Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивная культура / студенты медицинского вуза / физическая культура / inclusive culture / medical university students / physical education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Ушакова Ирина Анатольевна, Ткачева Надежда Дмитриевна

Цель. Разработать специальную методику формирования инклюзивной культуры у студентов-медиков через волонтерское сопровождение двигательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы и организация исследования. Научная работа осуществлялась на основе методов анализа научно-методической литературы и нормативных документов, моделирования, логической интерпретации и заключений. Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная методика имеет определенную структуру, где каждый из ее компонентов взаимосвязан друг с другом. Общее направление педагогического процесса задается целевыми установками, ориентирующими на формирование инклюзивной культуры у студентов-медиков через тьюторскую деятельность. В качестве средств достижения поставленной цели выступали теоретические занятия по объяснению специфики развития детей с ограниченными возможностями здоровья и их двигательной подготовки и непосредственно волонтерская деятельность в рамках физкультурных занятий. Работа осуществлялась на основе методов объяснения, практического выполнения тьюторской деятельности: помощи ребенку, страховки, пассивного и пассивно-активного выполнения движений. Реализовывался педагогический процесс через лекции и практические физкультурные занятия. Заключение. Разработанная методика характеризуется целостностью и взаимосвязанностью компонентов. Она была внедрена в процесс обучения студентов-медиков. В рамках апробации методики были проведены физкультурные занятия с детьми с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра, с задержкой психического развития. Также были внесены изменения в содержание учебных дисциплин. Реализуемый процесс показал свою эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Ушакова Ирина Анатольевна, Ткачева Надежда Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR FORMING AN INCLUSIVE CULTURE IN MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES

The research purpose is to develop a special methodology for developing an inclusive culture among medical students through volunteer support of the motor activity of children with disabilities. Methods and organization of the research. Scientific work was carried out on the basis of methods of analysis of scientific and methodological literature and regulatory documents, modeling, logical interpretation and conclusions. Research results and discussion. The developed methodology has a specific structure, where each of its components is interconnected. The general direction of the pedagogical process is set by goals that focus on the formation of an inclusive culture among medical students through tutoring activities. The means to achieve this goal were theoretical classes to explain the specifics of the development of children with disabilities and their motor training and direct volunteer activities within the framework of physical education classes. The work was carried out on the basis of methods of explanation, practical implementation of tutoring activities: helping the child, insurance, passive and passive-active performance of movements. The pedagogical process was implemented through lectures and practical physical education classes. Conclusion. The developed methodology is characterized by the integrity and interconnectedness of its components. It was introduced into the training process of medical students. As part of testing the methodology, physical education classes were conducted with children with Down syndrome, autism spectrum disorder and mental retardation. Changes were also made to the content of academic disciplines. The implemented process has shown its effectiveness.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

УДК [376+378]:796 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-153-158

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

С.Ю. Максимова, И.А. Ушакова, Н.Д. Ткачева

Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Волгоград, Россия

Аннотация

Цель. Разработать специальную методику формирования инклюзивной культуры у студентов-медиков через волонтерское сопровождение двигательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методы и организация исследования. Научная работа осуществлялась на основе методов анализа научно-методической литературы и нормативных документов, моделирования, логической интерпретации и заключений.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная методика имеет определенную структуру, где каждый из ее компонентов взаимосвязан друг с другом. Общее направление педагогического процесса задается целевыми установками, ориентирующими на формирование инклюзивной культуры у студентов-медиков через тьюторскую деятельность. В качестве средств достижения поставленной цели выступали теоретические занятия по объяснению специфики развития детей с ограниченными возможностями здоровья и их двигательной подготовки и непосредственно волонтерская деятельность в рамках физкультурных занятий. Работа осуществлялась на основе методов объяснения, практического выполнения тьюторской деятельности: помощи ребенку, страховки, пассивного и пассивно-активного выполнения движений. Реализовывался педагогический процесс через лекции и практические физкультурные занятия.

Заключение. Разработанная методика характеризуется целостностью и взаимосвязанностью компонентов. Она была внедрена в процесс обучения студентов-медиков. В рамках апробации методики были проведены физкультурные занятия с детьми с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра, с задержкой психического развития. Также были внесены изменения в содержание учебных дисциплин. Реализуемый процесс показал свою эффективность.

Ключевые слова: инклюзивная культура, студенты медицинского вуза, физическая культура.

METHODOLOGY FOR FORMING AN INCLUSIVE CULTURE IN MEDICAL

UNIVERSITY STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES

S.Yu. Maksimova, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-5469-746Х

I.A. Ushakova, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7729-4890

N.D. Tkacheva, e-mail: [email protected], ORCID: 0009-0005-8482-3665

Volgograd State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Volgograd,

Russia

Abstract

The research purpose is to develop a special methodology for developing an inclusive culture among medical students through volunteer support of the motor activity of children with disabilities.

Methods and organization of the research. Scientific work was carried out on the basis of methods of analysis of scientific and methodological literature and regulatory documents, modeling, logical interpretation and conclusions.

Research results and discussion. The developed methodology has a specific structure, where each of its components is interconnected. The general direction of the pedagogical process is set by goals that focus on the formation of an inclusive culture among medical students through tutoring activities. The means to achieve this goal were theoretical classes to explain the specifics of the development of children with disabilities and their motor training and direct volunteer activities within the framework of physical education classes. The work was

carried out on the basis of methods of explanation, practical implementation of tutoring activities: helping the child, insurance, passive and passive-active performance of movements. The pedagogical process was implemented through lectures and practical physical education classes.

Conclusion. The developed methodology is characterized by the integrity and interconnectedness of its components. It was introduced into the training process of medical students. As part of testing the methodology, physical education classes were conducted with children with Down syndrome, autism spectrum disorder and mental retardation. Changes were also made to the content of academic disciplines. The implemented process has shown its effectiveness.

Keywords: inclusive culture, medical university students, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система образования характеризуется яркими процессами перестройки и изменений. Одной из ее инноваций является инклюзивное образование, введенное в педагогическую практику в 2012 году Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Оно означает обеспечение равного доступа к образованию независимо от индивидуальных возможностей и способностей обучающегося. Инклюзивное образование базируется на системном подходе, где в процесс вовлекаются все участники педагогического взаимодействия - педагоги, обучающиеся (как с ограниченными возможностями здоровья, так и нор-мотипичные), дополнительные специалисты (тьютор, волонтер). В равной степени эти инновации касаются и высшей школы. Инклюзивное образование в высшей школе функционирует в соответствии с государственной программой РФ «Развитие науки и технологий» до 2030 года, актуализирующей необходимость создания специальных условий обучения для лиц с ОВЗ, а также формирования у обучающихся гуманной и толерантной мировоззренческой позиции. Безусловно, эти условия должны обеспечиваться через учебную, воспитательную, научную деятельность вуза, в том числе и через спортивно-оздоровительную.

Вопросы формирования специальной инклюзивной культуры у обучающихся затрагиваются в трудах многих ученых-практиков [1, 2, 3]. Рассматриваются проблемы формирования отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования с позиции студентов педагогического вуза, организации специальной волонтерской деятельности в различных социальных проектах, специальной профессиональной подготовки [4,5,6,7].

Актуальна эта проблематика и в зарубежных исследованиях. Обобщение данных электронных информационных ресурсов показывает работу

такого плана в Индии, Турции. В исследовании B. Chen затрагивается проблема формирования инклюзивной культуры у студентов-медиков в Китае. Автор указывает на возможность ее формирования в работе с пожилыми людьми. [8]. В исследованиях ученых из Великобритании M. Ioerger, L. V. Machia актуализируется необходимость формирования у будущих психологов специальной готовности к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья [10]. Нам видится, что процесс физического воспитания в вузе обладает большой функциональностью в плане формирования инклюзивной культуры у обучающихся. Через правильную организацию его форм, соответствующее организационно-методическое сопровождение можно достичь высоких результатов в данном направлении. Специально организованные двигательные задания могут обеспечить вовлечение лиц с ОВЗ в коллективную моторную деятельность, рекреационные мероприятия, индивидуально подобранную физическую нагрузку. Привлечение к этой деятельности обучающихся поможет достичь искомого результата. Эти условия делают актуальной цель: разработать специальную методику формирования инклюзивной культуры у студентов-медиков через волонтерское сопровождение двигательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поставленная цель конкретизируется в ряде задач:

1. Подобрать и систематизировать средства формирования инклюзивной культуры у студентов-медиков через волонтерское сопровождение двигательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Подобрать наиболее приемлемые варианты и направления волонтерской деятельности студентов-медиков в рамках работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

3. Разработать методику формирования инклюзивной культуры у студентов-медиков через во-

лонтерскую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья и апробировать ее в практике профессиональной подготовки. Целевая аудитория инклюзивной практики -обучающиеся по специальности педиатрия, клиническая психология ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации.

Целевые установки согласуются с необходимостью формирования у обучающихся компетенций по специальности:

31.05.02 Педиатрия. (ОК-6. Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; ПК-21. Способность к участию в проведении научных исследований);

37.05.01 Клиническая психология, направленность (профиль) Патопсихологическая диагностика и психотерапия (ОПК-4. Способен вести протокол и составлять заключение по результатам психологической диагностики и экспертизы, а также представлять обратную связь по запросу заказчика; УК9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах).

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная работа осуществлялась на основе различных методов. В рамках анализа научно-методической литературы изучалась степень и глубина проблемы инклюзивного образования в нашей стране и за рубежом. Также на основе анализа научно-методической литературы были подобраны средства двигательной подготовки для детей различных нозологических групп. На основе метода моделирования разработана экспериментальная методика. Логическая интерпретация и заключения позволили структурировать и систематизировать подобранные средства и методы воздействия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На базе кафедры физической культуры и здоровья Института общественного здоровья им. Н.П. Григоренко ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации была разработана инновационная методика. Ее структура представлена на рисунке 1.

Методика представляет собой целостный педагогический процесс, структурные элементы которого взаимосвязаны. Так, его целевая установка направлена на формирование инклюзивной культуры у обучающихся. Для ее достижения подобраны специальные средства и методы педагогического воздействия, а также формы реализации педагогического процесса. На основе данных анализа научно-методический литературы нами были подобраны средства формирования инклюзивной культуры у студентов-медиков (рисунок 2) и затем разделены на две большие группы - теоретическую и практическую подготовку. В первую вошли теоретические материалы, раскрывающие специфику развития детей с синдромом Дауна, РАС, ЗПР.

Вторую группу составили практические материалы, предоставляющие обучающимся двигательные задания на нормализацию физического развития, развитие различных физических качеств, а также игровые и рекреационные двигательные задания:

- упражнения для коррекции основных видов движений у детей с ОВЗ;

- подвижные игры;

- кинезиологические игры и упражнения (А.В. Семенович, 2007; О.В. Печуева, 2022);

- гимнастика мозга Пол. И. Деннисон. Предоставлялись данные сведения при помощи методов вербального и наглядного воздействия (рисунок 3).

Педагогический процесс реализовывался в форме лекций, индивидуальных и групповых двигательных занятий с детьми с ОВЗ. Разработанная инновация внесла изменения в содержание модулей двух образовательных дисциплин кафедры физической культуры:

1. Дисциплина «Физическая культура и спорт». В раздел ее лекционных занятий были введены лекции по темам: «Специфика инклюзивного образования», «Особенности двигательной подготовки детей с синдромом Дауна», «Методические особенности физической культуры детей с расстройством аутистического спектра», «Координационная подготовка детей с задержкой психического развития» (4 ч.).

2. Дисциплина «Физическая подготовка (элективные модули)». В ее раздел «Самостоятельная работа» в 3-м семестре был введен блок «Волонтерская помощь в групповых и индивидуальных физкультурных занятиях» в количестве 4 часов, включающий помощь во-

Рисунок 1 - Структура методики формирования инклюзивной культуры у студентов-медиков Figure 1 - The structure of the methodology for creating an inclusive culture among medical students

лонтеров в проведении:

- коллективных спортивных праздников для детей с ЗПР, ДЦП, РАС;

- коллективных физкультурных занятий с детьми с РАС, с ЗПР;

- индивидуальных физкультурных занятий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе занятий физической культурой со студентами медицинского вуза возможно провести специальную работу по формированию у них инклюзивной культуры. Особенность такого педагогического процесса заключается в использовании специальной методики. Ее средства составляют теоретические и практические направления подготовки по инклю-

зивному образованию, физической культуре детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация методики заключается в волонтерской деятельности студентов медицинского вуза в физкультурных занятиях с детьми с синдромом Дауна, с расстройством аутисти-ческого спектра, с задержкой психического развития. Реализуемый процесс показал свою эффективность. Разработанная методика была представлена на III Всероссийском конкурсе практик инклюзивного высшего и среднего профессионального образования (номинация «Формирование и развитие инклюзивной культуры в образовательных организациях/в обществе») и получила высокую оценку экспертной комиссии.

Теоретические материалы:

- по характеристикам особенностей развития детей с синдромом Дауна, РАС, ЗПР;

- по специфике инклюзивного образования, работы тьютора

Theoretical materials:

- according to the characteristics of the development of children

with Down syndrome, ASD,

mental retardation; - on the specifics of inclusive education, the work of a tutor

Практические материалы:

- классификация двигательных заданий развивающего плана;

- конспекты игровых занятий, рекреационных мероприятий

Practical materials: - classification of motor development tasks; — notes on gaming activities, recreational activities

Рисунок 2 - Классификация средств формирования инклюзивной культуры у студентов-медиков Figure 2 - Classification of means of developing an inclusive culture among medical students

Методы педагогического процесса Methods of the pedagogical process

объяснения и показа explanation and demonstration

практического выполнения тьюторской деятельности: помощи ребенку, страховки, пассивного и пассивно-активного

выполнения движений practical implementation of tutoring activities: helping the child, insurance, passive and passive-active performance of movements

Рисунок 3 - Методы, используемые при формировании инклюзивной культуры у студентов-медиков Figure 3 - Methods used in creating an inclusive culture among medical students

ЛИТЕРАТУРА

1. Акутина С. П. Феномен волонтерского движения в контексте профессионального самоопределения студентов / С. П. Акутина, М. В. Маркеева // Russian Journal of Education and Psychology. - 2012. - №. 9. - С. 53.

2. Богомолова, Е. А. Представления студентов о готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзии / Е.А. Богомолова, М. А. Спиженкова // Актуальные

направления фундаментальных и прикладных исследований : Материалы XXII международной научно-практической конференции, North Charleston, 02-03 марта 2020 года. - North Charleston: LuluPress,Inc., 2020. - С. 50-55. - EDN QCILKF.

3. Богданова, Е.В. Технологии социального проектирования в подготовке будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности / Е. В.

Богданова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2010. - Т. 16. - №. 2. - С. 186-189.

4. Малахова В. Г. Студенческое волонтерство как механизм социального проектирования / В. Г. Малахова, С. В. Тимофеева // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2016. - Т. 10. - №. 4. - С. 83-88.

5. Потупчик, Т. В. Волонтерство как фактор формирования социальной ответственности будущих медицинских работников / Т. В. Потупчик, И. Л. Белых, П. Ю. Лебедева // Медицинская сестра. - 2020. - Т. 22. - №. 3. - С. 6-11.

6. Ульянова, О. И. Подготовка студентов к волонтёрской деятельности в сфере социальной инклюзии / О. И. Ульянова // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации, Коломна, 16-17 ноября 2017 года / Под редакцией Т. Ю. Макашиной, О. Б. Широких.

- Коломна : Государственное образовательное

REFERENCES

1. Akutina S. P., Markeeva M. V. [The phenomenon of the volunteer movement in the context of professional self-determination of students]. Russian Journal of Education and Psychology. - 2012. - No. 9. - p. 53.

2. Bogomolova, E. A., Spizhenkova M. A. [Students' ideas about readiness for professional activities in conditions of inclusion]. Current directions of fundamental and applied research: Proceedings of the XXII International Scientific and Practical Conference, North Charleston, March 02-03, 2020. North Charleston: LuluPress, Inc., 2020. pp. 50-55 (in. Russ.).

3. Bogdanova E. V. [Technologies of social design in the preparation of future social educators for volunteer work]. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. - 2010. - vol. 16.

- No. 2. - pp. 186-189.

4. Malakhova V. G., Timofeeva S. V. [Student volunteering as a mechanism of social design]. Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service. - 2016.

- vol. 10. - No. 4. - pp. 83-88.

5. Potupchik T. V., Belykh I. L., Lebedeva P. Yu. [Volunteering as a factor in the formation of social responsibility

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2017. - С. 155-158. - EDN VXFGPJ.

7. Шустина, И. С. Толерантность в инклюзии: представления студентов педагогического вуза / И. С. Шустина // Студенческий вестник. - 2022. - № 40-5(232). - С. 49-52. - EDN RTVURS.

8. Chen B. et aL A qualitative study on the willingness and influencing factors of master of geriatric nursing specialist postgraduates to volunteer for home respite care for disabled elderly families //BMC nursing. - 2024. - Т. 23. - №. 1. - С. 1-15.

9. loerger M., Machia L. V., Turk M. A. Self-other overlap: A unique predictor of willingness to work with people with disability as part of one's career // Plos one. - 2019. - Т. 14. - №. 8. - С. e0220722.

of future medical workers]. - 2020. - vol. 22. - No. 3. -pp. 6-11.

6. Ulyanova, O. I. [Preparing students for volunteer activities in the field of social inclusion]. Current problems of primary, preschool and special education in the conditions of modernization, Kolomna, November 16-17, 2017 / Edited by T. Yu. Makashina, O. B. Wide. Kolomna: State educational institution of higher education of the Moscow region "State Social and Humanitarian University", 2017. pp. 155-158. (in.Russ.).

7. Shustina, I. S. [Tolerance in inclusion: ideas of students of a pedagogical university]. Student Bulletin. 2022. on. 40-5(232). pp. 49-52. (in. Russ.).

8. Chen B. et al. [A qualitative study on the willingness and influencing factors of master of geriatric nursing specialist postgraduates to volunteer for home respite care for disabled elderly families]. BMC nursing. - 2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- T. 23. - №. 1. - C. 1-15.

9. loerger M., Machia L. V., Turk M. A. [Self-other overlap: A unique predictor of willingness to work with people with disability as part of one's career]. Plos one. - 2019.

- T. 14. - №. 8. - C. e0220722.

Максимова Светлана Юрьевна (Maximova Svetlana Yurievna) - доктор педагогических наук, доцент; Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400131, г. Волгоград, площадь Павших борцов, д. 1; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-5469-746Х. Ушакова Ирина Анатольевна (Ushakova Irina Anatolevna) - кандидат биологических наук, доцент; Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400131, г. Волгоград, площадь Павших борцов, д. 1; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-7729-4890.

Ткачева Надежда Дмитриевна (Tkacheva Nadezhda Dmitrievna) - старший преподаватель, Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400131, г. Волгоград, площадь Павших борцов, д.1; e-mail: [email protected]; ORCID: 0009-0005-8482-3665.

Поступила в редакцию 10 января 2024 г. Принята к публикации 14 февраля 2024 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Максимова С.Ю. Методика формирования инклюзивной культуры у студентов медицинского вуза в рамках занятий физической культурой/ С.Ю. Максимова, И.А. Ушакова, Н.Д. Ткачева// Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, N0 1 - С. 153-158. DOI: 10.36028/2308-8826-202412-1-153-158

FOR CITATION

Maximova S.Yu., Ushakova I.A., Tkacheva N.D. Methodology for forming an inclusive culture in medical university students in physical education classes. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. 1. - pp. 153-158. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-153-158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.