СПОРТ И ОБЩЕСТВО
Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 4. С. 333-338 Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 4, pp. 333-338
https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2023-2-4-333-338, EDN: ZZJGGL
Научная статья УДК [376+378]:796
Физическое воспитание студенческой молодежи в рамках инклюзивного образования
С. Ю. Максимова^, В. Б. Мандриков, В. В. Неумоин, С. А. Голубин
Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 400131, г. Волгоград, площадь Павших борцов, д. 1
Максимова Светлана Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и здоровья, mal-msy@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5469-746X Мандриков Виктор Борисович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической культуры и здоровья, vitya.mandrikov11@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-5505-571X
Неумоин Валерий Владимирович, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и здоровья, valeri.neumoin@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0002-8613-7034 Голубин Сергей Анатольевич, старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровья, fokvolgomed@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0008-5850-315X
Аннотация. Статья затрагивает вопросы организации физического воспитания в высшей школе в рамках инклюзивного образования. Ее целью является описание вариантов таковых организационных и содержательных форм. Используются методы обобщения и систематизации практического опыта, логического моделирования. Приводится алгоритм формирования инклюзивной культуры у студентов-медиков через волонтерскую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описываются возможные формы занятий физической культурой студентов с ограниченными возможностями здоровья через рекреационные, индивидуальные, групповые формы. Авторы приводят примерный алгоритм организации коллективного инклюзивного физкультурного занятия.
Ключевые слова: студенческая молодежь, инклюзивное образование, физическое воспитание
Для цитирования: Максимова С. Ю, Мандриков В. Б., Неумоин В. В., Голубин С. А. Физическое воспитание студенческой молодежи в рамках инклюзивного образования // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 4. С. 333-338. https://doi.org/10.185 0 0/2782-459 4-2 023-2-4-333-338, EDN: ZZJGGL Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
Article
Physical education of students in the framework of inclusive education
S. Yu. Maksimova,H V. B. Mandrikov, V. V. Neumoin, S. A. Golubin
Volgograd State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 1 Fallen Fighters Square, Volgograd 400131, Russia
Svetlana Yu. Maksimova, mal-msy@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-5469-746X Viktor B. Mandrikov, vitya.mandrikov11@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-5505-571X Valery V. Neumoin, valeri.neumoin@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0002-8613-7034 Sergey A. Golubin, fokvolgomed@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0008-5850-315X
Abstract. The article touches upon the issues of physical education in higher education within the framework of inclusive education. Its purpose is to describe the options for such organizational and substantive forms. Methods of generalization and systematization of practical experience, logical modeling are used. An algorithm for formation of an inclusive culture among medical students through volunteer activities with children with disabilities is given. Possible forms of physical education classes for students with disabilities through recreational, individual, group forms are described. The authors give an approximate algorithm for organizing a collective inclusive physical education class. Keywords: student youth, inclusive education, physical education
For citation: Maksimova S. Yu., Mandrikov V. B., Neumoin V. V., Golubin S. A. Physical education of students in the framework of inclusive education. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 4, pp. 333-338 (in Russian). https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2023-2-4-333-338, EDN:ZZJGGL
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)
Введение
Современная система образования характеризуется яркими процессами перестройки и изменений. Одной из ее инноваций является инклюзивное образование, введенное в педагогическую практику в 2012 г. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Оно означает обеспечение равного доступа к образованию независимо от индивидуальных возможностей и способностей обучающегося. Инклюзивное образование базируется на системном подходе, где в процесс вовлекаются все участники педагогического взаимодействия - педагоги, обучающиеся (как с ограниченными возможностями здоровья, так и нормотипичные), родители, дополнительные специалисты [2-4]. В некоторой степени инклюзия не столько отражает инновационный взгляд на образование, сколько представляет собой мировоззренческую позицию общества на права и возможности человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [5-9].
В равной степени эти инновации касаются и высшей школы [10-13]. Инклюзивное образование в высшей школе функционирует в соответствии с государственной программой РФ «Развитие науки и технологий» до 2030 г., актуализирующей необходимость максимального вовлечения в образовательную деятельность лиц студенческого возраста с ОВЗ [14]. А присутствие инклюзии в процессе физического воспитания обеспечивает реализацию важных направлений стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 г., указывающей на необходимость создания условий для развития адаптивного спорта и адаптивной физической культуры для различных категорий граждан [15].
Безусловно, реализация физического воспитания студенческой молодежи в рамках инклюзивного образования требует определенной
методической разработанности. И если в большинстве общеобразовательных и профессиональных дисциплин (характеризующихся малой двигательной активностью как таковой) процесс включения студентов с ОВЗ легко организуется, то в рамках двигательной подготовки этот процесс специфичен. Здесь требуются определенные пути вовлечения молодежи в специфическую среду инклюзии, специальные методики физической подготовки студентов с ОВЗ, механизмы реализации массовых и индивидуальных занятий физической культурой и пр.
Основная часть
На базе кафедры физической культуры и здоровья Института общественного здоровья ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации началась методическая работа по разработке механизмов реализации физического воспитания студенческой молодежи в рамках инклюзивного образования.
Первое направление касается формирования культуры инклюзивного образования как таковой у обучающейся молодежи. Здесь представляется целесообразным вовлечение студентов педиатрического и лечебного факультетов в качестве волонтеров в научную деятельность кафедры, касающуюся адаптивного физического воспитания детей-инвалидов. Специалисты кафедры имеют опыт научно-практической деятельности на базе специализированных дошкольных учреждений г. Волгограда, касающейся коррекционно-оздоровительной работы с детьми с синдромом Дауна, расстройством аутистического спектра (РАС), детским церебральным параличом (ДЦП). Вовлечение будущих детских врачей в волонтерскую деятельность с ними позволит не только формировать общую культуру инклюзивного образования,
но и повышать эффективность процесса их обучения в целом. Алгоритм вовлечения студенческой молодежи волонтерскую деятельность представлен на рис. 1.
Содержание деятельности студентов-медиков предполагает:
- участие в диагностических процедурах в качестве волонтера-исследователя;
- участие в физкультурно-оздоровительных праздниках, квестах в качестве волонтеров;
- сбор фото- и видеоматериалов по инклюзивной деятельности;
- участие в конкурсе на лучшую научную статью, лучшие фото- и видеоматериалы на уровне вуза, региона, России. Результаты этой работы позволят сформировать у обучающихся культуру принятия лиц с ОВЗ как равноправных граждан общества. Безусловно, это позволяет повысить эффективность процесса обучения будущих специалистов-медиков с позиции практической деятельности с лицами с ОВЗ. В рамках этой работы создаются условия для сбора материала для научных статей, описывающих особенности психофизического развития детей с синдромом Дауна, с ДЦП, с расстройством аутистического спектра. Также результаты этой работы позволят обучающимся принимать активное участие в различных конкурсах и фестивалях, касающихся инклюзии (через собранный банк фото-и видеоматериалов).
Вместе с тем, для педагогической практики физического воспитания в вузе актуальными являются алгоритмы вовлечения студентов с ОВЗ в общий процесс физического воспитания (рис. 2).
Анализ рисунка позволяет увидеть, что в целом для студентов с ОВЗ являются подходящими многие формы физического воспитания в вузе. Конечно, на первом месте стоят индивидуальные коррекционные занятия, содержание которых соответствует специфике имеющегося у студента заболевания. Однако наряду с этим они могут быть участниками общих занятий со студентами специальной медицинской группы, основной группы обучающихся, а также спортивных праздников и развлечений. Нам видится, что в рамках каждой формы работы является возможным подбор специального двигательного оздоровительного материала и специальных организационных моментов вовлечения их в общую деятельность студенческой группы. Примерный алгоритм проведения такого коллективного физкультурного занятия представлен на рис. 3.
В целом студенты с ОВЗ могут являться полноправными участниками коллективных физкультурных занятий. В каждой из частей занятия они могут, наряду со всеми, выполнять свою, подобранную для них физическую нагрузку.
Направления научно-практической деятельности кафедры > Содержание волонтерской деятельности студентов -> Результаты волонтерской деятельности
- проведение диагностики психофизического состояния детей с ОВЗ;
- проведение коррекционио-оздоровительных мероприятий с детьми с ОВЗ (праздников, квестов);
- проведение внутривузов-ского конкурса «Студент. Физическая культура. Инклюзия» (фото- видеоматериалы);
- проведение конкурса на лучшую научную статью по проблематике инклюзии
- участие в диагностических процедурах в качестве волонтера-исследователя;
- участие в физкультурно-оздоровительных праздниках, квестах в качестве волонтеров;
- сбор фото- и видеоматериалов по инклюзивной деятельности;
- участие в конкурсе на лучшую научную статью, лучшие фото- и видеоматериалы на уровне вуза, региона, России
- формирование культуры принятия лиц с ОВЗ как равноправных граждан общества;
- повышение эффективности процесса обучения с позиции практической деятельности с лицами с ОВЗ;
- научные статьи студентов, описывающие особенности психофизического развития детей с синдромом Дауна, с ДЦП, с РАС;
- банк фото-, видеоматериалов для участия во Всероссийских конкурсах
Рис. 1. Алгоритм формирования инклюзивной культуры у студентов-медиков через волонтерскую деятельность Fig. 1. Algorithm for the formation of an inclusive culture among medical students through volunteer activity
Формы занятий физической культурой студентов с ОВЗ в рамках инклюзивного образования
-> Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в соответствии со спецификой нозологии
—► Общегрупповые занятия в рамках специальной медицинской группы
—► Рекреационные формы физического воспитания в вузе (доступные виды соревнований, спортивных развлечений)
-> Общегрупповые занятия с основной группой обучающихся
Рис. 2. Возможные формы занятий физической культурой студентов с ОВЗ в рамках инклюзивного образования Fig. 2. Possible forms of physical education for students with disabilities in the framework of inclusive education
Рис. 3. Примерный алгоритм проведения коллективного физкультурного занятия для студентов с ОВЗ в рамках инклюзивного образования
Fig. 3. An approximate algorithm for conducting a collective physical education class for students with disabilities in the
framework of inclusive education
Так, в рамках подготовительной части после коллективного приветствия они так же, как и все, выполняют строевые, разогревающие упражнения, дозировка и содержание которых подобраны индивидуально. Аналогичные условия имеются и во время выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ), заданий профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Примером здесь могут выступать упражнения координационной мелкомоторной подготовки для специалистов медицинской инженерии. Студенты с ОВЗ могут выполнять доступные для них элементы спортивных игр, принимать в них участие в качестве судей, их помощников. Наряду со всеми они могут выполнять упражнения оздоровительных систем и технологий, сочетая их с заданиями лечебной физической культуры (ЛФК). Заключительная часть занятия также является коллективной. Безусловно, в рамках таких занятий требуется дополнительный специалист -тьютор или волонтер.
Заключение
Таким образом, в рамках физического воспитания студенческой молодежи имеются условия для реализации инклюзивного образования. Возможным является направление, позволяющее формировать инклюзивную культуру у обучающихся. Также студенты с ОВЗ могут быть участниками рекреативных мероприятий, коллективных физкультурных занятий.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изменениями и дополнениями). URL: http://www.Consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.07.2023).
2. Бабикова А. В. Профориентационная деятельность сту-дентов-дефектологов как способ приобщения школьников к ценностям инклюзивного образования // International Conference on Business Economics, Engineering Technology, Medical and Health Sciences. Seattle, USA, December 23, 2019 : Conference Proceedings. Seattle, USA : «Professional science», Lulu Inc., 2019. P. 4-10.
3. Еременко Е. В. Инклюзивное образование как направление развития современной системы образования // Социальная политика и социальное партнерство. 2020. № 1. С. 68-73.
4. Eliseev V. K., Tafintseva L. M., Dormidontov R. A.,. Dolmatova V. N. Assessment of the quality of inclusive education in general education organizations of Russia // Amazonia Investiga. 2021. Vol. 10, № 45. P. 185-197. https:// doi.org/10.34069/AI/2021.45.09.19
5. Домур-Оол Ч. Д. Комплекс дисциплин методической подготовки бакалавров образования к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования // Вестник Тувинского государственного университета. Вып. 4. Педагогические науки. 2022. № 3 (99). С. 22-33. https://doi.org/ 10.24411/2221- 0458- 2021- 99-22- 33
6. Лыскова М. И. Актуальные вопросы реализации инклюзивного образования в системе высшего образования за рубежом // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 6 (97). С. 289-291. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-6-97-289-291
7. Плотникова В. В., Цыренова М. Ц. Специфика преподавания общеобразовательных дисциплин в контексте инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2 (42). С. 197-205. https://doi. org/10.25726/x6304-1119- 0249- q
8. Садыкова А. А., Султанова К. А., Каратаева С. К. Инклюзивное образование как одно из основных направлений реформы в системе образования // Научно-практические исследования. 2020. № 2-2 (25). С. 106-109.
9. Тюрина Н. Ш. Инклюзивное образование в мире (обзор выступлений первого международного симпозиума по инклюзивному образованию) // Проблемы современного педагогического образования. 2017. Вып. 55, ч. 10. С. 181-190.
10. Бараковских К. Н., Третьякова Н. В. Современные исследования состояния инклюзивного образования в среднем профессиональном и высшем образовании // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. С. 20. https://doi.org/10.17513/spno.30119
11. Кардаш Е. Н., Перезва Ж. С. Инклюзивное образование в общей системе высшего образования // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: материалы IV международной научно-практической конференции, Саратов, 30-31 марта 2022 года. Саратов : Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, 2022. С. 95-100.
12. Сабитова В. Л. Инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования // NovaInfo.Ru. 2022. № 133. С. 62.
13. Шамакова Т. И. Инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования // Трибуна ученого. 2022. № 3. С. 153-157.
14. Постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» от 29 марта 2019 г. № 377. URL: https://base.garant.ru/72216664/ (дата обращения: 09.07.2023).
15. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/74866492/ (дата обращения: 09.07.2023).
References
1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012, No. 273 (redacted) (in Russian).
Available at: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (accessed July 9, 2023).
2. Babikova A. V. Career guidance activities of students-de-fectologists as a way of introducing schoolchildren to the values of inclusive education. In: International Conference on Business Economics, Engineering Technology, Medical and Health Sciences, Seattle, USA, December 23, 2019 : Conference Proceedings. Seattle, USA, "Professional science", Lulu Inc., 2019, pp. 4-10 (in Russian).
3. Eremenko E. V. Inclusion as a direction of development of a modern education system. Social Policy and Social Partnership, 2020, no. 1, pp. 68-73 (in Russian).
4. Eliseev V. K., Tafintseva L. M., Dormidontov R. A., Dolmatova V. N. Assessment of the quality of inclusive education in general education organizations of Russia. Amazonia Investiga, 2021, vol. 10, no. 45, pp. 185-197. https://doi.org/10.34069/AI/2021.45.09.19
5. Domur-Ool Ch. D. The complex of disciplines of methodical preparation of bachelors of education to work with students in conditions of inclusive education. Vestnik of Tuvan State University, iss. 4. Pedagogical Sciences, 2022, no. 3 (99), pp. 22-33 (in Russian). https://doi.org/10.24411/2221-0458-2021-99-22-33
6. Lyskova M. I. Topical issues concerning the implementation of inclusive education in higher education abroad. The World of Science, Culture, Education, 2022, no. 6 (97), pp. 289-291 (in Russian). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-6-97-289-291
7. Plotnikova V. V., Tsyrenova M. Ts. Peculiarities of general education disciplines teaching in the context of inclusive education in the secondary vocational education system. Education Management Review, 2021, no. 2 (42), pp. 197-205 (in Russian). https://doi.org/10.25726/x6304-1119-0249-q
8. Sadykova A. A. Sultanova K. A., Karakpaeva S. K. Inclusive education as one of the main directions of reform in the
education system. Scientific and Practical Research, 2020, no. 2-2 (25), pp. 106-109 (in Russian).
9. Tyurina N. S. Inclusive education in the world (overview of speeches of the first international symposium on inclusive education). Problems of Modern Pedagogical Education, 2017, iss. 55, part 10, pp. 181-190 (in Russian).
10. Barakovskikh K. N., Tretyakova N. V. Modern research on the state of inclusive education in secondary vocational and higher education. Modern Problems of Science and Education, 2020, no. 5, pp. 20 (in Russian). https://doi.org/10.17513/spno. 30119
11. Kardash E. N., Perezva Zh. S. Inclusive education in the general system of higher education. In: Pedagogical interaction: Opportunities and prospects: Materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Saratov, March 30-31, 2022. Saratov, Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky Publ., 2022, pp. 95-100 (in Russian).
12. Sabitova V. L. Inclusive education in the system of secondary vocational education. NovaInfo.Ru, 2022, no. 133, pp. 62 (in Russian).
13. Shamakova T. I. Inclusive education in the system of secondary vocational education. Tribune of the Scientist, 2022, no. 3, pp. 153-157 (in Russian).
14. Resolution of the Government of the Russian Federation «On the approval of the State Program of the Russian Federation "Scientific and Technological development of the Russian Federation ", No. 377 dated March 29, 2019 (in Russian). Available at: https://base.garant.ru/72216664/ (accessed July 9, 2023).
15. Order of the Government of the Russian Federation, No. 3081-r. dated November 24, 2020 "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2030" (in Russian). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 74866492/ (accessed July 9, 2023).
Поступила в редакцию 11.07.2023; одобрена после рецензирования 24.07.2023; принята к публикации 20.08.2023 The article was submitted 11.07.2023; approved after reviewing24.07.2023; accepted for publication 20.08.2023