Научная статья на тему 'ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МАССА ПРЕДМЕТОВ / ИЗМЕРЕНИЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / MATHEMATICAL DEVELOPMENT / MASS OF SUBJECTS / MEASUREMENT / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-уста З. Р., Сребняк С. Н.

В статье раскрыты пути и способы формирования представлений о массе предметов у детей старшего дошкольного возраста. Приобретённые на занятиях по математике знания и умения измерять предметы и вещества обязательно следует закреплять в продуктивной деятельности, а также в процессе трудовой деятельности в природе, помощи в быту и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS AND MEANS OF FORMATION OF REPRESENTATIONS ABOUT THE MASS OF OBJECTS IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The article reveals the ways and means of forming ideas about the mass of subjects in preschool children. Acquired in the classroom in mathematics knowledge and skills to measure objects and substances must be fixed in productive activities, as well as in the process of working in nature, help in everyday life, etc.

Текст научной работы на тему «ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 372.34

Амет-Уста З.Р., к.пед.н. доцент кафедры дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь

Сребняк С.Н. обучающаяся группы ЗДО-5-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь Russia, Republic of Crimea, Simferopol ПУТИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрыты пути и способы формирования представлений о массе предметов у детей старшего дошкольного возраста. Приобретённые на занятиях по математике знания и умения измерять предметы и вещества обязательно следует закреплять в продуктивной деятельности, а также в процессе трудовой деятельности в природе, помощи в быту и т.д.

Ключевые слова: математическое развитие, масса предметов, измерение, дети старшего дошкольного возраста.

Amet-Usta Z.R., candidate of pedagogical .N., associate Professor of preschool education and pedagogy faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University" Srebnyak S.N., student of the group ZDO-5-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

WAYS AND MEANS OF FORMATION OF REPRESENTATIONS ABOUT THE MASS OF OBJECTS IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL

AGE

Abstract: the article reveals the ways and means of forming ideas about the mass of subjects in preschool children. Acquired in the classroom in mathematics knowledge and skills to measure objects and substances must be fixed in productive activities, as well as in the process of working in nature, help in everyday life, etc.

Key words: mathematical development, mass of subjects, measurement, children of preschool age.

Многочисленными исследованиями подтверждается, что у детей дошкольного возраста можно формировать научные, хотя и элементарные, начальные математически знания. Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития у детей представлений о величине, в частности массе предметов, формирования измерительных умений. На данном этапе у ребенка повышается дифференцированность восприятия, отмечается сознательное управление своим вниманием, совершенствуется планирующая функция речи, происходит развитие произвольного запоминания, активное формирование словесно-логического мышления.

Математическое развитие детей дошкольного возраста было освещено в трудах Бажан З. И. [3], Барылкиной Л. П. [4], Белошистой А. В. [5], Бостельман А.А. [6], Ерофеевой Т. И. [7] и других. Результаты их исследований показали, что обучение детей дошкольного возраста измерению массы с помощью эталонных мер способствует ускоренному развитию у них познавательных процессов и переходу от низших к высшим структурам интеллектуальной деятельности.

Цель статьи: раскрыть пути и способы формирования представлений о массе предметов у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. барос - тяжесть). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета, человек как бы «взвешивает» его на ладонях своих рук. Упражнения по сравнению масс предметов способствуют совершенствованию тактильно-кинестетического анализатора. Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализаторов, между которыми устанавливаются связи в процессе практической деятельности ребенка с предметами.

У старших дошкольников появляется стремление словесно обозначить массу («тяжелость», «вес» - говорят дети), однако и их словарь остается еще недостаточно точным. Постепенно развивается у детей умение сравнивать массы предметов по образцу, который служит эталоном [1, с.145].

В старших группах чаще наблюдаются попытки построить ряд предметов на основе убывающей или возрастающей массы. Дети начинают осознавать принцип построения такого ряда, но многие из них еще не

владеют рациональными приемами действия, основанными на «барическом чувстве».

Большинство старших дошкольников располагает сведениями о взвешивании на весах как способе определения массы. Это связано с теми впечатлениями, которые они получают при самостоятельной покупке продуктов или просто при посещении магазина с родителями. Дети 5-7 лет знают, что определить массу тела (сколько в мешке крупы, в пакете сахара и т.д. можно на весах. «Надо взвесить на весах», «Смерить на весах», «Положить на весы», - говорят они.

При отсутствии организованного руководства и обучения представления о массе предметов и способах ее измерения у детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне. Исходя из особенностей восприятия детьми дошкольного возраста массы предметов, обучение следует строить поэтапно.

На первом этапе (средняя группа) необходимо обучать различать и обозначать точными словами массы предметов (тяжелый - легкий, тяжелее -легче), знакомить с рациональными приемами обследования и сравнения предметов путем взвешивания их на ладонях рук.

На втором этапе (средняя и старшая группы) учить выделять отношения между несколькими предметами, упорядочивая их в ряд по убывающей или возрастающей массе (строить сериационный ряд).

На третьем этапе (подготовительная к школе группа) возможно ознакомление детей с общепринятыми мерами и способами измерения массы, формирование первоначальных измерительных умений [8].

Таким образом, развитие «барического чувства», способности точного определения массы предмета при помощи активного движения рук происходит не спонтанно, а зависит от упражнений, т.е. от условий обучения. Оно оказывает положительное воздействие на сенсорное, умственное и математическое развитие детей дошкольного возраста.

Далее рассмотрим способы ознакомления детей с массой предметов.

Ориентировка в предметах по массе входит составной частью в раздел «Величина» программы развития элементарных математических представлений. В условиях ДОУ осуществление этой задачи ведется по двум линиям:

а) путем накопления представлений о массе в жизни и играх;

б) в процессе специально организованной работы.

Целенаправленное обучение начинается в средней группе с

формирования представлений о массе как признаке предмета. В результате широкого взаимодействия с окружающим предметным миром у ребенка к этому возрасту появляется необходимый чувственный опыт.

Ниже рассмотрим дидактические материалы для развития барического чувства. Для сравнения веса предметов детям могут предлагаться дощечки равного размера, изготовленные из разных пород деревьев. Башаева Т.В. использовала в своей работе ящик с несколькими отделениями, в которых

помещала дощечки размером 6 х 8 х 0,5 см из разных пород дерева: ели, ольхи, ясеня, красного дерева, ореха и т.д. (по двенадцать штук с каждого сорта). Разница в массе между двумя смежными дощечками была от 6 до 8 г. Отшлифованные, они сохраняли естественный вид и цвет дерева. Упражнения с этими дощечками сводились к тонкому различению тяжести путем «взвешивания» на ладонях обеих рук [2].

Можно применять одинакового размера мешочки, наполненные разными сыпучими веществами. Специально подбираются предметы, сделанные из разных материалов: металла, дерева, резины, пластмассы, поролона, ваты и т.д. В условиях ДОУ нетрудно изготовить необходимые пособия: в резиновые, пластмассовые игрушки, различные коробки, бочонки насыпать песок в определенном количестве, чтобы масса предметов была от 50 до 300 г. Оптимальное соотношение масс в начале обучения 1:4, 1:3, а к концу - 1:2, 1:1,5.

Последовательность использования дидактического материала диктуется особенностями восприятия детьми массы в зоне легких и тяжелых предметов [5]. Наиболее простой задачей является различение тяжелого и легкого предмета в паре. Поэтому сначала детей необходимо учить сравнивать между собой только два предмета, резко отличающиеся друг от друга своей массой. Результаты сравнения определять словами тяжелый -легкий.

Выполнение задания осуществляется путем «взвешивания» предметов на ладонях рук. Это довольно сложный для детей способ обследования массы, состоящей из нескольких действий: надо взять по одному предмету, в каждую руку и повернуть ладони кверху. Затем руками имитируется движение весов вверх-вниз, происходит «взвешивание» предмета «на руке». И наконец, предметы перемещаются с одной ладони на другую, при этом их положение может меняться несколько раз. Такая «проверка» способствует более точному определению отношений между тяжестью двух предметов.

При обучении данному способу выполнения действий дети допускают следующие ошибки:

- крепко сжимают предметы руками, вместо того чтобы выпрямить ладони; резко подбрасывают предметы на ладонях, вместо того чтобы делать плавные движения;

- игнорируют проверку, т. е. перемещение предмета с одной ладони на другую;

- затрудняются в определении выделенного в процессе обследования признака;

- различая предметы по их массе (тяжести), они пользуются недостаточно точными словами: большой, нелегкий, маленький, нетяжелый, тугой, толстый, твердый, здоровый, крепкий, сильный, слабый, нормальный, мягкий, хороший, некрепкий, высокий, тоненький и т.д.

Вооружая обследовательскими действиями, необходимо уточнять словарь ребенка, работать над пониманием им значения слов, приучать к

терминам. Следующий этап в работе - сравнение трех предметов по массе, из них один служит образцом. Результаты сопоставления обозначаются словами тяжелее - легче. Рациональный способ решения этой задачи заключается в том, что с образцом надо, последовательно сравнивать все предметы и на этой основе определять, какой из них легче, какой тяжелее или они одинаковы. Благодаря такой работе ребенок начинает среди многочисленных признаков предмета выделять массу и абстрагировать ее.

Создаются возможности для упорядочивания и группировки объектов по данному признаку, это и является следующим этапом в работе. Расположение предметов по их массе в восходящем или нисходящем порядке, т.е. упорядочивание, построение сериационного ряда, - задача, решение которой можно начинать со среднего дошкольного возраста, но в основном она приходится на более старший возраст. С этой целью необходимо усвоение рационального способа выполнения действий: выбор самого тяжелого предмета при построении восходящего ряда или выбор самого легкого предмета при построении нисходящего ряда.

Результаты своей деятельности дети должны обозначать словесно: тяжелый, легче, самый легкий, или легкий, тяжелее, самый тяжелый. Вначале составляется ряд из трёх элементов, постепенно их число увеличивается до пяти-шести и более.

Следует организовать сравнение одного из элементов упорядоченного ряда с другими: соседними, всеми предшествующими и последующими. Это позволит проверить правильность построения сериационного ряда, приведет к важным выводам: если один из предметов тяжелее другого, а тот в свою очередь тяжелее третьего, то первый предмет также будет тяжелее третьего; каждый последующий элемент тяжелее всех предыдущих; если один из предметов легче другого, а тот в свою очередь легче третьего, то первый предмет также будет легче третьего; каждый последующий элемент легче всех предыдущих [3, с. 34].

Таким образом, по мере накопления опыта необходимо организовывать упражнения на:

- нахождение места предмета с определенной массой в упорядоченном по данному признаку ряду;

- подбор каждому элементу, ряда парного, т.е. равного по массе, группировку предметов по массе.

Для более точного усвоения детьми отношений массы применяют измерительную деятельность с помощью условной мерки.

Детей знакомят с правилами измерения массы предмета:

а) уравновешиваются весы.

б) объект помещается на левую чашу весов, а на правую -последовательно грузики (условные мерки) до тех пор, пока весы не уравновесятся.

в) подсчитывается количество грузиков.

г) проговаривается, что чем измеряли и каков результат.

д) аналогично измеряется масса другого предмета и на основе сравнения результатов измерения делается заключение.

Демонстрируя метод использования условной мерки, как единицы измерения массы педагоги должны учитывать следующее:

1. На первых этапах мерок должно вмещаться целое и малое число (не более 5). Поэтому педагогу необходимо провести измерение заранее, чтобы подобрать соответствующую по величине мерку. На последующих этапах необходимо научить детей округлять результат: если в конце измерения осталась одна часть предмета, меньше половины мерки, то она не засчитывается; если больше половины мерки, то засчитывается как целая, а если равная половине мерки, то считается как половина мерки.

2. Необходимо объяснить детям, почему мерка называется условной. С этой целью предмет надо измерить разными по величине мерками. При возможности показать, что и саму мерку можно измерить более мелкой меркой.

3. Необходимо показать однородность мерки с измеряемым объектом. Для этого лучше использовать задания провокационного характера: предложить измерить объём полоской или длину стаканчиком.

4. Показ с объяснением приемов измерения должен быть четким, ясным, немногословным, действия воспитателя должны находиться в поле зрения ребёнка.

5. Дети должны получить задание в конкретной форме: нужно обязательно подчеркнуть, что следует измерить (что сделать), как (указывается последовательность действий и требования к ним), кто с кем будет измерять (организация работы).

По мнению А.В. Белошистой [5] обязательное подчеркивание в каждом конкретном случае измерения, что и чем измеряется, и каков результат помогает детям разграничить объект, средство и результат измерения, что в дальнейшем необходимо для установления более сложных отношений.

Перед тем, как установить зависимости между величиной, меркой и результатом, производят поэтапное сравнение:

1. Сопоставить объекты, мерки и результаты нескольких измерений и отметить, что изменилось, а что осталось неизменным.

2. Связать изменение одного компонента измерительной деятельности с изменением другого. Установить характер и направление изменения.

3. Подвести итог: сначала воспитатель, а затем дети указывают направление изменения одного компонента измерительной деятельности и одновременно отмечают изменение направления другого.

4. Для того чтобы показать, что выявленная закономерность имеет общий характер сравнивают не только две ситуации измерения, но три и более.

Детей старшего дошкольного возраста обучают измерению массы предметов, при помощи общепринятых эталонов. С этой целью используют чашечные весы с набором гирь 1 кг, 2 кг и сыпучие продукты.

Ерофеева Т. И. [7] отмечает, что, выполняя упражнения по взвешиванию объектов общепринятыми единицами измерения массы, дошкольник приходят к пониманию, что измерение стандартной меркой обеспечивает получение точные данных о результате измерения, а, следовательно, и о массе предметов.

По мнению Л. В. Ворониной [8] к ознакомлению детей с общепринятым способом измерения жидкости и литром, как единицей объёма, следует переходить после закрепления у детей знаний о том, что:

- количество жидкости, вмещающейся в тот или иной сосуд, можно определить измерением;

- результат измерения будет правильным, если измерять полной меркой;

- результат измерения зависит от величины мерки.

В процессе обучения измерению рекомендуется использовать разные формы организации деятельности детей: коллективную и индивидуальную.

Выбранные формы организации зависят и от степени сформированности измерительных навыков и умений, и от характера привлекаемого материала.

Бажан З. И. [3] считает, что для первоначального обучения измерению требуется 10-12 занятий. Для этой работы лучше отводить первую часть занятия. Обучение новому виду измерения может реализоваться в течение всего занятия. Со временем обучение измерительной деятельности передвигается из первой части занятия в другие, в том числе заключительную часть. Это связанно с разными программными задачами.

Арапова-Пискарева Н.А. [1] отмечает, что приобретённые на занятиях по математике знания и умения измерять предметы и вещества обязательно следует закреплять в продуктивной деятельности, а также в процессе трудовой деятельности в природе, помощи в быту и т.д. С целью воспитания закрепления навыков можно давать домашние задания по измерению объектов. Педагогу обязательно следует поинтересоваться о выполнении домашнего задания и полученном результате.

В последующем, деятельность детей нацеливается на усовершенствование измерительных умений и представлений, а также углубление математических знаний, усвоенных в процессе знакомства со стандартными мерами и способами измерения.

Использованные источники:

1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду : программа и метод. рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 422 с.

2. Башаева Т. В. Готовим ребёнка к школе, развиваем познавательные способности / Т. В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 234 с.

3. Бажан З. И. Технология формирования навыков измерительной деятельности у старших дошкольников в процессе изучения основных величин / З. И. Бажан, А. В. Ивахненко // Проблемы современного педагогического образования - Ялта, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» - 2016. - № 53-1 - С. 27-36.

4. Барылкина Л. П. Формирование математических представлений: 4-7 лет / Л. П. Барылкина, Т. А. Фалькович. - Вако, 2008. - 207 с.

5. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников [Текст]: курс лекций / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

6. Бостельман А. Математика в любое время! / А. Бостельман. - М.: Национаьное образование, 2016. - 104 с.

7. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М.: «Просвещение», 1997. - 175 с.

8. Знакомим дошкольников с математикой / авт.-сост. Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова. - Творческий Центр СФЕРА М.: Сфера, 2011. - 128 с.

004.056.53

Струк П.В.

аспирант кафедры «Информационная безопасность» Дальневосточный федеральный университет,

Россия, г. Владивосток КОМПЛЕКС МЕР ЗАЩИТЫ ОТ УТЕЧКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ КАНАЛАМ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕЖИМА КОММЕРЧЕСКОЙ

ТАЙНЫ

Аннотация: В работе рассмотрены нормы режима коммерческой тайны, технические каналы утечки информации, а также комплекс организационно-технических методов и средств по защите конфиденциальной информации, разработанных в соответствии с требованиями и рекомендациями закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 №98-ФЗ; постановления РСФСР №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»; Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ; указа Президента РФ от 06.03.1997 года № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера».

Ключевые слова: Технические каналы утечки информации, информационные каналы утечки информации, коммерческая тайна, режим коммерческой тайны, защита конфиденциальной информации, статистика утечки конфиденциальной информации, неправомерное использованием коммерческой тайны, информатизация бизнеса, проблемы развития высокотехнологичной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.