Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ПЕРЕВАЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГОРНЫХ ДОРОГ ТАДЖИКИСТАНА'

СОСТОЯНИЕ ПЕРЕВАЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГОРНЫХ ДОРОГ ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
108
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
горы / грузовые перевозки / серпантин / косогор / продольный уклон / подъем / спуск / поворот / ширина дороги.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Башиков Ином Турсунович

дан анализ наиболее высоких и опасных перевальных участков горных дорог, расположенных на территории Таджикистана, которые характеризуются обильными снегопадами, частыми снежными и каменными лавинами, препятствующими движению автотранспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ПЕРЕВАЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГОРНЫХ ДОРОГ ТАДЖИКИСТАНА»

СОСТОЯНИЕ ПЕРЕВАЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГОРНЫХ ДОРОГ ТАДЖИКИСТАНА

Башиков И.Т.

Башиков Ином Турсунович - старший преподаватель, кафедра автомобилей и управления на транспорте, факультет строительства и транспорта,

Политехнический институт Таджикский технический университет им. академика М.С. Осимий, г. Худжанд, Республика Таджикистан

Аннотация: дан анализ наиболее высоких и опасных перевальных участков горных дорог, расположенных на территории Таджикистана, которые характеризуются обильными снегопадами, частыми снежными и каменными лавинами, препятствующими движению автотранспорта.

Ключевые слова: горы, грузовые перевозки, серпантин, косогор, продольный уклон, подъем, спуск, поворот, ширина дороги.

Одной из природных экстремальных зон являются горы. Горы высотой более 1500 м н. у. м. занимают 4% площади нашей планеты, 70 % территории Таджикистана и 100 % площади Памира.

Таджикистан является типичной горной страной с абсолютными высотами поверхностей от 300 м до 7495 м н. у. м. Общая площадь республики составляет 143,1 тыс. кв. км, 93 % которой занимают горы.

В Таджикистане более 90% грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом. Автомобильные дороги проходят по горным ущельям, на серпантинных террасах крутых косогоров и через высокогорные перевалы, представляющие особую опасность для транспорта, особенно в зимнее время. Значительная территория Таджикистана расположена на горных местностях. Причем, площадь, находящаяся свыше 2000 м над уровнем моря в Таджикистане составляет около 44 %. Для сравнения в Кыргызстане - 70%, в Армении -42%, в Грузии - 20% .

Горные дороги Республик характеризуются наличием большого количества продольных уклонов, нередко превышающих общепринятые нормативы. Максимальные продольные уклоны составляют на перевалах Анзоб и Шахристан - 12 - 16 % (автомобильная дорога Душанбе - Айни - Истаравшан - Худжанд - Чанок), на перевалах Талдык, Кызыл - Арт, Найзаташ, Ак - Байтал (автомобильная дорога Хорог - Ош) продолные уклоны составляют до 20 %.

Таблица 1.1.Перевальные участки горных дорог Таджикистана, расположенные свыше 3000 м над уровнем моря

Дорога Перевал Высота над уровнем моря, м

Ош - Хорог Кызыл - арт 4280

Ак - Байтал 4655

Найзаташ 4137

Койтезек 4272

Хорог - Куляб - Душанбе Хобурабат 3270

Душанбе - Айни - Истаравшан - Ходжент - Анзоб 3372

Чанок Шахристан 3351

Горные дороги характеризуются крутыми подъемами и спусками, малыми радиусами поворотов в плане, составляющие нередко всего 8-12 м, при небольшой ширине дороги. А углы поворота на серпантинах достигают до 3000.

При эксплуатации горных дорог приходится часто решать задачи ликвидации последствий аварий и восстановления движения по дороге в тех случаях, когда в силу тех или иных причин движение транспортных средств по ним полностью или частично прекращается. Чаще всего это бывает связано с воздействием на дорогу опасных природных процессов: оползней (рис. 1) и лавин (рис. 2).

Значительная протяженность дорог подвержена снежным заносам, лавинам. Такие участки расположены в основном на отметках выше 1550 м над уровнем моря. Многие из них, например, перевалы Анзоб, Шахристан и Хабурабад закрываются на 6-7 месяцев в году из-за сильных снежных заносов и лавин.

Рис. 1. Оползень на 58 км автодороги Душанбе - Куляб, перевал Шар - Шар, вид сверху

Рис. 2. Наиболее лавиноопасный участок 86 - 87 км автодороги Душанбе - Айни, перевал Анзоб

Борьба с лавинами и снежными заносами на перевальных участках сводится в основном к механической снегоочистке, которая является дорогим и не всегда эффективным мероприятием из - за сложности и опасности производства работ.

Серийно выпускаемые в мире машины для содержания дорог, малопригодны для высокогорья. Снегоочистители, выбрасывающие снежную массу в сторону, часто выходят из строя и простаивают из-за лопастей метателя, при неизбежном ударении их с каменными валунами, засоренными в среде снежных лавин, обвалившихся в крутых горных склонах. Использование бульдозеров, широко применяемых в настоящее время, не позволяет расчищать всю ширину проезжей части дороги в связи с трудностью определения границы дороги с откосом и по причине обеспечения безопасности ведения работы в условиях высокогорья. По сравнению с применяемыми машинами, наш проект обеспечивает проведение безопасных и своевременных работ на перевальных участках.

Эксплуатация строительно - дорожных машин в Таджикской Республике протекает в экстремальных природно-климатических условиях. В равнинной местности в летний период температура окружающего воздуха достигает 40 °С на высоте до 700 м над уровнем моря. В зимний период на высоте 4000 м над уровнем моря, температура снижается до - 35 °С. Кроме того, эксплуатация строительных машин на высотах до 4000 метров и выше значительно снижает эффективность их использования, которая проявляется в виде повышения удельного расхода, топлива, снижения мощности двигателя, снижения производительности и долговечности машин. В горных условиях действуют также такие факторы как рельеф местности, создающий большую опасность при эксплуатации машин на горных склонах [2].

А высокая температура окружающего воздуха в летний период приводит к снижению влажности, что вызывает повышенное старение резинотехнических изделий и изделий из полимерных деталей. Повышенная температура способствует увеличению запыленности окружающей среды. Пыль, проникая в сопряжения узлов

и агрегатов машин, вызывает повышенный износ деталей, что способствует значительному сокращению ресурса машин.

Снежный покров существенно влияет на тягово-сцепные свойства дорожно-строительных машин и меняет свое состояние под действием различных факторов. Наиболее важными физическими свойствами снега, определяющими условия эксплуатации бульдозерного оборудования для зачистки снежных масс, являются его плотность (объемная масса), сопротивление снега деформации и перемещению, которые зависят от температуры снега, равной в естественном залегании, при установившемся режиме, температуре окружающего воздуха [2].

Наиболее распространенными рабочими органами землеройно-транспортных машин для работы на горных дорогах являются отвалы бульдозерного типа, для которых характерны фронтальная разработка грунта, позволяющая террасировать горные склоны для будущей дороги. Перспективным направлением являются отвальные рабочие органы бульдозерного типа, имеющие возможность изменять положение отвала относительно базовой машины [3, 5].

Научной школой Ж.Ж. Тургумбаева проводятся исследования по разработке навесного бульдозерного оборудования с выдвигаемым отвалом [2, 3, 5]. В результате теоретических и экспериментальных исследований получены основные параметры выдвигаемого бульдозерного оборудования.

В работе [5] найдена зависимость определения мощности на перемещение машины:

n = ж ■ -8),

где: Ж - суммарное сопротивление передвижению бульдозера;

ж = (о м + о р) ■ /+ж н + ж п,

Ом и Ор - сила тяжести соответственно для базовой машины и рабочего органа; / - коэффициент передвижения; Жн и Жп - сопротивление соответственно резанию снега ножом отвала и внедрению отвала бульдозера в забой; V - скорость движения базовой машины; 8 - коэффициент буксования; ! - коэффициент полезного действия ходового оборудования.

Список литературы

1. Зимнее содержание автомобильных дорог. Бялобжевский Г.Л., Дюнин А.К., Плакса А.Н. и др. М.: Транспорт, 1983. 197 с.

2. Шарц А.З. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов. М.: Машиностроение, 1985. 336 с.

3. Тургумбаев Ж.Ж., Урманаев С.И. Машины и механизмы для расчистки обвалов и лавин. Сб. научн. тр. КазАТК «Воплощение и развитие научных идей Р. А. Кабашева.» 1999. С. 195 - 200.

4. Тургумбаев Ж.Ж. и др. Бульдозер - террасер. А. с. № 1640293 (СССР), 1991. БИО № 13.

5. Тургумбаев Ж.Ж., Урманаев С.И. Бульдозерное оборудование для расчистки горных дорог от снежных и каменных завалов. Наука и новые технологии, 2000. № 2. С. 131-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.