Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЛАНДШАФТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЛАНДШАФТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ КАРТИНА МИРА / ЛАНДШАФТ / ОБРАЗ ЛАНДШАФТА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зулхарнаева Анастасия Васильевна, Федянцева Ольга Олеговна

Актуальность проблемы исследования определяется современными мировоззренческими представлениями, которые характеризуются потребительскими ценностями, отсутствием восприятия своей местности как личностно значимой территории. Значительным потенциалом в решении данной проблемы обладает географическое образование в целом и географической краеведение в частности. Его содержание способствует формированию целостного образа территории как основы для улучшения личностных качеств и качеств вмещающего ландшафта, на реализацию данного потенциала направлено исследование. В статье представлена методическая система формирования образа ландшафта во внеурочной деятельности по географическому краеведению на двух уровнях - теоретико-методологическом и методическом. Теоретико-методологический уровень представлен ведущими мировоззренческими идеями и культурно-экологическим подходом. Методический уровень раскрывает единство целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов. В русле методической системе разработан внеурочный курс для обучающихся «Копилка образов Нижегородской области», который внедрен в образовательную практику школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зулхарнаева Анастасия Васильевна, Федянцева Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF CREATING LANDSCAPE IMAGE IN OUT-OF-HOURS ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN IN GEOGRAPHICAL LOCAL HISTORY

The relevance of the research problem is determined by modern worldview concepts, which are characterized by consumer values, the lack of perception of their locality as a personally significant territory. Geographical education in general and geographical local history in particular has a significant potential in solving this problem. Its content contributes to the formation of a holistic image of the territory as a basis for improving personal qualities and the qualities of the surrounding landscape, the research is aimed at realizing this potential. The article presents a methodological system for the formation of the image of the landscape in extracurricular activities in geographical local history at two levels-theoretical and methodological and methodological. The theoretical and methodological level is represented by leading ideological ideas and a cultural and ecological approach. The methodological level reveals the unity of the target, content, procedural, technological and performance-evaluation components. In line with the methodological system, an extracurricular course for students "Piggy Bank of images of the Nizhny Novgorod region" has been developed, which is introduced into the educational practice of the school.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЛАНДШАФТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ»

собеседника, не перебивать его, доброжелательно предлагать свои варианты решений выхода из проблемных ситуаций, обсуждать и принимать правила игры.

В ходе работы над преодолением дефицита коммуникации основной формой работы мы использовали индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Работа организовывалась в рамках реализации коррекционно-развивающей программы по преодолению дефицита коммуникации у дошкольников с расстройствами аутистического спектра, с учетом его индивидуальных особенностей и способностей, а также речь и умственное развитие. Так, специально разработанные и выбранные виды деятельности включали опытно-экспериментальную работу над эмоциональной сферой; развитие разговорных навыков; развитие навыков работы в группе. Применение этой методологической разработки в целом способствовало формированию у дошкольников с аутизмом навыки построения адекватного диалога с учетом коммуникативных ситуаций.

В заключение следует подчеркнуть, что обучение детей с расстройствами аутистического спектра участию в общении помогает поддерживать соответствующий темп умственного развития, который соответствует их способностям и возможностям, реализации их внутреннего потенциала и эффективной социализации. При этом достижение положительных результатов достигается за счет проведения целостной, системной, комплексной работы, основанной на тесном взаимодействии всех специалистов образовательной организации и родителей.

Выводы:

1. Аутизм характеризуется активным отстранение от внешнего мира, замкнутостью, недостаточностью коммуникативной активности.

2. Большинство детей с ранним детским аутизмом не различают эмоциональные состояния сверстников, с трудом идут на контакт. У них нарушено чувство самосохранения, волевая регуляция практически не развита.

3. Работа с детьми данной категории детей должна носить комплексный характер, который заключается в совместной помощи ребенку как специалистами образовательной организации (психолог, логопед, дефектолог, учителя), так и родителями ребенка. Также занятия необходимо строить, охватывая все сферы его деятельности.

4. У ребенка с расстройством аутистического спектра наблюдается аномальное развитие эмоционально-волевой сферы, связанное с наличием первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга. Он приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений, осложняющихся аутистическими проявлениями.

Литература:

1. Гринспен, С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления = EngagingAutism [Электронный ресурс] / С. Гринспен, С. Уидер. - М.: Теревинф, 2015. - 51 с.

2. Золоткова, Е.В. Теоретические и практико-ориентированные основы развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников / Е.В. Золоткова, И.В. Цыплякова // Методология, теория и практика обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования: монография / под ред. Н.В. Рябовой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2019. - С. 6-46.

3. Морозова, С.С. Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии [Электронный ресурс] / С.С. Морозова. - URL: http://www.autism.ru/read.asp?id=150&vol=0.

4. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, - М.: Теревинф, 2015. - 288 с.

5. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей : методические разработки [Электронный ресурс] / Л.Г. Нуриева. - М.: Теревинф, 2015. - 138 с.

6. Рудик, О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком [Электронный ресурс]: методическое пособие / О.С. Рудик. - М.: Владос, 2015. - 190 с.

7. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учеб. пособ. / Г.В. Чиркина. - М.: Аркти, 2011. - 122 с.

Педагогика

УДК 372.891

кандидат педагогических наук Зулхарнаева Анастасия Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант, учитель Федянцева Ольга Олеговна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), МБОУ «Школа №101 имени Е.Е. Дейч» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЛАНДШАФТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

Аннотация Актуальность проблемы исследования определяется современными мировоззренческими представлениями, которые характеризуются потребительскими ценностями, отсутствием восприятия своей местности как личностно значимой территории. Значительным потенциалом в решении данной проблемы обладает географическое образование в целом и географической краеведение в частности. Его содержание способствует формированию целостного образа территории как основы для улучшения личностных качеств и качеств вмещающего ландшафта, на реализацию данного потенциала направлено исследование. В статье представлена методическая система формирования образа ландшафта во внеурочной деятельности по географическому краеведению на двух уровнях - теоретико-методологическом и методическом. Теоретико-методологический уровень представлен ведущими мировоззренческими идеями и культурно-экологическим подходом. Методический уровень раскрывает единство целевого, содержательного, процессуального,

технологического и результативно-оценочного компонентов. В русле методической системе разработан внеурочный курс для обучающихся «Копилка образов Нижегородской области», который внедрен в образовательную практику школы.

Ключевые слова устойчивое развитие, ценностные основы картина мира, ландшафт, образ ландшафта, внеурочная деятельность, краеведение, географическое образование.

Annotation. The relevance of the research problem is determined by modern worldview concepts, which are characterized by consumer values, the lack of perception of their locality as a personally significant territory. Geographical education in general and geographical local history in particular has a significant potential in solving this problem. Its content contributes to the formation of a holistic image of the territory as a basis for improving personal qualities and the qualities of the surrounding landscape, the research is aimed at realizing this potential. The article presents a methodological system for the formation of the image of the landscape in extracurricular activities in geographical local history at two levels-theoretical and methodological and methodological. The theoretical and methodological level is represented by leading ideological ideas and a cultural and ecological approach. The methodological level reveals the unity of the target, content, procedural, technological and performance-evaluation components. In line with the methodological system, an extracurricular course for students "Piggy Bank of images of the Nizhny Novgorod region" has been developed, which is introduced into the educational practice of the school.

Keywords: sustainable development, value bases worldview, landscape, landscape image, extracurricular activities, local history, geographical education.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00749 Код конкурса А «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте»

Введение. Современное представление о мировой действительности у подрастающего поколения характеризуется фрагментарностью и бездуховностью. Это подтверждается все возрастающими проблемами социального, экологического и экономического характера. В ведущих исследованиях отмечается, что причина этого - глобальный мировоззренческий кризис, деструктивность ценностных основ картины мира как реального социоприродного окружения человека (Н.Н. Моисеев, Н.М. Мамедов, В.И. Вернадский). Это подчеркивает важность формирования ценностных ориентаций представлений о территории, где человек родился и живет, основанных на культурно-экологических идеях [9, 12].

География как наука и образовательная область обладает значительным потенциалом в решении данной проблемы, раскрывая семантические значения природы и культуры местности. В страноведческих и регионоведческих исследованиях (Я.Г. Машбиц, Н.С. Мироненко) подчеркивается необходимость формирования образа как визитной карточки территории, отражающих их уникальность, неповторимость, выявляя те объекты природы, культуры, которые составляют ее «лицо» [10, 11]. В исследованиях Д.Н. Замятина, О.А. Лавреновой отмечается идеологическая и междициплинарная направленность географического образа как части картины мира человека, географический образ - это продукт культурного осмысления ландшафта [5, 8].

В психологических исследованиях образ - это субъективное осмысленное отражение действительности, является частью общей картины мира человека, где ценностная основа создает мировоззренческую направленность. Образное познание своей местности, наряду с логическим способствует субъектному отношению к природе, так как формируется целостное представление о ландшафте как системе, раскрывается его значимость, осознаются смыслы, которые становятся внутренним достоянием личности [13, 15, 16].

Известно, что ближайшее окружение личности имеет наибольшую значимость, следовательно, возможности географического краеведения в решении поставленной проблемы значительны [14]. Как показал анализ образовательной практики, учителя отмечают важность и востребованность формирования образа родного края у школьников, в то же время как учащиеся так же проявляют большой интерес к данному вопросу. В результате возникает ряд противоречий, определивших проблему исследования:

- между социальным заказом системе образования, связанным с формированием картины мира, основанной на культурно-экологических ценностях;

- между значительным потенциалом географического и гоеэкологического краеведения в формировании образа ландшафтов и недостаточной разработке данной проблемы в соответствующей теории и методике.

В связи с этим, определена цель исследования - разработать методику формирования образа ландшафта во внеурочной деятельности школьников по географическому краеведению.

Изложение основного материала статьи. Методика формирования образа ландшафта во внеурочной деятельности школьников по географическому краеведению разрабатывалась на двух уровнях - теоретико-методологическом методическом.

Теоретико-методологический уровень включает идеи устойчивого развития, идеи ценности малой родины, культурно-экологический подход.

Идея устойчивого развития - представляет собой модель развития будущего, при которой необходимо обеспечить баланс между решением социальных и экономических проблем, данная идея, они составляет мировоззренческую основу картины мира личности [9, 12].

Идея ценности малой родины заключается в изучении своего ближайшего окружения, формировании субъективного отношения к окружающей среде, отражает значимость территории, в пределах которой живет человек [4, 6].

Культурно-экологический подход предполагает ориентацию на установление сотворческих отношений человека и природы в ландшафте как единственно возможного условия гармоничного, конструктивного развития ландшафта региона и формирования культурных ландшафтов. В педагогическом отношении предполагает формирование эмоционально-окрашенного образа культурного ландшафта, основанного на экологических ценностях [14].

Методический уровень методической системы формирования образа ландшафта своего края разрабатывался в единстве целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного компонентов.

Целевой компонент направлена на формирование образа ландшафта родного края средствами школьного геоэкологического кружка «Копилка образов Нижегородского края».

Содержательный компонент методической системы представлен познавательным, аксиологическим, деятельностным, личностным аспектами.

Познавательный аспект отражает когнитивную составляющую образа, геоэкологические и географические знания, информацию о знаковых местах, культурных ландшафтах, отражает глубину, осознанность и обобщенность образа родного края. Представлен содержанием о географическом положении, особенностях природы, культуры, культурных символов, историю герба, легенды, связанные с родным краем.

Аксиологический аспект включает содержание о ценностях малой родины, значимости родного края для личности, предполагает изучение знаковых персон - ученых, деятелей искусства и их вклад в развитие региона, духовно-нравственного слоя культурного ландшафта. Предполагает изучение семантики ландшафта, топонимов родного края. [8, 15].

Деятельностный аспект содержания предполагает изучения методов и способов чувственного познания, отражение природы и культуры родного края в объектах искусства, архитектуре, в литературных произведениях, изучение их как объектов, представляющих субъективно-окрашенный образ родного края, «пропущенный» через внутренний мир конкретной личности. Данный компонент содержания представляет собой результат соотнесения теоретических и практических знаний с личным опытом учащихся по познавательному, ценностному и практическому освоению родного края.

Личностный аспект раскрывается в осознании себя как части образа родного края определение своего места в нем, предполагает изучение родного края через историю развития своей семьи, составление родословной.

Технологический компонент методической системы представлен модульной, игровой, проектной технологией, инфографическими методами. Выбор технологий, методов и приемов обусловлен возрастными особенностями учащихся, взаимосвязью различных учебных дисциплин, преемственностью различных видов деятельности и т.д.

Модульная технология отражает идеи целостности, выступает основой структурирования и системной организации программы кружка. Данная система включает следующие блоки: теоретический, практический и ценностный.

Игровая технология выступает как инструмент передачи эмоционального восприятия, переживания, ценности образа родного края. Реализация данной технологии предполагает организацию ролевых игр (круглые столы, «вживание» в образ персоны).

Инфографические методы представлены созданием рисунков, ментальных карт, графических схем, которые составляются в процессе изучения курса, формируя образы ландшафтов, ментальные карты с помощью символов, знаков, отражая целостность, системную организацию и единство объектов ландшафта. Учащиеся формируют образные обозначения, наделяя их метафорическими смыслами, что является одним из критериев сформированности образа родного края. Составление ментальных карт, графических схем, кластеров, лент времени осуществляется с помощью применения цифровых технологий и использования таких инструментов как Padlet, Miro, Mindmeister, Xmind, TimelineJS и подобных им.

Проектная деятельность создание итогового проекта и использование проектов для диагностики сформированности образа. Позволяет генерировать различные виды деятельности (эмоциональную, познавательную, творческую) с целью создания целостного образа ландшафта родного края.

Процессуальный компонент определяет последовательность формирования образа ландшафта родного края. Процесс формирования образа состоит из трех этапов - перцептивный, семантический, формирующий (Артемьева Е.Ю., Зинченко В.П., Леонтьев С.Д., Петухов В.В., Смирнов А.С.)

Первый этап - перцептивный, на этом этапе происходит зарождение образа, на основе эмоционально окрашенного восприятия объектов, явлений ландшафта. Этому этапу соответствует первый и второй разделы программы школьного кружка «Копилка образов Нижегородского края»: «История развития образа Нижегородской области», (темы «Моя малая Родина», «Я и моя семья на карте Нижегородской области»), «Нижегородские богатства» (темы: «Наш край в искусстве», «Знаковые персоны Нижегородского края», «Природное и культурное наследие»).

Второй этап - семантический, предполагает формирование личностного смысла ландшафтов родного края. На данном этапе происходит осознание ценности и значения объекта, матафоризация образа. Данный этап реализуется в разделах: «Образ природы» (темы «Земля Нижегородская», «Царицы-реки»), «Я вижу свой край» («Дом, в котором я живу. Нижний Новгород 2.0»).

Третий этап - формирующий, предполагает осмысление, анализ, соединение всех ранее полученных данных. Создание целостной картины, ядра образа ландшафта своего края, как сложного субъективного изображения жизненного мира человека. Завершающий этап формирования образа родного края. В содержании данный этап соответствует завершающему разделу «Моделируем образ будущего своей местности».

Диагностика сформированности образа ландшафта во внеурочной деятельности школьников по географическому краеведению осуществлялась в соответствии с критериями восприятия образа родного края (Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Артемьева, В.П. Серкин) и его целостности (Г.Н. Каропа, Н.И. Чуприкова).

Целостность образа диагностировалась в соответствии с уровнями: первый уровень - первичной целостности (уровень фактов, отдельных признаков); второй уровень - дифференциации (систематизация фактов, осознание причинно-следственных связей); третий уровень - единство и целостность (обобщение, систематизация, целостность образа) [7, 13, 15, 16].

В качестве инструментария диагностики был разработано задание, предполагающее написание эссе, посвященное описанию представления об одном из ландшафтов своего края. Анализ содержания эссе позволял определить уровни целостности образа. Если школьники описывают только ландшафт - это соответствует уровню первичной целостности. Если в эссе отражены взаимосвязи, причинно-следственные связи между культурой, природными и географическими объектами - это соответствует уровню дифференциации образа. Представлена единая целостность культурного ландшафта, его целостное восприятие, истории, легенды, сказания отражено свое место в данном ландшафте - это соответствует уровню единства и целостности.

Диагностика восприятия образа осуществлялась в соответствии с уровнями: перцептивный (образование новой структуры образа мира), семантический (определение, раскрытие значения взаимоотношений и взаимосвязей и многогранный отношений между объектами образа мира), формирующий (формирование ядра образа мира представлений о картине мира, как о сложном субъективном изображении жизненного мира человека).

Для диагностики восприятия образа мира разработаны диагностический проект, направленный на создание модели культурного ландшафта своего микрорайона. Предлагалось на выбор несколько форм представления результатов проекта: рисунок, ментальная карта (с пояснением расположения тех или иных объектов, значений, смыслов), макет, отражающий образ будущего микрорайона и себя в нем. Выбор и выполнение определенной формы проекта оценивалось. Выполнение и оформление рисунка соответствует первому - перцептивному уровню. Выполнение майнд-карт, ментальных карт соответствует второму -семантическому уровню. Выполнение макета с символическим и метафорическим указанием своего места в образе соответствует третьему - формирующему уровню.

Разработанная методическая система формирования образа родного края и программа курса внеурочной деятельности «Копилка образов Нижегородского края» прошла апробацию в школах Нижегородской области и способствовала формированию образа родного края, что подтвердили данные педагогического эксперимента.

Выводы. В результате проведения исследования установлено, что условием решения глобальных проблем человечества является смена мировоззренческой основы, переориентаиця всех сфер жизни в направлении устойчивого развития. Приоритетная роль в решении данной задачи принадлежит образованию, выполняющего опережающую функцию. Географии как науке и школьной дисциплине принадлежит приоритет в формировании картины мира человека, это позволяет использовать ее как содержательную основу для формирования личностно значимого, эмоционально окрашенного образа окружающей социоприродной действительности. В данном контексте разработана методическая система формирования образа ландшафта своего края при изучении географического краеведения. Реализация методической системы осуществлена средствами кружка «Копилка образов Нижегородского края», которые бы внедрен в систему внеурочной деятельности общеобразовательной школы. Результаты диагностики сформированности образа ландшафта своего края позволила судить об эффективности разработанной методики. По завершению изучения курса в восприятии образа 60% обучающихся показали высший, формирующий уровень, уровень единства и целостности образа показали 78% обучающихся, относительно 45% и 32% учащихся на констатирующем этапе диагностики соответственно.

Литература:

1. Артемьева Е.Ю., Ковалев Г.А., Семилет Н.В. Изображение как инструмент измерения межличностных отношений // Вопросы психологии. 1988. - № 6. - С. 120-126.

2. Ворохобов А.В. Персоналистическая концепция субъективности в философском наследии И.А. Ильина / Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8. - №3. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1124.

3. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике / Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8. - № 2. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1088/781.

4. Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Технология кейс-стади в изучении экологических проблем. Учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2018. - 176 с.

5. Замятин Д.Н. Искусство как сопространственность: постмодерн, пространство и онтология воображения // Человек: образ и сущность. - 2017. - № 3-4(30-31). - С. 77-83.

6. Зулхарнаева А.В., Винокурова Н.Ф. Гражданское воспитание учащихся как условие становления устойчивого развития / Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 394.

7. Каропа Г.Н. Системная дифференциация как закономерность и принцип обучения. Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 22, Вып. 6 (170). - С. 107-116.

8. Лавренова О.А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII - начала XX вв. (геокультурный аспект). - М.: Институт Наследия, 1998. -128 с.

9. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 2 (10). - С. 6.

10. Машбиц Я.Г. Комплексное страноведение. - Смоленск: Изд-во СГУ, 1998. - 238 с.

11. Мироненко, Н.С. Страноведение: Теория и методы: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по геогр. специальностям / Н.С. Мироненко. - М.: Аспект пресс, 2001. - 267 с.

12. Моисеев, Н.Н. Экология и образование / Н.Н. Моисеев. - М.: ЮНИСА, 1996. - 192 с.

13. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Диагностика переживаний в профессиональной деятельности: валидизация методики // Организационная психология. - 2017. - Т. 7. - № 2. - С. 30-51.

14. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / Н.Н. Демидова [и др.]; под ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой - Н. Новгород: ООО «Кириллица», ООО «БЛАГОВЕСТ», 2019 г. - 220 с.

15. Психология субъективной семантики: истоки и развитие // Под общей редакцией: И. Б. Ханина, Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2011.

16. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. - М.: АО "СТОЛЕТИЕ", 1997 - 480 с.

Педагогика

УДК 371; 614.8

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности Ибрагимова Эвелина Энверовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. Профилактика травматизма в образовательных учреждениях - неотъемлемая часть безопасности жизнедеятельности детей и подростков, что обуславливает актуальность данного вопроса. Статические данные свидетельствуют о высоком уровне травматизации обучающихся, причем существуют выраженные гендерные (наиболее часто травматизации подвергаются мальчики) и возрастные отличия (уровень травматизации детей младшего школьного возраста выше, чем в других возрастных группах). Данные факты необходимо учитывать при организации и проведении мероприятий по профилактике детского травматизма, являющихся комплексной работой родителей, педагогов, администрации школ. Ключевая роль в данном вопросе принадлежит учителю основ безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: травмы, травматизм, обучающиеся, профилактика, безопасность жизнедеятельности.

Annotation. Prevention of injuries in educational institutions is an integral part of the safety of children and adolescents, which determines the relevance of this issue. Static data indicate a high level of traumatization of schoolchildren's, with pronounced gender (boys are the most frequently traumatized) and age differences (the level of traumatization of children of primary school age is higher than in other age groups). These facts should be taken into account in the organization and conduct of activities for the prevention of child injuries, which are a comprehensive work of parents, teachers, school administration. The key role in this issue belongs to the teacher of the basics of life safety.

Keywords: traumas, traumatism, students, prevention, safety of vital activity.

Введение. Проблема безопасности и безопасной жизнедеятельности в настоящее время приобрела особую актуальность, так как опасные чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера приобретают глобальные масштабы. Риск нанесения ущерба здоровью и даже жизни людей, оказавшихся в зоне чрезвычайных ситуаций очень высок, что подтверждается высоким уровнем травматизации. В зависимости от вида травмирующего фактора, травмы могут быть механическими, термическими (ожоги, обморожения), химическими, также различают баротравмы, электротравмы и комбинированные повреждения [11. Следовательно, травматизм - это серьезная социально-экономическая и медико-биологическая проблема современного социума и государства в целом, так как приводит в большинстве случаев к инвалидности и смертности. Следует отметить, что наиболее уязвимой категорий являются дети и подростки, поэтому организация и проведение профилактических мероприятий по предотвращению травматизма в образовательных учреждениях является основной целью администрации, педагогов и медицинского персонала образовательных организаций.

Цель данной работы заключается в обосновании необходимости формирования навыков безопасного поведения учащихся образовательных учреждений как важной составляющей профилактики травматизма.

Изложение основного материла статьи. Согласно статистическим данным, показатель травматизма у лиц мужского пола значительно выше, чем у женщин и превышает его в 1,5-1,8 раза. Отличительной особенностью травматизации мужчин является более выраженная степень тяжести (размозжения, травматические ампутации и травмы внутренних органов), почти в 2 раза чаще - внутричерепные травмы с переломами костей черепа, переломы позвоночного столба [2, 31. Аналогичная ситуация имеет место и среди детского населения, где показатели травматизма у мальчиков значительно выше (61,8% всех травм). В частности, показатель травматизма у мальчиков составляет 139,0%о, у девочек - 90,3%о соответственно. Отличительной особенностью травматизации мальчиков является большая степень тяжести, чем у девочек, так как они чаще получают открытые раны и повреждения кровеносных сосудов, переломы костей черепа, травмы глаза и глазницы, переломы костей верхних и нижних конечностей [2]. Анализ структуры травматизма выявляет значимое преобладание бытовых и уличных травм у детей и подростков, которые суммарно определяют более 80% всех случаев. На третьем месте, хотя и с большим отставанием, идут травмы, полученные в школе (9%). Четвертое и пятое места занимают спортивные (4%) и транспортные (3%) травмы [3].

Следовательно, травматизм детского населения - это актуальная проблема, требующая разработки и принятия профилактических мер, направленных на его снижение (или предотвращение). В данном контексте особое значение приобретают воспитательные подходы со стороны взрослых (родителей, педагогов), направленные на формирование у детей и подростков идеологии личной безопасной жизнедеятельности, ответственного отношения к своему здоровью, а также здоровью и безопасности окружающих. В этой связи важное профилактическое значение имеют меры по предупреждению несчастных случаев и травм детей и подростков. Следует отметить, что показатели травматизма среди детей разного возраста распределяются крайне неравномерно. Так, многочисленные данные свидетельствуют, что наиболее уязвимой возрастной группой являются дети младшего школьного возраста [2-4]. Этот факт вполне очевиден и предсказуем, так как дети младшего школьного возраста не в состоянии оценить реальную угрозу для жизни и здоровья многочисленных рисков, окружающих их. Кроме этого следует отметить «самостоятельность» детей, начинающих посещать школу и часто оказывающихся на улице без присмотра взрослых, что увеличивает возможность их травматизации. Поэтому уже в начальной школе необходимо проводить работу с детьми, направленную на формирование безопасного поведения, так как «...травма - это не только результат небезопасных условий быта, на улице, на производстве, это еще в очень большой степени - результат определенного поведения, которое может материализоваться в травме в любых условиях» [3]. В данный возрастной период есть высокий шанс переориентации личностных качеств обучающихся, так как в большинстве случаев при совершении опасных поступков у них практически отсутствуют представления о реальном уровне опасности в различных жизненных ситуациях. Этот факт обусловливает важность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.