ЛИТЕРАТУРА
1. Ермакова, Е.Г. Физическое воспитание в семье. Формы и виды активного семейного отдыха / Е.Г. Ермакова, В.М. Паршакова, К.А. Романова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - Т. 1. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vospi-tanie-v-semie-formy-i-vidy-aktivnogo-semeynogo-otdyha (дата обращения 01.05.2019).
2. Исхакова, Р.Ф. Детский фитнес в системе ДОУ / Р.Ф. Исхакова, Г.Н. Голубева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2010. - № 4 (17). - С. 20-23.
3. Колганова, Е.Ю. Влияние занятий аквааэробикой на состояние организма женщин разного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Колганова Елизавета Юрьевна. - Малаховка, 2007. - 24 с.
4. Югова, М.М. Управляющее воздействие на физкультурную образовательную деятельность дошкольников в семье / М.М. Югова, А.В. Попова, О.С. Шнейдер // Физическая культура и спорт как социокультурный феномен в современном обществе : сборник материалов международной научно-практической конференции. - Биробиджан, 2016. - С. 216-220.
5. Якуб, И. Ю. Влияние аквааэробики на организм / И.Ю. Якуб, А.А. Старикова // Молодой ученый. - 2015. - № 16. - С. 446-449.
REFERENCES
1. Ermakova, E.G., Parshakova, V.M. and Romanova, K.A. (2018), "Physical education in the family. Forms and types of active family holidays", International Journal of Humanities and Natural Sciences, Vol. 1, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vospitanie-v-semie-formy-i-vidy-aktivnogo-semeynogo-otdyha.
2. Iskhakova, R.F. and Golubeva G.N. (2010), "Children's fitness in the preschool system", Pedagogical-psychological and biomedical problems ofphysical culture and sports, No.4 (17), pp. 20-23.
3. Kolganova, E.Yu. (2007), The influence ofaqua aerobics on the condition of the body of women of different ages, dissertation, Malakhovka.
4. Yugova, M.M., Popova, A.V. and Shneyder, O.S. (2015), "Controlling the physical education activities of preschoolers in the family", Physical culture and port as a sociocultural phenomenon in modern society: collection of materials of the international scientific-practical conference, Birobidzhan, pp. 216-220.
5. Yakub, I.Yu. (2015), "Influence of aqua aerobics on the organism", Young scientist, No. 16, pp. 446-449.
Контактная информация: schneyder.o@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 29.05.2019
УДК 796.863
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СУДЕЙ
ПО ФЕХТОВАНИЮ
Геннадий Борисович Шустиков, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Викторович Бондарев, МСМК, соискатель, Владимир Сергеевич Терехин, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Огромное значение в спорте имеет правильная оценка достижений атлетов. Во многих видах спорта точность определения результатов зависит от совершенствования технических средств. Результат судейской деятельности - это оценка труда спортсмена, тренера и тех специалистов, которые участвуют во всей системе многолетней подготовки. Судьи являются важным элементом этого сложного механизма. И от уровня их подготовленности во многом зависит адекватность ранжирования спортсменов в ходе соревновательной борьбы. Поэтому в системе спорта важнейшим направлением является совершенствование процесса подготовки судей. В статье представлены результаты исследования, ставящего своей целью изучение эффективности применения при
подготовке судей по фехтованию мультимедийного компьютерного комплекса. Доказана существенность положительного влияния этого комплекса на собственно процесс обучения судейству, а также на процесс тестирования психофизиологических качеств обучаемых.
Ключевые слова: мультимедийный компьютерный комплекс, процесс подготовки судей, фехтование, технические средства обучения.
APPLYING MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN FENCING REFEREE TRAINING
Gennady Borisovich Shustikov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Igor Viktorovich Bondarev, the Master of Sports of International Grade, competitor, Vladimir Ser-geevich Terekhin, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Performance evaluation of athletes makes a huge difference in sport. In many sports preciseness of results' assessment depends on development of technical means. An outcome of referee's work is an appraisal of work of athlete, coach and those specialists who take part in the whole system of perennial training. Referees are an important part of this complex mechanism. Correctness of athletes' ranging during the competition depends of referees' training level. That is why in sports the most important trend is development of referees' training. The article presents results of the research aimed to study the efficiency of multimedia computer complex in fencing referee training. Positive effect on referee training process and psychophysiological testing process of trainees is proven.
Keywords: multimedia computer complex, referees training process, fencing, technical means of training.
ВВЕДЕНИЕ
Спорт стал считаться полноправным видом труда, а судейская деятельность - особой профессией. Необходима целенаправленная подготовка к успешному осуществлению этой деятельности [8]. Проблема повышения качества подготовки судей в единоборствах, в том числе - в фехтовании может быть решена с помощью применения современных технических средств обучения. Так, например, в работе Г. С. Султанахмедова [6] показана эффективность видеосъемки, осуществляемой во время технико-тактических заданий борцов и ее последующий анализ и сопоставление с техникой, демонстрируемой элитными спортсменами на соревнованиях.
В исследовании А.Ш. Гаданова [2] эффективность применения мультимедийных средств объясняется изменением привычной логики образовательного процесса, которая идет не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению; и позволяет одновременно решать три задачи: учебно - познавательную; коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания); 3) социально-ориентационную.
В работе Д.В. Белых-Силаева [1] доказано, что использование мультимедийных средств в обучении имеет ряд преимуществ перед традиционной методикой обучения, среди которых, на наш взгляд, наиболее существенными являются следующие:
- возможность формирования глубоких и прочных знаний благодаря интерактивному воздействию мультимедийных средств обучения на психические познавательные процессы - ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь, а также на эмоции человека, дает возможность проводить тренировку на высоком эмоциональном фоне;
- возможность практической отработки полученных знаний, формирования умений и устойчивых навыков в системе обратной связи;
- возможность развития различных типов мышления, таких как предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, творческое (креативное);
- решение проблемы снижения нагрузки на тренера;
- возможность осуществления обучения дистанционно, путем проведения совместных тренировок по видео мостам между тренерами и спортсменами, находящимися на больших расстояниях друг от друга, в разных регионах страны, в разных странах мира.
В исследовании А.Р. Хайрулина [7] был разработан программно-диагностический комплекс «Моделирование судейства соревнования по тхэквондо» для тестирования и обучения спортивных судей. В работах других авторов (О.Б. Дмитриев [3], Д.Н. Маркелов [4]) мультимедийные компьютерные средства также использовались для подготовки и тестирования судей в каратэ и тхэквондо. Однако, в фехтовании до настоящего времени подобных исследований неизвестно, кроме того, подготовка судей, и присвоение судейских категорий в фехтовании проводится без строгой регламентации со стороны главного судейского комитета федерации фехтования РФ. Судейские семинары являются главной и практически единственной формой обучения судей, как в фехтовании, так и в других видах единоборств. Однако, в силу своей непродолжительности, семинары зачастую не могут решить большое количество стоящих перед ними задач, в силу ограниченности по времени и недостаточной эффективности традиционных средств и форм обучения. Таким образом, введение мультимедийного компьютерного комплекса в практику подготовки судей по фехтованию, является обоснованным шагом, соответствующим современным требованиям системы функционирования спорта.
Термин «мультимедиа» происходит он от соединения латинских слов «multum» (много) и «media, medium» (средоточие, средство, способ). Таким образом, в наиболее широком смысле слова, этот термин означает «многие среды». В более узком смысле этот термин применяют к компьютерным программам, работающим с разными видами информации - визуальной, графической, звуковой. В работе А.Б. Соловьева [5] подчеркивается, что под «мультимедиа» следует понимать такое дидактическое компьютерное средство, кото -рое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью нескольких модальностей, обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемических процессов, позволяет тем самым реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению как педагогических целей обучения, так и целей развития, содействует формированию индивидуальности обучающегося. Считается, что при применении мультимедиа технологий могут использоваться как линейные (односторонние) способы работы с информацией, так и интерактивные (нелинейные) способы. Последние позволяют пользователю программ, участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие в данном процессе двух и более сторон называется «интерактивностью».
Разработанный нами мультимедийный компьютерный комплекс позволяет организовать как обучающий режим функционирования компьютерной среды, так и диагностический анализ профессионально важных психофизиологических параметров пользователя и его базовых судейских умений и навыков. Комплекс выступает в виде «тренажера» по развитию профессиональных судейских качеств.
Работа с мультимедийным компьютерным комплексом состоит из трех разделов: тестирование профессионально важных психофизиологических качеств и профессиональных знаний судьи; разбор сложных для судейства ситуаций соревновательной деятельности фехтовальщиков (может проводиться либо в обучающем, либо в тестирующем режимах); судейство реальных боев (также может проводиться как в обучающем, так и в тестирующем режимах). В первом разделе пользователь проходит психофизиологическое тестирование, в процессе которого проверяется степень соответствия его профессионально-важных качеств необходимому для успешного судейства уровню. Также он отвечает на 15 вопросов по теоретическим и практическим вопросам судейства. Система контроля данного раздела имеет пятибалльную шкалу оценок. Во втором разделе пользователю предлагаются видеофрагменты ситуаций сложных для судейства,
расположенных в порядке возрастания их трудности. После прохождения этого этапа в режиме обучения предлагается несколько видеофрагментов в режиме тестирования. Ответы ограничены по времени. По окончании тестирования выводится результат. В третьем разделе пользователю предлагается осуществить виртуальное судейство реальных боев (видеозаписи с крупных международных турниров). После прохождения режима обучения пользователь переходит к режиму тестирования. Длительность контрольного задания составляет 10 минут. Система контроля предполагает, что тест будет считаться пройденным, если количество ошибок будет равно нулю.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью доказательства эффективности разработанного нами мультимедийного компьютерного комплекса, мы проводили занятие с 20 студентами старших курсов кафедры теории и методики фехтования НГУ им П.Ф. Лесгафта, имеющими начальное представление о судействе фехтовальных боев. В начале эксперимента всем испытуемым была предоставлена возможность пройти обучение по традиционной методике проведения судейского семинара, после чего все студенты приняли участие в судействе боев на соревнованиях городского уровня, проведя от 4 до 6 боев каждый. На следующем этапе эксперимента (следующем судейском семинаре) был применен, разработанный нами мультимедийный компьютерный комплекс. После обучения студенты также приняли участие в судействе соревнований городского уровня. На заключительном этапе экспериментальной работы студентам предлагалось оценить по десятибалльной шкале эффективность средств и методов обучения, как с применением мультимедийного компьютерного комплекса, так и по традиционной методике
РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе исследования были получены данные, которые представлены в таблице.
Таблица - Сопоставление уровня эффективности средств и методов подготовки начинающих судей (п=20)_
Вид средства подготовки Традиционная методика Применение мультимедийного компьютерного комплекса
Тестирование психофизиологических качеств 6,3 7,1
Тестирование знаний 8,2 8,4
Обучение 8,7 9,8
Тестирование практики судейства 8,3 8,5
Таким образом, по таким аспектам обучения, как тестирование знаний и тестирование практики судейства различия несущественны. В то же время в отношении тестирования психофизиологических качеств и собственно процесса обучения судейству испытуемые отметили значительно большую эффективность мультимедийного компьютерного комплекса в сравнении с традиционной методикой. Полученный результат можно объяснить тем, что при применении компьютерных средств обучения, удалось обеспечить более глубокое погружение участников эксперимента в обучающую среду, снизить влияние отвлекающих факторов. В целом, данное исследование показало, что предлагаемая методика начального обучения более эффективна, чем традиционная. Обучение судей-новичков считалось полностью завершенным при отсутствии ошибок во всех тестах. После этого судья мог претендовать на вторую судейскую категорию.
ВЫВОДЫ
1. Под мультимедийными технологиями следует понимать такие технологии, которые используют дидактические компьютерные средства, которые, предъявляя содержание учебного материала в интерактивной форме, обеспечивают эффективное протекание пер-цептивно-мнемических процессов, позволяет тем самым более полно реализовать
основные дидактические принципы процесса обучения; особенно эффективными такие технологии могут быть при подготовке судей по фехтованию и другим единоборствам, поскольку процесс спортивного противостояния в этих видах спорта характеризуется сложностью, скоротечностью и попытками спортсменов ввести друг друга и судей в заблуждение, что осложняет процесс судейства.
2. Методика проведения судейского семинара при подготовке судей по фехтованию с использованием для обучения и тестирования мультимедийного компьютерного комплекса, оказалась по оценке самих обучаемых более эффективной, по сравнению с традиционной методикой. в отношении тестирования психофизиологических качеств и собственно процесса обучения судейству.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белых-Силаев, Д.В. Визуализация действий юных борцов греко-римского стиля на основе мультимедийных технологий в процессе выполнения заданий технико-тактической подготовки / Д.В. Белых-Силаев, Г.Н. Германов, Ч.Т. Иванков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 34-38.
2. Гаданов, А.Ш. Исследование показателей профессионально-личностного развития спортсменов-единоборцев на основе интерактивных методов педагогического воздействия (на примере дзюдо) / А.Ш. Гаданов, З.Ш. Гаданов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 7 (89). - С. 34-39.
3. Дмитриев, О.Б. Методика подготовки судей, тренеров и спортсменов по правилам и судейству с помощью мультимедиа системы «соревнования по каратэ» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дмитриев О.Б. - Ижевск, 2003. - 23 с.
4. Маркелов, Д.Н. Методика обучения судей в тхэквондо на основе автоматизированного информационного комплекса : дис. ... канд. пед. наук / Маркелов Д.Н. - Волгоград, 2010. - 148 с.
5. Соловьев, А.Б. Педагогические условия использования средств мультимедиа в совершенствовании образовательного процесса по дисциплине "Гимнастика" в вузе : дис. ... канд. пед. наук / Соловьев А.Б. - Челябинск, 2010. - 167 с.
6. Султанахмедов, Г.С. Особенности применения мультимедийных средств с целью совершенствования технико-тактических действий в вольной борьбе / Г. С. Султанахмедов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 231-233.
7. Хайрулин, А.Р. Комплексный подход к методике подготовки спортивных судей в единоборствах (на примере тхэквондо) : дис. ... канд. пед. наук / Хайрулин А.Р. - СПб., 2008. - 250 с.
8. Ким, Н.В. Компоненты профессиональной деятельности судьи по спортивной гимнастике / Н.В. Ким, Р.Н. Терехина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 144-147.
REFERENCES
1. Belyh-Silaev, D.V., Germanov, G.N. and Ivankov, C.T. (2014), "Action visualization of junior Greco-Roman wrestlers based on multimedia technologies in the process of technical and tactical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 34-38.
2. Gadanov, A.S. and Gadanov Z.S. (2012), "Research on professional and personal development indicators of martial artists based interactive methods of pedagogical impact (e.g. judo)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 34-39.
3. Dmitriev, O.B. (2003), Methods of referees, coaches and athletes rules and refereeing training via multimedia system "karate competitions", dissertation, Izhevsk.
4. Markelov, D.N. (2010), Methods of referee training in taekwondo via automatic informational complex, dissertation, Volgograd.
5. Solovev, A.B. (2010), Pedagogical conditions of multimedia use in educational process' improvement in gymnastics in university, dissertation, Chelyabinsk.
6. Sultanahmedov, G.S. (2018), "Features of multimedia means use with the aim to improve technical and tactical actions in freestyle wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 231-233.
7. Hajrulin, A.R. (2008), Complex approach to methods of referee training in martial arts (e.g. taekwondo), dissertation, St. Petersburg.
8. Kim, N.V. and Terekhina, R.N. (2011), "Components of sport gymnastics referee professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 144-147.
Контактная информация: zavkaf58@mail.ru
Статья поступила в редакцию 01.04.2019
УДК 796.077.5
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Данил Викторович Ярошенко, кандидат педагогических наук, доцент, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры
Аннотация
Представлена разработанная в процессе исследования профессиональная модель формирования установки на познание культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью. Методологический аспект работы определен системным подходом к подготовке спортивных менеджеров в вузе физической культуры и формированием установки на познание культуры управления. Особое внимание уделено организационному, содержательному и аналитическому этапам исследования.
Ключевые слова: дидактика, модель, культура, этика, власть, управление, спортивная личность, эксперимент, мышление.
DIDACTIC BASES OF KNOWLEDGE OF CULTURE OF MANAGEMENT OF
SPORTS ACTIVITY Danil Viktorovich Yaroshenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical
Culture
Annotation
The article presented the developed in the process of the research the professional model of the formation of the setting on the knowledge of the culture of management of physical culture and sports activities. The methodological aspect of the work is determined with the systematic approach to the training of the sports managers in the university of physical culture and the formation of the setting on the knowledge of management culture. Special attention is paid to the organizational, substantive and analytical stages of the study.
Keywords: didactics, model, culture, ethics, power, management, sports personality, experiment, thinking.
ВВЕДЕНИЕ
Работа в самом широком понимании посвящена исследованию проблемы взаимосвязи культуры управления и образования в вузе физической культуры направленность обучения будущих спортивных менеджеров, система ценностей, учебные дисциплины, способы взаимоотношений студентов и преподавателей). По сути, речь идет о дидактических основах познания культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью [6].
Это, по мнению автора, новое, активно формирующееся научное направление исследований в сфере спортивного менеджмента. Моделирование при этом играет важную роль в разработке соответствующих рекомендаций для практической деятельности в образовательном процессе вуза физической культуры.
В качестве научной новизны исследования мы относим введение в научный оборот понятия «культуроуправленческий образ мышления в системе спортивного менеджмента», а практической значимости исследования - спецкурс «Спортивный менеджер в культурных и властных отношениях», который рекомендуется использовать в вузе физической