Научная статья на тему 'Управляемый отвал бульдозера для очистки снежных и грунтовых завалов на горных дорогах республики Таджикистан'

Управляемый отвал бульдозера для очистки снежных и грунтовых завалов на горных дорогах республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЬДОЗЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ / ГИДРОЦИЛИНДР ПРИВОДА / РАБОЧИЙ ОРГАН / СКОРОСТЬ / УСКОРЕНИЕ / ХОДОВОЙ ОРГАН БУЛЬДОЗЕРА / СНЕЖНО-ГРУНТОВАЯ МАССА / УГОЛ РЕЗАНИЯ / ПАРАМЕТРЫ РЕЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Башиков Ином Турсунович

Приведены обзор и анализ рабочих органов машин для зимнего содержания горных дорог. Указаны наиболее употребляемые рабочие органы, описаны их конструктивные особенности. Даны схемы конструкции отдельных устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Башиков Ином Турсунович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управляемый отвал бульдозера для очистки снежных и грунтовых завалов на горных дорогах республики Таджикистан»

УПРАВЛЯЕМЫЙ ОТВАЛ БУЛЬДОЗЕРА ДЛЯ ОЧИСТКИ СНЕЖНЫХ И ГРУНТОВЫХ ЗАВАЛОВ НА ГОРНЫХ ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Башиков И.Т.

Башиков Ином Турсунович - старший преподаватель, кафедра автомобилей и управления на транспорте, факультет строительства и транспорта,

Политехнический институт Таджикский технический университет им. академика М.С. Осими, г. Худжанд, Республика Таджикистан

Аннотация: приведены обзор и анализ рабочих органов машин для зимнего содержания горных дорог. Указаны наиболее употребляемые рабочие органы, описаны их конструктивные особенности. Даны схемы конструкции отдельных устройств. Ключевые слова: бульдозерное оборудование, рычажный механизм, гидроцилиндр привода, рабочий орган, скорость, ускорение, ходовой орган бульдозера, снежно-грунтовая масса, угол резания, параметры резания.

Одной из природных экстремальных зон являются горы. Горы высотой более 1500 м н. у. м. занимают 4% площади нашей планеты, 70% территории Таджикистана и 100% площади Памира. Таджикистан является типичной горной страной с абсолютными высотами поверхностей от 300 м до 7495 м н. у. м. Общая площадь республики составляет 143,1 тыс. кв. км, 93% которой занимают горы [4, 15].

Геологическое районирование территории республики позволило выделить 5 регионов: Северный Таджикистан (Карамазар); Ферганская депрессия; Центральный Таджикистан (или Гиссаро - Алай); Таджикская депрессия и Памир (включая Дарваз). Северный Таджикистан (Карамазар) - в его состав входят южный склон Кураминского хребта и горы Моголтау. Наивысшая точка Кураминского хребта (г. Бобоиоб) имеет высоту 3768 м, а Моголтау - 1623 м. Постепенно понижаясь с северо - востока на юго - запад эти горы затухают на равнине Дильварзина [4, 15].

Центральный Таджикистан - представляет обширную горно-высокогорную область, в которую входят хребты Туркестанский, Зеравшанский, Гиссарский и Каратегинский. С севера она граничит с Ферганской депрессией, с юга - ЮжноТаджикской. Гребни хребтов носят типичный альпийский характер с крутыми остроконечными пиками высотой до 5.5 тыс. м. Средние высоты хребтов колеблются от 300 м на юге и юго-западе до 2000 - 2500 м на севере [4, 17].

Памир занимает немного меньше половины территории Таджикистана. На Памире самая высокая гора - пик Исмоили Сомони 7494 м. Через горные хребты Центрального Таджикистана проходит автомобильная дорога, связующая Север и Юг республики, по двум перевалам: Анзобский, высотой 3372 м (Гиссарский хребет) и Шахристанский - 3351 м (Туркестанский хребет) [4.16].

Таблица 1. Важнейшие перевалы Таджикистана

Перевал Хребты Абсолютная высота (м н. у. м. )

Акбайтал Музкол 4800

Анзоб Гиссарский 3372

Койтезак Южно-Аличурский 4271

Кызыларт Заалайский 4280

Хобурабат Дарвазский 3270

Шахристан Туркестанский 3351

При эксплуатации горных дорог приходится часто решать задачи ликвидации последствий аварий и восстановления движения по дороге в тех случаях, когда в силу

тех или иных причин движение транспортных средств по ним полностью или частично прекращается. Чаще всего это бывает связано с воздействием на дорогу опасных природных процессов: оползней, снежных лавин (рис. 1). Обвалы, сели, камнегрунтовые наносы (рис. 2), осыпи и т.п. являются мало управляемыми. Их предотвращение требует выполнения сложных инженерных решений, большого объема буровзрывных работ, значительных материальных и трудовых ресурсов [5, 23].

Рис. 1. Наиболее лавиноопасный участок 86 - 87 км автодороги Душанбе - Айни перевал Анзоб

Рис. 2. Камнегрутовые наносы на горной автодороге

Борьба с лавинами и снежными заносами на перевальных участках сводится в основном к механической снегоочистке, которая является дорогим и не всегда эффективным мероприятием из-за сложности и опасности производства работ [5, 26].

Практически все транспортные перевозки регионов Республики связаны с горными дорогами, обеспечивающими жизнедеятельность населенных пунктов. Однако уровень содержания этих дорог не соответствует требованиям современного стандарта. Из-за перегорождения горных участков дороги снежными заносами нередко образуются пробки автотранспортных потоков. Вызывает неудобство и угроза холода водителям и пассажирам. Ведет к простаиванию грузопотока, которое связано большими экономическими потерями.

Для содержания перевальных участков необходимо создание специального бульдозерного оборудования для безопасной очистки всей ширины проезжей части. Бульдозерное оборудование должно экономить расход топлива, доля которого составляет большую часть общих затрат в процессе эксплуатации в горных дорогах [7, 18].

Главным требованием для машин, работающих на горных дорогах, является обеспечение достаточного уровня безопасности введения работы с бульдозерным оборудованием у края крутого склона, обрыва. Опасность работы возрастает в зимнее время, когда появляется гололед и трудность определения границы пропасти в дорогах, из-за белизны и массы выпавшего снега большой высоты, образованием снежных заносов. Актуальным требованием бульдозерному оборудованию также является максимальная очистка горной дороги вблизи края дороги - откоса.

Научной школой Ж.Ж. Тургумбаева проводятся исследования по разработке навесного бульдозерного оборудования с выдвигаемым отвалом. В результате теоретических и экспериментальных исследований получены основные параметры выдвигаемого бульдозерного оборудования.

Для экспериментального изучения процессов взаимодействия рабочего оборудования с выдвигаемым отвалом со средой (грунтом, снегом) с участием автора создан специальный стенд. Стенд представляет собой набор физических моделей рабочих органов, смонтированные на тензометрической тележке посредством дополнительной рамы с возможностью изменения угла установки отвала в плане, выноса отвала в сторону, и выдвижением отвала вперед, а поступательное движение осуществляется перемещением тензометрической тележки с помощью канатных приводов [6, 18].

Выводы: на основании информации, полученной научно-технической литературой и данных о горных дорогах республики сформулированы основные требования к рабочим органам машин для расчистки горных дорог от завалов, образуемых от стихийных бедствий.

Список литературы

1. Бялобжевский Г.Л., Дюнин А.К., Плакса А.Н. и др. Зимнее содержание автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1983. 197 с.

2. Шарц А.З. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов. М.: Машиностроение, 1985. 336 с.

3. Турсунов А.А. Надёжность автомобилей в горных условиях. Душанбе: Маориф, 1999. 141 с.

4. Турсунов А.А. Управление работоспособностью автомобилей в горных условиях эксплуатации. Душанбе: Ирфон, 2003. 356 с.

5. Тургумбаев Ж.Ж., Урманаев С.И. Бульдозерное оборудование для расчистки горных дорог от снежных и каменных завалов // Наука и новые технологии, 2000. № 2. С. 131-133.

6. Тургумбаев Ж.Ж., Башиков И.Т. Управляемый отвал бульдозера для очистки снежных и грунтовых завалов на горных дорогах // Известия Кырг. гос. техн. ун-та им. И. Раззакова. Бишкек, 2010. № 21. С. 80-83.

7. Тургумбаев Ж.Ж., Урманаев С.И. Машины и механизмы для расчистки обвалов и лавин. Сб. научн. тр. КазАТК «Воплощение и развитие научных идей Р.А. Кабашева», 1999. С. 195-200.

АНАЛИЗ КИНЕМАТИКИ ОСНОВНЫХ МЕХАНИЗМОВ КРАЕОБМЕТОЧНОЙ МАШИНЫ Бакирова Н.А.

Бакирова Назгуль Асанкановна - аспирант, преподаватель, кафедра технологии легкой промышленности, факультет технологии и природопользования, Ошский технологический университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье проведен полный кинематический анализ основных механизмов краеобметочной швейной машины аналитическими методами. Составлены уравнения зависимостей угла поворота звеньев отдельных механизмов от угла поворота главного вала швейной машины. На основании этого определены траектории движения точек механизмов, скорости и ускорения точек и звеньев механизмов. Результаты аналитических расчетов представлены в виде графиков и диаграмм. Ключевые слова: кинематика, швейные машины, структурный анализ механизмов, кинематический анализ, аналитические методы.

УДК 687.053.66

Краеобметочная машина 51-А класса предназначена для обработки края изделия, предохраняющая их от осыпания нитей ткани. Обработка краев происходит посредством краеобметочного цепного стежка, образуемого при взаимодействии основных механизмов машины: механизм иглы, механизм нижнего и верхнего петлителей, механизм продвижения материала и механизм ножа. Основные механизмы в основном представляют собой пространственные или плоские четырехзвенные рычажные механизмы, которые получают движение от главного вала 1 машины (рис. 1).

Для решения задач кинематического анализа существуют разные методы: графический, графоаналитический и аналитический. В данной работе для определения параметров движения рабочих органов швейной машины использовались аналитические методы, в особенности векторный метод замкнутых контуров [1, с. 168], метод преобразования координат [2, с. 51; 3, с. 93; 4, с. 107] и др.

Рис. 1. Главный вал швейной машины 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.