Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИЧИНА ПРЕДМЕТОВ / РЕБЕНОК / ДЕТСКИЙ САД / ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ондар Чечена Момужаевна, Даржап Цецег Олеговна

В данной статье авторами представлены результаты изучения научно-методической педагогической литературы и практики современного дошкольного образования по проблеме методического сопровождения во время формирования представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста. В ходе написания исследования была подтверждена актуальность выбранной темы. Тема о величине предметов в рамках формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста является обязательной. Также авторы приходят к мнению, что перечисленные в психолого-педагогической литературе аспекты и методы развития знаний по данной теме, являются несколько устаревшими и оторваны от жизни. Поэтому у педагогов во время практических занятий возникают затруднения в разработке и планировании образовательного процесса, способствующего формированию познавательной деятельности. Кроме того, предложенные методики по сопровождению занятий обосновываются практической апробацией на базе конкретного детского сада в старшей группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ондар Чечена Момужаевна, Даржап Цецег Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF IDEAS ABOUT THE SIZE OF OBJECTS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

In this article, the author presents the results of scientific and methodological pedagogical literature and the practice of modern preschool education review on the problem of methodological support during the formation of ideas about the size of objects in children of senior preschool age. In the course of the following study, the relevance of the topic is confirmed by the obligatory passage of the topic on the size of objects in the framework of the formation of elementary mathematical representations. Also, the aspects and methods of developing knowledge on this topic listed in the psychological and pedagogical literature are outdated. Therefore, teachers during practical classes have difficulties in developing and planning the educational process that contributes to the formation of cognitive activity. In addition, the proposed methods for accompanying classes are substantiated by practical testing on the basis of a specific kindergarten in the senior group.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.2

doi 10.24411/2221-0458-2022-103-40-50

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Даржап Ц.О., Ондар Ч.М.

Тувинский государственный университет, Кызыл

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF IDEAS ABOUT THE SIZE OF OBJECTS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Ts.O. Darzhap, Ch.M. Ondar Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье авторами представлены результаты изучения научно-методической педагогической литературы и практики современного дошкольного образования по проблеме методического сопровождения во время формирования представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста. В ходе написания исследования была подтверждена актуальность выбранной темы. Тема о величине предметов в рамках формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста является обязательной. Также авторы приходят к мнению, что перечисленные в психолого-педагогической литературе аспекты и методы развития знаний по данной теме, являются несколько устаревшими и оторваны от жизни. Поэтому у педагогов во время практических занятий возникают затруднения в разработке и планировании образовательного процесса, способствующего формированию познавательной деятельности. Кроме того, предложенные методики по сопровождению занятий обосновываются практической апробацией на базе конкретного детского сада в старшей группе.

Ключевые слова: величина предметов; ребенок; детский сад; измерительная деятельность; методическое сопровождение; педагог

In this article, the author presents the results of scientific and methodological pedagogical literature and the practice of modern preschool education review on the problem of methodological support during the formation of ideas about the size of objects in children of senior preschool age. In the course of the following study, the relevance of the topic is confirmed by the obligatory passage of the topic on the size of objects in the framework of the formation of elementary mathematical representations. Also, the aspects and methods of developing knowledge on this topic listed in the

40

psychological and pedagogical literature are outdated. Therefore, teachers during practical classes have difficulties in developing and planning the educational process that contributes to the formation of cognitive activity. In addition, the proposed methods for accompanying classes are substantiated by practical testing on the basis of a specific kindergarten in the senior group.

Keywords: size of objects; child; kindergarten; measuring activity; methodological support; teacher

Система дошкольного образования, в настоящий момент подразумевает, что дети должны освоить определенный набор знаний, который пригодится им в дальнейшем школьном обучении и в повседневной жизни. Особое внимание развитию воспитанников уделяется в период старшего дошкольного возраста, когда педагог продолжает воспитательную деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей. Под математическим развитием принято понимать качественные изменения в познавательной деятельности

дошкольников, происходящие при непосредственном педагогическом

воздействии, выполнении логических операций и дидактических упражнений, включенных в методическое

сопровождение [1, с. 88].

Согласно многочисленным исследованиям по данной теме, можно сделать вывод, что дети дошкольного возраста могут освоить элементарные начальные математические знания. При этом определение методического сопровождения, а именно форм и способов обучения

должно соответствовать возрастным возможностям детей, требованиям Программы конкретного детского сада и стандартам дошкольного образования [2, с. 45]. Вопросом формирования

представлений о величине предметов у старших дошкольников в разное время занимались многие отечественные практики. К их числу относятся Е.И. Тихеева, Л.В. Глаголеева, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушина, Н.Н. Поддьяков, В.В. Давыдов, Г.А. Корнеева, А.А. Смоленцева, Н.И. Фрейлах и другие. Результаты их исследований гласят, что во время формирования знаний о величине у дошкольников, следует использовать эталонные меры, что будет способствовать быстрому освоению данных представлений и развитию познавательных процессов [3, с. 98].

В старшей группе развитие детей опирается на сенситивный подход, когда формирование математических представлений происходит с учетом их повышенной чувствительности и восприимчивости к внешним воздействиям. Особенно ярко данный подход выражается во время

обучения дошкольников представлениям о величине предметов. Поэтому в этом возрасте детей продолжают учить сравнивать предметы относительно их величины, раскладывать предметы по размерам, в порядке убывания или возрастания. Одновременно происходит функциональное развитие речи

дошкольников, чтобы они умели отражать в речи размерные отношения предметов (синий мяч больше, красная лента длиннее и т.п.). За счет чего совершенствуется словесно-логическое мышление ребенка, поэтому он, во время выполнения упражнений, на сравнение предметов, осознает относительность их величины по сравнению с другим предметом.

Дети старшего дошкольного возраста могут сознательно управлять своим вниманием, поэтому педагогу легче направлять и удерживать внимание воспитанников на определенных предметах. Ребенок легче овладевает простейшими способами измерения, наполняя свои действия осознанным содержанием, которое непосредственно способствует развитию представлений о величине предметов - их длины, высоты, объема и массы.

В психолого-педагогической

литературе перечислены устаревшие аспекты и методы развития знания о величине предметов, которые оторваны от жизни. Из-за чего в практике у педагогов возникают затруднения в разработке и планировании

образовательного процесса, для

формирования последовательных действий. Опираясь на изученность проблемы, можно выделить следующие рекомендации по методике формирования данных

представлений. В ходе занятий дети должны научиться устанавливать и понимать цель, способы и правила деятельности по освоению представлений о величине предметов. Поэтому необходимо

своевременно совершенствовать

методическое сопровождение

математических занятий в детском саду [4, с. 182]. Оно должно быть с конкретизированным содержанием и направлено на поиск наиболее действенных методов педагогического руководства. Для чего педагогу нужно разрабатывать и внедрять в практическую деятельность детского сада лучших и инновационных дидактических средств.

В связи с этим современная практика дошкольного образования рекомендует проводить упражнения на определение нарушений в закономерности расположения предметов. К ним относятся следующие упражнения: «Разложи по порядку», «Наведи порядок», «Построй по росту», «Найди правильное место предмета», «Узнай, какой предмет в ряду лишний», «Какого предмета не хватает?» и др. Эффективность проведения данных упражнений

подтверждается результатами исследований В.В. Даниловой, Т.Д. Рихтерман и З.И. Бажан, которые доказывают, что умение дошкольников ориентироваться в величине

предметов зачастую зависит от их глазомера. Именно его развитие способствует овладению детьми методов сравнения предметов, ведь и в старшем дошкольном возрасте дети учатся определять величину предметов на глаз. Вышеперечисленные упражнения как раз помогают развивать глазомер детей, когда во время выполнения поставленных задач он непосредственно взаимодействует с предметом, определяя его величину на глаз [5, с. 71].

Стоит помнить, что в начале детей знакомят как сравнивать предметы по длине, ширине или высоте во время практических действий, путем наложения или приложения, и только после при помощи определенных метрик измерения. Для этого ребенку нужно непосредственно взаимодействовать с предметом (взять его в руки, повертеть), так из практических действий, выполняемых руками, он обобщает полученные результаты для измерения показателей величины предметов. Из чего следует, что старшие дошкольники благодаря педагогическому воздействую должны научиться: определять конкретные измерения величины предметов при непосредственном сравнении двух и более объектов. Также они учатся выделять в наглядном предмете разные параметры величины, отметим, что дети данного возраста легче сравнивают размеры плоских предметов, чем

объемных. Таким образом задача педагога обучить воспитанников видеть

трехмерность понятий величины предметов, для этого следует обучить детей показывать указываемое то или иное измерение величин. В дальнейшем страшим дошкольникам будет намного легче воспринимать и осознавать перспективу предметов, которые находятся на относительно разном расстоянии от них. Способы формирования навыков сравнивать массу предметов происходит за счет эталонного образца, во время построения сериационного ряда.

В связи с чем, многие практики рекомендуют педагогам во время практических занятий использовать в качестве измерительного материала одинаковые предметы разной величины. Это могут быть карандаши, фишки-эквиваленты, кубики, ленты, палочки, пуговицы и другие подобные предметы. По мнению И.А. Помаревой, помимо упражнений на выявление величины предметов во время занятий, необходимо прививать детям навык самостоятельного поиска в окружающей обстановке предметов и объектов для измерительной деятельности [6, с. 238]. Так в групповом помещении можно определять величину столов, табуреток, игрушек, объем воды, который необходим для полива комнатных растений и т.п. Также во время прогулки можно проговаривать с детьми величину

объектов игровой площадки, предлагая сравнить имеющиеся на участке различные предметы. Однако, во время измерительной деятельность, когда ребенок устанавливает зависимость между величиной, меркой и полученным результатом, необходимо также научить его производить поэтапное сравнение. Под этой деятельностью подразумевается: в первую очередь неоднократно повторить свои измерения, для подтверждения правильности выполняемых действий. После чего, сопоставить полученные в ходе измерения результаты с характеристиками других предметов, чтобы отметить, правильно ли он понял задание, а также возможные произошедшие изменения или их отсутствие. В случае различий в величине предметов или объектов, ответить на вопросы - почему так, каким образом, из-за чего и т.д. После чего, дошкольнику необходимо дать умозаключение о полученных результатах измерения величины предметов, доказав и показав свое решение во время наглядной демонстрации проводимых измерительных исчислений.

В современной педагогической практике, чтобы научить детей определять величину предметов на глаз, предлагается активно использовать игрушки - кубики, матрешки, пирамидки, мячи и другое [7, с. 5-6]. Так во время математических занятий воспитатель может выставить два или три

кубика разного размера и дать ребенку возможность, на глаз подобрать подобные по величине кубики из оставшихся. Также можно предложить дошкольнику выстроить из этих кубиков большую или маленькую башню, сравнить их по высоте, количеству использованных для этого кубиков и прочее.

При организации дидактических игр и упражнений использовались средства эмоционального воздействия для повышения интереса воспитанников к измерительной деятельности. Для формирования

измерительной деятель-ности по

определению величины предметов можно использовать сюжетные дидактические игры, в которых будут роли, игровые действия, соответствующее игровое оборудование.

Для наглядности предлагаемых в данном исследования упражнений, которые составили методическое сопровождение во время формирования представлений о величине предметов, нами были проведены практические занятия на базе МБДОУ Детский сад №33 г. Кызыла. Предлагаемые ниже упражнения были проведены у старших дошкольников, в количестве 30 детей.

Первое упражнение: Как Васе узнать какая лестница длиннее?

Задачи: формировать представление о сохранении длины объекта; учить сравнивать длины двух объектов, которые нельзя непосредственно наложить друг на друга.

Материал и оборудование: на листочке две нарисованные лестницы; две мерки.

Содержание - педагог предлагает ситуацию:

- Чтобы собрать яблоки с самого высокого дерева Васе нужна лестница. Как Васе узнать какая лестница длиннее? (предположение ребенка)

- Для того, чтобы измерить и выбрать подходящую лестницу, возьмите ленты мерочки, вот они (показывает).

- Давайте измерим сначала одну лестницу, потом вторую ...

Во время данного упражнения педагог осуществляет руководство измерительной деятельностью через напоминание алгоритма измерения и задает уточняющие вопросы.

Второе упражнение: Такие разные фигуры

Задачи: уточнить представление о длине и ширине предметов, используя измерение с помощью условной мерки; осознание трехмерности предметов.

Материал и оборудование: карточки с нарисованными геометрическими фигурами, полоски-мерки, набор блоков Дьенеша.

Содержание. Ребенку предлагается измерить сначала длину, а затем ширину прямоугольника. После чего сформировать полученные выводы о величине предметов, обосновать результаты измерения длины и ширины.

Также, чтобы сформировать правильное осознание дошкольниками трехмерности величины предметов, используются блоки Дьенеша (рис.1). Педагог предлагает сравнить имеющиеся геометрические фигуры по цвету, по форме и по величине. Так как в этом методическом пособии имеются фигуры самой разной толщины, благодаря им можно развивать у воспитанников знания о толщине и высоте предметов. Это является неотъемлемой частью задачи полного формирования представлений о величине предметов.

Рисунок 1 - Блоки Дьенеша

Третье упражнение: Ленты для волос

Задачи: формировать умение измерять длину предмета и сравнивать результат.

Материал и оборудование: ленты, мерка - полоска, куклы.

Содержание игры - педагог предлагает детям выбрать для волос кукол ленты, из которых можно будет сделать банты.

- Банты должны быть вот такого размера, поэтому нам с вами нужно отрезать ленты такой длины (показывает мерку).

- Как это сделать?

Четвертое упражнение: Где, чей дом?

Задачи: упражнять в определении длины, высоты объектов с помощью линейки; развивать комбинаторные способности.

Материал и оборудование: раздаточный материал с нарисованными домиками разной величины, картинки с изображением мишек.

Содержание:

- Сегодня к нам обратились друзья мишки. Они просят нас выбрать для них подходящие домики, давайте поможем им (раскладывает перед детьми раздаточный материал).

- На улице Солнечная братья Мишки решили построить новые домики (рис. 2), только они не знают какой из домов подходит им. Давайте измерим их и выберем для каждого мишки свой дом (дети прикладыванием и наложением решают какого размера дом подходит тому или иному мишке).

- Определи, где, чей дом? Почему так решили? Какой домик больше/меньше? (дети должны словесно обосновать свое решение, используя соответствующую терминологию о величине предметов).

Усложнение: педагог предлагает детям разложить домики по убыванию или возрастанию, от большего к меньшему. Те же действия можно выполнить с изображением медведей. Также можно определить в какие еще дома может войти маленький Мишка или большой медвежонок. Дети должны обосновать, почему самый маленький мишка может жить в любом домике (он маленький, поэтому может вместиться в дома побольше), а почему большой мишка не может жить в других меньших домиках (он слишком большой, поэтому в домики поменьше не влезет).

Рисунок 2 - Где, чей дом?

Пятое упражнение: Матрешки

Задачи: совершенствовать измерительные умения; выстраивать ряд предметов разной величины; развивать глазомер.

Материал и оборудование: набор Матрешек - игрушек, раздаточный материал с изображением матрешек разного размера.

Содержание: в первую очередь педагог дает детям посмотреть матрешек (взять в руки, повертеть), после чего предлагает им разложить их от большего к меньшему и наоборот. Дает им попробовать собрать матрешки в одну (самую большую), сравнивая размер (дети должны понимать, что при сборе игрушки, необходимо вкладывать в большую матрешку меньшую по размеру до тех пор, пока все они не войдут в одну большую. Точно также дошкольники понимают, что большая по размеру матрешка не вместиться в маленькую и т.д. Следующим этапом

воспитатель раздает детям заготовки матрешек, вырезанных из бумаги, они разного размера. После чего предлагает детям выложить изображения от большей матрешки к меньшему. Найти пару матрешки по размеру, среди раздаточного материала у соседа (рис. 3).

Усложнение: педагог просит детей выбрать высокую и низкую матрешку, используя шаблоны заготовок (они пытаются расположить их на столе верным образом, могут обвести контур матрешек карандашом на листе и сравнить какая большая, а какая маленькая). В ходе работы педагог подводит детей к выводу, что лучше использовать условную мерку (изображение или саму матрешку) для наиболее быстрого решения ситуации. Игру можно повторить с другим заданием (измерить при помощи измерительного прибора - это могут быть ленты-мерки или линейка).

Рисунок 3 - Матрешки

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в современной практике дошкольного образования педагогу необходимо наполнять занятия по формированию элементарных

математических представлений верным методическим сопровождением [8, с. 65]. Особенно уделять внимание подбору дидактического и раздаточного материала, активно задействовать во время упражнений предметные наглядные пособия. Они будут способствовать быстрому освоению детьми представлений о величине предметов, потому что во время непосредственного содействия с наглядным пособием, ребенок развивает свой глазомер и на «деле» понимает измерительную деятельность.

Данная работа посвящена актуальной проблеме - в настоящее время в планировании практических занятий, в частности во время формирования представлений о величине предметов, у педагога возникают затруднения в разработке и выборе соответствующего дидактического материала. Ведь в условиях

многообразия предлагаемых методик, ему необходимо подобрать именно ту, которая будет развивать познавательный интерес детей и заинтересует их в процессе формирования математических представлений.

Нами была апробирована небольшая часть дидактических рекомендаций для развития знаний о величине предметов у старших дошкольников. В ходе занятий с применением этих методик дети обучались сравнению предметов по длине, ширине, высоте и толщине, учились раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке и обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Тем самым закреплялся их словарный запас специальной терминологией словесного обозначения величины предметов, процесса и результата измерения, а также обоснование собственных выводов.

Наблюдения показали, что полученные знания и умения дети переносили в самостоятельную игровую деятельность: измеряли предметы мебели и

игрушки, осознавали трехмерность представлений о величине предметов, переходя с плоскостного восприятия к объемности предметов и обратно к двухмерным изображениям. Также у дошкольников, благодаря предложенным

Библиографический список:

1. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика : педагогические системы и программы дошкольного воспитания. Москва : Юрайт, 2020. 122 с. Текст : непосредственный.

2. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Москва : Юрайт, 2020. 196 с. Текст : непосредственный.

3. Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата. Москва : Юрайт, 2019. 156 с. Текст : непосредственный.

4. Фрейлах, Н. И. Методика математического развития : учебное пособие. Москва : ФОРУМ, 2017. 240 с. Текст : непосредственный.

5. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Москва : Новая книга, 2012. 196 с. Текст : непосредственный.

6. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Москва : Мозаика-Синтез, 2018. 944 с. Текст : непосредственный.

7. Козлова, С. А. Педагогика предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Текст : непосредственный //

упражнениям развивалась моторика, глазомер и использовался весь спектр возможностей сенситивного восприятия. По итогу занятий дети активно использовали в общении между собой различное обозначение измерения величин.

Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2020. № 2. С. 4-9. 8. Корепанова, М. В. «Моя математика» для старших дошкольников : методические рекомендации для педагогов. Москва : Баласс, 2014. 123 с. Текст : непосредственный. References

1. Smirnova, E. O. Doshkol'naya pedagogika: pedagogicheskie sistemy i programmy doshkol'nogo vospitaniya [Preschool pedagogy: pedagogical systems and programs of preschool education] Moscow: Yurayt, 2020. 122 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Alekseeva, E. E. Psihologicheskie problemy detej doshkol'nogo vozrasta [Psychological problems of preschool children] Moscow: Yurayt, 2020. 196 p. (In Russian)

3. Kuznetsov, V.V Obshchaya i professional'naya pedagogika [General and professional pedagogy: textbook and workshop for applied bachelor's degree]. Moscow: Yurayt, 2019. 156 p. (In Russian)

4. Freilakh, N. I. Metodika matematicheskogo razvitiya [Methods of mathematical development: a textbook]. Moscow: Forum, 2017. 240 p. (In Russian)

5. Mikhailova, Z. A. Igrovye zanimatel'nye zadachi dlya doshkol'nikov [Game entertaining tasks for

preschoolers]. Moscow: Novaya kniga, 2012. 196 p. (In Russian)

6. Pomoraeva, I. A. Zanyatiya po formirovaniyu elementarnyh matematicheskih predstavlenij v starshej gruppe detskogo sada [Classes on the formation of elementary mathematical representations in the senior group of kindergarten]. Moscow: Mozaika-Sintez, 2018. 944 p. (In Russian)

7. Kozlova, S. A. Pedagogika predmetnoj deyatel'nosti detej rannego i doshkol'nogo

vozrasta [Pedagogy of the subject activity of children of early and preschool age]. Methods and practice of education and training. 2020. No. 2. Pp. 4-9. (In Russian) 8. Korepanova, M. V. «Moya matematika» dlya starshih doshkol'nikov : metodicheskie rekomendacii dlya pedagogov ["My mathematics" for older preschoolers: guidelines for teachers]. Moscow: Balass, 2014. 123 p. (In Russian)

Ондар Чечена Момужаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, e-mail: chechena.o@mail.ru

Даржап Цецег Олеговна, магистрант, Кызылский педагогический институт, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, e-mail: dtso22@mail.ru

Chechena M. Ondar, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: chechena.o@mail.ru

Tsetseg O. Darzhap, master's student, Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: dtso22@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.