концептуальные подходы к подготовке судей по шахматам
УДК/UDC 796.092
Поступила в редакцию 18.03.2022 г.
Кандидат педагогических наук А.И. Алифиров1
1Российский государственный социальный университет, Москва
conceptual approaches to THE TRAiNiNG oF CHEss REFEREEs
PhD A.I. Alifirov1
1 Russian State Social University, Moscow
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация Abstract
Цель исследования - определить основные направления подготовки судей по виду спорта «Шахматы», в условиях физкультурно-спортивной деятельности. Методика и организация исследования. В рамках научного исследования проведены: анализ нормативно-правовых и уставных документов регламентирующих деятельность спортивных судей, организацию аттестации, системы контроля и концепцию их подготовки; систематизация и обобщение педагогического опыта в реализации организационно-судейской деятельности, практики проведения физкультурно-спортивных мероприятий по виду спорта шахматы; требования к освоению компетенций на базе теоретической подготовки и практики судейства, осуществляемые на основе интегральных концептуальных подходов; анкетирование по выявлению личностных предпочтений судейства дисциплин по шахматам; анализ количественных и качественных показателей подготовки судей в МООО «Федерация шахмат Подмосковья» в период 2018-2022 гг. Результаты исследования и выводы. Концептуальные подходы к подготовке судей по виду спорта шахматы реализуются в образовательном пространстве трехуровневой системы организации судейских семинаров - муниципальных, региональных и всероссийских. Общий анализ полученных данных позволил выявить временное снижение количественных показателей подготовки квалифицированных судей в 2020 г., вызванное условиями пандемии, и прирост более чем на 50% в подготовке спортивных судей первой, третьей категорий и юных судей по спорту в 2021 г.
Ключевые слова: организация и судейство соревнований, шахматный спорт, подготовка судей.
Objective of the study was to determine the main areas of training of judges for the sport of "Chess", in the conditions of physical culture and sports activities. Methods and structure of the study. Within the framework of the scientific research, the following was carried out: analysis of the legal and statutory documents regulating the activities of sports judges, the organization of certification, control systems and the concept of their preparation; systematization and generalization of pedagogical experience in the implementation of organizational and refereeing activities, the practice of conducting physical culture and sports events in the sport of chess; requirements for the development of competencies based on theoretical training and refereeing practice, carried out on the basis of integral conceptual approaches; questioning to identify personal preferences of refereeing disciplines in chess; analysis of quantitative and qualitative indicators of the training of judges in the Moscow Regional Public Organization "Chess Federation of the Moscow Region" in the period 2018-2022. Results and conclusions. Conceptual approaches to the training of judges in the sport of chess are implemented in the educational space of a three-level system for organizing referee seminars - municipal, regional and all-Russian. A general analysis of the data obtained made it possible to identify a temporary decrease in the quantitative indicators of the training of qualified judges in 2020, caused by the conditions of the pandemic, and an increase of more than 50% in the training of sports judges of the first, third categories and young sports judges in 2021.
Keywords: organization and refereeing of competitions, chess sport, training of referees.
Введение. Отечественная система подготовки судей и организаторов по виду спорта шахматы сформировалась под воздействием достижений советских, а также российских шахматистов чемпионов мира среди мужчин и женщин. Традиции шахматного Всеобуча, заложенные в 20-х годах XX века, способствовали созданию во всех регионах страны многочисленных шахматных клубов, секций, кружков, шахматных школ, детских юношеских спортивных школ и спортивных школ олимпийского резерва [1]. Коммуникативно-рефлексивную функцию шахматного движения обеспечивают квалифицированные судейские кадры, на которых возлагаются обязанности организации и успешного проведения спортивных соревнований. Судейско-квалификаци-онная комиссия при Общероссийской общественной организации «Федерация шахмат России» регулирует систему
подготовки спортивных судей на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, осуществляя контроль и аттестацию необходимого штатного состава, лекторов, функционеров [2].
Цель исследования - определить основные направления подготовки судей по виду спорта «Шахматы», в условиях физкультурно-спортивной деятельности.
Методика и организация исследования. В рамках научного исследования проведены: анализ нормативно-правовых и уставных документов, регламентирующих деятельность спортивных судей, организацию аттестации, системы контроля и концепцию их подготовки; систематизация и обобщение педагогического опыта в реализации организационно-судейской деятельности, практики проведения физкультурно-спортивных мероприятий по виду спорта шах-
□ и
маты; анкетирование по выявлению личностных предпочтений судейства дисциплин по шахматам и профессиональных качеств судей; анализ количественных и качественных показателей подготовки судей в МООО «Федерация шахмат Подмосковья» в период 2018-2022 гг.
Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время в России к квалификации судей предъявляются требования к освоению компетенций на базе теоретической подготовки и практики судейства, осуществляемые на основе интегральных концептуальных подходов:
Синергетического, предполагающего непрерывный процесс теоретической подготовки, трансляции знаний лекторов и руководителей семинаров;
Акмеологического, создающего условия развития профессиональных компетенций и объективных движущих сил саморазвития;
Информационного, раскрывающего способность к поиску, систематизации и обработке информации из различных источников;
Ценностно-ориентированного, устанавливающего значение и функции социально значимых спортивных достижений, сопричастность к организации мероприятий;
Системного, определяющего компоненты, связующие элементы трансформации системы официальных соревнований, форматов проведения турниров, принципов отбора на всероссийские и международные соревнования.
Концептуальные подходы к подготовке судей по виду спорта шахматы реализуются в образовательном пространстве трехуровневой системы организации судейских семинаров - муниципальных, региональных и всероссийских [3]. Интенсивность проведения судейских семинаров по шахматам, с целью повышения уровня теоретической подготовки, обусловлена потребностью муниципалитетов в квалифицированных кадрах, а также острой недостаточностью судей всероссийской квалификации, обслуживающих соревнования более высокого статуса. Для примера, рассмотрим динамику количественных и качественных показателей проведения судейских семинаров в Московской области общественной организацией «Федерацией шахмат Подмосковья» в период 2018-2022 гг., представленных в таблице.
Общий анализ полученных данных позволил выявить временное снижение количественных показателей подготовки квалифицированных судей в 2020 г, вызванный условиями пандемии, и прирост более чем на 50 % в подготовке спортивных судей первой, третьей категорий и юных судей по спорту в 2021 г Сформированный штат судей примерно на 70 %% удовлетворяет потребности количественного и качественного состава на мероприятия, включенные в единый календарный план муниципалитетов и федерации шахмат Подмосковья. Также, соревнования всероссийского уровня и федеральных округов осуществляют 16 спортивных судей всероссийской категории. Международные соревнования и турниры с обсчетом рейтингов FIDE обслуживают 98 лицензированных национальных арбитров, 10 международных арбитров, имеющих международные судейские звания (IA) International arbiter категории А -2, (IA) International arbiter
категории С - 3, (IA) International arbiter категории D - 3, (FA) FIDE arbiter категории D - 2.
Концептуально важным фактором функционирования системы соревнований по виду спорту шахматы является планирование и реализация единого календарного плана мероприятий муниципалитетов, региональных федераций и министерства спорта.
В качестве основных направлений деятельности в рамках подготовки организаторов и судей по шахматам можно определить следующие:
1. Организационно-имиджевое. Специфичность судейской и организаторской деятельности на соревнованиях выражается в осуществлении образовательно-информационной и популяризаторской функции, а также создании оптимальных соревновательных и внесоревновательных условий на основе нормативно-правовой базы. Вопросы соответствия спортивных объектов, мест проведения соревнований, обеспеченности инвентарем и материально-техническая оснащенность, анализ контингента судейского штата, участников и их потребностей в размещении, проживании, питании, отдыхе, трансфере, во многом определяют имидж, успешное проведение физкультурно-спортивных мероприятий, которые должны прогнозировать организаторы.
2. Физкультурно-спортивное. Демонстрация достигнутого уровня подготовки детерминирована выступлением на соревнованиях - физкультурно-спортивных мероприятиях, в соответствии с целями и задачами популяризации вида спорта, массовости или достижения высоких результатов. Задачи работы судейской коллегии заключаются в обеспечении соблюдения правил и регламента соревнований, с учетом реализации организационных ресурсов и комфортного состояния спортсменов.
3. Социально-коммуникативное. Шахматный спорт под эгидой международной федерации FIDE объединяет 705 млн человек, а ежегодно в мире проводится более 1,3 млн зарегистрированных соревнований. Организаторы и судьи выполняют социально значимые, связующие функции с учетом интересов и потребностей различного контингента и категорий участников соревнований. Анализ проведенного анкетирования по выявлению личностных предпочтений в выборе дисциплины по шахматам показал, что 64 %% судей хотели бы судить соревнования с классическим контролем, 20 %% - быстрые шахматы и 16 %% - блиц.
4. Информационно-когнитивное. Источниковедческой базой когнитивных средств и методов подготовки судей служат семинары, вебинары, информационно-поисковые ресурсы размещения информации, протоколов, положений на официальных сайтах региональных и окружных шахматных федераций, Федерации шахмат России, а также министерства спорта в регионах.
5. Волонтерство. На сегодняшний день любое спортивное мероприятие не обходится без эффективной работы волонтеров. Масштабность самого мероприятия прямо пропорционально влияет на количество привлекаемых волонтеров от нескольких десятков до сотен тысяч человек. Работа волонтерского корпуса помогает решать огромное
£ г. CL
ч—
О OJ и
2 CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Количественные и качественные показатели организации судейских семинаров МООО «Федерация шахмат Подмосковья» в 2018-2022 гг.
Год проведения, С - количество семинаров, N - количество участников, К - качественный состав подготовленных судей
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Всего:
С 8 11 5 16 5 45
N 85 112 55 165 32 449
К СС1К- 9 СС2К- 18 СС3К- 42 ЮСС - 1 СС1К - 26 СС2К - 26 СС3К - 58 ЮСС - 3 СС1К - 13 СС2К- 7 СС3К - 28 ЮСС - 3 СС1К- 54 СС2К - 23 СС3К - 67 ЮСС - 14 СС1К- 4 СС2К- 5 СС3К- 17 ЮСС - 5 СС1К - 106 СС2К - 79 СС3К - 212 ЮСС - 26
40
http://www.teoriya.ru
№9^ 2022 Сентябрь | Sebtember
количество организационных вопросов, создавать на мероприятии незабываемую атмосферу и имидж принимающей стороны, а также необходимый настрой для участников и ощущение праздника для гостей и его зрителей. В функциональные обязанности волонтеров входит: работа непосредственно в зоне проведения соревнований и в зонах, предназначенных для спортсменов; подготовка зоны проведения соревнований; обеспечение безопасности в зоне проведения соревнований; работа в офисе соревнований по обеспечению игроков или команд необходимой информацией; поддержание игровой зоны спортсменов в надлежащем состоянии; контроль за предоставлением сервисов спортсменам и др.
Вывод. Проведенное исследование позволило выявить концептуальные подходы к подготовке судей по шахматам, определить основные тенденции и направления деятельности, определить способы компетентности судей, сформировать мировоззрение применительно к практике разрешения типичных ситуаций в работе на семинарах. Изучение профессиональных компетенций и требований, предъявляемых к подготовке организаторов и судей по шахматам, создает
интенции о необходимости совершенствования системы и программы подготовки квалифицированных кадров.
Литература
1. Михайлова, И.В. Теоретические и практические аспекты внедрения шахмат в российской школе / А.И. Алифиров, И.В. Михайлова, А.С. Махов и др. // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5. - С. 53-55.
2. Положение о спортивных судьях. Приказ Минспорта России от 30 марта 2021 г. № 188 (зарегистрирован Минюстом России от 30 апреля 2021 г., регистрационный № 63317).
3. Ткачев, А.В. «Играйте по правилам!» / А.В. Ткачев // Второе издание, расширенное и исправленное. - М.: ФШР, 2020. -1б0 с.
References
1. Alifirov A.I., Mikhailova I.V., Makhov A.S. et al. Teoreticheskiye i prak-ticheskiye aspekty vnedreniya shakhmat v rossiyskoy shkole [Theoretical and practical aspects of introducing chess in the Russian school]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 5. pp. 53-55.
2. Polozheniye o sportivnykh sudyakh [Regulations on sports judges]. Order of the Ministry of Sports of Russia dated March 30, 2021 No. 188 (registered by the Ministry of Justice of Russia dated April 30, 2021, registration No. 63317).
3. Tkachev A.V. «Igrayte po pravilam!» [«Play by the rules!»]. 2nd ed., exp., correc. Moscow: FSHR publ., 2020. 160 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
модель здоровьесберегающеи деятельности вуза
Доктор педагогических наук, профессор Т.Т. Щелина1
Кандидат педагогических наук, Т.И. Митичева1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Сидорова1 Кандидат биологических наук, доцент С.В. Михайлова1 1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Арзамас
УДМ^С 796.011.3
Ключевые слова: вуз, студенты, модель здоровьесбере-жения.
Введение. Высшей школе, имеющей статус социального института, принадлежит ведущая роль в формировании компетентного специалиста и полноценной личности. Согласно проведенным исследованиям, современные студенты обладают стремлением к самосовершенствованию и получению знаний о здоровьесбережении, но учеба в вузе часто не способствует совершенствованию культуры ЗОЖ и восприятию здоровья как ценности, помогающей овладеть профессиональными навыками. Соответственно возникает необходимость организации здоровьесберегающей среды с вовлечением в нее всех участников образовательного процесса.
Цель исследования - разработка модели здоровьесберегающей деятельности вуза.
Методика и организация исследования. Проведен анализ деятельности АФ ННГУ: плана мероприятий по ЗОЖ и реализации здоровьесберегающих технологий, сайта вуза, ранее проведенных исследований.
Результаты исследования и их обсуждение. По итогам ранее проведенных исследований нами предложена модель здоровьесберегающей деятельности вуза, целью которой является создание среды здоровьесберегающего обучения, сохранения здоровья и комплексного развития личности студентов.
Модель включает методологический компонент и восемь взаимообусловленных компонентов здоровьесберегающей деятельности не только среди студентов, но и преподавателей, а также распространенность мероприятий как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и при организации досуговой деятельности, отличающихся инновационной направленностью. Результатами реализации модели должны стать: улучшение состояния здоровья и его самоконтроль, заинтересованность
model of HEALTH sAviNG AcTiviTIES oF HIGHER educational institutions
Dr. Hab., Professor T.T. Shchelina1 PhD T.I. Miticheva1
PhD, Associate Professor T.V. Sidorova1 PhD, Associate Professor S.V. Mikhailova1 1National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch, Arzamas
Поступила в редакцию 05.07.2022 г.
Модель здоровьесберегающей деятельности вуза
преподавателей и студентов в здоровьесберегающей деятельности, способность проектировать модели здоровьесберегаю-щего поведения, стремление к реализации полученных знаний и навыков в учебной и повседневной деятельности, культура ЗОЖ участников образовательного процесса.
Вывод. Преимущество предлагаемой модели заключается в применении комплекса взаимообусловленных компонентов с инновационной составляющей в условиях систем-но-деятельностной реализации учебно-воспитательного процесса вуза, в котором приоритетом обладает физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа.
Литература
1. Ирхина И.В., Никулин И.Н., Исаев И.Ф., Кролевецкая Е.Н. Образовательная среда вуза как фактор стимулирования направленности студентов на занятия физической культурой // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 31-32.
Информация для связи с автором: [email protected]