Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ / ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕРИАЦИЯ / КОНКРЕТНО-ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / BELIEFS ABOUT THE VALUE OF ITEMS MEASURING ACTIVITIES / SERIATION / SPECIFICALLY CONCEPTUAL THINKING / SUBJECT AND ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сейдаметова Э. И.

В статье рассматриваются методические особенности формирования основополагающего компонента усвоения элементарных математических представлений - представления о величине предметов у старших дошкольников. Формирования представлений о величине способствуют расширению представлений о свойствах предметов, развитию навыков дифференцировать эти свойства, выделять их из множества других. Эффективным средством формирования данных представлений является измерительная деятельность. Измеряя, дети учатся точно дифференцировать ширину, длину, высоту предметов. Измерительная деятельность предполагает изучение предмета не только с качественной стороны, но и с количественной. Таким образом, осуществляется более детальное рассмотрение количественных характеристик предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сейдаметова Э. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PECULIARITIES OF FORMATION OF REPRESENTATIONS ABOUT THE SIZE OF OBJECTS IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE THROUGH MEASURING ACTIVITIES

The article deals with the methodological features of the formation of the fundamental component of the assimilation of elementary mathematical concepts - the idea of the magnitude of subjects in older preschoolers. The formation of ideas about the value contribute to the expansion of ideas about the properties of objects, the development of skills to differentiate these properties, to distinguish them from many others. An effective means of forming these representations is the measuring activity. By measuring, children learn to accurately differentiate the width, length, height of objects. Measuring activity involves the study of the subject not only from the qualitative side, but also from a quantitative one. Thus, a more detailed consideration of the quantitative characteristics of the subject.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 373.24

Сейдаметова Э.И. студент 4 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Амет-Уста З.Р., к.пед.н.

старший преподаватель ГБОУВО РК «КИПУ» Россия, г. Симферополь МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: в статье рассматриваются методические особенности формирования основополагающего компонента усвоения элементарных математических представлений - представления о величине предметов у старших дошкольников. Формирования представлений о величине способствуют расширению представлений о свойствах предметов, развитию навыков дифференцировать эти свойства, выделять их из множества других. Эффективным средством формирования данных представлений является измерительная деятельность. Измеряя, дети учатся точно дифференцировать ширину, длину, высоту предметов. Измерительная деятельность предполагает изучение предмета не только с качественной стороны, но и с количественной. Таким образом, осуществляется более детальное рассмотрение количественных характеристик предмета.

Ключевые слова: представления о величине предметов, измерительная деятельность, сериация, конкретно-понятийное мышление, предметно-практические действия.

Seydametov E.I. student

4 course, faculty of Psychology and pedagogical education» State budgetary educational institution of higher education of the Republic of Crimea "Crimean engineering pedagogical University»

Russia, Simferopol Supervisor: Amet-Usta Z.R. Candidate ofpedagogical Sciences, senior lecturer of the State budgetary educational institution of higher education of the Republic of Crimea "Crimean

engineering pedagogical University» METHODOLOGICAL PECULIARITIES OF FORMATION OF REPRESENTATIONS ABOUT THE SIZE OF OBJECTS IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE THROUGH MEASURING ACTIVITIES

Abstract: the article deals with the methodological features of the formation of the fundamental component of the assimilation of elementary mathematical concepts - the idea of the magnitude of subjects in older preschoolers. The formation of ideas about the value contribute to the expansion of ideas about the properties of objects, the development of skills to differentiate these properties, to distinguish them from many others. An effective means of forming these representations is the measuring activity. By measuring, children learn to accurately differentiate the width, length, height of objects. Measuring activity involves the study of the subject not only from the qualitative side, but also from a quantitative one. Thus, a more detailed consideration of the quantitative characteristics of the subject.

Key words: beliefs about the value of items measuring activities, seriation, specifically conceptual thinking, subject and action.

Анализируя педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о величине предметов у старших дошкольников, отметим, что В.Г. Житомирский указывал на следующие факторы, необходимые для формирования данных представлений:

1. Первый фактор заключается в организации предметно-практической деятельности детей для формирования у них начальных представлений о величине.

2. Второй фактор представляет развитие активной речи. Ребенок должен не только использовать в речи термины, относящиеся к величинам предметов, но и понимать их значение. На основе активной речи формируется конкретно-понятийное мышление, умение оперировать понятиями.

3. Третий фактор связан с формированием понятия - величина, соотнесением данного понятия с другими математическими понятиями. Дети должны усвоить, что понятие «величина» в комплексе с другими математическими понятиями выражают отношения.

4. Четвертый фактор определяется развитием понимания детьми представлений о величине предметов - осуществление перехода от развернутых мыслительных действий к свернутым. Происходит переход от предметно-практических действий с предметами к выражению этих действий в речи детей.

5. Пятый фактор - приобретение детьми умений осуществлять самоконтроль и самопроверку. Дети учатся сравнивать каждое действие с предыдущим и последующим, проверять полученные результаты, сопоставляя их с исходными данными.

6. Шестой фактор - систематическое изучение педагогом уровня знаний, умений и навыков по оперированию представлениями о величинах предметов. Это поможет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к дошкольникам [2].

Эти факторы представляют собой комплексный процесс овладения

детьми первичными представлениями о величинах предметов. Каждое условие должно соблюдаться на всех этапах обучения. Формирование представлений о величине требует тщательного подбора наглядных пособий, дидактического материала, а также окружающих ребенка предметов.

Н. И. Непомнящая отмечает, что формируя наглядно с дошкольниками образец ряда предметов и анализируя его, педагогу необходимо обращать внимание на определенные особенности. Такие как последовательность расположения предметов, восходящее или нисходящее направление ряда, постоянную разницу между двумя смежными предметами. Анализ образца является эффективным приемом обучения сериации, так как направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств [4].

Осуществляя правило выбора, ребенок выбирает каждый раз из всех предметов самый длинный или самый короткий, что так же представляет собой средство построения упорядоченного ряда. Оно определяет последовательность действий в виде практического или зрительного сопоставления элементов и выбора необходимого элемента. Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия, самостоятельно, в результате выполнения задания [1].

Проверкой правильного выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предметов друг с другом, так дети учатся понимать то, что оценка размера предмета носит относительный характер.

Еще одним важным направлением работы является развитие глазомера. Детям дают задания найти из пяти предметов равный заданному образцу предмет по размеру, большего или меньшего размера.

Следующий этап - переход к формированию представлений о трехмерности предметов. С этой целью определяются длина, ширина, высота у предметов, занимающих относительно постоянное положение в пространстве, а затем и у других предметов [5].

Также необходимо осуществлять специальные упражнения, в процессе которых деятельность, направленная на измерения величины, связывается с выделением количественных отношений. С этой целью педагог учит пользоваться дошкольника образцом, меркой - посредником, а впоследствии условной меркой, которые выступают как средство преобразования объекта. Такие упражнения позволяют понять, что происходит при изменении одного из измерений при сохранении массы в целом [3].

Использованные источники:

1. Данилова В. В. и др. Обучение математике в детском саду. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 320 с.

2. Житомирский В. Г. Математическая азбука. М. : Проспект, 2010. 178 с.

3. Корнеева Г. А., Родина Е. В. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание. 2002. №3. С. 23-27.

4. Михалкова З. А., Непомнящая Н. И. Математическое развитие дошкольников. СПб. : «Акцидент», 1998. 94 с.

5. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М., 2000. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.