Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОНЛАЙН-КУРСА ДЛЯ СПОРТИВНЫХ СУДЕЙ НА ПРИМЕРЕ КАРАТЭ КИОКУСИНКАЙ'

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОНЛАЙН-КУРСА ДЛЯ СПОРТИВНЫХ СУДЕЙ НА ПРИМЕРЕ КАРАТЭ КИОКУСИНКАЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельев Д. С., Жерлыгина Е. С., Громов М. М., Коваленко А. И.

Цель исследования - оценить эффективность применения онлайн-обучения в подготовке судейства к спортивным соревнованиям на примере каратэ киокусинкай. Методика и организация исследования. Для подготовки судей к работе на спортивных соревнованиях был создан и реализован онлайн-курс «Правила соревнований по киокусинкай KWU (кумитэ)». Данный курс применялся при подготовке спортивных судей к чемпионату мира по киокусинкай KWU 2019 года и на чемпионате Европы по киокусинкай KWU 2021 года. Контрольная группа участников обучалась на семинарах в очном режиме, экспериментальная группа - в смешанном формате с прохождением онлайн-курса. В ходе исследования осуществлялся сравнительный анализ результатов тестирования КГ и ЭГ по итогам обучения, а также оценки работы судейства на соревнованиях. Результаты исследования и выводы. Результаты прохождения судьями онлайн-курса по правилам каратэ киокусинкай KWU, а также финального тестирования перед турниром и оценки за работу судей на соревнованиях показали, что смешанный формат программ повышения квалификации спортивных судей перед соревнованиями с использованием онлайн-обучения дает такую же эффективность, как и очные семинары, требующие более продолжительного времени и дополнительных затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE ONLINE COURSE FOR SPORTS JUDGES ON THE EXAMPLE OF KYOKUSHIN KARATE

Objective of the study was to evaluate the effectiveness of the use of online training in the preparation of judging for sports competitions using the example of Kyokushin karate. Methods and structure of the study. To prepare referees for work at sports competitions, an online course "KWU Kyokushin Competition Rules (Kumite)" was created and implemented. This course was used in the preparation of sports referees for the 2019 KWU Kyokushin World Championship and the 2021 KWU Kyokushin European Championship. The control group of participants studied at seminars in person, the experimental group - in a mixed format with an online course. In the course of the study, a comparative analysis of the results of testing in the CG and the EG was carried out based on the results of training, as well as the evaluation of the work of refereeing at competitions. Results and conclusions. The results of the judges passing the online course on the rules of KWU Kyokushin karate, as well as the final testing before the tournament and the assessment of the work of judges at competitions, showed that the mixed format of advanced training programs for sports judges before competitions using online training gives the same effectiveness as face-to-face seminars that require longer time and additional costs.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОНЛАЙН-КУРСА ДЛЯ СПОРТИВНЫХ СУДЕЙ НА ПРИМЕРЕ КАРАТЭ КИОКУСИНКАЙ»

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОНЛАЙН-КУРСА

ДЛЯ СПОРТИВНЫХ СУДЕИ НА ПРИМЕРЕ КАРАТЭ КИОКУСИНКАЙ

УДК/UDC 378.2

Поступила в редакцию 28.01.2022 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Д.С. Савельев1

Кандидат технических наук, доцент Е.С. Жерлыгина1 М.М. Громов1 А.И. Коваленко1

1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

JUSTiFiCATiON OF THE EFFECTiVENESS OF THE ONLINE COURSE FOR SPORTS JUDGES ON THE EXAMPLE OF KYOKUSHiN KARATE

D.S. Saveliev1

PhD, Associate Professor E.S. Zherlygina1 MM. Gromov1 A.I. Kovalenko1

1 Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

Аннотация

Цель исследования - оценить эффективность применения онлайн-обуче-ния в подготовке судейства к спортивным соревнованиям на примере каратэ киокусинкай.

Методика и организация исследования. Для подготовки судей к работе на спортивных соревнованиях был создан и реализован онлайн-курс «Правила соревнований по киокусинкай Ши (кумитэ)». Данный курс применялся при подготовке спортивных судей к чемпионату мира по киокусинкай Ши 2019 года и на чемпионате Европы по киокусинкай Ши 2021 года. Контрольная группа участников обучалась на семинарах в очном режиме, экспериментальная группа - в смешанном формате с прохождением онлайн-курса. В ходе исследования осуществлялся сравнительный анализ результатов тестирования КГ и ЭГ по итогам обучения, а также оценки работы судейства на соревнованиях.

Результаты исследования и выводы. Результаты прохождения судьями онлайн-курса по правилам каратэ киокусинкай Ши, а также финального тестирования перед турниром и оценки за работу судей на соревнованиях показали, что смешанный формат программ повышения квалификации спортивных судей перед соревнованиями с использованием онлайн-об-учения дает такую же эффективность, как и очные семинары, требующие более продолжительного времени и дополнительных затрат.

Ключевые слова: онлайн-образование, цифровизация, образовательный контент, физическая культура и спорт.

Abstract

Objective of the study was to evaluate the effectiveness of the use of online training in the preparation of judging for sports competitions using the example of Kyokushin karate.

Methods and structure of the study. To prepare referees for work at sports competitions, an online course "KWU Kyokushin Competition Rules (Kumite)" was created and implemented. This course was used in the preparation of sports referees for the 2019 KWU Kyokushin World Championship and the 2021 KWU Kyokushin European Championship. The control group of participants studied at seminars in person, the experimental group - in a mixed format with an online course. In the course of the study, a comparative analysis of the results of testing in the CG and the EG was carried out based on the results of training, as well as the evaluation of the work of refereeing at competitions. Results and conclusions. The results of the judges passing the online course on the rules of KWU Kyokushin karate, as well as the final testing before the tournament and the assessment of the work of judges at competitions, showed that the mixed format of advanced training programs for sports judges before competitions using online training gives the same effectiveness as face-to-face seminars that require longer time and additional costs.

Keywords: online education, digitalization, educational content, physical culture and sports.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Для обеспечения объективного судейства в полном соответствии с правилами соревнований международная федерация по виду спорта обеспечивает ряд учебных мероприятий для судей. Занятия проходят в очном формате и судьи должны прибыть за день-два до начала соревнований.

В наше время наблюдается резкое развитие онлайн-об-разования. Потребность в нем подтверждена в исследованиях [4], а качественная реализация позволяет добротно осуществлять учебный процесс в теоретических и практических дисциплинах [1, 2]. Включение онлайн-курсов в образовательный процесс приводит к существенной оптимизации расходов [10].

Анализ литературы и поиск в интернет-ресурсах показал отсутствие полноценных онлайн-курсов по правилам соревнований в различных видах спорта [6-7].

Цель исследования - оценить эффективность применения онлайн-обучения в подготовке судейства к спортивным соревнованиям на примере каратэ киокусинкай.

Методика и организация исследования. Для обучения судей был создан и реализован онлайн-курс «Правила соревнований по киокусинкай Ши (кумитэ)» [9]. Данный курс применялся при подготовке спортивных судей к чемпионату мира по киокусинкай Ши 2019 года и на чемпионате Европы по киокусинкай Ши 2021 г. Контрольная группа участников обучалась на семинарах в очном режиме, экспериментальная группа - в смешанном формате с использованием онлайн-курса. В ходе исследования осуществлялся сравнительный анализ результатов тестирования КГ и ЭГ по итогам обучения, а также оценки работы судейства на соревнованиях.

В курсе онлайн-обучения были подробно изложены правила соревнований. По окончании каждого раздела был создан

110

http://www.teoriya.ru

№4^ 2022 Апрель | April

Таблица 1. Результаты финального тестирования судей по итогам семинаров в баллах

Общее количество судей Группы Баллы / количество человек

0-6 7 8 9 10 Среднее количество баллов на человека

Чемпионат мира 2019

77 Экспериментальная (37) 0 1 3 13 20 9,41

Контрольная(40) 0 2 4 16 18 9,25

Чемпионат Европы 2021

30 Экспериментальная (13) 0 1 1 4 7 9,31

Контрольная(17) 0 0 1 7 9 9,47

Таблица 2. Оценки за судейство на соревнованиях

Общее количество судей Группы Оценки / количество человек

3 4 5 Средняя оценка на человека

Чемпионат мира 2019

77 Экспериментальная (37) 1 11 25 4,65

Контрольная(40) 2 11 27 4,63

Чемпионат Европы 2021

30 Экспериментальная (13) 0 2 11 4,85

Контрольная (17) 1 4 12 4,65

блок вопросов для самопроверки. Использовались видеофрагменты соревнований для демонстрации разрешенных и запрещенных приемов, а также ситуаций в поединках, требующих реагирования судей. Общее время прохождения курса - 4 часа. Результаты тестирования каждого судьи были доступны для проверки модератором. Текст представлен на русском и английском языках.

Использование английского языка позволило расширить охват аудитории судей, так как обеспечение синхронного перевода для судей из разных стран часто вызывает организационные сложности. При последовательном переводе время семинаров удлиняется и эффективность обучения судей снижается.

Результаты исследования и их обсуждение. В табл. 1, 2 представлены результаты финального тестирования по итогам обучения и оценка судейства на соревнованиях.

Из данных, приведенных в обеих таблицах, следует, что результаты как финального тестирования, так и оценки судейства за соревнования практически одинаковые. Это свидетельствует о том, что смешанный формат обучения с использованием онлайн-курсов не снижает качество подготовки судей, а просмотр видеофрагментов с разрешенной и запрещенной техникой служит дополнительной идеомо-торной тренировкой [3, 5].

Вывод. Полноценно заменить очные спортивные судейские семинары невозможно из-за практической составляющей. Однако результаты прохождения судьями онлайн-курса по правилам каратэ киокусинкай KWU, а также финального тестирования перед турниром и оценки за работу судей на соревнованиях показывают, что смешанный формат программ повышения квалификации спортивных судей перед соревнованиями с использованием онлайн-обучения дает такую же эффективность, как и очные семинары, требующие более продолжительного времени и дополнительных затрат.

Литература

Бровкина Ю.И. Опыт использования современных образовательных технологий, основанных на электронной педагогике, при преподавании технических дисциплин в вузах / Ю.И. Бровкина, С.С. Резников, Е.А. Петракова // Открытое и дистанционное образование. - 2019. - № 3 (75). - С. 29-35. Вахнин Н.А. Роль физической культуры и спорта в удовлетворенности студентов обучением в университете / Н.А. Вахнин, А.Б. Маховиков, В.В. Шарок // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 4. - С. 28-30.

1.

2.

3. Изотов Е.А. Влияние идеомоторной тренировки на мобилизационную готовность игроков в дартс / Е.А. Изотов, Н.Н. Смирнова // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 40-42.

4. Корельская И.Е. Технический подход к дистанционному обучению по дисциплине «Физическая культура» / И.Е. Корельская, И.А. Варенцова, С.А. Ильющенко // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 37-39.

5. Кузьмин М.А. Психологическая адаптация к условиям соревнований в единоборствах / М.А. Кузьмин, В.А. Дорофеев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 37-39

6. Электронный ресурс: http://www.kwunion.com/wp-content/ uptoads/2020/04/WC_KWU_2019_REP0RTANTI-D0PING (дата обращения 16.11.2021).

7. Электронный ресурс: http://judge-wkf.ru/ticket/ (дата обращения 13.11.2021).

8. Электронный ресурс: https://superkarate.ru/h-pravila_akr3.html (дата обращения 15.11.2021).

9. Электронный ресурс: https://stepik.org/course/46671/promo (дата обращения 17.11.2021).

References

1. Brovkina Yu.I., Reznikov S.S., Petrakova E.A. Opyt ispolzovaniya sovremennyh obrazovatelnyh tekhnologij, osnovannyh na elektron-noj pedagogike, pri prepodavanii tekhnicheskih disciplin v vuzah [Experience in the use of modern educational technologies based on e-pedagogics in the teaching of technical disciplines in universities]. Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie. 2019. No. 3 (75). pp. 29-35.

2. Vakhnin N.A, Makhovikov A.B., Sharok V.V. Rol fizicheskoj kultury i sporta v udovletvorennosti studentov obucheniem v universitete [The role of physical culture and sport in student satisfaction with training at the university]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 4. pp. 28-30.

3. Izotov E.A., Smirnova N.N. Vliyanie ideomotornoj trenirovki na mobili-zacionnuyu gotovnost igrokov v darts [Influence of ideomotor training on the mobilization readiness of darts players]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 5. pp. 40-42.

4. Korelskaya I.E., Varentsov I.A., Ilyushchenko S.A. Tekhnicheskij pod-hod k distancionnomu obucheniyu po discipline «Fizicheskaya kul-tura» [Technical approach to distance learning in the discipline "Physical culture"]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 5. pp. 37-39.

5. Kuzmin M.A., Dorofeev V.A. Psihologicheskaya adaptaciya k uslovi-yam sorevnovanij v edinoborstvah [Psychological adaptation to the conditions of competitions in martial arts]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 5. pp. 37-39.

6. Electronic resource: http://www.kwunion.com/wp-content/up-loads/2020/04/WC_KWU_2019_REP0RTANTI-D0PING (date of access: 16.11.2021).

7. Electronic resource: http://judge-wkf.ru/ticket/ (date of access: 13.11.2021).

8. Electronic resource: https://superkarate.ru/h-pravila_akr3.html (date of access: 15.11.2021).

9. Electronic resource: https://stepik.org/course/46671/promo (date of access: 17.11.2021).

10. Maymina E., Divina T., Liulia V. Digital economy in education: Perspectives and development perspectives. Revista ESPACI0S.2018. No. 39 (38). p. 30.

№4 • 2022 Апрель | April

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.