ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
I 75
О разработке содержания программ подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна
ШУПЛЕЦОВА Елена Жановна,
кандидат философских наук, доцент кафедры дизайна интерьера Института гуманитарного и социально-экономического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург
ОСКОЛКОВА Юлия Вениаминовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна интерьера Института гуманитарного и социально-экономического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург
Аннотация
В статье предложен вектор проектирования содержания программ подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна. Показана необходимость формирования устойчивых связей на рынке образовательных услуг, а также адресной подготовки будущих выпускников с учетом пожеланий работодателя. Проведены результаты исследования, предпринятого авторами для разработки содержания программы подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна
Ключевые слова:
профессиональное обучение, педагог профессионального обучения, дизайн-образование, профессиональные стандарты, образовательные стандарты, образовательная программа
Одной из актуальных задач государственной политики в сфере совершенствования российского образования является повышение его качества. Сегодня система среднего профессионального образования привлекает особое внимание различных структур и организаций, от работодателя до Президента Российской Федерации, который Указом от 7 мая 2018 г. № 204 поставил задачу модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
В настоящее время изменения в среднем профессиональном образовании происходят одно за другим: внедрение ТОП-50; проектирование актуализированных, в соответствии с проф-стандартами и потребностями рынка труда, образовательных программ; организация демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills и т. д. Перед руководителями образовательных организаций системы СПО стоят серьезные задачи: перейти на актуализированные ФГОС, подготовиться к проведению демонстрационного экзамена, пройти аккредитацию.
Шуплецова Е. Ж., Осколкова Ю. В. О разработке содержания программ подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 1. — С. 75-80.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Успешность результатов образовательных организаций СПО зависит от качества выполнения профессиональной деятельности преподавателями и мастерами профессионального обучения, основанной на практическом решении современных профессионально-педагогических проблем.
Таким образом, новый уровень подготовки кадров в системе СПО для обеспечения рынка труда квалифицированными специалистами с высоким уровнем ключевых компетенций предъявляет определенные требования к педагогу профессионального обучения.
Сложившаяся в системе СПО ситуация влияет на дальнейшее развитие системы профессионально-педагогического образования (ППО), одной из первоочередных задач которой является опережающая адресная подготовка педагогов профессионального обучения, а значит разработка содержания программ подготовки педагогов профессионального обучения — первоочередная задача системы ППО.
Научными проблемами развития профессионально-педагогического образования занимались В. С. Безрукова, Г. Н. Жуков, А. А. Жученко, Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев, В. А. Федоров, Н. К. Чапаев и др. [7; 8]
Проблемы подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайн-образования, в том числе и проблемы разработки содержания, рассматривали в своих трудах Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская, М. В. Есаулова и др. [2; 9; 10]
«Сегодня существуют разные подходы к решению данной проблемы. Одним из условий, повышающих эффективность профессионального образования, является функциональная полнота содержания, обеспечивающая формирование творческой личности» [6, с. 87], способной компетентно справляться с поставленными производственными задачами.
Авторы данной статьи, изучив существующие подходы к разработке содержания подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайн-образования, а также учитывая современные подходы, сделали вывод, что проблема разработки образовательных программ остается актуальной.
Разработкой образовательной программы подготовки бакалавров в области дизайна занимается кафедра дизайна интерьера Российского государственного профессионально-педагогического университета в условиях реализации нормативных документов, а именно:
- профессиональных стандартов:
в области «образование и наука»: «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
в области «культура, искусство»: «Специалист по техническим процессам художественной деятельности», «Фотограф», «Графический дизайнер»;
- образовательных стандартов: ФГОС ВО 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям); ФГОС СПО 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.
Основной проблемой при разработке содержания образовательной программы является интеграция требований всех представленных стандартов
и определение на их основании видов задач профессиональной деятельности бакалавра, соответствующих профессиональных компетенций, системы учебных дисциплин, направленных на их формирование [1; 5].
Только сформированные на соответствующем уровне компетенции, обозначенные в проектируемой программе, могут гарантировать готовность выпускника в короткие сроки адаптироваться к новым профессиональным условиям и качественно выполнять трудовые функции в соответствии с занимаемой должностью.
Поскольку разработка содержания программ осуществляется на основе компетентностного подхода, одним из требований которого является учет результатов анкетирования работодателей и выпускников, возникает еще одна проблема: соотнесение требований профессиональных, образовательных стандартов с требованиями работодателей и проблемами выпускников, с которыми они сталкиваются в профессионально-педагогической деятельности [3].
Авторами статьи было проведено исследование, предпринятое для разработки содержания программы подготовки педагогов профессионального обучения в области дизайна.
С учетом важности ожидаемых результатов для проектирования содержания программы бакалавриата была проведена аналитическая работа с выбранными профессиональными стандартами, соответствующими профессиональной деятельности выпускников по следующим показателям: область по реестру и виды профессиональной деятельности; перечень специальностей и профессий СПО. Далее были определены наименования профессий и специальностей из ФГОС СПО 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств как ориентиры содержания и результатов освоения данной программы.
При разработке содержания программы подготовки педагогов профессионального обучения были учтены не только требования нормативных документов, но и результаты анкетирования респондентов — представителей всех заинтересованных сторон:
- работодателей из сферы профессионального образования (высшего, среднего, дополнительного) и дизайн-проектирования;
- выпускников, работающих как в системе профессионального образования (высшего, среднего, дополнительного), так и в системе дизайн-проектирования.
Результаты анкетирования всех категорий работодателей позволили выявить наиболее востребованные универсальные компетенции педагогов профессионального обучения:
- способность мыслить креативно, обладать ассоциативным мышлением (творческая компетенция);
- способность работать самостоятельно (с умением концентрироваться на поставленной задаче и навыками самодисциплины);
- готовность к непрерывному обучению и переподготовке;
- способность осваивать профессиональную технику, владеть информационными технологиями;
- способность брать на себя ответственность;
- обладание общей образованностью;
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
- способность обрабатывать возрастающие объемы информации;
- умение слушать;
- умение вести переговоры.
Среди профессиональных компетенций работодатели наиболее высоко оценили [11]:
- способность читать и составлять проектно-техническую документацию;
- способность использовать приемы композиционного формообразования для решения проектно-творческих задач в области дизайна;
- способность создавать художественно-проектные решения, отличающиеся оригинальными авторскими концепциями, и владеть информационными технологиями для их визуализации;
- опыт проектирования, реализации дизайнерских разработок, ведения авторского надзора;
- поиск композиционного, колористического и стилевого решения, соответствующего художественно-проектному замыслу;
- готовность к аналитической деятельности по изучению инновационного опыта российских и зарубежных специалистов и разработчиков в профессиональной сфере для решения производственной задачи.
В числе слабых сторон в подготовке бакалавров работодателями были отмечены: завышенная самооценка; необоснованные амбиции; отсутствие этических норм корпоративной культуры.
Особое внимание в процессе обработки уделялось анкетам выпускников кафедры со стажем работы в образовательных, проектных и иных организациях около 5 лет. Из предложенных им для оценки значимых аспектов образовательного процесса в вузе наиболее высокую оценку получили следующие компетенции [11]:
- способность решать проектно-творческие задачи средствами информационно-коммуникативных технологий (ИКТ);
- способность находить композиционное, колористическое и стилевое решение, соответствующее художественно-проектному замыслу;
- способность создавать в профессиональной деятельности новые художественно-проектные решения, обладающие оригинальными концепциями, в том числе с использованием информационных технологий;
- владение способами выбора материалов в зависимости от их свойств (физических, химических, конструктивных и др.) для эффективной реализации проектно-художественного замысла;
- готовность использовать принципы, законы и закономерности композиционного формообразования при решении художественно-проектных задач;
- способность читать и составлять проектно-техническую документацию;
- опыт проектирования, реализации дизайнерских разработок, ведения авторского надзора.
Респонденты считают слабой подготовку к формированию у студентов следующих компетенций [11]:
- изготовление дизайн-продукта в материале с учетом особенностей и свойств применяемых материалов;
- решение задач дизайнерского проектирования (моделирования) средствами информационно-коммуникативных технологий;
- готовность работать в современных графических редакторах.
Среди трудностей в процессе поиска работы выпускниками отмечены
недостаточный уровень владения компьютерными программами и небольшой выбор вакантных мест.
Свои профессиональные перспективы респонденты оценивают достаточно высоко. Ряд выпускников, работающих в сфере образования, дизайна, культуры, искусства, отмечают, что выполняемые ими задачи соответствуют их профессиональной квалификации.
Результаты анализа пожеланий и предложений выпускников в части подготовки будущих бакалавров профессионального обучения в области дизайна позволили определить дальнейшие перспективы развития профессионально-педагогического образования:
в организационном плане:
- реализация принципа опережающей подготовки при проектировании содержания всех дисциплин учебного плана с распределением большего их количества по профилю, начиная с первого и второго курсов;
- организация при учебных заведениях студенческих дизайн-студий или бюро с реальными объектами проектирования;
в содержательном плане:
- усиление образовательного процесса использованием информационно-коммуникативных технологий не только с целью обучения им, но и свободного владения ими;
- внедрение большего объема творческих заданий, представленных в виде кейсов;
- изучение спектра современных материалов, их свойств и возможностей наиболее эффективного применения;
- организация практики в реальных профессиональных условиях (передовых проектных фирмах, дизайнерских школах и т. д.);
- помощь в трудоустройстве в проектные организации или дизайн-студии на последних курсах обучения для приобретения реального опыта, необходимого для трудоустройства.
Предложения и пожелания всех категорий респондентов были соотнесены с требованиями профессиональных и образовательных стандартов и представлены в виде информации для дальнейшей разработки содержания программы подготовки бакалавров профессионального обучения в области дизайна.
Проведенная исследовательская работа кафедры, ориентированная на опережающую адресную подготовку будущих педагогов профессионального обучения, способствует организационному и содержательному обеспечению достижений обучающихся и преподавателей. Подобный подход к проектированию содержания программы поможет правильно определиться с выбором профессиональных компетенций, скорректировать разрыв «между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами экономики» [4, с. 170-171], что позволит осуществлять подготовку педагогов профессионального обучения в обла-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
сти дизайна с необходимым уровнем профессионально-педагогической компетентности.
Литература
1. Блинов В. И. Профессиональные стандарты: от разработки к применению // Высшее образование в России. — 2015. — № 4. — С. 5-14.
2. Есаулова М. Б. Преемственность в профессиональном педагогическом образовании: современная интерпретация и научно-практическое обеспечение: Дисс. ... д-ра пед. наук. — СПб, 2005. — 378 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 3-10.
4. Маматов Б. А., Цветкова В. Е. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. — М.: Изд-во Московского государственного областного университета. — 2010. — № 4. — С. 170-173.
5. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (Утверждены министром образования и науки РФ от 22.01.2015 № ДЛ-2/05 вн) [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo. ru/uploadfiles/metod/DL2_05_2015.pdf (дата обращения — 28.02.2019).
6. Осколкова Ю. В. Развитие креативности будущих педагогов профессионального обучения // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. — 2011. — Вып. 1 (45). — С. 86-89.
7. Романцев Г. М., Федоров В. А., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Подготовка профессионально-педагогических кадров для обучения рабочих в инновационных условиях // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию: Сб. науч. тр. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. — 2012. — Вып. 1 (46) — С. 26-36.
8. Романцев Г. М., Федоров В. А., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Уровне-вое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: Монография. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. — 2011. — 544 с.
9. Ткаченко Е. В., Кожуховская С. М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектории развития. — Екатеринбург: Аква-пресс. — 2004. — 240 с.
10. Ткаченко Е. В., Кожуховская С. М. Организация, структура и содержание подготовки педагогов профессионального образования в области дизайна (дизайнеров-педагогов) // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. — Екатеринбург. — 2001. — № 4 (10). — С. 136-147.
11. Шутова Т. В. Многомерные модели формирования проектировочных компетенций бакалавров профессионального обучения: Дисс. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург. — 2015. — 191 с.