ЛИТЕРАТУРА
1. Шульга, А. Модельные характеристики спортсменов-скалолазов, специализирующихся в лазании на скорость (формат «рекорд») / А. Шульга // Спортивная Наука Украины. - 2014. - № 1 (59). - С. 14-18.
2. Chapelle, S. Training for international speed climbing competition / S. Chapelle // IRCRA 2018 congress book : Train0-001. - 2018. - № 3. - P. 32-35.
3. Kravchuk, M. Value of select displays of strength and speed abilities in speed climbing at the highest sport level - analysis of cases / M. Kravchuk, R. Rokosowski // Materials of the international conference : Motor ability in sports - Theoretical assumptions and practical Implications. - Cracow, 2015. - P. 23-25.
4. Reveret, L. 3d motion analysis of speed climbing performance / L. Reveret, S. Chapelle // IRCRA 2018 congress book : Byom003. - 2018. - № 3. - P. 13-18.
REFERENCES
1. Shulga, A. (2014), "Model characteristics of sport climbers, specialized in speed climbing (record format)", Sport Science of Ukraine, No. 1 (59), pp. 14-18.
2. Chapelle, S. (2018), "Training for international speed climbing competition", IRCRA 2018 congress book, pp. 32-35.
3. Kravchuk, M. and Rokosowski, R. (2015), "Value of select displays of strength and speed abilities in speed climbing at the highest sport level - analysis of cases", Materials of the international conference : Motor ability in sports - Theoretical assumptions and practical Implications, Cracow, pp. 23-25.
4. Reveret, L. and Chapelle, S. (2018), "3d motion analysis of speed climbing performance", IRCRA 2018 congress book, pp. 13-18.
Контактная информация: kravchukt@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.03.2020
УДК 796.863
КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА СУДЕЙ ПО ФЕХТОВАНИЮ НА ШПАГАХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ВУЗА
Геннадий Борисович Шустиков, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Владимир Геннадьевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Андрей Владимирович Деев, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Викторович Бондарев, МСМК, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
Введение: актуализация проблематики объективности судейства в фехтовании и организации подготовки квалифицированных судей. Цель исследования: разработать методику подготовки судей по фехтованию с применением мультимедийного компьютерного комплекса. Проблематика исследования: выявить ситуации, представляющие наибольшие трудности при судействе, а также субъективные психологические трудности, с которыми сталкиваются как начинающие, так и опытные судьи. Методика: применение мультимедийного компьютерного комплекса в процессе подготовки судей по фехтованию на шпагах. Анализ экспериментальных результатов: определены критерии оценки качества судейской деятельности на соревнованиях различного уровня, проверена эффективность разработанной методики подготовки судей.
Выводы: применение мультимедийного компьютерного комплекса в сочетании с другими видами занятий при подготовке судей по фехтованию способствовало повышению качества судейской деятельности.
Ключевые слова: фехтование, объективность судейства, мультимедийный компьютерный комплекс подготовки судей, качество судейской деятельности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p497-501
COMPREHENSIVE TRAINING OF JUDGES IN FENCING ON SWORDS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AT SPORTS UNIVERSITY
Gennady Borisovich Shustikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chairman, Vladimir Gennadyevich Fedorov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Andrey Vladimirovich Deev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Igor Viktorovich Bondarev, the MSMK, competitor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
Introduction: The actualization of the problem of objectivity of judging in fencing and organization of training of qualified judges. The purpose of the study: to develop a methodology for training judges in fencing by using the multimedia computer system. Research issues: to identify the situations that present the greatest difficulties in judging, as well as subjective psychological difficulties faced by both novice and experienced judges. Methodology: to use the multimedia computer system in the process of training judges in fencing with swords. Analysis of experimental results: criteria for evaluating the quality of refereeing at competitions of various levels were determined, and the effectiveness of the developed method of training judges was verified. Conclusions: the use of a multimedia computer system in combination with other types of classes in the training of judges in fencing helped to improve the quality of judicial activity.
Keywords: fencing, objectivity of judging, multimedia computer system for training judges, quality of judicial activity.
ВВЕДЕНИЕ
Высокая популярность фехтования во всем Мире, тем не менее, не в полной мере способствует обеспечению объективности судейства и организации качественной подготовки квалифицированных судей по фехтованию. Во многом проблемы судейства остаются за пределами внимания специалистов, что является существенным недостатком научно-методического обеспечения в системе спортивного фехтования.
ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблемы судейства в фехтовании, как и в других видах спорта, во многом обусловлены специфическим содержанием профессиональной компетентности и характерными особенностями взаимодействия судей, прежде всего, с тренерами и спортсменами [2, 3]. Так, на начальном этапе исследования изучались особенности, как боевых ситуаций, представляющих сложность для судейства, так и субъективных трудностей, испытываемых судьями в процессе судейства в процессе фехтовальных поединков на шпагах. Установлено, что наиболее характерную трудность для судейства представляет ситуация остановки боя в положении «кор-а-кор» (столкновение соперников), ошибка проявляется в несвоевременности остановки фехтовального поединка.
Следующими по рейтингу в порядке убывания оказались ситуации, когда судья не смог увидеть укол в пол, неправильно определил выход за боковые границы фехтовальной дорожки, неправомерно сократил время боя при его пассивном ведении спортсменами, неправильно определил выход за заднюю границу фехтовальной дорожки [4].
В процессе исследований использовались анкетирование и педагогическое наблюдение за профессиональными действиями судей. В анкетировании приняли участие 15 спортсменов-фехтовальщиков высокой квалификации и 28 судей по фехтованию, из которых 12 человек были опытными судьями, а 16 - начинающими из числа студентов 1-2 курса НГУ им П.Ф. Лесгафта. Педагогическое наблюдение и последующий анализ был проведен по результатам 126 боев на соревнованиях различного уровня. Проведенный анализ позволил определить субъективные трудности, которые испытывают судьи в про-
цессе судейской практики (таблица 1).
Таблица 1 - Виды субъективных трудностей, проявляющихся в процессе судейства фехтовальных поединков на шпагах (%)_
Виды спорных ситуаций Опытные (п=12) Начинающие (п=16)
Боязнь в ходе судейства совершить ошибку 54,55 81,25
Боязнь потери концентрации внимания в результате напряженности судейской деятельности 33,33 75,00
Боязнь возникновения конфликтных ситуаций со спортсменами, тренерами, другими судьями, организаторами соревнований 9,09 56,25
Неуверенность в знании тонкостей судейства сложных ситуаций, возникающих в бою 18,18 81,25
Боязнь допустить ошибку при подготовке боя (обработка протокола, подготовка оборудования и экипировки) 0 12,50
Неуверенность в собственных умениях авторитетно и своевременно подавать команды и комментировать ход боя 0 31,25
Боязнь осуществлять судейство высококвалифицированных спортсменов 25,00 93,75
Боязнь воздействия на судейское решение со стороны тренеров 0 43,75
Боязнь отрицательной реакции на судейское решение со стороны зрителей 9,09 31,25
Неуверенность в понимании некоторых технических терминов, наиболее часто употребляемых во время судейства 0 56,25
Из полученных результатов исследований, очевидно, что по всем разновидностям субъективных трудностей судейства опытные судьи в значительной мере превосходят своих начинающих коллег. Так, из 10-ти разновидностей трудностей, наиболее характерно проявились у опытных и начинающих судей 6 исследованных трудностей.
В то же время наличие субъективных трудностей в процессе судейства и их выраженность является не основным критерием судейской квалификации, а лишь его вспомогательным показателем. В качестве же основного критерия, на наш взгляд, может быть принято совершаемое в процессе судейства среднее число ошибок за бой.
Для определения ориентировочных значений этого критерия в соревновательной деятельности фехтовальщиков-шпажистов, нами было проведено педагогическое наблюдение за судейством боев различного уровня. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Зависимость числа ошибок за бой от квалификации судей
Вид соревнований Квалификация судей Среднее число ошибок за бой
Чемпионаты и Кубки Мира Международной категории 0,12±0,20
Чемпионаты и Кубки России Международной и 1-ой и 2-ой судейской категории 0,26±0,27
Достоверность различий р<0,05
Соревнования городского и регионального уровня 1-ой и 2-ой категории 0,51±0,20
Достоверность различий р<0,05
Неофициальные соревнования и боевые практики Начинающие 1,62±0,24
Достоверность различий р<0,05
Примечание: "Различия достоверны по отношению к предыдущему показателю.
Полученные данные свидетельствуют о том, что с ростом ранга соревнований и квалификации судей в значительной мере (различия достоверны) уменьшается и число ошибок. Кроме того, на соревнованиях высшего квалификационного уровня используются видео-повторы, что существенно снижает возможность ошибки и позволяет объективно оценить спортивный результат. При этом в процессе проведения неофициальных соревнований, которые обслуживают, как правило, начинающие судьи, число ошибок, допускаемых за бой, находилось на уровне около полутора единиц и более. Важно отметить, что даже такой высокий показатель нельзя считать критичным в плане объективности определения победителя, поскольку бои ведутся до 15 уколов и одна ошибка, хотя и требует от спортсмена значительных проявлений психологической устойчивости и волевых качеств, но, в большинстве случаев - не сказывается на конечном результате.
МЕТОДИКА
Цель исследования - разработать методику подготовки судей по фехтованию с применением мультимедийного компьютерного комплекса.
Методика совершенствования процесса подготовки судей предусматривала определяющий критерий оценки качества их деятельности среднее число ошибок за бой. Предполагалось довести этот показатель в процессе подготовки начинающих судей до значения близкого к среднестатистическому уровню. В качестве средства обучения был применен мультимедийный компьютерный комплекс, целесообразность использования которого доказана в ряде исследований [1, 5].
Комплекс выступает в виде «тренажера» по развитию профессиональных судейских качеств. Работа с мультимедийным компьютерным комплексом предусматривала:
• тестирование профессионально важных психофизиологических качеств и профессиональных знаний судьи, в процессе которого проверялась степень соответствия профессионально-важных качеств необходимому для успешного судейства уровню. Участник отвечал на 15 вопросов по теоретическим и практическим вопросам судейства. Система контроля имеет пятибалльную шкалу оценок;
• разбор сложных для судейства ситуаций соревновательной деятельности фехтовальщиков, включал анализ видеофрагментов ситуаций сложных для судейства, расположенных в порядке возрастания их трудности при том, что ответы ограничивались временем выполнения задания;
• судейство реальных боев осуществлялось виртуально по видеозаписям крупных международных турниров. После прохождения режима обучения пользователь переходит к режиму тестирования.
Мультимедийный компьютерный комплекс способствовал как тренировке, так и оценке важнейших знаний, умений и навыков работы судей. В большей степени это отразилось на знаниях Правил соревнований, умениях принимать правильные решения в относительно сложных для судейства соревновательных ситуациях.
Длительность педагогического эксперимента составляла два года. Студенты, задействованные в эксперименте, подразделялись на две группы: контрольная группа (КГ), которая занималась по традиционной методике, и экспериментальная группа (ЭГ), в рамках которой использовался мультимедийный компьютерный комплекс.
АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты педагогического эксперимента, представленные в таблице 3, проявились в различиях динамики значений среднего числа ошибок за бой. Таблица 3 - Показатели судейской деятельности судей контрольной (п=8) и эксперимен-
Вид показателя Начало эксперимента Окончание эксперимента Достоверность различий
Среднее число ошибок за бой (ед.) ЭГ 2,33±0,21 1,18±0,20 р<0,05
КГ 2,27±0,24 2,03±0,21 р> 0,05
Таким образом, начинающие судьи обеих групп в начале эксперимента совершали ошибки в среднем в количестве около двух и одной трети, в то же время - это значение снизилось в экспериментальной группе на 49,37% до значения около одной ошибки за бой. В контрольной группе, несмотря на общее снижение ошибок, составило более двух единиц за бой. Полученные результаты характеризуют положительную динамику основного критерия эффективности судейской деятельности - количества допущенных ошибок. Также в ходе анкетирования по числу субъективных трудностей было выявлено снижение числа их разновидностей со 100 до 60%, что говорит о приближении к показателю, свойственному опытным судьям (50%).
ВЫВОДЫ
1. Основным критерием эффективности судейской деятельности в фехтовании на шпагах является среднее число судейских ошибок за бой, в то же время вспомогательным критерием может быть количество субъективных психологических трудностей, испытываемых судьями при осуществлении своей деятельности.
2. Применение мультимедийного компьютерного комплекса в процессе подготовки судей по фехтованию, позволяющего целенаправленно формировать знания, умения и навыки судей, способствовало существенному улучшению качества судейской деятельности, проявившегося, прежде всего, в сокращении количества допущенных ошибок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриев, О.Б. Методика подготовки судей, тренеров и спортсменов по правилам и судейству с помощью мультимедиа системы «соревнования по каратэ» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дмитриев О.Б. - Ижевск, 2003. - 23 с.
2. Федоров, А.В. Взаимосвязь формируемых компетенций и содержания базовых атрибутов обучения курсантов в процессе физической подготовки / А.В. Федоров, А.П. Стовбур, А.Ю. Буздов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 260-264.
3. Взаимодействие в системе физкультурного образования : монография / В.Г. Федоров, А.И. Крылов, Н.Г. Закревская, Г.Б. Шустиков, А.В. Федоров. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехи. ун-та, 2018. - 181 с.
4. Шустиков, Г.Б. Исследование боевых ситуаций в фехтовании на шпагах, представляющих сложность для принятия объективных судейских решений. / Г.Б. Шустиков, И.В. Бондарев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 321-324.
5. Шустиков, Г.Б. Применение мультимедийных технологий в подготовке судей по фехтованию / Г.Б. Шустиков, И.В. Бондарев, В.С. Терехин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 305-309.
REFERENCES
1. Dmitriev, O.B. (2003), Methods of training judges, coaches and athletes according to the rules and judging using the multimedia system "karate competitions", dissertation, Izhevsk.
2. Fedorov, A.V., Stovbur, A.P. and Buzdov A.Yu. (2018), "The relationship between formed competencies and the content of basic attributes of training cadets in the process of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (155), pp. 260-264.
3. Fedorov, VG., Krylov, A.I., Zakrevskaya, N.G., Shustikov, G.B. and Fedorov, A.V. (2018), Interaction in the system of physical education, monograph, publishing house Polytechnic-Press, St. Petersburg.
4. Shustikov, G.B. and Bondarev, I.V. (2018), "Research of combat situations in fencing with swords, which are difficult for making objective judicial decisions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 321-324.
5. Shustikov, G.B., Bondarev I.V. and Terekhin, V.S. (2019), "Application of multimedia technologies in the training of fencing judges", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (172), pp. 305-309.
Контактная информация: olimpicrapira@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.03.2020
УДК 796.01
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
Произведен анализ цифрового контента по физической культуре для студентов, изучены онлайн курсы от образовательных организаций, разработана классификация мобильных приложений