Педагогика
УДК 373.24
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Кравцова Лариса Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Магомедова Разият Магомедовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Алиханов Закир Ибадулахович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается проблемы методического сопровождения проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста обусловлена высоким образовательным потенциалом проектной деятельности для их интеллектуального и творческого развития, формирования таких личностных качеств, как: самостоятельность, инициативность, целеустремленность, коммуникативность, упорство в достижении цели, умение работать в команде и др. Методическое сопровождение проектной деятельности старших дошкольников должно быть ориентировано на целостное, системно- организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса (педагоги, дошкольники, родители), тогда оно будет способствовать интеллектуально-творческому и личностному развитию дошкольников, формированию педагогических компетенций родителей, овладению ими педагогическим опытом взаимодействия с детьми, совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, освоению ими новых личностно- профессиональных позиций.
Ключевые слова: методическое сопровождение, проект, педагог, проектная деятельность, старшие дошкольники, дошкольная образовательная организация.
Annotation. The article discusses the problems of methodological support of project activities of older preschool children due to the high educational potential of project activities for their intellectual and creative development, the formation of such personal qualities as independence, initiative, purposefulness, communication, perseverance in achieving goals, the ability to work in a team, etc. Methodological support of the project activities of senior preschoolers should be focused on the holistic, systemically organized interaction of the subjects of the educational process (teachers, preschoolers, parents), then it will contribute to the intellectual, creative and personal development of preschoolers, the formation of pedagogical competencies of parents, their mastery of pedagogical experience of interaction with children, the improvement of professional competence of teachers, their development of new personal and professional positions.
Key words: methodological support, project, teacher, project activity, senior preschoolers, preschool educational organization.
Введение. Актуальность проблемы методического сопровождения проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста обусловлена высоким образовательным потенциалом проектной деятельности для их интеллектуального и творческого развития, формирования таких личностных качеств, как: самостоятельность, инициативность, целеустремленность, коммуникативность, упорство в достижении цели, умение работать в команде и др.
Построенная на основе интересов и возможностей ребенка, проектная деятельность предполагает его активное включение во все стадии работы над проектом, предоставляя возможность самостоятельно и осознанно овладеть знаниями, умениями, приобрести опыт творческой практико-ориентированной деятельности в различных образовательных областях.
Отечественные и зарубежные ученые Н.Г. Алексеев, Е.В. Бурмистрова, Р.Г. Каменский, С.И. Краснов Л.М. Кларина, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков, Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, Е.С. Колингс и др. отмечают, что проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, заинтересовать и увлечь его в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в команде, сотрудничать, совместно планировать свою работу. Термин «сопровождение» использовано во многих нормативных документах, а также в научных докладах и статьях (Н. Бибик, А. Савченко, А. Сухомлинского и др.).
Изложение основного материала статьи. Успешность проектной деятельности дошкольников обусловлена высоким уровнем профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, их готовностью к реализации личностно-ориентированного подхода в процессе проектной деятельности, созданию условий, ориентированных на творческое взаимодействие в триаде: «дети - педагоги - родители», способностью выстраивать систему сотрудничества с семьями воспитанников на уровне социально-педагогического партнерства [1].
Однако практика образовательной работы в муниципальных дошкольных учреждениях свидетельствует о существовании проблем в области внедрения и широкого использования педагогами метода проектов и проектной деятельности в образовательном процессе со старшими дошкольниками.
Профессиональная и мотивационная неготовность большинства педагогов к активному использованию проектной деятельности во многом обусловлена слабой организацией (или отсутствием) системы методического сопровождения образовательного процесса во многих современных дошкольных учреждениях.
В результате наблюдается несформированность проектных знаний у воспитателей, их нежелание перестраивать педагогическое сознание и отказываться от традиционных форм образовательной работы, стремление повышать уровень профессиональной компетентности, планировать и внедрять проектные технологии в образовательную деятельность с дошкольниками.
Методическое сопровождение проектной деятельности старших дошкольников должно быть ориентировано на целостное, системно-организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса (педагоги, дошкольники, родители), тогда оно будет способствовать интеллектуально-творческому и личностному развитию дошкольников, формированию педагогических компетенций родителей, овладению ими педагогическим опытом взаимодействия с детьми, совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, освоению ими новых личностно-профессиональных позиций.
В образовательной деятельности процесс по созданию проекта, называется проектированием. Проектирование должно быть практическим пособием и использоваться как метод познания в системе образования, помогая тем самым овладеть культурой мышления. Дошколята не тратят время на зубрежку материала, а добывают знания и усваивают их, решая поставленные задачи, что способствует лучшему усваиванию материала. Это является характерной отличительной чертой проектирования от других методов обучения, то есть проблемы выявляются в процессе жизни, а результат переносится в практическую деятельность, соответственно источником учебного процесса становится сама жизнь.
Как отмечает В.А.Деркунская, ценность проектной технологии заключается не столько в результатах, как в самом процессе. Ведущие признаки проектной технологии, отмечает В.В. Гузеев [5], основываются: на личностной ориентированности; на возможности использования значительного количества дидактических подходов, поддержки педагогических целей; возможности обучаться на опыте по конкретному делу.
Применение метода проекта способствует реализации определенных педагогических задач: системной интеграции задач; развития деятельности; построения открытой системы работы; формирования информационной культуры педагогов.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности дошкольник удовлетворяет свою потребность в любознательности. Этот процесс раскрывается в экспериментировании, то есть дошкольник начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта (причинно-следственными, родовитыми, пространственными, временными отношениями), они помогают объединить отдельные знания в целостную картину, ребенок расширяет представление о мире.
Проектная деятельность предоставляет обширные возможности для взаимодействия и взаимопомощи дошкольников, создает благоприятную социальную ситуацию развития и имеет исследовательскую направленность.
Внедрение в дошкольном учреждении проектной деятельности диктует время, поскольку на современном этапе педагог направляет дошкольника на познание себя в окружающем мире, выработку своего жизненного проекта. Привлечение к проектной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса способствует развитию творчества, инициативы, организаторских способностей, преодолению созерцательного отношения к учебе и жизни, стимулирует процесс самосовершенствования.
Вопросы организации проектной деятельности в детских садах описаны в работах Н.Е. Веракса. Опираясь на общеизвестную истину, что в основе несложного экспериментирования лежит познавательная активность дошкольников, он утверждает, что воспитывать познавательный интерес необходимо с детства. И лучшим способом реализации этой идеи автор предлагает проектную деятельность [2].
Ребенку нужна в проектной деятельности помощь взрослых, не для создания проекта вместо него, а именно помощь: например, помощь в оформлении проекта, ответить на вопросы, которые ребенок задает взрослым для создания своего проекта и т.д.
В ходе творческой проектной деятельности дошкольники создают новый творческий продукт. Данный вид проектной деятельности может быть как индивидуальным, так и коллективным. Ученый утверждает, что данный вид проектной деятельности отличается долгосрочностью (примерно 2-3 недели), имеет свои этапы. Н.Е. Веракса приводит примеры творческой проектной деятельности из собственной практики, очень интересным является творческий проект ко Дню Святого Валентина, проект по созданию творческого уголка и т.д. Ученый указывает на обязательное рассмотрение всех предложений детей и в результате всех возданных творческих продуктов [3].
Педагог должен осознавать всю социальную ответственность и постоянно работать над личностным и профессиональным ростом, так как именно педагог является рычагом в реализации проектной деятельности.
В процессе реализации всех этапов проекта все участники показывают положительную динамику, являясь триадой «дети-педагоги-родители»:
- дети - становятся более инициативными, самостоятельными, дружными, овладевают новыми знаниями;
- педагоги - повышают свою компетенцию, улучшаются взаимоотношения с родителями, расширяется круг совместных интересов с детьми и родителями;
- родители - формируется субъектная позиция активного участника деятельности детского сада, повышается родительская компетентность, соответственно повышается уровень удовлетворенности воспитательно-образовательного процесса.
Одной из частей успешности обучения детей является развитие познавательного интереса к разным видам деятельности и разным областям знаний. Основой формирования этого качества - желание познать и освоить все новое, интерес дошкольника к окружающему миру.
В своих трудах Н.П. Флегонтова [7, С. 10-11], выделяет значимые для детской проектной деятельности характеристики:
• проект - это решение определенной проблемы, актуальной для детей;
• проект направлен на достижение актуальной для детей конкретной цели, имеющую для них жизненно-практическую значимость;
• заканчиваться проект должен продуктом - это то, что сделали дети;
• проект - это активный поиск детьми ответов на возникающие вопросы;
• результат - проекта это не только умения и знания, которые дети приобрели в ходе реализации проекта, а сам процесс размышления над проблемой и поиск путей ее решения.
А.И. Савенков считает, что «постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и является базой для исследовательского обучения» [6].
Проектную деятельность необходимо активно использовать в старшем дошкольном возрасте. Старшие дошкольники обладают более устойчивым вниманием, чем младшие, они наблюдательны, уже способны к началам анализа, синтеза, самооценке, и стремятся к совместной деятельности. В проектной деятельности можно объединить не только разные области знаний, но и появляется возможность объединить дошкольников, родителей и педагогов в организации совместной познавательно-поисковой деятельности.
Проектная деятельность является активным стимулятором роста интереса детей к разнообразным проблемам, ведь основой проектной деятельности и есть детская любознательность, которая уже заложена природой, ее только надо пробудить для того, чтобы она переросла в познавательный интерес дошкольника и тогда ребенок сможет грамотно проанализировать проблему, изучить информацию по этой проблеме, восполнить недостающие знания и необходимые умения, что будет способствовать развитию критического мышления. Соответственно педагог тоже должен менять свой подход к организации воспитательно-образовательного процесса и перестраиваться из педагога, который транслирует готовые знания в координатора, наставника, оказывающего помощь дошкольнику в получении и усвоении знаний умений и навыков в познавательной деятельности, которые помогут ему в будущем [3].
Следовательно, проектная деятельность в дошкольной образовательной организации - это деятельность, которая объединяет детей, родителей, педагогов в совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность. Т.е. это интегрированная (синтетическая) деятельность, объединяющая несколько видов деятельности: учебно-познавательную, исследовательскую, творческую, игровую.
Проектная деятельность дошкольников имеет общую цель, согласованные способы деятельности (методы, средства, формы организации), направленные на достижение общего прогнозируемого результата. Проектная деятельность помогает формировать все необходимые жизненные компетенции старших дошкольников, которые способствуют активному получению и усвоению знаний детьми.
Эта деятельность является одной из самых перспективных составляющих образовательного процесса, так как помогает создать условия для саморазвития и самореализации всех участников.
Выявлять проблему, принимать решение, ориентироваться в информационном пространстве, систематизация знаний -эти умения формируются у дошкольников в проектной деятельности. Развить активную познавательную деятельность у старших дошкольников в проектной деятельности помогает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка.
Содержание проектной деятельности в подготовительной группе во многом определяется возрастными особенностями детей седьмого года жизни, их интересами и приоритетными направлениями развития, программными задачами обучения и воспитания.
Для подготовки педагогов к работе по проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста может проводиться методическая работа: постоянно действующий семинар «Проектный метод развивающего обучения и воспитания дошкольников»; консультационный пункт «Методическое сопровождение проектной деятельности»; панорама открытых мероприятий по реализации проекта (Мастер-классы); творческий обмен опытом педагогов по организации работы по методу проектов.
В методическом кабинете должны быть систематизированы образцы моделирования и оформления групповых творческих проектов, портфолио педагога в работе с проектом, опыт работы педагогов по использованию метода проектов в образовательном процессе, собраны схемы, алгоритмы работы по проектам, подготовлены методические рекомендации педагогам по созданию развивающего предметно-игрового пространства по определённым темам проектов.
Техническое обеспечение детских садов на сегодняшний день позволяет использовать как в педагогическом процессе, так и в процессе методической работы информационные коммуникационные технологии: в педагогическом процессе -виртуальные экскурсии, использование видео-роликов, составление презентаций, демонстрации иллюстраций и прочее; в методическом сопровождении - электронные рассылки материалов, онлайн конференции, семинары-вебинары; скайп-консультации; мастер-классы, тематические консультации в интерактивном режиме на профессиональных сайтах.
Основные этапы методического сопровождения описывает Н.А. Виноградова [4, С. 16].
Первый этап поисковый. На нем происходит формулировка и осмысление проблемы, для решения которой необходим инновационный подход.
Второй этап - этап моделирования. На нем происходит структурирование деятельности, должно привести к решению проблемы. На этом этапе целесообразно следовать логике построения педагогической системы, то есть определять цель, содержание, методы, разрабатывать критерии результата. Если на первом этапе осуществлялся поиск возможных путей решения проблемы, то на данном этапе накопленная информация систематизируется.
Третий этап - проектировочный. Субъекты инновационной деятельности проходят специальную подготовку, уточняются детали, определяются и создаются условия, необходимые для внедрения инноваций.
На четвертом этапе инновационная деятельность осуществляется на практике, то есть это - этап внедрения. Целью его является реализация ранее запланированной последовательности действий, наблюдение за результатами.
Пятый, заключительный этап, является этапом рефлексии. Полученные результаты сопоставляются с поставленной целью, анализируется степень реализации идей, делаются выводы. Важнейшим аспектом этапа рефлексии является самооценка деятельности каждым субъектом.
Выводы. Таким образом, методическое сопровождение проектной деятельности старших дошкольников представляет собой целостное, системно-организованное взаимодействие субъектов сопровождения - участников проектной деятельности (педагоги, дошкольники, родители), направленное на достижение планируемых результатов проектной деятельности, интеллектуально-творческое развитие дошкольников, формирование психолого-педагогических компетенций родителей, овладение ими педагогическим опытом взаимодействия с детьми, совершенствование профессиональной компетентности педагогов, освоение ими новых личностно-профессиональных позиций.
Литература:
1. Бахтарова, Н.Ю. Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении. [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру. - 2016. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom- sadu/875-ispolzovanie- proektnoj-deyatelnosti-v-doshkolnom-uchrez (дата обращения: 18.01.2021).
2. Веракса А.Н. Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников. 5-7 лет. Методическое пособие. ФГОС. Серия «От рождения до школы. Новые возможности / А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2020. - 64 с.
3. Веракса Е.В. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Е.В. Веракса, А.Н. Веракса. Бибилотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общ. Ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 108с.
4. Виноградова, Н.А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2016. - 219 с.
5. Гузеев, В.В. Новожилова Н.В., Рафаева А.В., Скоробогатова Г.Г. Консультации: метод проектов. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_1.pdf (дата обращения 12.04.2021)
6. Савенков, А.И. Заметки о репродуктивных и продуктивных методах обучения // Исследователь/Researcher. -2018. - №3-4 (23-24). - Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zametki-o- reproduktivnyh-i-produktivnyh-metodah-obucheniya (дата обращения: 01.10.2021).
7. Флегонтова, Н.П. Проектная деятельность в дошкольном образовании: проблемы и перспективы / Н.П. Флегонтова // Дошкольник. - 2014. - № 2. - С. 10-17.