Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В ГОДЫ АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (1937-1945)'

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В ГОДЫ АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (1937-1945) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ ПЕДАГОГИКА / АНТИЯПОНСКАЯ ВОЙНА / ФЭН ЦЗЫКАЙ / ЖУАНЬ БЭЙИН / У МНЭНФЭЙ / ША МЭЙ / ЧЖАН ДИНХЭ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Цзе

Статья посвящена проблемам методического обеспечения музыкального образования в системе начального и среднего образования в Китае в период антияпонской войны 1937-1945 годов в городе Чунцин. Определены основные задачи, поставленные государством перед учителями, дан обзор творческой деятельности педагогов Фэн Цзыкая, Жуань Бэйиня, У Мнэнфэя, Ша Мэя, Чжан Динхэ, обозначена специфика музыкального образования этого времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF SCHOOL MUSIC EDUCATION IN CHINA DURING THE ANTI-JAPANESE WAR(1937-1945)

The article is devoted to the problems of methodological support of music education in the system of primary and secondary education in China during the anti-Japanese war of 1937-1945 in the city of Chongqing. The main tasks set by the state for teachers are defined, an overview of the creative activities of teachers Feng Zikai, Ruan Beiyin, Wu Mengfei, Sha Mei, Zhang Dinghe is given, the specifics of music education of this time are indicated

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В ГОДЫ АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (1937-1945)»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЯ! ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

W

УДК 78.075

Методическое обеспечение школьного музыкального образования в Китае в годы антияпонской войны (1937-1945)

2

© Ван Цзе, 2021

Преподаватель Нанкинского педагогического университета (Нанкин, Китай), аспирантка кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия) E-mail: 451443576@qq.com

Статья посвящена проблемам методического обеспечения музыкального образования в системе начального и среднего образования в Китае в период антияпонской войны 1937-1945 годов в городе Чунцин. Определены основные задачи, поставленные государством перед учителями, дан обзор творческой деятельности педагогов Фэн Цзыкая, Жуань Бэйиня, УМнэнфэя, Ша Мэя, Чжан Динхэ, обозначена специфика музыкального образования этого времени.

Ключевые слова:

китайская педагогика, антияпонская война, Фэн Цзыкай, Жуань Бэйин, УМнэнфэй, Ша Мэй, Чжан Динхэ

В музыкальной педагогике Китая одним из сложных периодов было время антияпонской войны 1937-1945 годов. Война стала серьезным вызовом, проверкой на жизнеспособность всей системы государства. Потребовалась мобилизация всех ресурсов, даже напрямую не связанных с организацией и сопровождением военных действий.

Музыкальное образование было интегрировано в систему

общего образования, но тем не менее имело важное значение для власти страны. Правительство видело в музыке большой потенциал в проведении масштабной агитационной работы. В многомиллионном государстве с бедным населением и общим низким уровнем грамотности песенное творчество, особенно хоровое, должно было сплотить людей, настроить на победу. И, что немаловажно, это не требовало больших финансовых затрат, специальных инструментов или большого количества времени на обучение. Самая большая сложность была в подготовке учителей и составлении для них разнообразных методических материалов, определяющих характер и направление работы с населением разного возраста.

Город Чунцин во время антияпонской войны был временной столицей Китая. Выгодное географическое положение региона делало его менее уязвимым в случае атаки неприятеля. В Чунцин были эвакуированы правительственные учреждения, промышленные предприятия, учреждения культуры, образовательные организации, специалисты разных сфер. Став, по праву главного города государства, законодателем значимых политических решений, Чунцин определял и стратегию развития музыкального образования в Китае.

Главной задачей, поставленной правительством перед педагогами Китая, было составление пособий для обучения музыке в начальной и средней школе, учитывающих ситуацию воен-

ного времени. Анализ состояния и характера развития учебной литературы этого времени поможет понять особенности музыкального образования тех лет, определить роль школы в политической жизни страны.

В феврале 1938 года Министерство образования Китая издало указ: из учебного плана рекомендовалось исключить теорию музыки, но увеличить часы на ансамблевое пение, в обучении использовать военные песни или произведения патриотического характера. Нам удалось найти 45 учебных пособий. Из них 34 (75% от общего количества) являлись песенными сборниками. В 12 (35%) — в названии фигурировали такие слова, как «антияпонские», «военные» и «песни спасения». Приведенная статистика подтверждает, что рекомендации Министерства образования Правительства Гоминьдан выполнялись. Каждое пособие, даже нотные сборники, сопровождалось введением и заключением: авторы поясняли цель, актуальность и методологию их работ, описывали процесс создания текста.

После эвакуации в Чунцин Министерства образования Правительства Гоминьдан в 1938 году вопросы музыкального образования были переданы Комитету музыкального образования. Его полномочия были расширены, в числе выполняемых Комитетом задач — осуществление отбора, систематизации и публикации необходимого учебного материала.

В конце 1938 года в ходе регулярных совещаний сформули-

ВАН ЦЗЕ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В ГОДЫ АНТИППОНСКОИ ВОИНЫ (1937-1945)

рованы требования по составлению музыкальных пособий:

1) выбирать песни из педагогического репертуара для начальных и средних классов школ, составленного Министерством образования (выпускаемые издательствами «Чжэнч-жун», «Шану», «Чжунхуагэ» и другими);

2) отбирать песенный материал, согласно требованиям учебной программы начальных и средних классов по предмету «Музыка», утвержденной правительством;

3) использовать материал, связанный с антияпонской войной [3, 68-69].

Довольно скоро возникла объективная проблема с транспортировкой утвержденной властью учебной литературы. Особенно остро эта ситуация встала в начале войны и в регионах, где велись боевые действия или близких к фронту: в большинстве учебных заведений требуемых материалов не было в наличии, доставить их в школы было довольно сложно. Многие учебные заведения использовали рукописные варианты данных пособий или брали схожую информацию из других книг. Учителям даже разрешалось сочинять песни самостоятельно, главное, чтобы они имели простую мелодию и тексты патриотического содержания.

К 1942 году накопилось довольно много сочиненных учителями патриотических песен или переложений. Министерство образования в журнале «Руководство Гоминьдан» призывало всю страну собирать необходимые песни для школьного образования, чтобы выбрать лучшие и ввести их в образовательный процесс по всей стране. Министерством были определены требования к песням. Все сочинения, входившие в репертуар, должны были осно-

вываться на красивой мелодии, приятной на слух и простой для интонирования, тексты — быть легкими для восприятия и соответствующими интересам детей разного возраста. В сочинениях требовалось воспевать подвиги героев, семейные ценности, утверждать значимость спорта и здорового образа жизни, рассказывать о географии и истории Китая [2]. Собранные тексты публиковались отдельными сборниками или печатались как приложения к журналам.

Помимо сборников коллективного авторства, изданных под грифом Министерства образования, существовали авторские пособия. Многие из них принадлежали известным музыкальным педагогам и деятелям культуры, которые составляли их, исходя из своих представлений о музыке и педагогического опыта, что также существенно восполнило «дефицит пособий» и недостаток музыкальных пособий для школ. Назовем имена некоторых выдающихся педагогов, определявших образовательный процесс в эти годы.

Жуань Бэйин (1906-1987) вместе с беженцами прибыл в Чунцин и начал работать преподавателем творческих дисциплин в средней частной школе. Он утверждал, что музыка — это мирное оружие, а песни способны дать ученикам пример правильного нравственного поведения. Жуань Бэйин организовал школьный хор, который активно участвовал в городских мероприятиях и вокальных конкурсах, выступал с концертами при Центральном телевидении Китая. Жуань Бэйин опубликовал несколько нотных сборников с собственными военно-патриотическими сочинениями: в 1944 году трехтомник «Рассвет», в 1945 году — «Сборник песен для старшей ступени средней школы». Ноты вышли большим

тиражом и получили признание коллег и популярность в Китае.

У Мнэнфэй (1893-1979) — известный педагог, композитор, музыковед и музыкальный критик. Совместно с другим известным музыкальным деятелем Фэн Цзыкаем и другими китайскими композиторами создал педагогическую школу искусств в Шанхае, где прошли обучение большое количество музыкальных педагогов. У Мнэнфэй был автором музыкальных пособий для начальных и средних классов школ, которые были утверждены правительством как образцовые и использовались в образовательном процессе по всей стране [3]. В работах У Мнэнфэя содержались систематизированные сведения по музыкальной теории, инструментоведению, гармонии, а также методические рекомендации для учителей. Он подчеркивал, что цель музыкального образования не только научить тем или иным навыкам, но и развить эстетический вкус, нравственность.

Чжан Динхэ (1916-2011) — сын известного педагога Чжан Цзию. Чжан Динхэ начал сочинять музыку уже в возрасте 12 лет. Во время антияпонской войны он совмещал работу в сообществе «Образование» при Министерстве образования и в Агитационной бригаде, сочиняя музыку и работая над аранжировками популярных патриотических произведений, готовил музыкальные тексты к публикации. Он выпустил три издания под общим названием «Сборник патриотических песен». Этот труд был адресован для начальных и средних классов школ и хоровых коллективов. Чжан Динхэ вел активную просветительскую работу. С августа 1941 года он работал ведущим авторских музыкальных телевизионных программ на Центральной телерадиостудии города Чун-

3

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАП! ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

цин. Также музыкант руководил народными коллективами, репетировал с песенными группами.

Помимо вышеперечисленных педагогов и композиторов, многие другие музыканты сочиняли песни и составляли педагогические сборники, которые впоследствии получили широкое распространение по всему Китаю. Во всех этих трудах отразилась вся любовь музыкантов к своей стране, желание помочь совершенствованию музыкального образования.

Музыкальные педагоги времен антияпонской войны, ис-

пользуя педагогический опыт, 2. знания по теории музыки и композиции, сочиняли патриотические песни, которые активно исполнялись учащимися в годы антияпонской войны. Благодаря их работе была создана система 3. музыкального патриотического воспитания, наиболее востребованная в тяжелое военное время, но не теряющая актуальности во все времена. 4.

Литература 1. Государственная музыкальная профессиональная школа 5. // Журнал Национальной музыкальной академии. 1939. № 59.

Министерство образования. Сбор песен Министерством образования для школьного обучения. Ежемесячник «Руководство Гоминьдан». 1940. 1 (12). 57 с.

Совет при Министерстве образования. Сборник указов Министерства образования. Чунцин: Чжэнчжун, 1939. 816 с.

У Мнэнфэй. Учебник музыкальной теории для средних классов. 4 изд. Шанхай: Кай-мин, 1934. 228 с. Ша Мэй. Критический обзор современного песенного движения // Китайско-советская культура. 1934. № 5.

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.