ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Трегубов Валерий Николаевич —
доктор медицинских наук, профессор,
заместитель директора Методического
центра аккредитации
ГБОУ ВПО «Первый Московский
государственный медицинский
университет им. И.М. Сеченова»
Минздрава России
Адрес: 119048, г. Москва, ул.
Трубецкая, д. 8, стр. 2
E-mail: [email protected]
А.А. Свистунов, Ж.М. Сизова, В.Н. Трегубов
Методическое сопровождение аккредитации специалистов здравоохранения
A.A. Svistunov, Zh.M. Sizova, V.N. Tregubov Methodological support accreditation of health professionals
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
The article presents the experiences of Methodical work of the accreditation centre First MGMU them. I.M. Sechenov for the training of health professionals to the accreditation process
Keywords
• accreditation
• professional
• methodological support
• healthcare
ачество медицинской помощи тесно Х^хвязано не только с качеством всех уровней образования, но и с максимально объективной оценкой профессиональных компетенций врача. Существующая в Российской Федерации система допуска медицинских работников к профессиональной деятельности включает сертификацию специалиста, в которой ведущая роль и ответственность возла-
ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России
В статье представлен опыт работы Методического центра аккредитации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова по подготовке специалистов здравоохранения к процедуре аккредитации.
Ключевые слова
• аккредитация
• специалист
• методическое сопровождение
• здравоохранение
гаются на образовательные организации, реализующие программы дополнительной профессиональной подготовки [5].
При этом задача по оценке уровня образования выпускника решается более успешно, поскольку у образовательных организаций есть реальные образовательные стандарты, которые содержат рекомендуемые технологии и определенные оценочные средства для промежуточной
и итоговой аттестации, а также колоссальный опыт государственной итоговой аттестации [2, 4].
В настоящее время стало очевидным, что оценка профессиональных квалификаций специалиста должна проводиться независимыми экспертами из числа профессионалов, не связанных никакими обязательствами кроме одного — стремления к объективности и ответственности при выполнении своей задачи перед врачами, пациентами и работодателями.
Первым шагом к созданию независимой сертификации медицинских работников стало введение в действие Приказа Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицин -ским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста». Это позволило отделить итоговую аттестацию, проводимую по окончанию освоения специалистом программы дополнительного профессионального образования, от процедуры сертификации [5].
С введением в действие Федерального закона № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют «лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста» (ст. 69). Это стало предпосылкой для создания в Российской Федерации единой национальной системы аккредитации медицинских работников [6].
Под аккредитацией специалиста понимают процедуру, позволяющую оценить готовность конкретного человека к осу-
ществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с профессиональными стандартами (ПС) по специальности. В основу процедур аккредитации должны быть положены требования ПС, представленные в форме совокупности трудовых функций специалистов. Эти функции описаны и конкретизированы с помощью трудовых действий специалистов в процессе профессиональной деятельности.
Аккредитация коснется всех медицинских и фармацевтических работников, однако вхождение в новую систему будет поэтапным. В 2016 г. к медицинской деятельности через процедуру первичной аккредитации будут допущены лица, завершающие в 2016 г. освоение основных профессиональных образовательных программ высшего медицинского и фармацевтического образования по специальностям «Стоматология» и «Фармация» [6].
Остальные категории лиц допускаются к медицинской деятельности через процедуру сертификации в соответствии с вышеуказанным приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982н.
Работу по созданию системы аккредитации возглавляет Министерство здравоохранения Российской Федерации, которое формирует аккредитационные комиссии с участием профессиональных некоммерческих организаций, организовывает разработку оценочных средств и осуществляет другие функции по проведению аккредитации специалистов здравоохранения, опираясь в их выполнении на подведомственные образовательные или научные организации.
Согласно проекту приказа Минздрава России «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» оценка квалификации специалиста проводится
в три этапа: 1) тестирование, 2) оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях, 3) решение ситуационных задач.
Первому Московскому государственному медицинскому университету им. И.М. Сеченова была делегирована функция по созданию Методического центра аккредитации специалистов здравоохранения, с тем чтобы уже в 2016 г. можно было развернуть подготовку фондов оценочных средств и методического обеспечения первичной аккредитации в сотрудничестве с другими медицинскими вузами России.
Под руководством Методического центра аккредитации были разработаны банки тестовых заданий, прошедших тестологи-ческую и содержательную экспертизу, по результатам которой содержание и формы заданий корректировали. Тестологическая экспертиза позволила выявить недостатки формы заданий, случаи ее несоответствия требованиям технологии написания заданий и требованиям стандартизации, тем самым повысив надежность (точность и устойчивость) результатов измерений.
В экспертной оценке и общественном обсуждении тестовых заданий приняли участие квалифицированные специалисты из 10 профессиональных некоммерческих и образовательных организаций, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров: Учебно-методическая комиссия по фармацевтическим дисциплинам Федерального УМО по УГСН 33.00.00 «Фармация», химико-фармацевтический научно-образовательный медицинский кластер (Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия, Пятигорский медико-фармацевтический институт — филиал Волгоградского государственного медицинского университета, Пермская государственная
фармацевтическая академия), Волгоградский государственный медицинский университет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, Российская фармацевтическая лига, Санкт-Петербургская профессиональная ассоциация фармацевтических работников и ряд других организаций.
В подготовке комплектов оценочных заданий для первичной аккредитации выпускников по направлению «Стоматология» приняли активное участие Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Воронежский государственный медицинский университет, Казанский государственный медицинский университет и другие вузы России, подведомственные Минздраву России.
При оценивании выпускников с целью определения или подтверждения их готовности к осуществлению профессиональной деятельности необходимо учитывать требования и профессиональных, и образовательных стандартов путем установления соответствия между ними [3]. С этой целью в Методическом центре аккредитации были разработаны методические рекомендации по оцениванию специалистов здравоохранения при аккредитации (выпуск 1), в которых отражены особенности компетентностного подхода в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для системы высшего образования и предложена методика паспортизации компетенций путем описания их дескрипторов на языке трудовых функций. Такие описания обеспечивают оптимальное решение проблемы установления
соответствия между требованиями ФГОС и требованиями ПС.
Для методического сопровождения процедуры аккредитации специалистов Методический центр аккредитации использует специально созданный интернет-ресурс, материалы которого находятся в свободном доступе по электронному адресу http://fmza.ru/, а также могут быть открыты по ссылкам, размещенным на сайтах Минздрава РФ (http://www. rosminzdrav.ru/akkreditatsiya-spetsialista) и Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (http:// www.mma.ru/education/aakr/). Работа на данном сайте позволяет медицинскому и фармацевтическому работнику, находясь в любой точке России, где есть сеть Интернет, не только подготовиться к прохождению аккредитационного экзамена, но и оценить уровень своей подготовки, пройдя репетиционное тестирование, что является неотъемлемым элементом формируемой в настоящее время системы непрерывного медицинского образования [1].
Для этого соискатель должен внимательно ознакомиться с содержанием профессионального стандарта по соответствующей специальности, тестовыми заданиями, примерами ситуационных задач (мини-кейсами) и примерами заданий по оценке практических навыков (умений) в симуляционных условиях. Важным элементом в подготовке к аккредитации специалистов является повторение учебных материалов из основной и дополнительной литературы, которая была рекомендована соискателям при освоении профессиональных образовательных программ по выбранной специальности [2, 7].
Тестовые задания, размещенные на указанном интернет-ресурсе, сгруппированы по отдельным дисциплинам и содержат четыре варианта ответа, и среди них
только один правильный. Во всех тестовых заданиях, сохраненных в формате pdf, правильный ответ размещен на первом месте под буквой «А», данные файлы доступны для свободного скачивания.
Для прохождения репетиционного тестирования на сайте Методического центра аккредитации специалисту необходимо создать новую учетную запись и войти с указанием своего логина и пароля в раздел «Репетиционный экзамен». Набор тестовых заданий формируется автоматически путем случайной выборки из всего опубликованного перечня и состоит из 60 вопросов с четырьмя вариантами ответов. На прохождение репетиционного тестирования отводится 60 мин, как и во время первого этапа аккредитации специалиста. Количество репетиционных попыток не ограничено.
Уже в течение первого месяца с момента открытия сайта на нем зарегистрировалось более 1000 посетителей, и большинство из них успешно прошли репетиционное тестирование.
Важным направлением деятельности Методического центра аккредитации является подготовка экспертов аккредита-ционных комиссий (АК). С этой целью разработана специальная учебная программа «Эксперт аккредитационной комиссии» с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
По окончании подготовки эксперт должен знать существующие процедуры, методы, методики и инструменты, применяемые при аккредитации специалистов; требования ПС по специальности; соответствие требований ПС и ФГОС по направлениям подготовки; перечень документов, необходимых для проведения аккредитации специалистов в сфере здра-
воохранения и формируемых по ее результатам; уметь разрабатывать оценочные средства для оценки квалификаций; применять их в процессе аккредитации; подготовить отчет о результатах оценки квалификаций; владеть знаниями по вопросам независимости, объективности, беспристрастности и ответственности при проведении процедуры аккредитации, соблюдать этические нормы и конфиденциальность.
Формирование единых требований к квалификации экспертов АК позволяет обеспечить качество и единство при организации и
проведении аккредитации специалистов в других образовательных и научных организациях, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров.
Таким образом, можно резюмировать, что разработанный и реализованный на практике в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова алгоритм методического сопровождения аккредитации специалистов здравоохранения уже на первом этапе показал высокую эффективность и заинтересованность медицинской общественности в данной процедуре.
Сведения об авторах
ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России:
Свистунов Андрей Алексеевич — доктор медицинских наук, профессор, проректор по инновационной политике и международной деятельности
Сизова Жанна Михайловна — доктор медицинских наук, профессор, директор Методического центра аккредитации E-mail: [email protected]
Трегубов Валерий Николаевич — доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора Методического центра аккредитации E-mail: [email protected]
Литература
1. Глыбочко П.В. Непрерывное профессиональное образование врачей: опыт внедрения инновационных технологий // Медицинское образование и вузовская наука. 2014. № 1 (5). С. 4—7.
2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации: компетент-ностный подход. М. : Логос, 2012. 280 с.
3. Коломиец О.М. Учебная деятельность студента медицинского вуза на занятии: ее структура и содержание // Сеченовский вестн. 2013. № 4 (14). С. 86-90.
4. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принцип формирования, назначение и структура : методическое пособие. М. : АНО Центр ИРПО, 2011. 100 с.
5. Свистунов А.А., Ших Е.В., Сизова Ж.М. Независимая оценка профессиональных квалификаций специалистов медико-биологической и фармацевтической отрасли — важная составляющая непрерывного профессионального медицинского образования // Диагностическая и интервенционная радиология. 2013. № 2 (7). С. 23—27.
6. Свистунов А.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М. Возможности новой системы аккредитации специалистов в здравоохранении // Виртуальные технологии в медицине. 2015. № 2 (14). С. 6.
7. Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Формирование индивидуальной траектории самообразования врача-специалиста в системе непрерывного медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 4. С. 22—25.
References
1. Glybochko P.V. Continuing professional education of physicians: experience of innovative technologies adaptation. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical education and university science]. 2014; Vol. 1 (5): 4-7. (in Russian)
2. Zvonnikov V.I., Chelyshkova M.B. Evaluation of quality of learning outcomes for certification: competence approach. Moscow: Logos, 2012: 280 p. (in Russian)
3. Kolomiets O.M. Educational activity of medical students at classes: structure and content. Sechenovskiy vestnik [Sechenov Bulletin]. 2013. Vol. 4 (14): 86-90. (in Russian)
4. Oleynikova O.N., Muravieva A.A. Professional standards: principle of formation, function and structure: textbook. Moscow: ANO Center IRPO, 2011: 100 p. (in Russian)
5. Svistunov A.A., Shikh E.V., Sizova J.M. Independent evaluation of professional qualifications of biomedical and pharmaceutical industry specialists is an important component of continuous professional medical education. Diagnosticheskaya i interventsionnaya radiologiya [Diagnostic and interventional radiology]. 2013. Vol. 2 (7): 23-27. (in Russian)
6. Svistunov A.A., Shubina L.B., Gribkov D.M. Features of the new system of healthcare professionals accreditation. Virtual'nye tekhnologii v meditsine [Virtual technologies in medicine]. 2015. Vol. 2 (14): 6. (in Russian)
7. Sizova J.M., Tregubov V.N. Formation of an individual trajectory of physician self-education in continuing medical education system. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development. 2014. Vol. 4: 22-25. (in Russian).