Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАБОЧИХ ОРГАНОВ МАШИН ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И СОДЕРЖАНИЯ ГОРНЫХ ДОРОГ'

АНАЛИЗ РАБОЧИХ ОРГАНОВ МАШИН ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И СОДЕРЖАНИЯ ГОРНЫХ ДОРОГ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отвал / бульдозерное оборудование / толкатель / механико-гидравлическая система / гидроцилиндр привода / рабочий орган / рыхлительное оборудование / ходовой орган бульдозера / угол резания / параметры резания.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Башиков Зуфар Иномович

приведен обзор и анализ рабочих органов машин для зимнего содержания горных дорог. Указаны наиболее употребляемые рабочие органы, описаны их конструктивные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАБОЧИХ ОРГАНОВ МАШИН ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И СОДЕРЖАНИЯ ГОРНЫХ ДОРОГ»

АНАЛИЗ РАБОЧИХ ОРГАНОВ МАШИН ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И СОДЕРЖАНИЯ ГОРНЫХ ДОРОГ Башиков З.И.

Башиков Зуфар Иномович - ассистент, кафедра автомобилей и управления на транспорте, факультет строительства и транспорта,

Политехнический институт Таджикский технический университет им. академика М.С. Осимий, г. Худжанд, Республика Таджикистан

Аннотация: приведен обзор и анализ рабочих органов машин для зимнего содержания горных дорог. Указаны наиболее употребляемые рабочие органы, описаны их конструктивные особенности. Ключевые слова: отвал, бульдозерное оборудование, толкатель, механико-гидравлическая система, гидроцилиндр привода, рабочий орган, рыхлительное оборудование, ходовой орган бульдозера, угол резания, параметры резания.

Одним из направлений развития дорожной техники с учетом общих тенденций развития машиностроения, требований научно-технического прогресса и народного хозяйства страны является совершенствование конструкции рабочих органов, обеспечивающих разработку прочных грунтов и безопасность работы на горных дорогах, особенно, в зимнее время.

Наиболее распространенными рабочими органами землеройно-транспортных машин для работы на горных дорогах являются отвалы бульдозерного типа, для которых характерны фронтальная разработка грунта, позволяющая террасировать горные склоны для будущей дороги. Перспективным направлением являются отвальные рабочие органы бульдозерного типа, имеющие возможность изменять положение отвала относительно базовой машины [1, 16].

Разработан рабочий орган бульдозера (а.с. 1819944), в котором отвал имеет возможность выноса относительно рамы (толкателя). Используется механико-гидравлическая система привода рабочим органом. Шарнирное крепление режущих элементов с отвалом эффективно при использовании на грунтах, имеющих каменистые включения. В качестве ножа может использоваться стандартное режущее оборудование под углом к направлению движения, позволяющее реализовать принципы косого резания. При этом, крайние ножи могут быть установлены (повернуты) относительно среднего ножа углом вперед или углом назад [3, 129].

Бульдозерное оборудование с гидравлическим приводом, оснащенное отвалом с уширителем, позволяет разработать грунты с каменистыми включениями. Рабочий орган с режущей кромкой треугольной формы, в вершине которой расположен режущий зуб, приводится в действие гидроцилиндром. Повышение эффективности копания прочных грунтов достигается за счет бокового разрушения [3, 131].

Бульдозер с рыхлительным оборудованием имеет возможность предусмотреть установку управляемых рыхлительных зубьев, расположенных с лобовой или тыльной стороны отвала или по бокам отвала. Такой отвал хорошо внедряется в грунт и выполняет при необходимости рыхление грунта.

Отвал бульдозера имеет возможность изменять угол резания с помощью механического и гидравлического раскоса. Гидронасос оборудован гидрозамком двухстороннего действия для предотвращения переливания рабочей жидкости из полостей гидроцилиндра в гидросистему в запертом положении гидрораспределителя. Рыхлительное оборудование также регулирует угол рыхления [3, 135].

Испытания на стенде с немерзлым грунтом показали, что удельное тяговое усилие на крюке составляло 0,74...0,76 при коэффициенте буксования 5 = 20%. Максимальный коэффициент сцепления составил 0,49.0,79.

Установка специальных угловых ножей на бульдозерных отвалах при наличии перекоса также способствует хорошему внедрению рабочего органа в прочный грунт. В практике строительства горных дорог широко используются объемные угловые ножи (прямоугольные, сплошные, фигурные) и выполненные из высокопрочной стали. В зависимости от направления движения базового трактора при рыхлении различают зубья переднего и заднего рыхления. Зубья заднего рыхления обеспечивают разрушение прочных и мерзлых грунтов при движении базового трактора задним ходом [2, 129].

Выводы: на основании информации, полученной научно-технической литературой и данных о горных дорогах республики сформулированы основные требования к рабочим органам машин для расчистки горных дорог от завалов, образуемых от стихийных бедствий.

Список литературы

1. Бялобжевский Г.Л., Дюнин А.К., Плакса А.Н. и др. Зимнее содержание автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1983. 197 с.

2. Шарц А.З. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов. М.: Машиностроение, 1985. 336 с.

3. Тургумбаев Ж.Ж., Урманаев С.И. Бульдозерное оборудование для расчистки горных дорог от снежных и каменных завалов // Наука и новые технологии, 2000. № 2. С. 131-133.

4. Башиков И.Т. Управляемый отвал бульдозера для очистки снежных и грунтовых завалов на горных дорогах // Academy. № 1 (28), 2018. С. 26-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.