МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ПРОГРАММЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ШАХМАТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
УДК/UDC 794.1:371.3
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Алифиров1
1Российский государственный социальный университет, Москва
Цель исследования - обосновать методику обучения преподавателей по программе переподготовки «Шахматы в образовательных организациях» и проверить ее эффективность.
Методика и организация исследования. В период 2022-2023 гг. для реализации программы переподготовки «Шахматы в образовательных организациях» преподаватели кафедры комплексной безопасности и физической культуры (зав. кафедрой доцент А.С. Фирсин) провели контент-анализ нормативно-правовой базы в сфере шахматного образования и спорта, систематизировали традиционные и инновационные современные методики преподавания шахмат в школе и системе дополнительного образования детей, а также актуализировали основные положения методики организации спортивно-массовых соревнований и мероприятий по шахматам.
Результаты исследования и их обсуждение. В качестве рекомендаций по оформлению оценки научно-исследовательской деятельности итоговых аттестационных работ слушателей председателем аттестационной комиссии (А.И. Алифировым) были высказаны пожелания более четко выделять организаторские и психолого-педагогические аспекты и направленность нормативно-правового обеспечения педагогической деятельности в общеобразовательных школах, шире использовать современные компьютерные технологии при защите итоговых аттестационных работ.
Ключевые слова: шахматы, преподавание шахмат, дидактические средства обучения.
METHODOLOGICAL SUPPORT FOR TEACHERS UNDER THE RETRAINING PROGRAM "CHESS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS"
PhD, Associate Professor A.I. Alifirov1 1Russian State Social University, Moscow
Abstract
Objective of the study was to substantiate the methodology for teaching teachers under the retraining program "Chess in Educational Organizations" and to test its effectiveness.
Methods and structure of the study. In the period 2022-2023 to implement the retraining program "Chess in Educational Institutions", teachers of the Department of Integrated Security and Physical Culture (Head of the Department, Associate Professor A.S. Firsin), conducted a content analysis of the regulatory framework in the field of chess education and sports, systematized traditional and innovative modern methods of teaching chess at school and in the system of additional education for children, as well as updated the main provisions of the methodology for organizing mass sports competitions and chess events. Results of the study and their discussion. As recommendations on the design of the evaluation of the research activities of the final attestation works of students, the chairman of the attestation commission (A.I. Alifirov), wishes were expressed to more clearly highlight organizational and psychological and pedagogical aspects and the direction of the regulatory and legal support of pedagogical activity in secondary schools, make wider use of modern computer technologies in the defense of final attestation works.
Keywords: chess, teaching chess, didactic teaching aids.
Введение. Проблема физического воспитания детей и подрастающего поколения, вовлечения в физкультурно-спортивную деятельность различных групп населения, достижения высоких спортивных результатов является прерогативой государственной политики. Немаловажное значение имеет интеллектуальное и умственное развитие школьников, которое все чаще становится объектом обсуждения педагогов, тренеров и ученой общественности. По данным министерства спорта РФ, в 2022 г. на 9-м месте рейтинга самых массовых видов спорта вошли шахматы, с общей численностью занимающихся 1 015 957 человек [1]. Одной из функциональных проблем введения шахмат в систему дополнительного образования детей и обеспечения планомерного процесса обучения является наличие квалифицированных кадров, их переподготовка, система повышения квалификации, интенсификация методик подготовки в соответствии с современными тенденциями в сфере шахматного образования и спорта.
Разработка курса переподготовки преподавателей по шахматам, их методическое сопровождение в процессе обучения основано на следующих концептуальных этапах.
Во-первых, создание методологии нормативно-правовых оснований разработки программы, цели реали-
зации, характеристики нового вида профессиональной деятельности и планируемые результаты обучения. Также немаловажны характеристика профессиональной деятельности, планируемые результаты обучения, категория обучающихся, которым адресована программа, требования к уровню образования и подготовки поступающего на обучение, необходимому для освоения программы. Факторами, повышающими функциональность программы, являются последовательность технологических шагов плана и формы обучения, режима занятий, объема программы, форм аттестации обучающихся и документа о квалификации [3].
Во-вторых, содержательный компонент программы: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин, практика или стажировка, разрабатываются с учетом категорий слушателей целевой аудитории, уровня их компетентности и потенциала профессионального роста.
В-третьих, создание единой системы учебно-тренировочных занятий на основе специализированных компьютерных программ, игровых симуляторов, тренажеров по стратегии и тактике, аналитической программы с ресурсами искусственного интеллекта имитирует реальные способы и приемы тренерско-преподавательской
деятельности, ассистируя его действия в онлайн, оффлайн и удаленном форматах обучения [4].
Индикаторами достижения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций по программе профессиональной переподготовки «Шахматы в образовательных организациях» выступает успешное прохождение ознакомительной и педагогической видов практик, научно-исследовательской работы, практических модулей и стажировки, с последующей защитой итоговой аттестационной работой и итогового экзамена [2].
Цель исследования - обосновать методику обучения преподавателей по программе переподготовки «Шахматы в образовательных организациях» и проверить ее эффективность.
Методика и организация исследования. В период 2022-2023 гг. для реализации программы переподготовки «Шахматы в образовательных организациях», преподаватели кафедры комплексной безопасности и физической культуры (зав. кафедрой доцент А. С. Фир-син) провели контент-анализ нормативно-правовой базы в сфере шахматного образования и спорта, систематизировали традиционные и инновационные современные методики преподавания шахмат в школе и системе дополнительного образования детей, а также актуализировали основные положения методики организации спортивно-массовых соревнований и мероприятий по шахматам. Разработанная концепция обучения и научно обоснованные подходы преподавания шахмат легли в основу реализованной программы переподготовки, рассчитанной на 388 часов со сроком обучения в течение двух лет. Также были применены методы опроса, анкетирования, тестирования, ведения дневников стажировки и заполнения индивидуального потфолио слушателей по программе переподготовки.
Результаты исследования и их обсуждение. С целью преодоления профессиональных затруднений и личностных проблем в рамках сформированного проектно-целевого подхода лекторы и преподаватели создали цифровые и дидактические средства и формы обучения слушателей, объективируя ведущие направления методической деятельности:
- Цифровой контент лекций, презентаций и практических заданий, обеспечивающий повышение профессиональной компетентности преподавателей по актуализированным вопросам педагогической деятельности, необходимой для контроля качества образования;
- Кейс самостоятельных, расчетно-вычислительных и креативных работ посредством включения педагогов в опытно-экспериментальную, технологическую и инновационную деятельность;
- Организация стажировки как влиятельного инструмента личностного и профессионального развития учителей с проведением педагогической рефлексии по проводимым формам работы (самоанализ, анализ, дневник, портфолио, отчет);
- Проведение соревнований, турниров, мероприятий, праздников, мастер-классов, открытых уроков по шахматам на конкурсной основе преподавателей с оценкой их деятельности;
- Сопровождение процедур аттестации в виде оформления и защиты итоговой аттестационной работы и итогового экзамена по теоретико-методологическим
основам преподавания шахмат в образовательных организациях.
В процессе защиты итоговых аттестационных работ большинство слушателей продемонстрировали компетентность в области теоретических аспектов исследуемых проблем и современной нормативной программно-методической базы в деятельности общеобразовательных организаций, умение привлекать и обобщать данные собственного профессионального опыта, формулировать собственную позицию, последовательно решать поставленные цели и задачи.
Анализ результатов защиты итоговых аттестационных работ слушателями по учебной программе дополнительного профессионального образования «Шахматы в образовательных организациях» в целом показал достаточно высокий уровень их теоретической подготовки и профессиональной педагогической компетентности в исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Об этом свидетельствует высокий средний балл защиты итоговых аттестационных работ - 4,29. Всего к итоговой аттестации было допущено 311 слушателей. Итоговые аттестационные работы защитили: на оценку «Отлично» - 181, на оценку «Хорошо» - 38, на оценку «Удовлетворительно» - 92.
В качестве рекомендаций по оформлению результатов научно-исследовательской деятельности итоговых аттестационных работ слушателей председателем аттестационной комиссии (А. И. Алифировым) были высказаны пожелания более четко выделять организаторские и психолого-педагогические аспекты и направленность нормативно-правового обеспечения педагогической деятельности в общеобразовательных школах, шире использовать современные компьютерные технологии при защите итоговых аттестационных работ, предметнее ориентировать учащихся на тесную связь представленного материала с практикой педагогической деятельности образовательных организаций Московской области.
Выводы. Разработка и реализация образовательного курса для преподавателей по программе переподготовки «Шахматы в образовательных организациях» позволяют сделать выводы:
1. Закономерностью в результате процесса методического сопровождения преподавателей по курсу переподготовки является трансляция приобретаемых компетенций в области теоретических аспектов исследуемых проблем и современной теории в практическую деятельность обучения шахматам.
2. Разработка специального цифрового контента лекций, презентаций и практических заданий, кейса самостоятельных, расчетно-вычислительных и креативных работ, стажировки и интерактивных мероприятий способствовала достижению высокого уровня переподготовки преподавателей по программе «Шахматы в образовательных организациях» и оказались достаточно эффективными.
3. В качестве индикаторов достижения профессионального роста для квалифицированных шахматистов и их тренеров следует рекомендовать периодические обновления технологий в системе комплексного контроля, способствующих положительной динамике их усвоения в учебно-тренировочном процессе.
Литература
1. Министерство спорта РФ опубликовало информацию о самых массовых видах спорта в России в 2022 году [Электронный ресурс] // Агентство Спорт-Экспресс [Офиц. сайт]. URL: https://sport-express.ru (дата обращения: 20.06.2023).
2. Михайлова И. В. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе / И. В. Михайлова, А. И. Алифиров, А. С. Махов и др. // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5. - С. 53-55.
3. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта шахматы [Электронный ресурс] // Федерация Шахмат России [Офиц. сайт]. URL: https://ruchess.ru/federa-tion/documents/ (дата обращения: 17.06.2023).
4. Фирсин С. А. Основные проблемы внедрения образовательной программы «Шахматы школе» / С. А. Фирсин, Е. А. Башмакова, Т. Ю. Маскаева и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2022. -№ 5 (207). - С. 448-453.
References
1. Ministerstvo sporta RF opublikovalo informatsiyu o samykh massovykh vidakh sporta v Rossii v 2022 godu [The Ministry
of Sports of the Russian Federation published information on the most popular sports in Russia in 2022] [Electronic resource]. Sport-Express Agency [Official website]. Available at: https:// sport-express.ru (date of access: 06.20.2023).
2. Mikhailova I.V., Mikhailova I.V., Makhov A.S. Teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty vnedreniya shakhmat v rossiyskoy shkole [Theoretical and practical aspects of the introduction of chess in the Russian school]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul-tury. 2018. No. 5. pp. 53-55.
3. Federalnyy standart sportivnoy podgotovki po vidu sporta shakhmaty [Federal standard of sports training for the sport of chess] [Electronic resource]. Chess Federation of Russia [Official website]. Available at: https://ruchess.ru/federation/docu-ments/ (date of access: 06.17.2023).
4. Firsin S.A., Bashmakova E.A., Maskaeva T.Yu. et al. Osnovnyye problemy vnedreniya obrazovatelnoy programmy «Shakhmaty shkole» [The main problems of the implementation of the educational program "Chess to School"]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2022. No. 5 (207). pp. 448-453.
И Информация для связи с автором: [email protected] Поступила в редакцию 22.06.2023 г.
УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ СБОРНЫХ КОМАНД ВУЗОВ
УДМ^С 796.071.1
Аспирант А.Р. Казанчева1
'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
Ключевые слова: социально-педагогические условия, духовно-нравственные ценностные ориентации, ценности, студенты-спортсмены.
Введение. На сегодняшний день создание социально-педагогических условий, ориентированных на формирование духовно-нравственных ценностных ориен-таций современных студентов-спортсменов во время неустойчивой социальной ситуации, является актуальной задачей сферы образования [1, 2].
Цель исследования - обосновать социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций студентов-спортсменов сборных команд вузов в процессе учебно-тренировочной деятельности.
Методика и организация исследования. Проведено интервьюирование, в котором приняли участие 19 студентов сборной команды по баскетболу Российского университета спорта «ГЦОЛИФК». Специально для проведения качественного опроса был разработан гайд с вопросами (путеводитель), который включал в себя два блока вопросов: блок организации социальных условий и блок организации педагогических условий.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анализа ответов на вопросы из блока педагогических условий показали, что о формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций в изучаемых ими учебных дисциплинах практически ничего не говорится.
Исходя из ответов на вопросы блока организации социальных условий, касающихся отношения студентов к движению «Фэйр Плей», взятого в качестве примера, было выявлено, что студенты-спортсмены не понимают важности изучения принципов честной игры, а также такой духовно-нравственной ценностной ориентации, как
«честность». Более того, сформировалось мнение, что данное качество не всегда является важным.
По результатам исследования определено, что содержание процесса формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций обусловлено интеграцией условий: социальных (коммуникативных, профессионально-этических и личностно-профессиональных), поскольку требуют вовлечения социальной среды, социального взаимодействия с другими субъектами, с ориентацией на дальнейшую самостоятельную профессиональную деятельность и взаимодействие в социуме; педагогических (организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических), поскольку реализуются тренерами-педагогами в образовательной среде вуза.
Выводы. В процессе спортивной учебно-тренировочной деятельности для студентов-спортсменов должны создаваться такие социально-педагогические условия, которые способствовали бы формированию у них умений давать содержательную характеристику духовно-нравственным ценностным ориентациям и анализировать их проявление в процессе социального поведения.
Литература
1. Ибрагимова Л.А. К вопросу о нравственном развитии студентов в период профессиональной подготовки в образовательном учреждении / Л.А. Ибрагимова, И.Д. Мехдиева // Социальное и педагогическое образование: Векторы развития: мат-лы. Междунар. науч.-практ. конф. // Отв. ред. Л.А. Ибрагимова, Е.А. Бауэр. Нижневартовск: НВГУ, 2019. - С. 20-23.
2. Кутейникова И.Х. Педагогическое содействие становлению профессиональной нравственности будущих педагогов: дис. ... канд. пед. наук / И.Х. Кутейникова. - Челябинск, 2006. - 198 с.
И Информация о связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию: 19.05.2023 г.