Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнакова Екатерина Игоревна, Побелянская Юлия Николаевна

В данной работе рассматриваются методические рекомендации для воспитателей, родителей по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнакова Екатерина Игоревна, Побелянская Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

This paper discusses methodological recommendations for educators, parents on the education and training of preschool children in physical culture.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА METHODS OF PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Корнакова Екатерина Игоревна

студент

Институт художественного образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Kornakova Ekaterina Igorevna

student

Institute of art education Volgograd State Social And Pedagogical University

Volgograd, Russia

Побелянская Юлия Николаевна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Pobelyanskaya Julia Nikolaevna senior lecturer department of physical culture Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В данной работе рассматриваются методические рекомендации для воспитателей, родителей по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста по физической культуре.

Abstract. This paper discusses methodological recommendations for educators, parents on the education and training of preschool children in physical culture.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая подготовка, методические рекомендации, двигательные упражнения, гармоничное развитие, практические навыки

Keywords: physical education, physical training, guidelines, motor exercises, harmonious development, practical skills

Физическое воспитание - это процесс, при котором развиваются физические возможности человека, а также появляется необходимая осознанность в приобщении к физической культуре.

В процессе физического воспитания происходит формирование умений, знаний, навыков, которые превращают ценности физической культуры в то, что человек использует для улучшения здоровья.

Физическое воспитание составляет основу физической подготовки. Оно включено в систему общего образования и воспитания, ведь именно там закладывается база необходимых двигательных навыков и умений. Образовательные учреждения перед собой ставят несколько основополагающих задач, решение которых заклады-

вает определенный «фундамент» в физической культуре, что значительно повышает у населения уровень образования в этой области социальной деятельности. Рассмотрим ниже эти задачи.

1. Обеспечение общего физического образования с целью приобщения ценностей физической культуры;

2. Укрепление здоровья для достижения высокого уровня физической и умственной работоспособности;

3. Улучшение двигательных умений и навыков;

4. Физическое самосовершенствование через формирование теоретических знаний;

5. Формирование потребности в освоении спорта, ценностей здоровья, физической культуры.

Все эти задачи можно разделить на несколько групп: оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В первые годы жизни ребенок обладает низкой сопротивляемостью к условиям окружающей его среды, имеет несформированную опорно-двигательную систему и иммунитет. Формированием физической культуры необходимо заниматься с самого детства ребенка. Дошкольник может гармонично развиваться лишь тогда, когда соблюден баланс между занятиями умственными и физическими.

Именно поэтому необходимо в дошкольном возрасте на первый план поставить оздоровительные задачи, например, способствовать закаливанию организма, формировать правильную осанку.

Необходимая двигательная база закладывается на занятиях физической культуры еще в дошкольных учреждениях. Там реализовывают образовательные задачи, к которым относят и теоретическую базу, и обучение практическим навыкам.

К воспитательным задачам относятся:

1. Разностороннее и гармоничное развитие двигательных способностей.

2. Воспитание морально-волевых качеств личности.

3. В процессе физического воспитания содействие умственному и физическому воспитанию.

Для реализации всех рассмотренных задач необходимо составлять план занятия, которое принято делить на несколько частей: вводная, основная, заключительная. Основной формой физического воспитания в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия, именно поэтому им следует уделять особое внимание. К особенностям методики физического воспитания детей дошкольного возраста можно отнести сознательное отношение к занятиям и высокую степень самостоятельности.

Занятие начинается с использования различных видов ходьбы, бега, прыжков, а также подвижных игр на внимание. Упражнениям вводной части всего физкультурного занятия отводится около 8 минут. Данные упражнения подбираются с целью физического воздействия на все основные группы мышц.

Во время основной части физкультурного занятия выполняются уже знакомые для детей упражнения, которые чередуются с еще неизвестными. После подвижных игр необходимо выполнять спокойные движения, чтобы отдохнуть и восстановить

дыхание. Продолжительность и интенсивность этой части занятия зависит от физического развития и возраста детей, однако принято выделять около 10-20 минут.

Заключительная часть длится около 2-4 минут, как правило, она состоит из малоподвижных игр и нескольких видов ходьбы. Следует снизить эмоциональную и физическую возбужденность до спокойного состояния.

Занятия по физкультурной подготовке принято проводить индивидуально, с подгруппами или в группах.

При групповом способе детей разделяют на несколько подгрупп, каждая из которых выполняет отдельные упражнения. После выполнения заданий подгруппы меняются места. После 3 кругов в течение одного занятия дети успевают выполнить весь запланированный план.

Несмотря на свою эффективность, в групповом методе есть и недостатки. Например, ограниченная возможность воспитателя в контролировании правильного выполнения упражнений всеми детьми с целью исправления неточности выполнения и, возможно, оказания помощи. Помимо этого снижается и моторная плотность, из-за чего дети должны ждать после выполнения упражнения своей очереди.

При индивидуальном способе каждый ребенок выполняет упражнение по очереди, что позволяет воспитателю проконтролировать качество выполнения, дать при необходимости рекомендации и, возможно, исправить ошибки. Обычно этот способ используется во время тех занятий, когда необходима подстраховка.

Широко применяется и поточный способ. Все упражнения выполняются по кругу («станциям»). Ребенок передвигается по кругу, от одной станции к другой, выполняя серию упражнений без перерыва. Обычно этот способ используют для развития физических качеств и закрепления умений.

Способ организации занятий по физической культуре воспитатель выбирает, опираясь на несколько критериев: новизна, сложность и характер упражнений, возраст детей и место проведения. Желательно на каждом занятии менять способ организации детей.

Также все упражнения можно разделить по характеру выполнения на 2 группы: интервальное и непрерывное выполнение упражнений. Используя подобное разделение, воспитатель может контролировать физическую нагрузку. Период максимальной физической нагрузки приходится на окончание основной части занятия во время проведения подвижной игры.

В игровой обстановке должна проходить большая часть упражнений, используя соревновательную форму. Однако следует помнить, что дошкольники легко перегружаются эмоционально. Наибольшая эмоциональная нагрузка возникает во время быстрых, подвижных игр.

Следовательно, для проведения физкультурных занятий с высокой эффективностью нужно соблюдать обобщенные методические рекомендации:

1. Наличие подвижных игр в плане проведения физкультурного занятия.

2. Регулирование физической и эмоциональной нагрузок.

3. Проведения занятий с использованием приемов для активации детского мышления.

Двигательные упражнения можно выполнять не только под руководством

воспитателя, родители также закладывают необходимую физическую базу через утреннюю зарядку, прогулки, игры, основываясь на методических рекомендациях.

Оздоровительное значение утренней гимнастики заключается в повышении сопротивляемости организма различным заболеваниям.

Утренняя гимнастика имеет и немалое воспитательное значение. Она помогает воспитывать в детях навыки личной гигиены.

При составлении плана задания по физической культуре, выбираются те упражнения, которые положительно влияют на все группы мышц. Для занятий в течение года необходимо разработать около 10-12 комплексов гимнастики для каждой возрастной группы. Продолжительность одного комплекса составляет две недели.

В качестве самостоятельной работы по физическому воспитанию, используются подвижные игры. При составлении плана проведения игр, необходимо учитывать возраст и подготовленность детей, а также естественные условия.

На занятиях не связанных с физкультурой рекомендуется проводить физкультминутки. Тип деятельности на подобных занятиях, определяет набор физических упражнений. Однако упор следует сделать не на разнообразие, а на качество выполнения упражнений.

Потребность детей в движении могут удовлетворить и самостоятельные занятия. Кроме того они дают возможность объединяться в группы и определять содержание и продолжительность упражнений детьми.

Для достижения максимальной эффективности в физическом воспитании детей, необходима совместная работа детского сада и родителей в данном направлении. Поэтому важно просвещать родителей, как теоретически, так и практически.

Также для увеличения качества физической подготовки важны совместные занятия родителей с детьми. Это способствует повышению мотивации и сближает их.

Таким образом, в методике физического воспитания дошкольников необходимо соединять средства, методы и приемы обучения, развивать физические, умственные, трудовые способности.

Литература

1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях : практическое пособие / И. Е. Аверина. - 3-е изд. -Москва : Айрис-пресс, 2007. -144 с.

2. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы / Е. Н. Вавилова. - Москва : Издательство Скрипторий 2003, 2007. -160 с.

3. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Книга для работников дошкольных учреждений / Е. М. Белостоцкая, [и др.]; сост. В. И. Теленчи. - Москва : Просвещение, 1987. -143 с.

4. Глазырина Л. Д. Физическая культура - дошкольникам. Младший возраст : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Д. Глазырина. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 272 с.

References

1. Averina I. E.-Physical training minutes and dynamic pauses in preschool educational institutions: prakt. manual/1. E. Averina. - 3rd ed. - Moscow: iris-press, 2007. -144 p.

2. Vavilova E. N.-Development of basic movements in children 3-7 years old. System of work. - M.: "Scriptorium Publishing house 2003", 2007. -160 p.

3. Hygienic bases of education of children from 3 to 7 years: Book for employees of doshk. institutions / E. M. Belostotskaya, T. F. Vinogradova, L. Ya. Kanevskaya, V. I. Telenchi; Comp. V. I. Telenchi. - Moscow: Prosveshchenie, 1987. -143 p.

4. Glazyrina L. D.-Physical culture-for preschoolers. Junior age: a guide For teachers of preschool education. institutions. - M.: Humanit. ed. VLADOS center, 1999. - 272 p.

1. Averina I. E. Fizkul'turnye minutki i dinamicheskie pauzy v doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Physical minutes and dynamic pauses in preschool educational institutions]. Moscow, Ayris-press Publ., 2007,-144 p.

2. Vavilova E. N. Razvitie osnovnykh dvizheniy u detey 3-7 let. Sistema raboty [Development of basic movements in children 3-7 years old. System of work]. Moscow, Scriptorium Publishing House 2003 Publ., 2007, 160 p.

3. Belostotskaya E. M., [et al.]. Gigienicheskie osnovy vospitaniya detey ot 3 do 7 let: Kniga dlya rabotnikov doshkol'nykh uchrezhdeniy [Hygienic foundations of upbringing children from 3 to 7 years old: A book for employees of preschool institutions]. Moscow, Education Publ., 1987, 143 p.

4. Glazyrina L. D. Fizicheskaya kul'tura - doshkol'nikam. Mladshiy vozrast [Physical culture - for preschoolers. Younger age]. Moscow, VLADOS Publ., 1999, 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.