Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОЧЕГО ОБОРУДОВАНИЯ С ВЫДВИГАЕМЫМ ОТВАЛОМ СО СРЕДОЙ'

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОЧЕГО ОБОРУДОВАНИЯ С ВЫДВИГАЕМЫМ ОТВАЛОМ СО СРЕДОЙ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
18
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорога / конструкция / рабочий орган / косогор / подъем / спуск / поворот / снежные лавины / каменные лавины.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Башиков Ином Турсунович

дан анализ управляемых рабочих органов машин для зимнего содержания горных дорог. Указаны особенности конструкции рабочих органов, описаны особенности гидравлического привода. Даны схемы конструкции отдельных механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОЧЕГО ОБОРУДОВАНИЯ С ВЫДВИГАЕМЫМ ОТВАЛОМ СО СРЕДОЙ»

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОЧЕГО ОБОРУДОВАНИЯ С ВЫДВИГАЕМЫМ

ОТВАЛОМ СО СРЕДОЙ Башиков И.Т.

Башиков Ином Турсунович - старший преподаватель, кафедра автомобилей и управления на транспорте, факультет строительства и транспорта,

Политехнический институт Таджикский технический университет им. академика М.С. Осимий, г. Худжанд, Республика Таджикистан

Аннотация: дан анализ управляемых рабочих органов машин для зимнего содержания горных дорог. Указаны особенности конструкции рабочих органов, описаны особенности гидравлического привода. Даны схемы конструкции отдельных механизмов.

Ключевые слова: дорога, конструкция, рабочий орган, косогор, подъем, спуск, поворот, снежные лавины, каменные лавины.

В Таджикистане более 90% грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом. Автомобильные дороги проходят по горным ущельям, на серпантинных террасах крутых косогоров и через высокогорные перевалы, представляющие особую опасность для транспорта, особенно в зимнее время. Значительная территория Таджикистана расположена на горных местностях. Причем, площадь, находящаяся свыше 2000 м над уровнем моря в Кыргызстане, составляет около 70%. Для сравнения: в Таджикистане - 44%, в Армении -42%, в Грузии - 20% .

Горные дороги характеризуются крутыми подъемами и спусками, малыми радиусами поворотов в плане, составляющие нередко всего 8-12 м, при небольшой ширине дороги. А углы поворота на серпантинах достигают до 300 0. Наиболее характерными явлениями на горных дорогах являются селевые потоки, которые смывают мосты, дорожные покрытия. Заливают дороги камнями, грязью, разрушают проезжую часть, возникают глубокие обрывы.

При эксплуатации горных дорог приходится часто решать задачи ликвидации последствий аварий и восстановления движения по дороге в тех случаях, когда в силу тех или иных причин движение транспортных средств по ним полностью или частично прекращается.

Горные дороги Таджикистана характеризуются обильными снегопадами, частыми снежными и каменными лавинами, препятствующими движению автотранспорта. Для содержания перевальных участков необходимо создание специального бульдозерного оборудования для безопасной очистки всей ширины проезжей части.

Использование бульдозеров, широко применяемых в настоящее время, не позволяет расчищать всю ширину проезжей части дороги в связи с трудностью определения границы дороги с откосом и по причине обеспечения безопасности ведения работы в условиях высокогорья.

Главным требованием для машин, работающих на горных дорогах, является обеспечение достаточного уровня безопасности введения работы с бульдозерным оборудованием у края крутого склона, обрыва. Опасность работы возрастает в зимнее время, когда появляется гололед и трудность определения границы пропасти в дорогах, из-за белизны и массы выпавшего снега большой высоты, образованием снежных заносов.

В научных школах [1, 2] исследовались вопросы по определению курсовой устойчивости базовой машины, имеющей косоустановленные отвальные рабочие органы. Момент силы, удерживающей от поворота базовой машины, базируется на силу сцепления, развивающуюся между ходовым оборудованием и поверхностью грунта

Муд = 1-Рсц ■ I ,

где: Ом - сила тяжести машины; (рсц - коэффициент сцепления; I - база машины.

С учетом вышеуказанных требований нами разработано бульдозерное оборудование [1], навешиваемое на гусеничный трактор, у которого рабочий орган - отвал может занимать три положения относительно к базовой машине, а также превращаться в обычный (неповоротный) бульдозер, в последнем случае отвал втянут к поперечной раме.

Для экспериментального изучения процессов взаимодействия рабочего оборудования с выдвигаемым отвалом со средой (грунтом, снегом) с участием автора создан специальный стенд [2]. Стенд представляет собой набор физических моделей рабочих органов, смонтированные на тензометрической тележке посредством дополнительной рамы с возможностью изменения угла установки отвала в плане, выноса отвала в сторону, и выдвижением отвала вперед, а поступательное движение осуществляется перемещением тензометрической тележки с помощью канатных приводов.

Рис. 1. Стенд для исследования процесса взаимодействия со средой рабочим органом бульдозера

Рис. 2. Рабочий орган бульдозера выдвинут вперед

Экспериментальные исследования проводились на стенде физического моделирования рабочих процессов бульдозеров.

Список литературы

1. Тургумбаев Ж.Ж. и др. Бульдозер-террасер. А.с. № 1640293 (СССР), 1991. БИО. № 13.

2. Тургумбаев Ж.Ж., Урманаев С.И. Бульдозерное оборудование для расчистки горных дорог от снежных и каменных завалов // Наука и новые технологии, 2000. № 2. С. 131-133.

3. Зимнее содержание автомобильных дорог. Бялобжевский Г.Л., Дюнин А.К., Плакса А.Н. и др. М.: Транспорт, 1983. 197 с.

4. Шарц А.З. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов. М.: Машиностроение, 1985. 336 с.

5. ТурсуновА.А. Надёжность автомобилей в горных условиях. Душанбе: Маориф, 1999. 141 с.

6. Турсунов А.А. Управление работоспособностью автомобилей в горных условиях эксплуатации. Душанбе: Ирфон, 2003. 356 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.