Научная статья на тему 'Анализ машин для содержания автомобильных дорог Республики Таджикистан'

Анализ машин для содержания автомобильных дорог Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорога / покрытие / бульдозерное оборудование / снегоочиститель / агрегат / рабочий орган / скорость / ускорение / ходовой орган бульдозера / снежногрунтовая масса / угол резания / параметры резания

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Башиков Зуфархон Иномович

дан анализ рабочих органов машин для содержания автомобильных дорог. Указаны наиболее употребляемые рабочие органы, описаны их конструктивные особенности. Даны схемы конструкции отдельных устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ машин для содержания автомобильных дорог Республики Таджикистан»

Установка специальных угловых ножей на бульдозерных отвалах при наличии перекоса также способствует хорошему внедрению рабочего органа в прочный грунт. В практике строительства горных дорог широко используются объемные угловые ножи (прямоугольные, сплошные, фигурные) и выполненные из высокопрочной стали. В зависимости от направления движения базового трактора при рыхлении различают зубья переднего и заднего рыхления. Зубья заднего рыхления обеспечивают разрушение прочных и мерзлых грунтов при движении базового трактора задним ходом [2, 129].

Выводы: на основании информации, полученной научно-технической литературой и данных о горных дорогах республики сформулированы основные требования к рабочим органам машин для расчистки горных дорог от завалов, образуемых от стихийных бедствий.

Список литературы

1. Бялобжевский Г. Л., Дюнин А.К., Плакса А.Н. и др. Зимнее содержание автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1983. 197 с.

2. Шарц А.З. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов. М.: Машиностроение, 1985. 336 с.

3. Тургумбаев Ж.Ж., Урманаев С.И. Бульдозерное оборудование для расчистки горных дорог от снежных и каменных завалов // Наука и новые технологии, 2000. № 2. С. 131-133.

4. Башиков И.Т. Управляемый отвал бульдозера для очистки снежных и грунтовых завалов на горных дорогах // Academy № 1 (28), 2018. С. 26-29.

АНАЛИЗ МАШИН ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Башиков З.И.

Башиков Зуфархон Иномович - ассистент, кафедра автомобилей и управления на транспорте, факультет строительства и транспорта,

Политехнический институт Таджикский технический университет им. академика М.С. Осимй, г. Худжанд, Республика Таджикистан

Аннотация: дан анализ рабочих органов машин для содержания автомобильных дорог. Указаны наиболее употребляемые рабочие органы, описаны их конструктивные особенности. Даны схемы конструкции отдельных устройств. Ключевые слова: дорога, покрытие, бульдозерное оборудование, снегоочиститель, агрегат, рабочий орган, скорость, ускорение, ходовой орган бульдозера, снежно -грунтовая масса, угол резания, параметры резания.

Общая протяженность автомобильных дорог Таджикистана составляет примерно 32,0 тыс. км (табл. 1.1). Из них дороги с твердым покрытием составляют 16 тыс. км, и преимущественно расположены на равнинных участках дорог.

Министерство транспорта и коммуникаций является центральным руководящим органом транспортного сектора в Таджикистане и обладает юрисдикцией в отношении примерно 14 000 километров дорожных сетей в стране. Почти 29 % этих дорог покрыто асфальтом. Около 18 000 километров местных дорог не входят в юрисдикцию Министерство транспорта и коммуникаций, в основном, это - сельские дороги или промышленные подъездные пути [3, 18 - 21].

№ Наименование дорог Протяженность, км Доля, %

1 Местные дороги 8670 62

2 Республиканские дороги 2120 15

3 Международные дороги 3178 23

4 Итого, дорожная сеть 13 968 100

Таблица 2. Состояние дорог Таджикистана

№ Тип дорожного покрытия Протяженность, км Доля, %

1 Бетонное дорожное покрытие 4049 29

2 Асфальтобетонное покрытие 6153 44

3 Гравийное покрытие 2645 19

4 Без покрытия 1121 8

5 Итого: 13 968 100

Серийно выпускаемые в мире машины для содержания дорог малопригодны для высокогорья. Снегоочистители, выбрасывающие снежную массу в сторону, часто выходят из строя и простаивают из-за лопастей метателя, при неизбежном ударении их с каменными валунами, засоренными в среде снежных лавин, обвалившихся в крутых горных склонах. Использование бульдозеров, широко применяемых в настоящее время, не позволяет расчищать всю ширину проезжей части дороги в связи с трудностью определения границы дороги с откосом и по причине обеспечения безопасности ведения работы в условиях высокогорья. По сравнению с применяемыми машинами, наш проект обеспечивает проведение безопасных и своевременных работ на перевальных участках [2, 39].

Эксплуатация строительно-дорожных машин в Республике Таджикистан протекает в экстремальных природно-климатических условиях. В равнинной местности в летний период температура окружающего воздуха достигает 400 С на высоте до 700 м над уровнем моря. В зимний период на высоте 4000 м над уровнем моря, температура снижается до -350 С. Кроме того, эксплуатация строительных машин на высотах до 4000 метров и выше значительно снижает эффективность их использования, которая проявляется в виде повышения удельного расхода, топлива, снижения мощности двигателя, снижения производительности и долговечности машин. В горных условиях действуют также такие факторы, как рельеф местности, создающий большую опасность при эксплуатации машин на горных склонах [4, 23].

А высокая температура окружающего воздуха в летний период приводит к снижению влажности, что вызывает повышенное старение резинотехнических изделий и изделий из полимерных деталей. Повышенная температура способствует увеличению запыленности окружающей среды. Пыль, проникая в сопряжения узлов и агрегатов машин, вызывает повышенный износ деталей, что способствует значительному сокращению ресурса машин.

Снежный покров существенно влияет на тягово-сцепные свойства дорожно-строительных машин и меняет свое состояние под действием различных факторов. Наиболее важными физическими свойствами снега, определяющими условия эксплуатации бульдозерного оборудования для зачистки снежных масс, являются его плотность (объемная масса), сопротивление снега деформации и перемещению, которые зависят от температуры снега, равной в естественном залегании, при установившемся режиме, температуре окружающего воздуха [5, 91].

Одним из направлений развития дорожной техники с учетом общих тенденций развития машиностроения, требований научно-технического прогресса и народного

хозяйства страны является совершенствование конструкции рабочих органов, обеспечивающих разработку прочных грунтов и безопасность работы на горных дорогах, особенно, в зимнее время.

Наиболее распространенными рабочими органами землеройно-транспортных машин для работы на горных дорогах являются отвалы бульдозерного типа, для которых характерны фронтальная разработка грунта, позволяющая террасировать горные склоны для будущей дороги. Перспективным направлением являются отвальные рабочие органы бульдозерного типа, имеющие возможность изменять положение отвала относительно базовой машины [1].

Список литературы

1. Бялобжевский Г.Л., Дюнин А.К., Плакса А.Н. и др. Зимнее содержание автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1983. 197 с.

2. Шарц А.З. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов. М.: Машиностроение, 1985. 336 с.

3. Турсунов А.А. Надёжность автомобилей в горных условиях. Душанбе: Маориф, 1999. 141 с.

4. Турсунов А.А. Управление работоспособностью автомобилей в горных условиях эксплуатации. Душанбе: Ирфон, 2003. 356 с.

5. Тургумбаев Ж.Ж., Урманаев С.И. Бульдозерное оборудование для расчистки горных дорог от снежных и каменных завалов // Наука и новые технологии, 2000. № 2. С. 131-133.

6. Тургумбаев Ж.Ж., Башиков И.Т. Управляемый отвал бульдозера для очистки снежных и грунтовых завалов на горных дорогах // Известия Кырг. гос. техн. ун-та им.И.Раззакова. Бишкек, 2010. № 21. С. 80-83.

7. Тургумбаев Ж.Ж., Урманаев С.И. Машины и механизмы для расчистки обвалов и лавин. Сб. научн. тр. КазАТК «Воплощение и развитие научных идей Р.А. Кабашева», 1999. С. 195-200.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАМЕНЫ КОЖУХОТРУБНОГО ТЕПЛООБМЕННОГО АППАРАТА НА ПЛАСТИНЧАТЫЙ ТЕПЛООБМЕННЫЙ АППАРАТ НА ТЭЦ-2 Г. ЙОШКАР-ОЛА Фоминых К.С.

Фоминых Кристина Сергеевна - магистр, кафедра энергообеспечения предприятий, Институт механики и машиностроения Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола

Аннотация: в статье сделаны вычисления по определению экономической эффективности перевода подогревателя сырой воды на ТЭЦ-2 с кожухотрубного типа на пластинчатый.

Ключевые слова: теплоэлектроцентраль, кожухотрубный теплообменный аппарат, пластинчатый теплообменный аппарат, подогреватель, сырая вода.

С целью объяснения эффективности вложений нужно определить размер капитальных вложений в проект на проведение мероприятий. Капитальные инвестиции - это вложения в основной капитал, в том числе и затраты финансовых, трудовых и материальных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.