Инклюзивная культура как компонент профессиональной компетенции студентов гуманитарного вуза (на примере Таганрогского института имени А.П. Чехова)
Макарова Наталья Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» E-mail: [email protected]
Потураева Любовь Николаевна,
канд. филологических наук, доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» E-mail: [email protected]
В настоящее время активно развивается исследовательское поле инклюзивного образования и одним из особо значимых объектов его изучения являются понятия «инклюзивная культура» и «инклюзивная компетенция». Актуальность данных вопросов в системе высшего педагогического образования обусловлена значимостью формирования профессионально-педагогической культуры как преподавателей, так и студентов в целом. Инклюзивная компетенция включает различные компоненты и является составляющей частью инклюзивной культуры педагога.
В статье раскрываются вопросы профессиональной подготовки студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» в Таганрогском институте имени А.П. Чехова. Представлен практический опыт по формированию инклюзивной культуры путем организации экспериментально-исследовательской деятельности, научно-практических и волонтерских мероприятий на базе школы выходного дня «Речеград» логопедической лаборатории. В процессе педагогической работы с детьми старшекурсники проводят логопедическое обследование, диагностику познавательной деятельности, реализуют индивидуальные и под-групповые коррекционные занятия по логопедической ритмике и ручному творчеству под руководством опытных педагогов. Результаты социальных опросов студентов и родителей школы «Речеград» показывают, что такая работа приносит значительный развивающий эффект для детей, стимулирует их психоречевое и личностное развитие, а также формирует профессионально-педагогическую и инклюзивную компетентность у всех участников образовательных отношений.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная культура, профессиональная подготовка студентов, специальные дефектологические знания.
о
U
см
см
<о
Z
72
В последние годы в отечественном образовании активное развитие получили инклюзивные ценности, которые определяют новую парадигму человеческих отношений и ориентируют на гуманистический характер самого образования.
В системе высшего образования инклюзивное обучение является достаточно новым и актуальным этапом. Официальная статистика показывает, что число абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет и сейчас каждый второй выпускник школы, имеющий инвалидность, готов поступать в вуз (С.В. Алехина, 2016).
По данным Минобразования и науки РФ, в прошлом учебном году численность студентов-инвалидов в российских вузах составила 19,5 тыс. человек. В Таганрогском институте имени А.П. Чехова насчитывается 30 студентов-инвалидов, третья часть из которых получают образование на факультете педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования.
Основными трудностями, возникающими при реализации инклюзивной практики в высшем образовании, являются недостаточная доступность университетской образовательной среды, отсутствие индивидуальных учебных планов и низкая адапти-рованность самих образовательных услуг под потребности обучающихся с ОВЗ, а также ограниченность специальных знаний и необходимых профессиональных компетенций у педагогов (С.В. Алехина, А.А. Лебедева, М.Н. Смольникова и др.).
В настоящее время активно развивается исследовательское поле инклюзивного образования и одним из особо значимых объектов его изучения является инклюзивная культура образовательной организации и, в частности, участников образовательного сообщества. Актуальность данной проблемы в системе высшего педагогического образования обусловлена значимостью формирования профессионально-педагогической культуры как преподавателей, так и студентов в целом.
Обозначенные выше проблемы, по нашему мнению, актуализируют значимость понятия «инклюзивная культура» и предполагают его дальнейшее изучение.
Терминологический анализ данного понятия выявил его связь с проблемой расширения границ образовательного пространства современных вузов, где в качестве приоритетной стратегической линии рассматривается построение общества равных возможностей в системе отечественного поликультурного образовательного развития.
Согласно результатам исследований Е.Л. Тихомировой, Е.В. Шадровой, выявление наличия и степени сформированности инклюзивной культуры у субъектов образовательных отношений позволяет более успешно выстраивать инклюзивную политику и инклюзивную практику вуза. Несфор-мированность инклюзивных ценностей негативно отражается на результатах обучения и в целом на образовательном процессе (А.А. Рассказова, О.А. Правдина).
Как показывают современные исследования, понятие «инклюзивная культура» обсуждается достаточно широко и трактуется учеными по-разному, что позволяет нам рассматривать его как важнейшее качество у всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и родителей, а также как компонент профессионально-педагогической культуры и компетентности педагога.
Составляющей частью инклюзивной культуры и профессионально-педагогической компетентности в целом является инклюзивная компетенция педагога, включающая различные компоненты (профессиональный, личностный, психологический, методический и др.), которые определяют позицию педагога в процессе организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и особыми образовательными потребностями.
Современный Профессиональный стандарт педагога в настоящее время нацеливает преподавателя и специалиста в области специальных знаний на освоение новых технологий и определяет требования для приобретения более совершенных профессиональных навыков и компетенций, в том числе «инклюзивной компетенции педагога» (С.В. Алехина).
На протяжении многих лет в Таганрогском институте имени А.П. Чехова осуществляется подготовка студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» для системы образования, в которой в настоящее время на всех уровнях - дошкольном, начальном, и в общем звене - реализуются инклюзивные ценности. Благодаря происходящим мировым инклюзивным процессам специальность «логопед» оказалась достаточно востребованной не только в дошкольной и школьной педагогической среде, но и в системе социальной защиты. В связи с этим, важнейшей задачей для преподавателей нашего вуза является формирование у студентов особых профессиональных компетенций, основанных на элементах инклюзивной культуры.
Введение федеральных государственных стандартов нового поколения в сфере высшего образования качественно отразилось на профессиональной подготовке студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия». Обучение будущих педагогов в области коррекционного образования в настоящее время включает не только учеб-
ную, научно-исследовательскую и просветительскую работу, но также волонтерскую и психолого-педагогическую деятельность студентов с детьми. Данное направление реализуется Логопедической лабораторией и преподавателями кафедры русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского института имени А.П. Чехова, начиная с 2017 г.
Основными задачами деятельности лаборатории являются повышение просвещенности и сознания участников образовательного сообщества в вопросах инклюзии и доступной среды; преодоление стереотипов и социальных барьеров в общении с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность; развитие инновационной формы обучения в вузе - инклюзивного образования, способствующего обеспечению специальных условий для психолого-педагогического сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными возможностями.
Деятельности лаборатории реализуется в нескольких направлениях, среди которых важно выделить профессиональную подготовку студентов профиля «Логопедия», организацию их экспериментально-исследовательской деятельности, а также проведение методических и информационно-просветительских мероприятий в ТИ имени А.П. Чехова и на базе образовательных учреждений г. Таганрога и Ростова н/Дону.
В настоящее время на факультете педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования ТИ имени А.П. Чехова уже накоплен определенный опыт создания основ инклюзивной культуры, имеются определенные позитивные результаты и студенческие достижения в формировании инклюзивных ценностей.
С 2018 г. нами реализуется проект «Инклюзивная культура как составляющая образовательного пространства педагогического вуза», направленный на организацию научно-практических и волонтерских студенческих мероприятий (тренингов, семинаров, мастер-классов и др.), которые позволяют, по нашему мнению, формировать особую социокультурную среду и инклюзивную молодежную культуру вуза.
Необходимый вектор в данном направлении был заложен по результатам социальных и студенческих опросов, посвященных изучению особенностей сопровождения людей-инвалидов и создания для них доступной среды в вузе [3; 5].
Исследование выявило более чем у половины опрошенных (67%) положительное принятие «особых» людей и готовность к общению с ними; необходимость создания в вузе общей, универсальной среды для всех без исключения обучающихся. При этом у третьей части респондентов (33%) анкетирование позволило обнаружить как определенные психологические и коммуникативные барьеры, так и отсутствие необходимых специальных психолого-педагогических знаний, препятствующих взаимодействию с людьми-инвалидами.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Для решения указанных проблем на факультете педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования ТИ имени А.П. Чехова нами был запущен проект «Инклюзивная культура как составляющая образовательного пространства педагогического вуза», включающий целый ряд мотивационных и социально значимых мероприятий.
В 2020-2021 учебном году дистанционно были реализованы традиционные семинары и научные круглые столы в Международный день логопеда и в День распространения информации об аутизме; студенческие акции в День инвалида и в другие официальные даты. Педагогическая практика студентов на базе специальных коррекционных образовательных учреждений г. Таганрога проводилась под руководством преподавателей логопедической лаборатории удаленно.
Волонтерская деятельность студентов профиля «Логопедия» сохранила высокую активность и получила дальнейшую свою реализацию на базе Таганрогской городской общественной организации развития и коррекции речи и межличностных отношений «Речеград».
В начале 2020-2021 учебного года школа выходного дня Речеград собрала 25 новых учащихся дошкольного и младшего школьного возраста. Все дети имеют различные нарушения речевого и психологического развития: дизартрию, фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи, задержку психического развития, расстройства аутистического спектра и синдром Дауна.
В аудиториях, оснащенных специальным и техническим оборудованием, дидактическими и наглядными материалами, проводятся занятия с детьми и консультации с родителями. Информация об опыте реализации деятельности «Рече-града» распространяется через социальные сети Интернет: на собственной странице в Инста-грам, в группе в социальной сети «ВКонтакте» и на YouTube-канале «Поговорим?».
В логопедической работе с детьми участвуют студенты старших (3 и 4) курсов. Они проводят обследование устной и письменной речи учащихся, психолого-педагогическую диагностику их познавательной деятельности, а также реализуют индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия под руководством опытных преподавателей. Второкурсники совместно со специалистами проводят развивающие занятия по логопедической ритмике, физической культуре и ручному творчеству, для чего тщательно продумывают сценарии, музыкальное сопровождение и речевой материал.
Со всеми детьми дошкольного возраста в Ре-чеграде осуществляется коррекция нарушений устной речи: постановка и автоматизация звуков, 5 развитие лексико-грамматического строя и связ-§ ной речи, а также работа над пространственного временными представлениями и высшими психи° ческими функциями. С младшими школьниками ав ведется профилактика нарушений письма, вклю-
чающая развитие речевых функций и оптико-пространственных представлений.
Как показывает наш опыт, подобная работа способствует выявлению интересов студентов в области специальных дефектологических знаний и реализации их экспериментальной научно-исследовательской деятельности, которая впоследствии ложится в основу публикаций научных статей и методических пособий, выступлений на научных конференциях и профессиональных конкурсах. На базе школы Речеград студенты имеют возможность апробировать собственные методические разработки и создавать стартап-проекты.
Конкурс курсовых работ по логопедии, проведенный в 2021 г. на кафедре русского языка, культуры и коррекции речи, позволил выявить достаточно высокий уровень профессиональных компетенций обучающихся по профилю «Логопедия». В научных работах студентов был сделан анализ современных отечественных методов диагностики и коррекции речевых процессов, а также представлены собственные результаты экспериментальной деятельности с «особыми» детьми дошкольного и младшего школьного возраста, посещающими Речеград. Все студенческие работы носили практико-ориентированную направленность и содержали актуальные методические рекомендации для родителей и педагогов.
Для повышения качества и эффективности профессиональной подготовки бакалавров профиля «Логопедия» на кафедре русского языка, культуры и коррекции речи в январе 2021 г. был проведен интернет-опрос студентов, участвующих в деятельности Речеграда.
На вопрос «Как Вы себя чувствовали на первом логопедическом занятии с детьми?» 67% респондентов отметили нерешительность, неуверенность в своих силах и знаниях, а также отсутствие опыта работы с детьми. По нашему мнению, такая реакция является вполне естественной для всех начинающих педагогов и обучающихся в вузе. При этом 92% старшекурсников написали, что на последующих занятиях смогли легко выстроить дальнейшее взаимодействие с ребенком, несмотря на возникшие трудности в начале первой встречи.
Изучение ответов старшекурсников позволило выделить следующие проблемы в педагогической работе с детьми: трудности выбора необходимых методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия; сложность при разработке конспектов логопедических занятий. При этом половина опрошенных (50%) отметила стойкую нехватку методических знаний и проблемы в использовании необходимых заданий, упражнений, а также наглядного и дидактического материала для работы. Что говорит о необходимости самообразования и приобретения дополнительных знаний и умений в работе с детьми.
Опрос выявил, что у трети опрошенных студентов (30%) наибольшие проблемы возникают
при постановке и автоматизации звуков в речи; у 25% студентов - в работе по развитию лексико-грамматического строя и связной речи детей; 17% опрошенных нуждаются в методической помощи по развитию фонематических процессов и столько же студентов (17%) хотели бы получить дополнительные знания о процедуре логопедического обследования и формулировке речевого заключения у детей. Такие результаты исследования для нас являются достаточно актуальными, поскольку позволяют расставить акценты в практической подготовке студентов на занятиях в вузе.
На вопрос «Довольны ли Вы результатами своей логопедической работы с детьми?» 85% студентов ответили, что испытывают удовольствие от работы и отмечают видимые положительные результаты логопедического воздействия на развитие учащихся школы.
По нашему мнению, волонтерская деятельность студентов профиля «Логопедия» приносит развивающий эффект для детей, стимулирует их психоречевое и эмоционально-личностное развитие, а также формирует профессионально-педагогическую и инклюзивную компетентность у всех участников образовательных отношений.
Проведенный опрос показал, что все студенты очень заинтересованы в помощи со стороны квалифицированных и практикующих педагогов и с удовольствием бы посетили консультации, семинары и занятия специалистов в области логопедии. Исследование также выявило, что большой интерес у студентов имеют мастер-классы и обучающие семинары воспитателей, учителей-логопедов, дефектологов и других специалистов, которые организуются в онлайн-режиме на платформе Zoom с небольшими группами студентов. В процессе такого взаимодействия педагоги и специалисты имеют возможность дистанционно из своего кабинета демонстрировать дидактический материал, наглядные пособия, технологии работы с детьми и отвечать на вопросы студентов.
Решение указанных проблем мы видим в уточнении содержания рабочих программ ряда дисциплин по направлениям подготовки, связанным с педагогическим и специальным (дефектологическим) образованием, поскольку в дальнейшей профессиональной деятельности нашим выпускникам - будущим воспитателям, учителям и логопедам предстоит взаимодействовать с детьми, имеющими особые образовательные потребности. По нашему мнению, чем выше у них будет сформирован уровень инклюзивной культуры и компетентности, тем эффективнее будет реализован образовательный процесс в целом.
Литература
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологиче-
ская наука и образование. - 2016. - № 1. -С. 136-145. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_25781582_55274331.pdf Дата обращения: 05.06.21.
2. Алехина С.В., Лебедева А.А., Смольникова М.Н. «Инклюзивная повестка» высшего образования: от системы к судьбе // Проблемы современного педагогического образования. -
2017. № 57-12. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_32383640_27408883.pdf Дата обращения: 05.06.21.
3. Алехина С.В., Шеманов А.Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. Сб. статей / Под ред. В.В. Рубцова. - М.: Изд-во МГППУ, 2018. - С. 5-14.
4. Макарова Н.В., Анохина В.С., Богомолова К.С. Проектная деятельность студентов в создании инклюзивной культуры педагогического вуза // Педагогический вестник. - Ялта. -
2018. - Вып. 5. - С. 68-71. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_37152034_21897866.pdf Дата обращения: 05.06.21.
5. Макарова Н.В. Инклюзивная культура как показатель успешного развития вуза // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2020. - № 1. - С. 8-85. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://files.tgpi.ru/nauka/ vestnikZ2020Z2020_01.pdf Дата обращения: 05.06.21.
6. Макарова Н.В. Инклюзивная культура вуза: актуальные подходы к пониманию и формированию / Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования детей и молодежи: материалы М-й Международной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://files.tgpi.ru/nauka/ publications/2020/2020_01.pdf Дата обращения: 05.06.21.
7. Рассказова А.А., Правдина О.А. Формирование инклюзивной культуры в вузе как ключевое направление успешности развития общества // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2018. - № 6. - С. 18-21. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-inklyuzivnoy-kultury-v-vuze-kak-klyuchevoe-napravlenie-uspeshnosti-razvitiya-obschestva. Дата обращения: 05.06.21.
8. Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Методика оценки сформированности инклюзивной культуры вуза // Историческая и социально-образовательная мысль, 2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/metodika-otsenki-sformirovannosti-inklyuzivnoy-kultury-vuza. Дата обращения: 05.06.21.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
INCLUSIVE CULTURE AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE HUMANITIES UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF THE TAGANROG INSTITUTE NAMED AFTER A.P. CHEKHOV)
Makarova N.V., Poturaeva L.N.
Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) RSEU
Currently, the research field of inclusive education is actively developing, and one of the most significant objects of its study are the concepts of «inclusive culture» and «inclusive competence». The relevance of these issues in the system of higher pedagogical education is due to the importance of the formation of professional and pedagogical culture of both teachers and students in general. Inclusive competence includes various components and is an integral part of the inclusive culture of the teacher.
The article deals with the issues of professional training of students in the direction of «Special (defectological) education», the profile «speech Therapy» at the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. The article presents practical experience in the formation of an inclusive culture through the organization of experimental research activities, scientific and practical and volunteer activities on the basis of the weekend school «Rechegrad» of the speech therapy laboratory.
In the process of pedagogical work with children, undergraduates conduct speech therapy examinations, diagnostics of cognitive activity, implement individual and subgroup correctional classes in speech therapy rhythm and manual creativity under the guidance of experienced teachers.
The results of social surveys of students and parents of the school «Rechegrad» show that such work brings a significant developmental effect for children, stimulates their psycho-speech and personal development, and also forms professional-pedagogical and inclusive competence in all participants of educational relations.
Keywords: inclusive education, inclusive culture, professional training of students, special defectological knowledge.
References
1. Alyokhina S.V. Inclusive education: from politics to practice / / Psychological science and Education. - 2016. - No. 1. - pp. 136-145. [Electronic resource] - Access mode: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_25781582_55274331.pdf Date of address: 05.06.21.
2. Alyokhina S.V., Lebedeva A.A., Smolnikova M.N. "Inclusive agenda" of higher education: from the system to the fate / / Problems of modern pedagogical education. - 2017. No. 5712. [Electronic resource] - Access mode: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_32383640_27408883.pdf Accessed: 05.06.21.
3. Alyokhina S.V., Shemanov A. Yu. Inclusive culture as a value basis for changes in higher education // Development of inclusion in higher education: a network approach. Collection of articles / Ed. by V.V. Rubtsov. - M.: MGPPU Publishing House, 2018. - p. 5-14.
4. Makarova N.V., Anokhina V.S., Bogomolova K.S. Project activity of students in creating an inclusive culture of a pedagogical university // Pedagogical Bulletin. - Yalta. - 2018. - Issue
5. - P. 68-71. [Electronic resource] - Access mode: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_37152034_21897866.pdf Accessed: 05.06.21.
5. Makarova, N.V. Inclusive culture as an indicator of successful university development // Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. - 2020. - № 1. - P. 8-85. [Electronic resource] - Access mode: http://files.tgpi.ru/nauka/vest-nik/2020/2020_01.pdf Accessed: 05.06.21.
6. Makarova N.V. Inclusive culture of the university: actual approaches to understanding and formation / Actual problems of special and inclusive education of children and youth: materials of the IV-th International Scientific and Practical Conference of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) "RSEU (RINH)". [Electronic resource] - Access mode: http:// files.tgpi.ru/nauka/publications/2020/2020_01.pdf Accessed: 05.06.21.
7. Rasskazova A.A., Pravdina O.A. Formation of inclusive culture in higher education as a key direction of successful development of society //Saint-Petersburg Educational Bulletin. - 2018. - No.
6. - pp. 18-21. [Electronic resource] - Access mode: https://cy-berleninka.ru/article/n/formirovanie-inklyuzivnoy-kultury-v-vuze-kak-klyuchevoe-napravlenie-uspeshnosti-razvitiya-obschestva. Accessed: 05.06.21.
8. Tikhomirova E.L., Shadrova E.V. Metodika otsenki formirovan-nosti inclusivnoy kultury vuza [Methodology for assessing the formation of an inclusive culture of a university]. Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl, 2016. [Electronic resource] -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-sformirovannosti-inklyuzivnoy-kultury-vuza. Accessed: 05.06.21.
o d
u
CM CO