Методология и технология профессионального образования
Литература
1. Министерство спорта РФ опубликовало информацию о самых массовых видах спорта в России в 2022 году [Электронный ресурс] // Агентство Спорт-Экспресс [Офиц. сайт]. URL: https://sport-express.ru (дата обращения: 20.06.2023).
2. Михайлова И. В. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе / И. В. Михайлова, А. И. Алифиров, А. С. Махов и др. // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5. - С. 53-55.
3. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта шахматы [Электронный ресурс] // Федерация Шахмат России [Офиц. сайт]. URL: https://ruchess.ru/federa-tion/documents/ (дата обращения: 17.06.2023).
4. Фирсин С. А. Основные проблемы внедрения образовательной программы «Шахматы школе» / С. А. Фирсин, Е. А. Башмакова, Т. Ю. Маскаева и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2022. -№ 5 (207). - С. 448-453.
References
1. Ministerstvo sporta RF opublikovalo informatsiyu o samykh massovykh vidakh sporta v Rossii v 2022 godu [The Ministry
of Sports of the Russian Federation published information on the most popular sports in Russia in 2022] [Electronic resource]. Sport-Express Agency [Official website]. Available at: https:// sport-express.ru (date of access: 06.20.2023).
2. Mikhailova I.V., Mikhailova I.V., Makhov A.S. Teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty vnedreniya shakhmat v rossiyskoy shkole [Theoretical and practical aspects of the introduction of chess in the Russian school]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul-tury. 2018. No. 5. pp. 53-55.
3. Federalnyy standart sportivnoy podgotovki po vidu sporta shakhmaty [Federal standard of sports training for the sport of chess] [Electronic resource]. Chess Federation of Russia [Official website]. Available at: https://ruchess.ru/federation/docu-ments/ (date of access: 06.17.2023).
4. Firsin S.A., Bashmakova E.A., Maskaeva T.Yu. et al. Osnovnyye problemy vnedreniya obrazovatelnoy programmy «Shakhmaty shkole» [The main problems of the implementation of the educational program "Chess to School"]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2022. No. 5 (207). pp. 448-453.
И Информация для связи с автором: anat.alifirov@yandex.ru Поступила в редакцию 22.06.2023 г.
УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ СБОРНЫХ КОМАНД ВУЗОВ
УДМ^С 796.071.1
Аспирант А.Р. Казанчева1
'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
Ключевые слова: социально-педагогические условия, духовно-нравственные ценностные ориентации, ценности, студенты-спортсмены.
Введение. На сегодняшний день создание социально-педагогических условий, ориентированных на формирование духовно-нравственных ценностных ориен-таций современных студентов-спортсменов во время неустойчивой социальной ситуации, является актуальной задачей сферы образования [1, 2].
Цель исследования - обосновать социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций студентов-спортсменов сборных команд вузов в процессе учебно-тренировочной деятельности.
Методика и организация исследования. Проведено интервьюирование, в котором приняли участие 19 студентов сборной команды по баскетболу Российского университета спорта «ГЦОЛИФК». Специально для проведения качественного опроса был разработан гайд с вопросами (путеводитель), который включал в себя два блока вопросов: блок организации социальных условий и блок организации педагогических условий.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анализа ответов на вопросы из блока педагогических условий показали, что о формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций в изучаемых ими учебных дисциплинах практически ничего не говорится.
Исходя из ответов на вопросы блока организации социальных условий, касающихся отношения студентов к движению «Фэйр Плей», взятого в качестве примера, было выявлено, что студенты-спортсмены не понимают важности изучения принципов честной игры, а также такой духовно-нравственной ценностной ориентации, как
«честность». Более того, сформировалось мнение, что данное качество не всегда является важным.
По результатам исследования определено, что содержание процесса формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций обусловлено интеграцией условий: социальных (коммуникативных, профессионально-этических и личностно-профессиональных), поскольку требуют вовлечения социальной среды, социального взаимодействия с другими субъектами, с ориентацией на дальнейшую самостоятельную профессиональную деятельность и взаимодействие в социуме; педагогических (организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических), поскольку реализуются тренерами-педагогами в образовательной среде вуза.
Выводы. В процессе спортивной учебно-тренировочной деятельности для студентов-спортсменов должны создаваться такие социально-педагогические условия, которые способствовали бы формированию у них умений давать содержательную характеристику духовно-нравственным ценностным ориентациям и анализировать их проявление в процессе социального поведения.
Литература
1. Ибрагимова Л.А. К вопросу о нравственном развитии студентов в период профессиональной подготовки в образовательном учреждении / Л.А. Ибрагимова, И.Д. Мехдиева // Социальное и педагогическое образование: Векторы развития: мат-лы. Междунар. науч.-практ. конф. // Отв. ред. Л.А. Ибрагимова, Е.А. Бауэр. Нижневартовск: НВГУ, 2019. - С. 20-23.
2. Кутейникова И.Х. Педагогическое содействие становлению профессиональной нравственности будущих педагогов: дис. ... канд. пед. наук / И.Х. Кутейникова. - Челябинск, 2006. - 198 с.
И Информация о связи с автором: alivar95@yandex.ru
Поступила в редакцию: 19.05.2023 г.