Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЧУНЦИНЕ В ПЕРИОД АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (ВО ВРЕМЕННОЙ СТОЛИЦЕ ЧУНЦИН)'

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЧУНЦИНЕ В ПЕРИОД АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (ВО ВРЕМЕННОЙ СТОЛИЦЕ ЧУНЦИН) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЯПОНСКАЯ ВОЙНА В КИТАЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХОРОВОЕ ПЕНИЕ / ЧУНЦИН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — У Вэй

В предлагаемой статье сделана попытка проследить основные этапы становления музыкального образования периода антияпонской войны в Китае. На основе сбора разрозненной информации, связанной с деятельностью музыкантов, повлиявших на формирование музыкального образования, и перевода различных источников (периодических изданий, исследований, монографий и т.д.) на русский язык автор воссоздает картину музыкальной культуры периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTABLISHMENT OF MUSICAL EDUCATION IN THE PERIOD OF ANTI-JAPAN WAR (IN THE TEMPORARY CAPITAL OF CHONGQING)

This article is an attempt to trace the main stages of the establishment of musical education in the period of anti-Japan war in China. Collecting fragmentary information connected with activity of musicians who influenced the formation of musical education and translating different sources (periodical issues, research works and monographs so on) into Russian, the author recreated the picture of musical culture of that period.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЧУНЦИНЕ В ПЕРИОД АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (ВО ВРЕМЕННОЙ СТОЛИЦЕ ЧУНЦИН)»

References

1. Aranovskij, M. G. (1997), "Symphony and time", Russkaya muzyka iXXvek [Russian Music and the 20th century], Muzyka, Moscow, Russia, pp.303-370.

2. Aranovskij, M. G. (1979), Simfonicheskie iska-niya. Issledovatel'skie ocherki [Searching in Symphonies. Research essays], Soviet composer, St. Petersburg, Russia.

3. Dvoskina, E. M. (2005), "Russian symphonism after Shostakovich and a New Image of the Symphony-Drama", Istoriya otechestvennoj muzyki vtoroj poloviny XX veka [History of Russian Music of the Second Half of the 20 century], in ed. Levaya, T. N., Kompozitor, St. Petersburg, Russia, pp. 234-252.

4. Keldysh, Y. (ed.) (1978), "Rhapsody", Muzykal'naya ehnciklopediya [Encyclopedia of Music], vol. 4, Soviet Encyclopedia, Moscow, Russia, p. 540.

5. Tarakanov, M. E. (1988), Simfoniya i instru-mental'nyj koncert v russkoj sovetskoj muzyke (60-70-e gg.): puti razvitiya [Symphony and Instrumental Concert in Russian Soviet Music (60-70s): ways of Development], Sovetskiy kompozitor, Moscow, Russia.

6. Cac dan toc Viet Nam (Ethnic groups in Vietnam:, vol. 1, Publishing House «Education», Hanoi, Vietnam).

7. Do Kien Cuöng (2009), Cac nhac cu dan töc Viet Nam. Ha noi: Nha xuät ban tuoi tre (Do, Kien, Cuong (2009), Vietnamese Folk Instruments, Molodost Publishing House, Hanoi, Vietnam).

8. Pham Mai Anh (2005), Vän hoa cöng chieng Tay Nguyen. Tay Nguyen (Pham, Mai, Anh (2005), Gong in Folk Music of the Tai Nguyen area, Publishing House of the Branch of the Institute of Vietnam, Tai Nguyen, Vietnam).

9. Thi Loan (2001), Thuang thüc äm nhac dan gian Viet Nam va lich sü äm nhac. Ha noi: Nha xuät ban giao duc (Thuy, Loan (2001), Enjoy Traditional Vietnamese Music and the History of Vietnamese Music, Publishing House «Education», Hanoi, Vietnam).

10. To VÜ, Thuy Loan (1995), Anh huang äm nhac phuang täy vao Viet Nam. Ha noi: Nha xuät ban am nhac (To, Vu and Thuy, Loan (1995), European Influences in Vietnamese Music, The Publishing House «Music», Hanoi, Vietnam).

11. Tu Ngoc, Nguyen Thi Nhung, VÜ Tu Lan, Nguyen Ngoc Oanh (2000), Am nhac mai Viet Nam, tien trinh va thanh tuu. Ha noi: Nha xuät ban am nhac (Tu, Ngoc and Nguyen, Thi, Nhung and Vu, Tu, Lan and Nguyen, Ngoc, Oanh (2000), Vietnam's New Music: Development, Success, The Music Publishing House, Hanoi, Vietnam).

© У Вэй, 2018

УДК 78.074

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЧУНЦИНЕ В ПЕРИОД АНТИЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ (ВО ВРЕМЕННОЙ СТОЛИЦЕ ЧУНЦИН)

В предлагаемой статье сделана попытка проследить основные этапы становления музыкального образования периода антияпонской войны в Китае. На основе сбора разрозненной информации, связанной с деятельностью музыкантов, повлиявших на формирование музыкального образования, и перевода различных источников (периодических изданий, исследований, монографий и т.д.) на русский язык автор воссоздает картину музыкальной культуры периода.

Ключевые слова: антияпонская война в Китае, музыкальная культура, профессиональное музыкальное образование, хоровое пение, Чунцин

В последнее время возрос интерес исследователей к китайской музыкальной культуре периода антияпонской войны, продлившейся с 18 сентября 1931 года (вторжение японцев в Маньчжурию) до победы над Японией 15 августа 1945 года. Для поднятия и укрепления духа патриотизма граждан страны повсеместно были организованы различные культурные мероприятия, такие как театральные постановки, массовое пение, сценические представления, декламации и

др. После окончания войны более двадцати лет в Китайской народной республике эти произведения входили в основную программу профессиональных и самодеятельных артистов, а также в педагогический репертуар.

В русскоязычных работах, посвященных китайской музыкальной культуре (трудах таких авторов, как Г. Шнеерсон, С. Айзенштадт, У Ген Ир), если и затрагивается период военных лет, то практически не освещаются события города Чунцин,

хотя именно он в течение несколько лет был культурным центром Китая и сыграл ключевую роль в становлении музыкального образования страны.

В настоящее время на китайском языке вышло несколько исследований, посвященных музыкальным периодическим изданиям военных

лет ^т,

Монографии, освещающие жизнь и творчество деятелей искусств, таких как )%ШМ

, 2008), шттт (гшш«шт?т шит^тярш^ш} 1994).

Краткие сведения о городе Чунцин

Город Чунцин был заложен на месте, где река Цзялинцзян впадает в полноводную Янцзы. Чунцин окружен тремя горными массивами: на севере — Дабашань, на востоке — Ушань, на юге — Далишань. Из-за холмистого ландшафта Чунцин прозвали «горным городом» — Шаньчэн. Город Чунцин граничит с четырьмя провинциями: Хубэй и Хунань на востоке, Гуйчжоу на юге, Сы-чуань на западе и Шэньси на севере. Через город, пригороды и областные районы протекает около 80 рек, наиболее значимые из которых Янцзы, Цзялин, Уцзян, Фуцзян, Чицзян, Даниньхэ и др.

Древний город возник более трех тысяч лет назад, он являлся столицей царства Ба и носил название Цзянчжоу. Название «Чунцин» (дословно «двойное торжество») появилось в 1189 году, когда третий сын императора Сяоцзун стал начальником области Гунчжоу, получив титул «князь Гун» (^1), и в том же году после отречения отца стал императором под именем Гуанцзун. В честь этого Гунчжоу было поднято в статусе с «области» — чжоу — до «управы» — фу; так как Гуанцзуну в этом году пришлось дважды праздновать повышение в статусе (сначала до князя, а потом до императора), то он повелел переименовать Гунчжоу в Чунцинфу («управа двойного празднования»).

В 1891 году Чунцин стал открытым портом, где была оборудована таможня, что поспособствовало процветанию в судоходстве, торговле, финансовом деле и перерабатывающей промышленности. Постепенно он стал играть роль узлового пункта, связующего юго-западные части Китая и верховье Янцзы с внешним миром.

Статус города Чунцин официально был присвоен в 1929 году. Незадолго до оккупации в 1937 году Нанкина японскими войсками в Чун-цин переехали правительственные учреждения Китайской Республики. В период антияпонской войны (1937-1945) Чунцин выполнял роль столицы государства. Позже в 1939 году ему был придан статус города, находящегося в непосредственном подчинении Административного совета

(правительства Китайской Республики). В 1946 году, когда гоминьдановское правительство вернулось в Нанкин, Чунцин тем не менее сохранил свой особый статус.

После провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году Чунцин, как город центрального подчинения, стал политическим, хозяйственным и культурным центром Юго-Западного Китая. Лишь с 1954 года, когда в стране была упразднена система административного деления на большие регионы, Чунцин получил провинциальное (Сычуань) подчинение. С 1997 года Чунцин был возвращен в прямое правление Административного совета.

Музыкальная деятельность в Чунцине в период антияпонской войны

Вероломное вторжение японцев в Маньчжурию в 1931 году пробудило высокую патриотическую активность среди деятелей искусств. Для поднятия духа граждан регулярно организовывались публичные спектакли, декламации, массовые хоры и т. п. Эти мероприятия способствовали сближению населения разных сословий, сплочению китайского народа в борьбе с захватчиками. Большое количество специально созданных вокальных и хоровых сочинений прочно вошло в репертуар не только военного периода, но и последующих десятилетий. В исконном или адаптированном виде подобные мероприятия являются неотъемлемой частью и современного досуга.

Безусловно одним из самых популярных было хоровое пение, в развитии которого можно выделить три этапа. Первый из них — зарождение в 1934 году в Шанхае «Новой музыкальной волны» Воодушевляющее пение

любительских хоровых коллективов под руководством Не Эра (й^), Люй Цзи (п!) было быстро подхвачено по всей стране. Второй этап связан с оккупацией Шанхая и ряда других крупных городов. С 1938 года многие творческие коллективы были сосредоточены в городе Ухань (провинция Хубэй). 17 января того же года был организован «Всекитайский союз пения» («Ф^^Ш^ПжШ ^»). Несмотря на краткий расцвет культурной жизни в городе Ухань, только вокальных коллективов в нем насчитывалось более сотни. После трагического падения Уханя культурная деятельность постепенно переместилась в Чунцин, Гуйлинь (городской округ в Гуанси-Чжуанском автономном районе), Куньмин (городской округ провинции Юнань). В этот период музыкальная деятельность стала более организованной.

Создание комитета музыкального образования при министерстве просвещения (ПК®

ШШ.ШШ'т^Ш.ШШ^.^) сыграло немаловажную роль в дальнейшем развитии музыкальной культуры страны. Комитетом были организованы специальные курсы повышения квалификации музыкантов, сбор фольклора, музыкальных архивных материалов, разработаны педагогические стандарты и пособия для различных уровней систем образования и т. п. Благодаря реформам Ли Баочэнь и продвижению комитета музыкального образования были введены внеклассные мероприятия, созданы музыкальные кружки и ансамбли, проводились межвузовские концерты и фестивали.

Всекитайский музыкальный антивоенный союз и Китайское

музыкальное научное общество (ФШ^^^^) были организованы 25 декабря 1938 и 5 апреля 1942 года соответственно. В эти сообщества вошли практически все деятели культуры. Ими были организован ряд масштабных концертных выступлений. Среди них первое выступление камерного оркестра государственной консерватории (ШЙ^ ЖРл^МЩЙЖШ), хоровое пение на открытой сцене, межвузовский многотысячный хор и т. п.

Помимо всекитайских сообществ, в крупных городах образовывались поместные ассоциации пения. Еще в 1937 году в сентябре уже имелся «Союз пения Спасение» («Й^ШШЙ»), в который входило около 10 коллективов из рабочих и простых граждан города. 19 февраля 1939 года в Юнане был организован аналогичный союз («^ Й^ЙШд»). Деятельность этих союзов способствовала привлечению любителей музыки, обогащению культурной жизни городов.

Важное значение имело учрежденное 26 октября 1935 года сообщество китайско-советской культуры («Фй^{ЬШ#»), которое главным образом было связано с изучением литературного, театрального, музыкального, кинематографического и живописного наследия дружественной страны. Помимо китайско-советского сообщества, также существовали общества английской, американской, корейской культуры и т. п. Так, благодаря китайско-английскому сообществу («Ф^£{ЬШ#») была организована постановка оперы «Мадам Баттерфляй».

Наряду с западноевропейскими операми (например, «Волшебная флейта» Моцарта) были поставлены произведения китайских композиторов. Так в Чунцине состоялась премьера первой крупной оперы «Цюцзы» («^^»). В театральные постановки были вовлечены и подрастающие поколения. Так, 27 марта 1941 года состоялась премьера детской оперы «Марш в парке развлечений» («^ИШтЙ») в исполнении детской театральной труппы.

Архивные сведения свидетельствуют о преобладании массовых песнопений с 1938 по 1939 год. В течение последующих двух лет, помимо массового хорового творчества, востребованными стали сборные концерты. Период 1943-1945 годов отмечен спадом традиции коллективного пения. На первый план выходят концертные выступления и оперные постановки.

Огромное количество различных музыкальных мероприятий в первую очередь объясняется исторической обстановкой, при которой именно в годы антияпонской войны в городе Чунцине собрались передовые деятели искусств. Их публикации, общественная и педагогическая деятельность во временной столице не только повлияли на музыкальную жизнь по всей стране, но и определили дальнейшее развитие музыкального образования.

Педагогические реформы Ли Баочэнь

Ли Баочэнь 1907-1979) — совре-

менный известный китайский композитор, дирижер и педагог. После начала войны сопротивления японским захватчикам (1937-1945) совместно с Национальным правительством (гоминьда-новским) переселился в Чунцин. В этот период Ли Баочэнь работал в качестве заведующего просветительской группой образовательного комитета, редактором учебно-методических пособий, педагогом и заведующим в государственном музыкальном учебном заведении Цинмугуань

Именно благодаря столь разносторонней деятельности появился ряд нововведений и теоретических статей, повлиявших на дальнейшее развитие современного музыкального образования Китая. Можно сказать, что работа Ли Баочэнь в городе Чунцин в период сопротивления японским захватчикам (сентябрь 1938 - июль 1944) не только внесла неоценимый вклад в нынешнюю китайскую музыкально-образовательную систему, но и непосредственно повлияла на ее формирование.

Истоки музыкально-педагогических идей Ли Баочэнь

Ли Баочэнь родился в христианской семье в городе Баодин провинции Хэбэй. Отец музыканта был пастором пресвитерианской церкви, а мать — учителем школы при церкви. С семилетнего возраста Ли Баочэнь начал обучаться игре на фортепиано с приезжими миссионерами, впоследствии преподавал в течение шести лет в церкви и средней школе Чунши (^^Ф^). В 1926 году получил целевое направление в Яньцзин-ский университет (^жА^ существовал в Пекине с 1919 по 1949 год) и поступил сначала на химический, а позже перевелся на педагогический

факультет. В качестве дополнительной специальности брал уроки по игре на фортепиано, вокалу, истории музыки, гармонии, методики и др. К моменту выпуска количество зачетных единиц по дополнительным специальностям превышало таковое по дисциплинам основного профиля. Дипломная работа Ли Баочэнь представляла собой «Пособие по музыкальному воспитанию для средней общеобразовательной школы». Несмотря на то, что данное исследование не было опубликовано, оно стало одним из первых полноценных трудов в этом направлении.

В 1930 году Ли Баочэнь после окончания вуза официально начал работать в качестве педагога и заведующего музыкальным отделением в средней общеобразовательной школе Бэйпин1 Юйин (¿Ь^дЙ). Этот год стал переломным в жизни музыканта, своего рода переходом от любительства к профессиональной музыкально-педагогической деятельности. За пять лет работы в школе Бэйпин Юйин Ли Баочэнем было организовано восемь хоровых мероприятий, сочинено 10 песен, опубликовано 7 музыкальных статей, 8 монографий, пособий и песенных сборников. Кроме упоминаемого «Пособия по музыкальному воспитанию для средней общеобразовательной школы» выделим работы «Хоровые коллективы города Бэйпин» (( ¿^■ШЙп'Пдй} ), «Доклад южных гастролей хорового

ансамбля» ( ШШАШТШтШМШп ), «Отчет о состоянии музыкального образования за последние два года» ( (М^^Ж^^Ж М/Я> ) и музыкальные пособия «Учебник по теории музыки» ( (ЖШШШ^>> ), «Хоровой сборник Небесный кров» ( ), «Сборник избранных сольных песен» В них отражены педагогические поиски в музыкальном образовании, ставшие основой дальнейших исследований Ли Баочэнь.

В 1935 году Ли Баочэнь продолжил образование в Оберлинской консерватории штата Огайо по специальности «музыкальная педагогика». В июне 1937 года Ли вернулся в Китай, успешно получив бакалаврскую и магистерскую степени по музыкальному образованию.

Из вышеизложенного видим, что музыкант получил нетрадиционное для китайцев начальное музыкальное образование, что непосредственно повлияло на его мировоззрение. Ли Баочэнь перед поездкой за рубеж уже накопил немалый педагогический опыт, помогший ему увидеть существующие проблемы, апробировать возможности их решения и в кратчайшие сроки завершить обучение. Личная практика позволила музыканту освоить суть европейского образования и адапти-

ровать его к китайским реалиям. Музыкально-педагогическая деятельность Ли Баочэнь в городе Чунцин в сложный для Китая исторический период существенно отобразила процесс синтеза педагогических идей востока и запада.

Формирование музыкально-педагогических идей Ли Баочэна в период работы в городе Чунцин

Ли Баочэнь переехал в Чунцин из зоны военных действий в сентябре 1938 года и вскоре предоставил Национальному (гоминьдановско-му) правительству проект «Музыкальное образование в период войны сопротивления японским захватчикам» ( ШЙШИ^ЖЖХ^г+М» ), который получил правительственное одобрение. Ли Баочэнь был назначен заведующим Чунцин-ским комитетом по музыкальному образованию, возрождение которого сыграло ключевую роль в формировании системы музыкальной педагогики в сложный исторический период. Основные сферы деятельности музыкантов отразились в следующих работах: «Музыкальное образование в период становления государства» ( ), «Проблема музыкальных инструментов в период войны сопротивления японским захватчикам» ( ШМИЙЖШ^Ш} ), «Одна из главных проблем развития музыкального образования - педагогическая подготовка»

—) и др. Особое внимание хочется уделить статьям, опубликованным в 1940 году: «Состояние музыкального образования в начальной школе в период войны сопротивления японским захватчикам» ( (Ш^ШЩ^ИФЧ^ ) и «Музыкальное образование в Америке» ( ШШЙ^нЖ^Й} ) 1942 года. В них Ли Баочэнь выразил стремление к синтезу педагогических воззрений Востока и Запада. К сожалению, его идея объединения различных традиций музыкального образования не получила должного внимания современников.

В процессе написания статьи «Состояние музыкального образования в начальной школе в период войны сопротивления японским захватчикам» ( ШШЖЩетФФ^нЖЖШШ ) автор проанализировал в течение трех месяцев отчеты из 1081 школы. Серьезный подход к изучению проблемы суммировался в более чем в шести тысячах иероглифах, опубликованных в журналах «Музыкальный вихрь» ( (ЖМ} , том 1, часть 1) и «Педагогические известия» ( ШШ} , том 3, № 37, 38).

Характеризуя состояние музыкального образования, Ли Баочэнь отмечает следующие проблемы: недостаточное финансирование, при-

митивное музыкальное оборудование, учителя без профессионального музыкального образования, отсутствие добротных учебных пособий или учебников с включением патриотических песен, однообразное содержание уроков (вокальный ансамбль), отсутствие дополнительных музыкальных мероприятий, использование нотно-цифро-вой записи в три раза более, чем пятилинейного нотного стана и т. п. Причину этих проблем автор видит в безразличии правительства, отсутствии подробного плана и цели музыкального образования страны. К сожалению, они до сих пор остаются актуальными и для современного Китая.

В статье «Музыкальное образование в Америке» ( {Щ.ШШ'^Ш.'т^ШШ} ) Ли Баочэнь выражает идею, что основой профессионального, социального и музыкального образования одаренных детей является школьное музыкальное воспитание. Далее автор статьи тщательно разбирает систему музыкального образования Америки в восьми аспектах: учебные программы, дополнительные музыкальные мероприятия, конкурсы, учебные пособия, оснащение и наглядные средства, педагогическая подготовка, образовательные системы и общенациональные совещания. Несмотря на то что Ли выбрал в качестве образца относительно «молодую» систему музыкального образования Америки, она не только вобрала самые ценные достижения европейских стран, но и достигла хороших результатов. За два года обучения в Оберлинской консерватории музыкант досконально изучил принципиальные различия между музыкальным образованием Америки и Китая. Автор статьи посчитал своим долгом и обязанностью суммировать полученные знания и сделать выводы, чтобы большее количество коллег на родине могло способствовать совершенствованию состояния музыкального обучения.

Несмотря на то, что в одной статье Ли Бао-чэнь указывает на проблемы отечественного музыкального образования, а в другой — на достижения зарубежных стран, автор прежде всего опирается на собственный педагогический опыт и свое обучение за рубежом. Давая объективную оценку различий систем образования, он подчеркивает, что их знание может стимулировать развитие и улучшение состояния музыкального образования Китая. Чтобы «заимствовать достоинства для восполнения недостатков», необходимо точно выделить «достоинства» и «недостатки». Именно они стали главными темами размышлений Ли Баочэнь в период активной педагогической деятельности в городе Чунцин.

Как видим, перечисленные статьи отражают идею применения музыкальных образователь-

ных идей Америки и их адаптации в Китае. Далее мы рассмотрим их реализацию Ли Баочэнем в его педагогической практике.

Итак, за основу педагогических принципов Ли Баочэнь избирает анализ и практический синтез китайских и зарубежных педагогических идей. Эта установка реализована в следующих шести аспектах.

1. Подготовка педагогических кадров.

Отсутствие подготовленных профессиональных педагогических кадров — главная проблема современного китайского музыкального образования. Она является решающим фактором, влияющим на дальнейшее его успешное развитие. Именно с вопроса о кадрах Ли Баочэнь, будучи заведующим комитетом образования города Чунцин, составляет подробный план реформ в сфере музыкальной педагогики.

Музыкант отмечает, что в Америке музыкальных педагогов можно разделить на четыре категории: без специальной профессиональной подготовки, работающих в начальной школе; получивших педагогическое образование в государственных вузах; обучавшихся в музыкальных вузах и получивших звание бакалавра; прошедшие специальную подготовку после окончания образования, преподающие специальное фортепиано, игру на струнных инструментах и др. Организацией музыкальных мероприятий и дирижированием в основном занимаются выпускники третьей категории. Из вышеизложенного видно, что только преподаватели начальных классов не являются профессионально подготовленными специалистами. В то же время в Китае только одна треть педагогов школ получила образование в педагогических, художественных и других средних профессиональных учреждениях (или вовсе не завершила обучение). К тому же, только 15% из них занимают основную должность, 83% работают по совместительству и 2% являлись приглашенными на короткие сроки. Такое положение сильно тормозило развитие музыкального образования.

Для решения проблемы Ли Баочэнь в первую очередь ввел обязательный час занятия музыкой для студентов педагогических вузов. Также было увеличено количество музыкальных дисциплин на протяжении трехгодичного обучения. Игровой музыкальный урок (^^П/Щ) в начальных классах должен войти в предметную систему обучения для улучшения качества преподавания. Кроме того, Ли Баочэнь придавал большое значение подготовке кадров высшего звена (включая педагогический факультет в специальных музыкальных учреждениях, музыкальные факультеты в педагогических вузах и др.). Ли Баочэнь

считал, что повышение качества преподавания в высших учебных заведениях непосредственно повлияет на уровень педагогов начального звена, так как именно они готовят будущих преподавателей в начальные и средние классы, косвенно воспитывают неисчислимое количество детей. В будущем молодое поколение будет влиять на состояние музыкальной атмосферы в целом. Поэтому следует тщательно подходить к составлению учебной программы, организации образовательного процесса, экзаменационным требованиям и др. Исходя из этого Ли Баочэнь неоднократно подавал в правительство проект реформирования музыкального образования высшего звена. Благодаря работе музыканта на третьем собрании комитета образования 28 марта 1939 года указом правительства вновь открылись музыкальные факультеты и специальные курсы при Центральном педагогическом университете Государственной школе искусств Госу-

дарственном педагогическом институте (ШЙШШ>Е ^РР), а также создан Северо-Западный объединенный педагогический институт

На шестом заседании образовательного комитета 13-14 апреля 1941 года был одобрен план Ли Баочэнь о введении во всех государственных педагогических институтах музыкального факультета. Затем вышла череда постановлений: например, в 1941 году во всех педагогических школах открыли музыкальные группы, в педагогических институтах — музыкальные факультеты; музыкальные группы на отделении художественного образования в Государственном социальном образовательном институте

в 1942 году появился музыкальный спецкурс в Государственном институте (ШЙШШ>Е^РР); в 1944 году начал работать музыкальный факультет при Государственном педагогическом институте Хубэй (ШЙ/ЩЬШе^РР) и др. Эти нововведения Ли Баочэнь существенно решили проблемы нехватки педагогических кадров по музыкальным дисциплинам.

2. Внеклассные музыкальные мероприятия.

Ли Баочэнь призывает учебные заведения разных уровней активно проводить внеклассные музыкальные мероприятия, например, организовывать хоровые, оркестровые и народные инструментальные ансамбли. Эту идею музыкант также почерпнул в Америке, где с начальных классов уже существуют различные музыкальные коллективы. В средних школах (как правило, насчитывающих около 2000 учащихся) как минимум есть хор из 100 учащихся, оркестр из 50-60 человек. Кроме концертных выступлений силами школьников также проводятся театральные постановки.

В американских вузах подобные мероприятия более масштабны. К тому же на базе университетов ежегодно проводятся национальные музыкальные конкурсы.

Благодаря учебе в Америке Ли Баочэнь убедился в важности внеклассных музыкальных мероприятий, так как они не только повышают интерес детей к музыке, обогащают культурную жизнь, но и воспитывают в них дух коллективизма. Он был убежден, что, привлекая детей к участию в музыкально-театральным постановках, концертах, можно формировать их любовь к отечеству. Согласно исследованиям состояния музыкального образования в начальных и средних классах общеобразовательных школах, интерес школьников к внеклассным музыкальным мероприятиям достигает 81-83%. При этом со стороны правительства и школьного управления достаточным является предоставление детям площадок и сцен для творческой деятельности и общения. Исходя из данных убеждений, Ли Баочэнь составил и представил министерству образования план «О развитии внеклассных музыкальных мероприятий» ( (^Т^Мг^Ьй^^/} ). Для обогащения внеклассной жизни школьников музыкант предложил шесть пунктов. Во-первых, все высшие специальные учебные заведения должны пригласить преподавателей музыки для организации музыкальных мероприятий. Во-вторых, преподаватели музыки должны организовывать ансамбль вокалистов, хоровой коллектив, оркестр традиционных музыкальных инструментов, исследовательское собрание музыки, театральную труппу, ансамбль губной гармоники, оркестр зарубежных музыкальных инструментов. При этом каждый школьник должен участвовать хотя бы в одном из перечисленных коллективов. В-третьих, помимо организации открытых выступлений преподаватели музыки также должны регулярно приглашать известных музыкантов для проведения концертных выступлений и мастер-классов. В-четвертых, учебные заведения по возможности организовывают совместные музыкальные концерты или конкурсы. В-пятых, управление учебных организаций должно ежегодно выделять финансы для проведения музыкальных мероприятий. И, наконец, в-шестых, при организации и проведении данных мероприятий учебное заведение должно согласовать план действий с музыкально-образовательным комитетом.

После издания данного плана учебные заведения всех регионов страны активно приступили к реализации изложенных пунктов. К примеру, частная республиканская академия Бэйпин (ДДЙ ¿Ь^КШ^РР) наняла специального преподава-

теля для организации музыкальных, театральных и вокальных мероприятий. Также в академии были выделены два академических часа еженедельно для дополнительных занятий по музыке. Частный университет Нанки организовал

различные коллективы, например, церковный хор, хоровой коллектив пяти университетов, Гавайский струнный ансамбль, ансамбль губной гармоники и др. Некоторые учебные заведения пригласили Ли Баочэнь в качестве внештатного музыкального руководителя. К примеру, Государственный фармацевтический институт (ШЙЙ^Ш) выделил два часа по пятницам с 19-21 для музыкальных мероприятий.

Несмотря на загруженность, Ли Баочэнь лично просматривал план работы преподавателей музыки всех учебных заведений. Кроме этого, лично им были организованы: вокальный конкурс школьников начальных и средних классов города Чунцин (1939), выступление тысячного хора у озера Фуцзы города Чунцин 1941 года, концерт объединенного хора пяти университетов Чунци-на (1942) и др. Таким образом, личный вклад Ли Баочэнь, его продуманный план по продвижению внеклассных музыкальных мероприятий существенно обогатили школьную и студенческую жизнь страны.

3. Составление музыкальных пособий и учебников.

В период войны против японских захватчиков не только не хватало музыкальных пособий и учебников, но и существовал ряд проблем: ошибки в музыкальном тексте, завышенная стоимость книг, недостаточный интерес учащихся и др. Эти проблемы серьезно сдерживали развитие музыкального образования в Китае.

Во время обучения в Америке Ли Баочэнь узнал, что в детских садах и в начальных классах школ страны педагоги использовали метод устного изложения. Однако они владели большим количеством различных песенных сборников и имели свыше сотни пластинок для иллюстрации занятий. Пособия для младших школьников отличались красочностью, обилием иллюстраций, крупным шрифтом. Некоторые учебные заведения также приобретали дополнительные музыкальные пособия для преподавателей. Музыкальные пособия для вузов вобрали в себя лучшие достижения со всего мира — музыкальные шедевры различных эпох, жанров и стилей.

Для решения проблемы методической оснащенности школ и вузов Ли Баочэнь привлек передовых музыкальных педагогов с целью создания комитета по написанию педагогических пособий. В результате было составлено более 20

видов учебных изданий, около 20-30 тысяч иероглифов. Их можно разделить на три категории. Первая включает в себя 11 разделов: музыкальную философию, психологию, музыку и школу, музыку и учебную программу, детскую музыку, музыкальную педагогику в начальной и средней школах, вокальную методику, хоровое дирижирование, педагогическую подготовку, музыкальное школьное образование в годы антияпонской войны. Вторая охватывает три типа внеклассных мероприятий: музыкальные, организация оркестров традиционных музыкальных инструментов и хоровых коллективов. Третья — шесть типов теоретических пособий: вокальное искусство, музыкальное исполнительство, традиционная музыка, музыкальная грамотность, базовые композиционные техники, инструментоведение. Эти двадцать видов книг охватили практически все сферы музыкальных знаний и навыков, они существенно могли бы изменить положение. К сожалению, из-за отсутствия возможностей и сотрудников пособия не были изданы полностью, лишь частично в виде статей опубликованы в различных музыкальных периодических изданиях.

4. Наглядные учебные средства.

Под наглядными учебными средствами Ли имеет ввиду сами инструменты и сопутствующие предметы. В годы его обучения в Америке фортепиано и духовые музыкальные инструменты были наиболее популярны. Многие фабрики сотрудничали с учебными заведениями страны. Музыкальные классы оснащались проигрывателями и большим количеством пластинок.

Однако для Китая в годы антияпонской войны фортепиано и иные зарубежные музыкальные инструменты были предметами роскоши. Ли Баочэнь много размышлял о том, как решить проблему отсутствия наглядных учебных средств в условиях военного положения, когда большинство учебных заведений были перебазированы на запад Китая, существовали сложности транспортировки и т. п. Ли Баочэнь хорошо понимал, что из-за отсутствия инструментов недопустимо прерывать учебный процесс, и предложил три варианта решения проблемы.

Первый вариант — если нет инструментов, то обойтись без них. Ли Баочэнь предлагал из-за отсутствия аккомпанемента развивать пение а cappella. Второй вариант — если нет соответствующего музыкального инструмента, то заменить на другой. Соответственно можно создать оркестр из традиционных музыкальных инструментов, таких как саньсянь эрху (_ЙЙ),

шэн — губной органчик ди — поперечная

флейта (ffi) и др. При наличии зарубежных ин-

струментов, таких как фортепиано или струнных, они тоже добавлялись в оркестр. Это не только решило проблему инструментария, но и продвинуло развитие традиционной музыки, что стало характерным «продуктом времени», то есть могло возникнуть только в сложившихся условиях. Третий — если нет ввезенных инструментов, то изготовить собственные. Ли Баочэнь предложил правительству или частным лицам создавать фабрики по изготовлению музыкальных инструментов по типу зарубежных или модернизированных традиционных, таких как эрху, юэцинь — четырехструнный инструмент с круглым или восьмигранным корпусом шэнь, ди, гуань — духовой музыкальный инструмент рода гобоя (Ш), сяо — продольная флейта (Ш) и др. К тому же, по рекомендации музыканта фабрикам предлагалось по требованию покупателей изготавливать музыкальные инструменты различных видов, качества и назначений. Среди самых высокопрофессиональных заводов выделим фабрику музыкальных инструментов «Великое единение города Чунцин» (М^А[Ж#Ж^О, которая могла выпускать аналоги западноевропейских инструментов. 13 и 14 апреля 1941 года Ли Баочэнь на шестом заседании Музыкально-образовательного комитета предложил министерству привлечь мастеров музыкальных инструментов из приморских городов в центр страны. Это решение тоже способствовало улучшению ситуации.

5. Система контроля качества образования.

Ли Баочэнь в целях улучшения и стандартизации качества образования настоятельно рекомендовал министерству образования создать совершенную систему контроля в музыкальном образовании. Результатом нововведений стали тщательные отчеты после инспектирования музыкальных учебных заведений, где не только были подробно отображены достижения, но также отмечены недочеты и даны подробные рекомендации по их искоренению. Благодаря им министерство образования овладело полной картиной состояния музыкального образования, выявило ряд нарушений и способствовало существенному улучшению качества учебного процесса.

6. Учреждение китайского музыкального общества.

По американскому образцу Ли Баочэнь решил организовать китайское музыкальное общество, проводившее собрание раз в два года поочередно в крупных городах страны. Во время проведения собраний проводились тематические обсуждения, открытые лекции, концертные выступления, где музыканты могли обмениваться творческим и педагогическим опытом

и этим способствовать дальнейшему развитию музыкальной культуры. Так, 5 апреля 1942 года состоялось открытие китайского музыкального общества в городе Чунцин. 13 июня того же года был утвержден годовой план мероприятий. На первом заседании китайского музыкального общества 17 апреля 1943 года Ян Чжунцзы был избран председателем, также было утверждено правление обществом в количестве 31 члена. Среди них выделим У Бочао (^^ЙЙ), Ли Баочэнь, Ма Сыцунь (ЭД4Й, 1912-1987), которые внесли весомый вклад в процесс собрания народных песен, изготовления музыкальных инструментов, организацию публичных и уличных концертов, составление учебных пособий и т. п. На втором заседании членов правления 16 мая того же года было решено в течение полугода в городах Гуйлинь (городской округ автономного района Гуанси), Куньмин (провинция Юньнань), Гуйян (провинция Гуйчжоу), Сиань (провинция Шэньси), Чэнду (провинция Сычуань), Эньши (столица Эньши-Туцзя-Мяоского автономного округа в провинции Хубэй) и др. открыть двадцать филиалов общества. Чтобы стать членом общества, достаточно было заполнить заявление и получить две рекомендации. Музыкальные сообщества, появившиеся позже, такие как Китайское общество западноевропейской музыки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общество истории музыки Китая (Ф ИШЖ^^й), Общество традиционной музыки Китая (ФШИ^л^Ж^й), во многом переняли организацию по образцу проекта Ли Баочэна.

Деятельность Ли Баочэна в шести аспектах музыкального образования заложила основу для их дальнейшего развития. В его предложенных и реализованных проектах отразился уникальный личный опыт музыканта, творившего в трудное для страны время. Если Сяо Юмэй (Ш^Ш) и Ян Чжунцзы внесли огромный вклад в

высшее музыкальное образование Китая, то исходя из вышеизложенного нельзя недооценивать деятельность Ли Баочэня в становлении и формировании музыкального образования в общеобразовательных учебных заведениях. Огромный скачок в сфере музыкальной педагогики за последующие десятилетия в начальных и средних классах школ произошел во многом благодаря проектам музыканта. Так, преподаватели музыки в общеобразовательных школах имеют как минимум бакалаврское музыкальное образование; используются разнообразные пособия, учебники и наглядные средства, продуманные учебные программы, во многих школах и вузах организованы различные коллективы, школьные и студенческие фестивали.

Реформы, реализованные в годы антияпон- 6. ской войны в сфере музыкального образования, поныне играют немаловажную роль, как в общеобразовательных школах, так и в специализированных учебных заведениях.

К сожалению, Культурная революция, упразднившая высшее образование и зарубеж- 7. ные знания, почти искоренила все нововведения. После ее окончания перед музыкантами и правительством встал вопрос — форма реализации учебного процесса. Изучение собственной истории, опыта других стран способствовали нахо- 8. ждению позитивных вариантов ее решения. На данный момент качество музыкального образования требует совершенствования. Внеклассные мероприятия, кружки, ансамбли, хоровые и театральные коллективы еще не организованы повсеместно. Уровень подготовки преподавателей не всегда соответствует необходимым требовани- 1. ям. Однако культурные условия, существующие сегодня, иные. Прежде всего это политическая стабильность, и, конечно, самым большим отличием от периода антияпонской войны является 2. экономический достаток.

Поэтому адаптация успешных реформ прошлых лет — введение дополнительных занятий, организация межвузовских мероприятий, состав- 3. ление пособий и учебных планов — является главной задачей музыкантов-педагогов.

4.

Примечания 1 Бэйпин — название Пекина с 1928 по 1949 год, буквальный перевод — «Северное спокойствие».

Литература

1. Айзенштадт С. А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, 5. исполнительской практики: автореф. дис.

... д-ра искусствовед. Новосибирск: НГК 6. им. М. И. Глинки, 2015. 49 с.

2. У Ген-Ир. История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония). СПб.: Планета музыки; Лань, 2011. 544 с.

3. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. СПб.: Композитор, 2014. 336 с. 7.

4. Цюй Ва. Из истории музыкального образования Китая // Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ: сб. тр. всеросс. науч.-пр. конф. Н. Новгород, 10-14 октября 2014 г. / ред. Суханова Т. Б., Щерба- 8. това О. А. и др. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2015. С. 249-256.

5. Шнеерсон Г. М. Музыкальная культура Китая. М.: Гос. муз. изд-во, 1952. 252 с.

>мж шшпттж^шштт

ШЩ./ 2017^'®6

Щ- 46-59Ш (Тан Сивэй. Реформы Ли Баочэнь в музыкальном образовании в годы антияпонской войны // Музыкальные исследования. Вып. 6. Пекин, 2017. С. 46-59).

ШШ»- • 2013^'ШЩ' 131-133Ш

(У Вэй. Цель современного музыкального образования в Китае // Музыкальные исследования. Вып. 3 Чэнду, 2013. С. 131-133).

, Ш^ ■ 2015^ ■ Ш8Щ • 70-75Ш (У Вэй. Поиск системы управления городской музыкальной культурой // Социальная культура Чунцин. Вып. 8. Чунцин, 2015. С. 70-75).

References

Ajzenshtadt, S. A. (2015), Piano schools in the far East (China, Korea, Japan). Problems of theory, history, performing practice, Abstract of Ph.D. dissertation, Novosibirsk, Russia. U, Gen-Ir (2011), Istoriya muzyki Vostochnoj Azii (Kitaj, Koreya, Yaponiya) [History of East Asian music (China, Korea, Japan)], The planet of music, Deer, St. Petersburg, Russia. Czo, Chzhehn'guan' (2014), Russkie muzykanty v Kitae [Russian musicians in China], Kompozitor, St. Petersburg, Russia.

Cyuj, Va (2015), "From the history of music education in China", Sovremennaya muzykal'naya pedagogika: dialog tradicij i shkol [Modern music pedagogy: dialogue between traditions and schools], in ed. Suhanova, T. B. and Sherbato-va, O. A., Publishing house of the Nizhny Novgorod Conservatory, Nizhny Novgorod, Russia, pp. 249-256.

Шнеерсон Г. М. Музыкальная культура Китая. М.: Гос. муз. изд-во, 1952. 252 с.

ШЩ./ 2017^'®6

Щ- 46-59Ш (Tan, Sivehj (2017), "Reforms of Lee Baochen in music education during the anti-Japanese war", Music research, vol. 6, Beijing, China, pp. 46-59).

ШШ»- ■ 2013^-ШЩ- 131-133Ш (U, Vehj (2013), "The purpose of modern music education in China", Music research, vol. 3, Chengdu, China, pp. 131-133).

• Ш^ ■ 2015^ ■ ®8Щ ■ 70-75Ш (U, Vehj (2015), "Search for a system of urban music culture management", Social culture of Chongqing, vol. 8. Chongqing, China, pp. 70-75).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.