Научная статья на тему 'Эффективность интегрального формирования и развития компетенций у студентов физкультурного вуза'

Эффективность интегрального формирования и развития компетенций у студентов физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПОРТИВНЫЕ СУДЬИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевицкий Иван Сергеевич, Глембоцкая Янина, Лепешкин Давид

Статья посвящена проблеме формирования и развития профессиональных компетенций у студентов вуза физической культуры. Представленные материалы имеют прикладное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of integrated formation and development of competences of students of sport higher education institution

This article is dedicated to the problem of student’s formation and development of professional competence in sports higher schools. The material of our investigation has got applied function.

Текст научной работы на тему «Эффективность интегрального формирования и развития компетенций у студентов физкультурного вуза»

Контактная информация: opletin.a@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2017

УДК 796.077.5

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕГРАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Иван Сергеевич Перевицкий, кандидат педагогических наук, доцент, Янина Глембоцкая, соискатель, Давид Лепешкин, аспирант Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования и развития профессиональных компетенций у студентов вуза физической культуры. Представленные материалы имеют прикладное значение.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, коммуникативные компетенции, спортивные судьи.

EFFICIENCY OF INTEGRATED FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMPETENCES OF STUDENTS OF SPORT HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Ivan Sergeevich Perevitskij, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Janina Glembockaja, the competitor, David Lepeshkin, the postgraduate student Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka

Annotation

This article is dedicated to the problem of student's formation and development of professional competence in sports higher schools. The material of our investigation has got applied function.

Keywords: professional competence, communicative competence, sport referee.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из подходов к решению вопроса формирования и развития профессиональных и общекультурных компетенций студентов спортивных вузов может являться интегрирование и взаимное дополнение различных изучаемых дисциплин. Например, изучение правил спортивных соревнований, конвенционных жестов и голосовых команд спортивных судей на английском и русском языках с применением мультимедийных технологий способствует дополнению друг друга дисциплин «спортивная тренировка на различных этапах подготовки» и «иностранный язык». И, что особенно важно, повышает у студентов интерес к занятиям этими дисциплинами, и как следствие, более глубокому и расширенному их изучению, и формированию не только узконаправленных профессиональных компетенций, а также коммуникативных и спортивно-судейских компетенций. Такое интегрирование различных дисциплин способствует повышению спортивно-технического мастерства студентов-спортсменов для выступлений на международных соревнованиях, так как четкое представление о правилах и жестах судьи в их иноязычных значениях помогает избежать ошибок и неточностей в толковании судейских команд [1].

На практике это выглядит следующим образом. Сначала, в соответствие с утвержденной программой, студенты кафедры Теории и методики спортивных единоборств и тяжелой атлетики на занятиях по специализации изучают вопросы, связанные с правилами вида спорта и деятельностью судейского аппарата на соревнованиях [4, 5].

Затем на занятиях по иностранному языку в результате внедрения компьютерной презентации на экране в аудитории высвечивается изображение определенного судейско-

го жеста по одному из предложенных видов спорта (спортивная борьба, самбо, бокс, фехтование, тяжелая атлетика и др.). Наиболее подготовленные, выбранные тьютором студенты задают вопросы другим членам группы, какой представлен вид спорта, как этот жест озвучивается на русском и английском языках (время на озвучивание составляет не более 10 секунд). Если на экране высвечивается только название жеста на одном из языков, то следуют вопросы: как название жеста звучит на другом языке; следует просьба изобразить жест, выполнив штриховой рисунок фигурок судей с соблюдением основных пропорций или графически изобразить позы, а также самому изобразить динамику движений судей. Студенты в форме диалога или полилога (вопрос-ответ/ы) обсуждают какие жесты им хорошо знакомые по роду их профессиональной деятельности, какие «жесто-вые» замечания получали они или их команда на международных соревнованиях. После этого, студенты получают задание на дом, сделать реферат, в котором необходимо раскрыть значения и смысловые нагрузки определенных пунктов официальных правил соревнований видов спорта (изложенных на английском языке), которыми они занимаются. На последующих занятиях студенты делают доклады по своим рефератам. Блок этих занятий завершается раздачей материала итогового тестирования, которым проверяются полученные знания о судейских жестах на соревнованиях по различным видам спорта. Тестирование предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы [2, 3].

В заключение, на занятиях по специализации студентам демонстрируются видеоматериалы ситуаций состязаний спортсменов различной квалификации и возраста, которые они должны оценить, продемонстрировав свою оценку или подав соответствующую судейскую команду, после этого студент поясняет свое решение, оперируя знаниями правил международных спортивных соревнований и правил национальных спортивных соревнований [6].

Контроль эффективности обучения иностранному языку и эффективности обучения профессиональным, коммуникативным и спортивно-судейским компетенциям происходит на соответствующих кафедрах.

ВЫВОДЫ

На основании вышеизложенного сделаны следующие выводы: интегрирование и конкретное взаимное дополнение различных дисциплин, изучаемых в вузе физической культуры, и внедрение мультимедийных технологий на занятиях по специализации и иностранному языку дает толчок к разработке новых методик преподавания, которые способствуют повышению эффективности формирования коммуникативных и профессиональных компетенций у студентов. А это требует от преподавателей напряженного труда по подготовке обучающих материалов, владения современными компьютерными средствами и соответствующего материального и технического обеспечения.

Изучение значений и смысловых нагрузок правил спортивных соревнований и конвенционных жестов спортивных судей на русском и иностранном языке вносит не только теоретический, но и конкретный практический вклад в формирование и развитие профессиональных, коммуникативных, интеллектуальных и судейских компетенций студентов физкультурного вуза на занятиях по специализации и иностранному языку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глембоцкая, Я.И. Media Studying of conventional signals of sports referees by students of sport higher schools at English lessons // Proceedings of The first all-Russian conference of young scientists («Contemporary tendencies for developing physical education and sport») / Нац. гос. Ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2008. - С. 4-6.

2. Глембоцкая, Я.И. Создание и применение мультимедийных презентаций русско-английских значений конвенционных жестов спортивных судей по хоккею / Я.И. Глембоцкая // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Олимпийские игры и современное общество». - Малаховка, 2014. - С. 84-88.

3. Глембоцкая, Я.И. Подготовка и создание мультимедийного формата обучения студентов вузов физической культуры на занятиях по английскому языку / Я.И. Глембоцкая, Н.А. Шнайдер // Современный научный вестник. - 2015. - № 2. - С. 19-23.

4. Лепешкин, Д.И. Классификация спортивно-судейских компетенций в тяжелой атлетике / Д.И. Лепешкин // Сборник материалов научных конференций студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей МГАФК. XXIV выпуск / Московская гос. акад. физ. культуры. -Малаховка, 2015. - С. 155-159.

5. Перевицкий, И.С. Квалификационные признаки судьи в спортивной борьбе / И.С. Перевицкий // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 74-77.

6. Перевицкий, И.С. Использование мультимедиа для подготовки арбитров к соревнованиям по спортивной борьбе / И.С. Перевицкий, А. С. Шифррин // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - № 12. - С. 163-168.

REFERENCES

1. Glembockaja, J. (2008), "Media studying of conventional signals of sports referees by students of sport higher schools at English lessons", Proceedings of The first all-Russian conference of young scientists («Contemporary tendencies for developing physical education and sport»), Lesgaft University, St. Petersburg, pp. 4-6.

2. Glembockaja, J. (2014), "Creation and application of the multimedia presentations of Russian-English values of conventional gestures of hockey judges", Materials of the All-Russian scientific and practical conference with the international participation "The Olympic Games and modern society", MSAPE Malakhovka, pp. 84-88.

3. Glembockaja, J. and Schneider N.A. (2015), "Preparation and creation of a multimedia format of training of students of higher schools of physical culture at English classes", Modern scientific bulletin, No. 2, pp. 19-23.

4. Lepeshkin, D.I. (2015), "Classification of sports and judicial competences of weightlifting", Materials of scientific conferences of students, undergraduates, graduate students and applicants of MSAPE, XXIV release, Malakhovka, pp. 155-159.

5. Perevitskij, I.S. (2010), "Qualification signs of the judge in wrestling", Theory and practice of physical cultures, No. 3, pp. 74-77.

6. Perevitskij, I.S. (2011), "Usage of multimedia for training of arbitrators for wrestling competitions", Newsletter of Tambov University, No. 12, pp. 163-168.

Контактная информация: glembockaja@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2017

УДК 797.217.2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ В ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЯХ СИНХРОННОГО

ПЛАВАНИЯ

Кристина Сергеевна Пигида, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

Соревновательные действия синхронного плавания подразумевает выполнение движений с постоянным изменением положений, что требует от спортсмена постоянного контроля действий, оценки изменяющейся ситуации, и своевременной коррекции в технике. Способность спортсмена контролировать движения в воде должна формироваться с первых занятий. Для тренера важна информация о способности спортсмена, выделять и, следовательно, контролировать главные элементы выполняемого движения, что позволит использовать краткие конкретные команды для обратной связи.

Ключевые слова: синхронное плавание, контроль и самоконтроль, горизонтальные позиции синхронного плавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.