Научная статья на тему 'Методическое творчество - важный аспект подготовки бакалавров профессионального обучения в области дизайна к сетевому взаимодействию'

Методическое творчество - важный аспект подготовки бакалавров профессионального обучения в области дизайна к сетевому взаимодействию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / БАКАЛАВР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА / METHODICAL CREATIVITY / BACHELOR OF VOCATIONAL TRAINING / NETWORKING OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / INDIVIDUAL CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осколкова Юлия Вениаминовна

В статье рассматривается необходимость развития методического творчества бакалавров профессионального обучения в вузе, способных реально участвовать в создании комплекса сетевых взаимодействий с организациями, заинтересованных в качестве профессиональной подготовки кадрового ресурса страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическое творчество - важный аспект подготовки бакалавров профессионального обучения в области дизайна к сетевому взаимодействию»

Methodical creativity is an important aspect of bachelor's professional training in design to network interaction Oskolkova Yu. (Russian Federation) Методическое творчество - важный аспект подготовки бакалавров профессионального обучения в области дизайна к сетевому взаимодействию Осколкова Ю. В. (Российская Федерация)

Осколкова Юлия Вениаминовна / Oskolkova Yulia - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра дизайна интерьера, институт гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье рассматривается необходимость развития методического творчества бакалавров профессионального обучения в вузе, способных реально участвовать в создании комплекса сетевых взаимодействий с организациями, заинтересованных в качестве профессиональной подготовки кадрового ресурса страны.

Abstract: the article analyzes discusses the necessity of development of methodical creativity bachelor of vocational training in high school, are able to participate effectively in a complex network of interactions with the organizations interested in the training of personnel resource of the country.

Ключевые слова: методическое творчество, бакалавр профессионального обучения, сетевое взаимодействие образовательных организаций, индивидуально-творческая работа.

Keywords: methodical creativity, bachelor of vocational training, networking of educational organizations, individual creative work.

В современных экономических условиях система профессионального образования переживает период качественных преобразований: поиск и становление новых целей, отбор содержания и технологий подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, специалистов, позволяющих реализовать требования общества, работодателей, рынка труда и личности.

Одно из направлений этих преобразований заключается в оптимизации сети образовательных организаций системы профессионального образования с целью создания открытого образовательного пространства, основанного на сетевом взаимодействии всех участников процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации, как рабочих кадров и специалистов среднего звена, так и профессионально-педагогических кадров, участвующих в этом процессе [1].

Форматы сетевого взаимодействия образовательных организаций системы профессионального образования достаточно инновационны. В связи с этим необходимо решить не только организационные вопросы, связанные с материально -техническими показателями образовательных организаций - участников сетевого взаимодействия, но и вопросы, связанные с квалификацией педагогов, административных работников и других категорий профессионально-педагогических работников этих организаций, участвующих в таких преобразованиях.

С учетом того, что основной целью этих преобразований является переход к устойчивому развитию системы профессионального образования России через создание комплекса сетевых взаимодействий с организациями, заинтересованных в качестве профессиональной подготовки, определена задача описания требований к

профессионально-педагогическим кадрам, в соответствии с новым функционалом педагогических работников, работающих в рамках сетевого взаимодействия [4].

Кадровый ресурс - один из важнейших типов ресурсного обеспечения сетевого взаимодействия, при котором возникают новые функциональные «роли». Опыт, описанный в литературе, отражающей вопросы сетевого взаимодействия, чаще всего указывает на то, что для обеспечения эффективной реализации сетевых образовательных программ необходимы специальные педагогические «должности»: педагог-навигатор образовательных сетей, сетевой методист, тьютор. В связи с этим, для выполнения соответствующих функциональных обязанностей, необходима специальная подготовка выпускников профессионально-педагогических вузов и действующих профессионально-педагогических работников [1].

В этих условиях главная роль отводится бакалавру профессионального обучения, способному реально изменить качество образовательного процесса путем создания и совершенствования методических объектов и систем подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Успешность собственной деятельности педагога профессионального обучения во многом зависит от того, насколько педагог профессионального обучения является думающим и ищущим специалистом, способен ли он разрабатывать и реализовывать эффективные вариативные педагогические технологии. В этих условиях возрастают требования к вузовской подготовке профессионально-педагогических кадров. Поэтому еще в период обучения в вузе важно заложить в будущем педагоге профессионального обучения основы творческой методической деятельности. Так, формирование и развитие у студентов творческого потенциала при создании методических продуктов является одновременно и целью, и содержанием образовательного процесса [2].

При подготовке бакалавров профессионального обучения на кафедре дизайна интерьера Института гуманитарного и социально-экономического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета изучается дисциплина «Методическое творчество», способствующая целенаправленной подготовке студентов к осуществлению методической деятельности в образовательных организациях системы среднего профессионального образования. При изучении дисциплины «Методическое творчество» реализуется деятельностный подход, основным методологическим принципом которого является единство деятельности и сознания. Методическое творчество - это тоже деятельность. Формирование и развитие у студентов навыков подобного рода возможно, если включить его в ситуацию творческой деятельности. В ходе обучения студент индивидуально проходит все этапы «творения» и личностно переживает психические состояния, возникающие в процессе творчества.

С целью формирования готовности будущих бакалавров профессионального обучения в области дизайна к методической деятельности с творческим подходом, как профессиональной компоненты, на завершающем этапе изучения дисциплины «Методическое творчество» студенты выполняют индивидуально-творческую работу (ИТР).

Выполнение ИТР - один из важнейших этапов развития творческих способностей студентов, нацеленных на использование всей системы психолого-педагогических знаний, умений и приобретенного педагогического опыта в период педагогической практики при решении методических задач [3].

Сотворческая деятельность преподавателя заключается в построении системы ситуаций, побуждающих студента анализировать факты, выяснять причины, искать подходы к объяснению выявленных противоречий. Наряду с этим преподаватель направляет и контролирует самостоятельное выполнение индивидуального творческого задания, консультирует их по мере необходимости, организует обсуждение хода, промежуточных и окончательных результатов. Деятельность

165

студентов сближается с научной деятельностью и способствует проявлению самостоятельности, инициативности и индивидуальных особенностей. На этом этапе студент в новых для него ситуациях познавательного затруднения использует ранее усвоенные знания и умения, генерируя при этом собственные идеи. Многократное погружение студентов в проблемные ситуации способствует развитию у них творческого мышления.

В результате выполнения и защиты ИТР студент должен показать готовность к осуществлению аналитической, исследовательской, проектировочной деятельности, и готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий.

Одно из требований к выполнению ИТР - наличие определенного уровня новизны и практической ценности в сфере методической деятельности. В такой творческой работе проявляется индивидуальность студента, как показатель самовыражения; использование предметных знаний и умений, как интегративность знания; дидактическая ценность технологического решения, как новый результат решения методической проблемы.

Основные критерии качества выполнения ИТР:

1. Актуальность выбранной тематики, оригинальность работы, новизна идей или способов, пути их разработки; правильность выделения проблемы. Ценность работы с учетом специфики местных условий, целей и задач учебного процесса, контингента учащихся и других факторов.

2. Научность и достоверность методов разработки, аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической литературы и периодики по проблемам исследования, как за рубежом, так и у нас.

3. Эффективность, порядок внедрения идей или предлагаемых способов на практике, в работе самого испытуемого. Показать параметры и критерии, с помощью которых можно представить полную, и объективную картину анализируемых явлений.

4. Перспективность и практическая значимость работы. Умение группировать идеи в конструкции. Возможность использования идей, программ, методик в учреждениях образования. Стиль, грамотность изложения.

5. Культура оформления [3].

Итак, в ходе выполнения ИТР у студента активизируется индивидуальный педагогико - мировоззренческий компонент личности, формируются и развиваются процессуальные составляющие всех этапов творчества (интеллектуально-логические умения, рефлексия, поиск идей, моделирование и др.), формируется индивидуальный стиль методической деятельности, развивается мотивационно - потребностная сфера личности, необходимая бакалавру профессионального обучения при участии в сетевом взаимодействии образовательных организаций.

Литература

1. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. - М.: Эврика, 2006.

2. Осколкова Ю. В., Осипова И. В, Выявление уровня готовности педагога профессиональной школы к творческой профессионально-педагогической деятельности / Ю.В. Осколкова, И.В. Осипова // Теория и методика профессионального образования. М.: Вестник МГАУ им. Горячкина, 2008. № 6/2 (31). С. 145-150.

3. Осколкова Ю. В., Индивидуально-творческая работа как результат развития творческого потенциала студентов // Развитие творческого наследия С.Я. Батышева в системе непрерывного профессионального образования: Материалы I

166

Всероссийской научно-практической конференции (14 ноября 2007 г.) -Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. Т.2. С 105-107.

4. Осколкова Ю. В. Проектирование содержания дисциплины «История развития промышленности Урала» при подготовке бакалавров профессионального обучения в условиях сетевого взаимодействия / Ю.В. Осколкова // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сборник материалов и докладов Международной конференции, Екатеринбург, 29-30 мая 2014 г. / под ред. Г.М. Романцева, В.А. Копнова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2014. С. 125-129.

From the experience of using video films in the teaching of German at the Philology Department Gretskaya T. (Russian Federation) Из опыта использования видеофильмов в обучении немецкому языку филологов Грецкая Т. В. (Российская Федерация)

Грецкая Татьяна Владимировна / Gretskaya Tatiana - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков и лингводидактики, филологический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируются вопросы, связанные с использованием учебных видеофильмов для расширения активного словаря студентов-филологов на немецком языке, а также предлагается методика работы с видеофильмом. Abstract: the article analyzes the problems of video films usage for enlargement of active vocabulary of the students of the Philology Department and offers the working procedure with the video film.

Ключевые слова: учебный видеофильм, активный словарь, лексические единицы, методика работы.

Keywords: educational film, active vocabulary, lexical item, working procedure.

Расширение лексического запаса играет исключительно важную роль при изучении иностранного языка. Использование видеоматериалов на занятиях по иностранному языку позволяет студентам не только совершенствовать навыки восприятия речи носителей языка, но и наблюдать коммуникативную ситуацию, знакомиться с невербальным языком общения. Кроме того видеоматериалы играют огромную роль в расширении лексического запаса студентов.

Наиболее важной в методическом плане является следующая классификация видеоматериалов:

1. Специально предназначенные для обучения иностранному языку (видеокурсы и учебные фильмы);

2. Предназначенные для носителей языка или аутентичные, включая художественные фильмы и прямую трансляцию телепрограмм в эфир.

Остановимся на первой группе видеоматериалов, которые широко используются в процессе обучения из-за доступности и меньшей сложности в использовании. Мы предлагаем использовать на занятиях немецкий учебный видеофильм «Jojo sucht das Glück», который можно найти на сайте «Deutsche Welle».

Рассмотрим достоинства учебных видеофильмов при использовании их на занятиях по иностранному языку:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.