них определенного объема знаний об основах здорового образа жизни, умение разрабатывать личную программу оздоровительно-тренировочных занятий, а также умение применять их на практике, обсуждение самостоятельно разработанной студентами рекомендуемой методической литературы.

Экспериментальной методикой проведения практических занятий по физическому воспитанию студентам предлагались, в зависимости от времени года, ту или иную форму самостоятельных занятий. В зависимости от формы в начале выполнения самостоятельных занятий со студентами проводились консультации, беседы по выполнению последовательности физических упражнений в зависимости от места и времени года. Оздоровительно -тренировочный процесс в тренажерном зале и занятиях в ландшафтном парке проводились под руководством научно-педагогического работника кафедры физического воспитания.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе проведения эксперимента нами проведено тестирование по определению физической подготовленности юношей и девушек первого курса.

Относительно показателей силовой подготовки, наблюдалось значительное преимущество юношей экспериментальной группы по отношению юношей контрольной группы. Так, если показатели юношей экспериментальной группы составили 12,2±0,77 раза, то юноши контрольной группы показали лишь 7,6±0,68 раза. Отличие юношей экспериментальной группы по отношению к показателям юношей контрольной группы подтверждается высокой степенью статистической достоверности (р<0,001).

Подобная ситуация наблюдалась и в поднимании туловища из положения лежа на спине за 30 сек. Абсолютный показатель улучшения на конец учебного года в выполнении тестового упражнения юношей экспериментальной группы был лучший, чем у юношей контрольной группы (28,4±0,36 раз против 25,0±0,56 раз), что и подтверждается высокой степенью статистической достоверности (р<0,001).

У нас не вызывает сомнений высокий уровень физической подготовленности девушек экспериментальной группы. Так, если на начало учебного года результаты в прыжках в длину с места у девушек экспериментальной группы составил 163,1±2,37 см, то у девушек контрольной группы он составил 159,6±2,55 см или на 3,4 см меньше.

В выполнении тестового упражнения сгибание и разгибание рук в упоре лежа на начало учебного года у девушек экспериментальной группы составлял 10,6±0,75 раза, то у девушек контрольной группы этот показатель составил 10,1±0,60 раза или на 0,5 раза меньше, чем у девушек экспериментальной группы.

Во время тестирования упражнения в поднимании туловища из положения лежа на спине за 30 с, на начало учебного года девушки как экспериментальной группы, так и контрольной показали одинаковый результат (20,5±0,66 раза девушки экспериментальной группы и 20,5±0,72 раза девушки контрольной группы). На конец учебного года результаты девушек экспериментальной группы увеличились до 26,5±0,62 раза, а результаты девушек контрольной группы лишь до 21,4±0,66 раза. Преимущество девушек экспериментальной группы подтверждается высокой степенью статистической достоверности (р<0,001).

Конец учебного года в выполнении прыжков в длину с места характеризовался большей динамикой по улучшению результатов экспериментальной группы по отношению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.