Научная статья на тему 'ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЯ В ПЕРИОД АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 19371945 ГОДОВ'

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЯ В ПЕРИОД АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 19371945 ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1937-1945 ГОДОВ / ЧУНЦИН / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМИТЕТ МУЗЫ КАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ / ТРЕТЬЕ УПРАВЛЕНИЕ / АГИТАЦИЯ / ЧЖАН ЧЖИЧЖУН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вэй У.

Статья посвящена истории детского музыкального образования в Китае в период антияпонской войны 1937 1945 годов в городе Чунцин. За это время программа обучения музыке в специальных и общеобразовательных школах была качественно изменена. На основе национальных традиций была создана система музыкального образования. Преподавание стало вестись по единым для всей страны учебным планам, учебникам и методическим разработкам. Музыка стала обязательным предметом общеобразовательных школ. Ученикам создавались условия для освоения какимлибо народным музыкальным инструментом, каждый школьник участвовал в обязательном ежедневном массовом пении. Потенциал начинающих музыкантов был использован в пропагандистских целях. Школьники участвовали в массовых творческих мероприятиях патриотических направленности: большом количестве сольных и камерных концертов вокальной и инструментальной музыки, концертах симфонического и народного оркестров, хоров, акциях массового пения. Все это способствовало росту интереса к музыке в целом, подъему музыкального образования, а также важному в годы войны моральному сплочению граждан. Основные творческие события проходили в этот период в городе Чунцин, ставшим в годы войны политическим центром государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S MUSIC EDUCATION IN CHINA DURING THE ANTI-JAPANESE WAR OF 1937-1945

The article is devoted to the history of childrens music education in China during the antiJapanese war of 1937 1945 in the city of Chongqing. During this time the musical education program in specialized and secondary schools has been qualitatively changed. The system of music education was created on the traditions of national music. Teaching was conducted according to unifid for the whole country curricula, textbooks and guidance papers. Music has become a compulsory subject of secondary schools. The students were provided with the conditions for studying any folk musical instrument each student participated in the obligatory daily mass singing. The potential of novice musicians was used for propaganda purposes. Schoolchildren participated in patriotic mass creative events: a large number of solo and chamber concerts of vocal and instrumental music, concerts of the symphony and folk orchestras, choirs, mass singing events. All this contributed to the growth of interest in music in general, the rise of music education, as well as the important moral cohesion of citizens during the war years. The main creative events took place during this period in the city of Chongqing, which became the political center of the state during the war.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЯ В ПЕРИОД АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 19371945 ГОДОВ»

DOI: 10.26086/NK.2019.53.3.009 УДК78.06

© У Вэй, 2019

Чунцинский педагогический университет (Чунцин, Китай), профессор, Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия), соискатель кафедры истории музыки E-mail: 289610057@qq.com

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИТАЯ В ПЕРИОД АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 1937-1945 ГОДОВ

Статья посвящена истории детского музыкального образования в Китае в период антияпонской войны 1937-1945 годов в городе Чунцин. За это время программа обучения музыке в специальных и общеобразовательных школах была качественно изменена. На основе национальных традиций была создана система музыкального образования. Преподавание стало вестись по единым для всей страны учебным планам, учебникам и методическим разработкам. Музыка стала обязательным предметом общеобразовательных школ. Ученикам создавались условия для освоения каким-либо народным музыкальным инструментом, каждый школьник участвовал в обязательном ежедневном массовом пении. Потенциал начинающих музыкантов был использован в пропагандистских целях. Школьники участвовали в массовых творческих мероприятиях патриотических направленности: большом количестве сольных и камерных концертов вокальной и инструментальной музыки, концертах симфонического и народного оркестров, хоров, акциях массового пения. Все это способствовало росту интереса к музыке в целом, подъему музыкального образования, а также важному в годы войны моральному сплочению граждан. Основные творческие события проходили в этот период в городе Чунцин, ставшим в годы войны политическим центром государства.

Ключевые слова: антияпонская война 1937-1945 годов, Чунцин, музыкальное образование, Комитет музыкального образования, Комиссия по делам культуры, Третье управление, агитация, Чжан Чжичжун

© Wu Wei, 2019

Choungqing University professor, Postgraduate student of the Music History Department of Glinka

Nizhny Novgorod State Conservatoire

E-mail: 289610057@qq.com

CHILDREN'S MUSIC EDUCATION IN CHINA DURING THE ANTI-JAPANESE WAR OF 1937-1945

The article is devoted to the history of children's music education in China during the anti-Japanese war of 1937-1945 in the city of Chongqing. During this time the musical education program in specialized and secondary schools has been qualitatively changed. The system of music education was created on the traditions of national music. Teaching was conducted according to unified for the whole country curricula, textbooks and guidance papers. Music has become a compulsory subject of secondary schools. The students were provided with the conditions for studying any folk musical instrument; each student participated in the obligatory daily mass singing. The potential of novice musicians was used for propaganda purposes. Schoolchildren participated in patriotic mass creative events: a large number of solo and chamber concerts of vocal and instrumental music, concerts of the symphony and folk orchestras, choirs, mass singing events. All this contributed to the growth of interest in music in general, the rise of music education, as well as the important moral cohesion ofcitizens during the war years. The main creative events took place during this period in the city of Chongqing, which became the political center of the state during the war.

Key words: Anti-Japanese War of 1937-1945, Chongqing, musical education, patriotism, Committee for Musical Education, Commission for Cultural Affairs, Third Department, agitation, Guo Mojo, Zhang Zhizhong

В истории китайской культуры антияпонская война (1937-1945 гг.) стала во многом поворотной. Необходимость защищать Родину от агрессора потребовала мобилизации не только материальных ресурсов, но и духовных, культурных сил. Для укрепления патриотических чувств по всей стране проходили различные творческие мероприятия, китайская музыка звучала по радио. Поддержка культуры стала одной из важных стратегических задач государства: получали поддержку действующие организации, создавались новые оркестры и другие коллективы, открывались разнообразные ассоциации, курирующие деятелей культуры. Значимым также стало содействие детским творческим организациям, а также модернизация системы музыкального образования на уровне начальной и средней школы.

Город Чунцин довольно быстро оказался в авангарде значимых культурных и политических центров Китая. Сюда была перенесена столица после захвата японцами Нанкина, эвакуировано правительство, эмигрировали многие деятели культуры и искусства, творческие организации и образовательные учреждения, обогатив Чунцин новыми силами.

Музыкальное образование на уровне начальной и средней школы еще в довоенное время находилось в сложном положении: музыке учили по остаточному принципу, выделяя, по сравнению с другими дисциплинами, наименьшее количество часов. Альтернативным вариантом были специальные занятия при общественных организациях, таких как, «Общество новой музыки», общество «Датун» или «Ассоциация патриотической песни города Чунцин». Но и там были сложности: образование не было системным, обучали только техническим навыкам игры на китайских народных инструментах, не давали знания по теории и истории музыки.

Необходимость модернизации музыкального образования была осознана властями Китая давно. В последние годы царствования династии Цин благодаря усилиям сановника Чжан Чжидун в 1904 года было принято «Положение об учебных заведениях», по которому в общеобразовательных школах вводился предмет «Музыка», в марте 1907 года дисциплина «Музыка» была включена в список обязательных предметов. Однако нехватка методических материалов сводила все преобразования на «нет».

После падения монархии и прихода к власти Национального собрания наметился определенный поворот. В 1912 году создан Департамент образования, в ведение которого входи-

ло и музыкальное образование. В 1933 году в структуру Департамента включен специально учрежденный Методический комитет. Началась масштабная работа по составлению специальных образцовых учебников и учебных пособий для начальной и средней школ. В 1934 году Методический комитет был реорганизован в Комитет музыкального образования, задачей которого определили преобразование системы обучения музыке в целом [6]. С началом антияпонской войны Комитет, как и все правительство, был эвакуирован из Нанкина в Чунцин. На первом собрании в новой столице 27 октября 1938 года Комитет музыкального образования обозначил 8 пунктов работы:

1. Проверка, сбор и редактирование всех учебных музыкальных пособий в общеобразовательных школах;

2. Открытие по всей стране новых музыкальных образовательных учреждений и организаций;

3. Инспекторская проверка образовательных учреждений и анализ состояния музыкального образования;

4. Составление музыкального словаря;

5. Организация и проведение сбора фольклорных материалов;

6. Инициирование проверки состояния массового пения в школах;

7. Сбор информации об истории китайской музыки;

8. Определение стандартов музыкального образования в Китае [7].

В результате активной работы Комитета уже к концу 1938 года было собрано значительное количество информации. В общеобразовательные учреждения всех провинций были направлены распорядительные документы, касающиеся музыкального образования в начальной и средней школе. Одним из требований было включения в учебный процесс информации об антияпонской войне.

Масштаб задач, стоявших перед Комитетом, потребовал модернизации самого учреждения: 15 апреля 1939 года в его составе появились исследовательская, образовательная, редакционная и общественная группы [4]. Исследовательская группа занималась научной деятельностью: изучала информацию по истории китайской музыки, собирала, анализировала и редактировала фольклорные материалы, занималась совершенствованием традиционных музыкальных инструментов, изучала и адаптировала информацию по теории западноевропейской музыки для последующего использования в образовательном процессе.

Образовательная группа разрабатывала стандарты музыкального образования, составляла учебные пособия, проводила проверку качества образования, организовывала повышение квалификации музыкальных педагогов, занималась распространением музыкально-педагогического опыта через внеклассные музыкальные мероприятия, контролировала работу региональных музыкальных образовательных организаций. Редакционная группа формировала основы официальных мероприятий: утверждала государственную церемониальную музыку, определяла музыкальное сопровождение народных праздников, редактировала военно-патриотическую музыку, а также содержание музыкальных терминов. Общественная группа занималась преимущественно просветительской и контролирующей работой: проверяла качество содержания выпущенных печатных изданий и пластинок, распространяла музыку через радио, исследовала и совершенствовала военную музыку, проводила конкурсы композиторов, руководила общественными музыкальными группами и хорами, направляла руководителей в коллективы народной музыки.

В июне 1940 года Департамент образования обратился к провинциям с призывом развивать музыкальный театр [8]. В сентябре он обязал все профессиональные школы проводить внеклассные музыкальные мероприятия, привлекать к работе учителей музыки с целью организации учеников в вокальные группы, хоры, оркестры народных инструментов, общества изучения музыки, кружки губной гармошки и ансамбли западноевропейской музыки. Направлений творческой деятельности должно было быть достаточно много, чтобы каждый обучающийся мог выбрать для себя одно интересное. Курировать эту работу поручили Комитету музыкального образования [9]. В декабре Департамент потребовал организовать во всех школах хоровые и театральные объединения, чтобы педагоги могли просвещать учеников во время внеклассных занятий. Этому придавался статус важной общественной деятельности [10].

Знаковым событием Комитета музыкального образования был «Месяц музыки в городе Чунцин» (5 марта — 5 апреля 1942 года). Главной темой мероприятия было Музыкальное образование. В это период были проведено большое количество сольных и камерных концертов вокальной и инструментальной музыки, концертов симфонического и народного оркестров, хоров, массового пения [11]. «Месяц музыки» объединил профессиональных артистов, самодеятельных исполнителей и начинающих музы-

кантов. Это мероприятие стало своеобразным промежуточным итогом деятельности Комитета. Оно вызвало большой общественный резонанс, который способствовал впоследствии росту интереса к музыке в целом, музыкальному образованию, помог важному в годы войны моральному сплочению граждан.

Важную роль в развитии образовательной и агитационной деятельности в Чунцине играли также такие учреждения, как Третье управление при Департаменте политики военной комиссии Национального правительства и Комиссия по делам культуры Департамента политики военной комиссии Национального правительства, также эвакуированные в город с началом антияпонской войны. Оба учреждения были созданы после Второго соглашения между Коммунистической партией Китая и Гоминьданом (1937 г.) последовательно одно за другим.

С самого момента открытия Третье управление1 приступило к активной пропагандистской работе. С 7 по 13 апреля 1938 года была организована антияпонская агитационная неделя. В это время проходили различные мероприятия, тематика которых ежедневно обновлялась. К примеру, вызвавший большой общественный интерес, пятый день был посвящен театру.

В день театра в рамках агитационной недели программа была особенно насыщенной: кроме пьес и постановок китайского национального театра, в этот день были представлены цзинцзюй2, ханьцзюй3, хуагу провинции Хубэй4 и цзацзюй5. Спектакли шли повсеместно, и даже под открытым небом на многочисленных площадях и улицах. Пять из задействованных в этот день театров, поставили пекинскую национальную оперу. Это были такие труппы, как Лицзябань и провинциальный театр провинции Шаньдун. Деятели Хуан Гуйцю, Ань Шуюань и У Тяньчжун поставили спектакли: «Юэ Фэй6», «Лян Хунъюй», «Почивать на хворосте и вкушать желчь7», «Мулан8», «Великая Китайская стена» и другие спектакли, а также отрывки из произведений «Пожертвовать золото государству», «Убить жену, чтобы накормить армию». В Народном собрании прошла серия спектаклей по мотивам классического китайского романа «Народный герой Чжу Хунву» [5].

С 1939 по 1940 гг. члены Управления организовали большое количество крупномасштабных творческих мероприятий, которые были направлены на борьбу против агрессоров и агитацию к спасению. Подобные акции помогали сплочению нации, укрепляли патриотизм и настрой на победу в войне.

Особенно интересной была работа «Детской театральной труппы». Она была создана 3 сентября 1937 года в Шанхае представителем коммунистической партии У Синьцзя. Труппа состояла из 22 человек разного возраста от 9 до 19 лет. Большинство из них были учащимися школы Линьцин, беженцами из района боевых действий востока Шанхая. Затем труппа переехала в Ухань под начало Третьего управления, а оттуда в — Чунцин [3, с. 44].

В Чунцине она была объединена с другими детскими коллективами и участвовала в серии агитационных антияпонских мероприятий и специальной неделе семинаров творческих детских коллективов города Чунцин. 4 апреля в праздничный День детей эта театральная труппа совместно с другими детскими коллективами и начальными школами участвовали в театральных постановках, соревнованиях по ораторскому искусству и концертах вокальной музыки. Труппа поставила спектакль в стиле пьесы янгэ9 — «Деревенская песнь». В 1940 году «Детская театральная труппа» была разделена на две бригады, в очень тяжелых условиях войны гастролируя по уездам провинции Сычуань. В декабре 1940 года по приглашению Комитета китайско-советской культуры и Женского комитета труппа совместно со школой талантов, открытой Тао Синчжи, провели мероприятие «Советское музыкальное радио». Благодаря этому, о них узнали не только в Китае, ноив мире [1].

Деятельность Третьего управления при Департаменте политики военной комиссии Национального правительства периодически осложнялась не только объективными трудностями военного времени, но субъективными обстоятельствами — борьбой за внутриполитическое лидерство.

На начальном этапе военная опасность позволяла забыть про разногласия. Но вскоре противоречия обострились. В январе 1939 года лидер Гоминьдана Чан Кайши предложил «растворить партию коммунистов, защищать от нее, ограничить и настроить всех против нее». Его политические амбиции распространялись в том числе и Военную комиссию, при которой функционировало Третье управление. По требованию Чан Кайши, несогласные перейти в Гоминьдан, должны были выйти из состава обеих организаций. Это привело к расколу в августе 1940 года. Большая часть членов управления во главе с Го Можо подали в отставку. В итоге, в октябре это учреждение было настолько малочисленным, что практически самоликвидировалось. Гоминдан реформирует управление в Комитет по делам культуры, ограничивая его функции до уров-

ня исследовательской работы. Бывшие члены Третьего управления не были с этим согласны и решили продолжить свою борьбу иным путем. В итоге, ноябре 1940 года под началом Коммунистической партии Китая открылась Комиссии по делам культуры Департамента политики военной комиссии Национального правительства. Го Можо стал председателем Комиссии, Ян Хань-шэн был назначен заместителем председателя, Шэнь Яньбин, Шэнь Чжиюань, Ду Госян и другие 10 человек стали членами этой Комиссии. Шу Шэюй (псевдоним Лао Шэ), Люй Сягуан, Чжан Чжижан и другие 10 участников совмещали членство в Комиссии.

В Комиссии по делам культуры функционировало три группы: первая занималась изучение международных проблем (глава — Цай Фушэн; вторая группа отвечала за научное исследование (возглавлял Тянь Хань, а затем — Ши Линхэ); задачей третьей (под началом Фэн Найчао) были сбор и анализ сведений о противнике.

С момента начала работы комиссии ее участники проводили активную творческую и научно-просветительскую деятельность: читали открытые лекции, выступали с публичными докладами, организовывали конференции. В основном, они рассказывали об истории искусства, разбирали вопросы военного положения Китая, предлагали новаторские театральные проекты. 23 февраля 1945 года в ежедневной газете «Синь-хуа жибао» была опубликована статья Ко Можо «Мнение по поводу современного положения культуры» с подписями более 300 деятелей культуры города Чунцин. Публикация вызваа негативную реакцию Национального правительства. 30 марта 1945 года начальник Департамента политики военной комиссии Национального правительства Чжан Чжичжун издал указ о прекращении работы Комиссии по делам культуры [2].

Таким образом, поддержка и развитие детского творчества были важной составляющей государственного курса масштабной мобилизации культурного ресурса и укрепления патриотических настроений Китая в годы антияпонской войны. Музыкальные коллективы школ начальных и средних школ наравне с взрослыми привлекались для участия в большом количестве мероприятий: концертов, фестивалей, театральных постановок.

Благодаря преобразованиям периода войны начальное и среднее музыкальное образование в Китае приобрело характер системы: были утверждены единые стандарты обучения, разработано и внедрено методическое обеспечение, создан действенный механизм руководства на

всех уровнях власти. Музыкальные дисциплины стали обязательным и в общеобразовательной школе: в расписании ежедневных занятий появилось массовое пение, на уроках давалась базовая информация по истории и теории музыки. Важно, что все преобразования были сделаны на основе национальных традиций: заимствования из европейской системы были минимальны и носили не содержательный, а больше организационный характер.

Примечания:

1 До декабря 1938 года Третье управление работало в городе Ухань. После его захвата переместилось в Чунцин. В составе Управления функционировали несколько отделов. Пятый, шестой и седьмой — отвечали за агитационную работу в тылу, художественными средствами и за рубежом. В составе шестого отдела были отдельные подразделения, которые укрепляли патриотические чувства, обращаясь к театральной музыке, кинематографу и изобразительному искусству.

2 Пекинская национальная опера.

3 Жанр музыкальных народных пьес, распространенных в провинции Хубэй и в прилегающих к ней районах.

4 Фольклорные песни и сценки провинции Хубэй.

5 Юаньская музыкальная драма времен династий Сун и Юань.

6 Национальный герой Китая XII века, возглавивший оборону страны от вторжения чжур-чжэней.

7 Герой из притчи о юэйском князе Гоу Цзяне, который спал на хворосте и во время трапезы слизывал желчь, чтобы не забыть о мести врагу, победившему его княжеству У.

8 Девушка, переодевшаяся мужчиной и ушедшая в армию вместо своего отца.

9 Народная пьеса с песнями и танцами.

Литература

1. III «ШЮШЙФг^Ю-^ТС» —

ЙЙФМ. ШШШ. ШШ. [EB/OL](BaH

Наньнань. «Необычный цветок, выросший из крови жертв антияпонской борьбы — Детская театральная труппа в годы антияпонской войны». Отчет театральной труппы II URr: http://epaper.tuanjiebao.com/html/2016-02/18/content_31072.htm (дата обращения: 20.03.2019)).

2. «i^TOEÄikiS. W1XMI. HS

Дзз; (Культурный районный журнал. Архив

культуры Шапинба. Комитет культурной деятельности «Третьего управления» при Военном комитете Национального правительства).

3. шъ. жш^Фмтшишь [м]. ЛЗЙ:

ФВХ&ШЖЙ 2015 ПШ-Ш (Су Гу-

анвэнь. Департамент культуры Чунцин под бомбардировками. Пекин: Изд-во Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства. 2015).

4. #м Ш-tJ]

жшш&ФШФШ. 1995 i, 2Ш (сунь

Цзиньань. История современного музыкального образования Китая II Научный журнал консерватории Синхай. 1995. №1, 2).

5.

ЗДЕВ/ОЬ] («Третье управление» Национального правительства II Электронная энциклопедия «Байдубайкэ» URL: https://baike. baidu.com/item/%E5%9B%BD%E6%B0%91 %E6%94%BF%E5%BA%9C%E5%86%9B% Е4%ВА%8В%Е5%А7%94%Е5%91%98%Е 4%BC%9A%E6%94%BF%E6%B2%BB%E9 %83%А8%Е7%АС%АС%Е4%В8%89%Е5% 8Е%85 (дата обращения: 20.03.2019)).

6. и.

й. [D] . ±т : 2010

Я (Фэн Лэй. Исследование трех музыкально-образовательных учреждений запасной столицы Чунцин: Докторская диссертация / Шанхай: Шанхайская консерватория, июнь 2010).

7. 1938^10Я29В=Й6 (Синьхуа жибао. 3 полоса. 29 октября 1938).

8. «^^ВД» 1940 Я 4 В~ИЙ (Синьхуа жибао. 2 полоса. 4 июня 1940).

9. «^^ВД» 1940^9Я28Н~Ж (Синьхуа жибао. 2 полоса 28 августа 1940).

10. «^^ВД» 1940^12Я18В "JS (Синьхуа жибао. 2 полоса. 18 декабря 1940).

11. 0 Ш» 1942^3Я 5 В НШ (Синьхуа жибао. 3 полоса. 5 марта 1942).

References

1. Van Nan'nan' (2018), "Unusual flower grown from the blood of victims of the anti-Japanese struggle — Children's theater troupe during the anti-Japanese war", available at: http:// epaper.tuanjiebao.com/html/2016-02/18/con-tent_31072.htm (Accessed 20 March 2019).

2. Kul'turnyj rajonnyj zhurnal [Cultural district journal]. Arhiv kul'tury Shapinba. Komitet kul'turnoj dejatel'nosti «Tret'ego upravlenija» pri Voennom komitete Nacional'nogo pravi-tel'stva. Manuscript.

3. Su Guanvjen' (2015), Departament kul'tury Chuncin pod bombardirovkami [Chongqing Culture Department under the bombing], Izda-tel'stvo Vsekitajskoj associacii rabotnikov liter-atury i iskusstva, Pekin, China.

4. Sun' Czin'an' (1995), "The history of modern music education in China", Nauchnyj zhurnal konservatorii Sinhaj, no. 1-2, pp. 107-114.

5. Jelektronnaja jenciklopedija "Bajdubajk-je" (2018), "Third Directorate of the National Government", available at: https:// baike.baidu.com/item/%E5%9B%B-D%E6%B0%91%E6%94%BF%E5%BA%9 C%E5%86%9B%E4%BA%8B%E5%A7%9

4%E5%91%98%E4%BC%9A%E6%94%B -F%E6%B2%BB%E9%83%A8%E7%AC% AC%E4%B8%89%E5%8E%85 (Accessed 20 March 2019).

6. Fen Ley (2010), "Study of the three music and educational institutions of the reserve capital of Chongqing", D.Sc. Thesis, Shanghai conservatory, Shanghai, China.

7. Xinhua Ribao. 3 polosa. 29 oktjabrja 1938.

8. Xinhua Ribao. 2 polosa. 4 ijunja 1940.

9. Xinhua Ribao. 2 polosa 28 avgusta 1940.

10. Xinhua Ribao. 2 polosa. 18 dekabrja 1940.

11. Xinhua Ribao. 3 polosa. 5 marta 1942.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.