Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2022. № 1 (63). С. 48-54. Actual problems of higher music education. 2022. No 1 (63). P. 48-54.
Научная статья УДК 78.071.1
DOI: 10.26086/NK.2022.63.1.008
Музыкально-просветительская деятельность Ма Сыцуна
Му Цюаньчжи
Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Нижний Новгород, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена музыкально-просветительской деятельности выдающегося китайского музыканта XX века Ма Сыцуна (1912-1987). Основоположник национальной скрипичной школы Китая, Ма Сыцун в разные годы работал не только в Китае, но также в Европе и США, распространяя в мировой аудитории самобытность и уникальную красоту китайской музыки. Ярко проявивший себя как композитор и педагог, он на протяжении всей жизни уделял большое внимание музыкальному воспитанию широких масс китайского народа. В данном исследовании музыкально-просветительская деятельность Ма Сыцуна рассматривается в контексте становления китайской национальной музыки и основных этапов ее развития. Также исследуются многообразные формы музыкального просветительства, в которых талант Ма Сыцуна раскрылся особенно заметно: скрипичное исполнительское искусство, организация общедоступных концертов (как в крупных городах, так и в глубинке), создание и руководство музыкальными коллективами, издательская деятельность. На основании изучения творческой биографии Ма Сыцуна автор статьи приходит к выводу: по масштабу просветительского вклада в национальную музыкальную культуру он сопоставим с Ф. Мендельсоном, Ф. Листом, М. Балакиревым, Дж. Энеску, Л. Бернстайном.
Ключевые слова: Ма Сыцун, китайская музыка, музыкальное просветительство, национальная музыкальная традиция, Китай
Для цитирования: Му Цюаньчжи. Музыкально-просветительская деятельность Ма Сыцуна // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2022. № 1 (63). С. 48-54. http://doi.org/10.26086/NK.2022.63.L008.
Original article
Musical and educational activities of Ma Sicong
Mu Quanzhi
Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the musical and educational activities of the outstanding Chinese musician of the 20th century, Ma Sicong (1912-1987). The founder of the National Violin School of China, Ma Sicong worked not only in China, but also in Europe and the USA in different years, spreading the originality and unique beauty of Chinese music to the world audience. Prominent as a composer and teacher, throughout his life he paid great attention to the musical education of the broad masses of the Chinese people. In this study, the musical and educational activities of Ma Sicong are considered in the context of the formation of Chinese national music and the main stages of its development. Various forms of musical enlightenment are also explored, in which Ma Sicong's talent was revealed most noticeably: violin performing art, organization of public concerts (both in large cities and in the outback), creation and management of musical groups, publishing activities. Based on the study of the creative biography of Ma Sicong, the author of the article comes to the conclusion that the scale of his educational contribution to the national musical culture is comparable to F. Mendelssohn, F. Liszt, M. Balakirev, J. Enescu, L. Bernstein.
Keywords: Ma Sicong, Chinese music, musical enlightenment, national musical tradition, China For citation: Mu Quanzhi. Musical and educational activities of Ma Sicong. Aktualnye problemy vysshego muzykalnogo obrazovaniya = Actual problems of higher music education. 2022;1(63); p. 48-54 (In Russ.). http://doi. org/10.26086/NK.2022.63.1.008.
Имя Ма Сыцуна хорошо известно
во всем мире. На долю этого музыканта, жившего в разные годы в Китае, Европе и США, выпала миссия донести до широкой мировой аудитории
самобытность и уникальную красоту китайской музыки. Творческая деятельность Ма Сыцуна началась в юном возрасте и продолжалась до последних дней жизни. В разных формах музы-
© Му Цюаньчжи, 2022
кант пропагандировал национальное искусство, отразив при этом драматичные повороты новейшей истории Китая — события японо-китайской и гражданской войн, становления КНР, культурной революции. Ма Сыцун не был их сторонним наблюдателем, но откликался на них как носитель активной гражданской позиции, состоявшей в беззаветном служении идее культурного просвещения и духовного возвышения китайского народа. Этой идее было подчинено сочинение и исполнение им новых произведений, организация музыкальных коллективов, проведение концертов и творческих встреч, а также издательская деятельность. Уникальный вклад Ма Сыцуна в развитие китайской национальной музыки определяет актуальность темы исследования.
Другая грань актуальности связана с деятельностью китайского музыканта как просветителя. Организация общедоступных концертов и участие в них, основание учебных заведений и музыкальных коллективов, руководство издательствами — эти и многие другие формы просветительства были охвачены могучим талантом Ма Сыцуна. Тем важнее установить, на что именно были направлены его усилия в различные творческие периоды, как с годами менялся характер его просветительства.
Дополнительную актуальность данному исследованию придает то обстоятельство, что музыкальное просветительство Ма Сыцуна не ограничилось пределами родной страны. Попав в молодости в Европу, а на склоне жизни в Америку, музыкант знакомил аудиторию Старого и Нового Света с современной китайской музыкой.
Прежде чем перейти к рассмотрению фигуры Ма Сыцуна как просветителя, уточним само понятие «музыкальное просветительство», поскольку российским музыкознанием данный вид деятельности почти не исследован. Отметим несколько работ, частично восполняющих данный пробел: монография Л. Мельниковой «Музыкальное просветительство. История и современность» [1], а также статьи Е. Яковлевой [2; 3; 4]. Музыкальное просветительство — это распространение в обществе самой музыки и знаний о ней. Как форма воспитания культуры, оно обращено к широким народным массам. При этом музыкальное, как и любое другое просветительство, не является образованием в профессиональном смысле слова.
Хронологические рамки данного исследования определяются событиями жизни Ма Сыцуна. Его просветительская деятельность началась в
юности, в годы обучения во французской консерватории Нанси (1925-1928). Молодой музыкант давал концерты, в программы которых включал китайские произведения, став первым китайским скрипачом, выступившим в Европе [5, с. 89]. Основной же этап просветительской деятельности Ма Сыцуна пришелся на годы жизни в Китае (1929-1967). Наконец, в США, где музыкант провел последние 20 лет жизни, его просветительство продолжилось: Ма Сыцун знакомил публику со своими новыми сочинениями, тем самым пропагандируя китайское музыкальное искусство.
Не будет преувеличением сказать, что творческая биография Ма Сыцуна уникальна и по интенсивности, и по своей протяженности. Жизнь большинства музыкантов его поколения, получивших образование за границей, и способных выполнить просветительскую миссию на Родине, безвременно оборвалась до образования КНР. В военное время от болезней умерли Хуан Цзы (1938), Сяо Юмэй (1940), Сянь Синхай (1940) и Тан Сяолинь (1948). Цзян Вэнье за сотрудничество с японскими оккупантами был ограничен в правах. Фактически, Ма Сыцун оказался главным носителем европейской музыкальной культуры, познакомившим с ней не только молодых китайских музыкантов, но и широкие круги любителей музыки.
Второе уникальное свойство творческой биографии Ма Сыцуна — в многообразии уже упомянутых форм просветительства. К началу его просветительской деятельности в Китае (1932) страна в музыкальном отношении была периферийной, а главное, культурно замкнутой. И китайские, и европейские музыканты осознавали, что между их традициями пролегла и продолжает расширяться пропасть. За 25 лет творческой деятельности на Родине Ма Сыцуну удалось сделать невероятно много. В конце его китайского периода (1967 год) в стране сложилась сеть учебных заведений, концертных организаций, был сформирован ряд крупных творческих коллективов. Не только в крупных городах, но и в провинции народ стал знакомиться с богатствами европейской и новой китайской музыки. Конечно, все это было достигнуто усилиями множества деятелей культуры, но именно Ма Сыцуну принадлежит ведущая роль.
Осознание отставания китайской музыкальной культуры от общемировых процессов и, одновременно, блестящее европейское образование — это внешние факторы, предопределившие
просветительский посыл Ма Сыцуна. Наряду с ними, отметим и внутренние факторы, коренящиеся в особенностях личности данного музыканта. Главный из них — патриотизм, выраженный в стремлении беззаветно служить музыкальной культуре Китая. Это стремление лучше всего выразил сам композитор: «Однажды Ма Сыцун сказал: "Каждую ноту я посвящу Родине". Именно так он и сделал» [6, с. 4]. Примечательно, что с целью пропаганды в народе академической музыки и скрипичного искусства, музыкант охотно выступал не только в городах, но и в глубинке; не только в концертных залах, но и на городских площадях, а также на сценах учебных заведений и клубов [5, с. 93].
Второй внутренний фактор связан с особенностями образования, полученного Ма Сыцуном. Его парижский педагог по специальности Янко Биненбаум, благодарность к которому китайский музыкант пронес через всю жизнь, принадлежал к романтическому направлению [7, с. 52]. Как известно, европейский романтизм отличался особым вниманием к национальным культурам. Оно выражалось не только в использование фольклорного материала в произведениях, но, шире, в интересе к жизни народа, глубоком понимании его духовных потребностей. Не случайно наиболее видные просветители в истории европейской музыки — романтики (Ф. Мендельсон, Ф. Лист, М. Балакирев).
Творческий путь, хронологически и географически разделенный на три этапа, определил несколько векторов просветительства Ма Сыцуна. Первый вектор — это стремление познакомить европейскую (а позже — американскую и тайваньскую) публику с новой китайской музыкой. Такое стремление реализовывалось музыкантом в период обучения в Европе (1925-1929, 19311932) и жизни в эмиграции в США (1967-1987). Как правило, основной формой просветительства становился скрипичный концерт. На нем звучали сочинения самого Ма Сыцуна, написанные с использованием элементов национальной музыки, а также обработки народных мелодий. При этом осознание важности представления китайской музыки за пределами Родины приходило к Ма Сыцу-ну постепенно. В юности он получил европейскую известность лишь как «китайский вундеркинд, играющий на скрипке» [8, с. 71]. Однако в 1936 году, после того, как он впервые услышал звучание пекинских барабанов дагу, «покоренный звуками национальных инструментов, Ма Сыцун осознал
свою миссию — представить китайскую народную музыку на международной арене» [9, с. 21].
Второй вектор музыкального просветительства связан с потребностью Ма Сыцуна познакомить китайскую публику с европейской музыкой. Этот вектор доминирует в период с момента первого возвращения музыканта из Европы до начала японо-китайской войны (1929-1937). Ма Сыцун руководствовался идеей духовного воспитания и расширения культурного кругозора народа. Будучи концертирующим скрипачом, он составлял концертные программы, ориентируясь на вкусы и кругозор не подготовленной китайской публики: в них преобладали яркие эффектные произведения романтического направления как наиболее доступные. По той же причине в программах концертов было немного произведений эпох классицизма и барокко, а также почти не было произведений XX века [5, с. 93-94].
Стремление композитора познакомить китайскую публику с национальной традицией и новой китайской музыкой сформировало третий вектор музыкального просветительства Ма Сы-цуна. Особую актуальность и силу этот аспект обрел в годы японо-китайской войны (1937-1945). Композитором двигали патриотические мотивы, выраженные в идее утверждения национального достоинства и национального сплочения средствами музыкального искусства. Так, в 1942 году композитор закончил Симфонию № 1 (Es-dur). посвященную борьбе китайского народа против японской агрессии. Произведение получило широкий общественный резонанс. По силе общественного воздействия исследователи ставят Первую симфонию Ма Сыцуна в один ряд с Седьмой симфонией Шостаковича [10, с. 128].
Поскольку на протяжении всей жизни Ма Сыцуном двигали патриотические устремления, к наиболее значительным результатам привели второй и третий векторы его музыкального просветительства. Рассмотрим их подробнее.
Концертная деятельность Ма Сыцуна в Китае началась в 1929 году. Шестого января он дал первый в истории сольный концерт китайского скрипача. Важно отметить, что это выступление стало также первым в Китае общедоступным концертом. На нем прозвучала, наряду с европейской классикой, транскрипция японской песни «Девушка в красном доме», выполненная Ма Сыцу-ном [5, с. 91]. Всего в 1929 году он дал несколько сольных концертов в Шанхае, Гуанчжоу, Гонконге и других городах. В статье шанхайской газеты
«Шэньбао» молодой музыкант характеризовался как «исключительный талант» и «распространитель западной музыки», каждый концерт которого проходит с аншлагом [11, с. 125]. После выступления Ма Сыцуна перед западными дипломатами в Нанкине на сцену вышел японский министр. Глубоко тронутый музыкой, он произнес импровизированную речь: «Господина Ма можно назвать абсолютным гением. Его музыкальные способности превосходны и достойны восхищения!» [11, с. 125].
Особенно успешными оказались гастроли в Гонконге и Шанхае. Газеты наперебой печатали хвалебные рецензии об игре молодого китайского скрипача. В них отмечалось высокое человеческое достоинство Ма Сыцуна, его опыт и скромность, а также глубокое понимание западной музыки и исключительное владение инструментом. Превосходный уровень исполнения позволял аудитории полностью ощутить музыкальные образы вне каких-либо слуховых или визуальных границ. Скрипичное исполнение мирового уровня, которое продемонстрировал Ма Сыцун, опровергло распространенное западное предубеждение о том, что неевропейцы не могут понять, оценить, а тем более исполнить европейскую музыку [11, с. 125-126].
С началом в 1937 году японо-китайской войны Ма Сыцун начал активнее пропагандировать китайскую музыку. Он покинул оккупированные территории и поселился в родном городе Шаньвэй провинции Гуандун. В его концертных программах возросло число обработок народных мелодий и авторских антияпонских песен. Позднее композитор писал: «народ испытывает потребность в антияпонских военных песнях, желая выразить свой протест. Он воодушевился и восстал, чтобы освободиться от оков» [12, с. 19]. Ма Сыцун сочинил в общей сложности 20 антияпонских военных песен. По его словам, «большинство антияпонских военных песен, появилось, буквально, при разрывах бомб» [12, с. 19].
Скрипач выступал под фортепианный аккомпанемент своей жены Ван Мунли или студентки музыкального колледжа Ли Сусинь (^Ж'') [11, с. 125-126]. Пресса по-прежнему проявляла интерес к выступлениям Ма Сыцуна, однако он в целях безопасности не давал интервью, справедливо полагая, что в военное время ему важнее говорить на языке музыке.
Получив предложение продолжить музыкальную карьеру во временной столице Чунци-не, Ма Сыцун без промедления отправился туда,
увидев в этом новую возможность вдохновить своим творчеством на борьбу широкие массы людей. Проезжая на пути в Чунцин через крупные города, музыкант спонтанно давал концерты, поддерживая патриотический энтузиазм народа. Высокая репутация Ма Сыцуна позволила ему провести множество благотворительных выступлений. Однажды по окончании концерта благотворитель, сидевший в первом ряду, встал и поклонился, выражая свое восхищение артисту. Малообразованная публика, увидев это, подумала, что поклон — это особая форма концертного этикета, и тоже стала кланяться Ма Сыцуну. Тронутый столь теплым приемом, скрипач поклонился в ответ, что, в свою очередь, вызвало новую волну почтительных поклонов публики [11, с. 125-126].
Композитор воспринимал антивоенную песню не только как способ выражения народного гнева, но как средство просвещения широких народных масс. Поэтому он всячески ратовал за проявление национальных черт в мелодиях антивоенных песен. Ма Сыцун писал: «Чтобы подходить для пения, песня должна быть легкой и мощной, а не наивной или поверхностной. Есть много антияпонских военных песен, которые звучат как немецкие или американские песни, что является явным плагиатом. У каждого народа свой неповторимый стиль, особенно в музыке. Война сопротивления Японии — это выражение души всего народа. Если вы скопируете иностранные песни, разве музыка не покажет отсутствие независимости у вашей нации?» [12, с. 20].
Апогеем просветительской деятельности военного периода стала серия концертов Ма Сы-цуна в Шанхае, с которой музыкант выступил против братоубийственной гражданской войны [11, с. 126]. Кроме того, он всячески пытался смягчить и устранить идеологическую борьбу между группами профессиональных музыкантов, полагая, что общее дело просвещения огромного народа важнее идейных разногласий. Ма Сыцун говорил: «То, что делают соратники, выступающие за антияпонское национальное спасение, похоже на реку Хуанхэ, бушующую и величественную. Она помнит горести и радости китайской нации и боевой дух людей, которые из поколения в поколение сопротивлялись смерти. Работа, проделанная другой группой, подобна могучей реке Янцзы, которая хранит долгую и славную историю, орошая обширные поля и угодья, и питая бесчисленное множество людей. Но есть еще спокойная и красивая Жемчужная река <...>. У каж-
дого есть свои заслуги и достоинства, так что нет необходимости враждовать» [13, с. 5].
После установления мира и образования КНР Ма Сыцун вновь провел масштабные гастроли по крупнейшим городам Китая [5, с. 45]. Упрочив свою славу выдающегося национального музыканта, он в новых политических условиях продолжал реализовывать идею просвещения народа, приобщая его к сокровищнице мировой музыкального культуры. На этом пути Ма Сыцун бескомпромиссно отстаивал свою позицию перед лицом самых высокопоставленных руководителей. Примером может служить одна из бесед Мао Цзедуна и Ма Сыцуна о музыке. Мао сказал: «Искусство должно быть простым и понятным народу». На это Ма возразил: «Нет, великие произведения часто требуют многих лет для того, чтобы их поняли и приняли массы». В качестве примера он привел Пятую симфонию Бетховена. Ма Сы-цун оказался одним из немногих, кто осмелились сказать «нет» Мао Цзэдуну, что показывает силу его убеждений [13, с. 5].
К сожалению, столь бескомпромиссная позиция со временем вызвала серьезную критику. С февраля по июль 1959 года в журнале «Народная музыка» развернулось «обсуждение репертуара Ма Сыцуна», оказавшее серьезное давление на музыкального мэтра. Обсуждение началось со статьи Дон Дайона (Ж^Я) из Сианьского педагогического университета «Комментарий к сольному концерту г-на Ма Сыцуна». Автор раскритиковал концертную программу, упрекая музыканта в том, что в ней нет современных китайских произведений, а есть лишь произведения Ма Сыцуна, написанные до 1949 года и западноевропейская классика. Также прозвучал вопрос: «Как г-н Ма понимает политику партии, согласно которой вся литература и искусство должны соответствовать политическому курсу?». Итог дискуссии подвела оправдательная статья редакции «Народной музыки», в которой говорилось, что потребности народа многогранны, а искусство не следует понимать в узком смысле лишь как политическое служение. Однако в апреле 1961 года редакционная статья «Народной музыки» также была раскритикована (уже с классовых позиций), а первоначальная дискуссия вылилась в яростную критику буржуазного академизма. Композитор в полемику не вступал, а ответил на выпады в свой адрес сочинением нового масштабного произведения. Вторая симфония — это первое сочинение Ма Сыцуна на тему истории революции.
С большим успехом оно было исполнено в июле 1961 года оркестром Центральной филармонии под управлением автора [13, с. 6].
В годы культурной революции Ма Сыцун испытал жестокие гонения, однако это не ослабило его просветительского порыва. Продолжая знакомить китайскую публику с европейской музыкой, скрипач столкнулся с несправедливой критикой. Среди прочего ему поставили в упрек исполнение переложения «Ave Maria» Шуберта: якобы, оно преследовало цель привлечь народ в церковь [11].
Эмигрировав в 1967 году в США, музыкант не изменил своим творческим идеалам. Не имея возможности играть на Родине, Ма Сыцун продолжил просветительскую деятельность, обратив внимание, прежде всего, на Тайвань, где его исполнительское мастерство было хорошо известно. В 1968 году маэстро дал серию концертов в Тайбэе, Тайчжуне, Тайнане, Гаосюне и других городах. Этот его визит, а также последующие гастроли в 1972, 1977, 1981, 1984 и 1985 годах, широко освещались местными СМИ. В американский период композитор сочинил балет «Закатные облака» (1978), премьера которого состоялась на Тайване [14, с. 7], оперу «Ребиа» (1980), а также пьесы «Шесть поэм Ли Бо» (1969) и «Восемь танских поэм» (1969). Кроме Тайваня Ма Сыцун выступал в США [15, с. 194].
Помимо исполнительства важной формой просветительской деятельности Ма Сыцуна была организация концертных залов, театров, фестивалей. Она началась вскоре по возвращении артиста из Европы. Так, в 1930 году он совместно с Чэнь Хуном создал небольшой оркестр и музыкальную школу при Исследовательском институте Гуандун [5, с. 25]. В 1938 году по инициативе Ма Сыцуна была основана Южно-китайская консерватория в Гонконге [5, с. 92]. 1 мая 1940 года музыкант дирижировал в Чунцине на первом концерте симфонического оркестра Чжунхуа. В программе прозвучали «Ночь на Лысой горе» Мусоргского и «Тоска по родным краям» самого Ма Сыцуна [5, с. 37-38]. Организаторская деятельность Ма Сыцуна продолжилась и в Новом Китае. Этому способствовало его избрание членом правления Всекитайской ассоциации литературы и искусства, а также ректором недавно созданной Центральной консерватории. Назначению на пост руководителя главного музыкального учебного заведения страны предшествовал разговор Ма Сыцуна с премьер-министром Чжоу Эньлаем. Премьер-министр сказал: «Я хотел бы услышать
ваши мысли о том, как развивать музыку в новом Китае». В конце разговора Чжоу Эньлаем заметил: «Вы можете передать другим все, чему научились во Франции. Пришло время показать, на что Вы способны» [16].
Наконец, идеей просветительства была вдохновлена литературная и издательская деятельность Ма Сыцуна. Он был главным редактором журнала «Музыкальное творчество», а также как автор в разные годы сотрудничал с ведущими музыкальными изданиями страны. Уникальным документом китайской истории музыки стал сборник эссе Ма Сыцуна «Далекий голос», изданный на Родине в 1999 году [17].
Подводя итог проведенного исследования, отметим, что Ма Сыцун по праву считается крупнейшим музыкальным просветителем в истории Китая XX века. По масштабу просветительского вклада в национальную музыкальную культуру он сопоставим с Феликсом Мендельсоном, Ференцем Листом, Милием Балакиревым, Джордже Энеску, Леонардом Бернстайном. Но вклад Ма Сыцуна представляется еще более значительным с учетом колоссальных трудностей (вплоть до угрозы для самой жизни), которые ему пришлось преодолеть на пути к своей цели.
Список источников
1. Мельникова Л. Музыкальное просветительство. История и современность. Магнитогорск: МгАК, 2007. 94 с.
2. Яковлева Е. Генезис музыкального просветительства и узловые этапы его эволюции (до 1917 года) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 42. С. 227-236.
3. Яковлева Е. Музыкальное просветительство в динамике отечественной музыкальной культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. № 1 (152). С.248-254.
4. Яковлева Е. Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 3 (117). URL: https://sj.kubsau.ru/2016/03/85.pdf (дата обращения: 16.01.2022).
5. Му Цюаньчжи. Становление и развитие скрипичного искусства в Китае: образование, исполнительство, репертуар: дис. ... канд. искусствовед. Н. Новгород, 2018. 205 с.
6. Лю Цзыцзюнь. Влияние скрипичной музыки Ма Сыцуна на развитие китайской национальной скрипичной культуры: магистерская диссертация. Педагогический университет Цзянси. Наньчан, 2020. 39 с.
7. Ван Чуньюй. О творческих достижениях Ма Сыцуна // Научный вестник Харбинского педагогического университета. 2010. № 1. С.52-53.
8. Ян Юэ. Искусство игры на скрипке Ма Сыцуна // Вестник Колледжа Цзюцзян. Серия: «Философские и социальные науки». 2003. № 2 (121). С. 71-73.
9. Вань Кэчао. О современности и национальности в творчестве Ма Сыцуна // Университетский научный журнал. 2020. № 59. С. 189-197.
10. Тао Ян. Патриотизм Первой симфонии Ма Сыцуна // Музыкальные исследования. 2017. № 5. С.122-128.
11. Ма Фэн. Музыкальная карьера Ма Сыцуна // Мир библиотеки. Педагогический университет Цзянси. 2013. № 10. С. 125-126.
12. Ма Сыцун. Как я сочинял антияпонские военные песни // Народная музыка. 1995. № 9. С.19-20.
13. Чен Цзимин. Обаяние личности Ма Сыцуна: празднование 90-летия со дня рождения Ма Сыцуна // Научный вестник Синхайской консерватории. 2002. № 3. С. 4-7.
14. Чжан Тон. Вторая половина жизни Ма Сыцуна // Сборник для чтения: Литературно-историческое издание. 2013. Вып. 218. С. 6-8.
15. Вань Кэчао. Элементы китайской музыкальной традиции в творчестве Ма Сыцуна // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2020. № 4. С. 20-25.
16. Мелвин Ш. Вспоминая Ма Сыцуна. URL: https://www.artsjournal.com/china/2012/05/ remembering-ma-sicong/ (дата обращения: 22.01.2022).
17. Ма Сыцун. Далекий голос. Тяньцзинь: Изд-во литературы и искусства Байхуа, 1999. 259 с.
References
1. Melnikova, L. (2007), Muzykal'noye prosveti-tel'stvo. Istoriya i sovremennost' [Musical enlightenment. History and modernity], MgAK, Magnitogorsk, Russia.
2. Yakovleva, E. (2018), "The Genesis of Musical Enlightenment and Key Stages of Its Evolution (until 1917)", Vestnik Kemerovskogo gosudarst-
vennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], no. 42, pp. 227-236.
3. Yakovleva, E. (2015), "Musical enlightenment in the dynamics of domestic musical culture", Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Adyghe State University], no. 1 (152), pp. 248-254.
4. Yakovleva, E. (2016), "Principles of classification of musical and educational activities", Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauch-nyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University], no. 03 (117), available at: https://sj.kubsau.ru/2016/03/85.pdf (Accessed: 16 January 2022).
5. Mu, Quanzhi (2018), Formation and development of violin art in China: education, performance, repertoire. Ph. D. dissertation Thesis, Musical art, Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia.
6. Liu, Zijun (2020), The influence of Ma Sicong's violin music on the development of Chinese national violin culture, Master's dissertation, musical art, Jiangxi Normal University, Nanchang, China.
7. Wang, Chunyu (2010), "On the creative achievements of Ma Sicong", Nauchnyy vestnik Khar-binskogo pedagogicheskogo universiteta [Scientific Bulletin of the Harbin Pedagogical University], no.1, pp. 52-53.
8. Yang, Yue (2003), "The Art of Violin Playing by Ma Sicong", Vestnik Kolledzha Tszyutszyan. Seriya "Filosofskiye i sotsial'nyye nauki" [Bulletin of Jiujiang College. Series: "Philosophical and social sciences"], no. 2 (121), pp.71-73.
9. Wan, Kechao (2020), "About modernity and nationality in the work of Ma Sytsun", Universi-tetskiy nauchnyy zhurnal [University scientific journal], no. 59, pp. 189-197.
10. Tao, Yan (2017), "Patriotism of Ma Sicong's First Symphony", Muzykal'nyye issledovaniya [Musical Research], no. 5, pp. 122-128.
11. Ma, Feng (2013), "Musical career of Ma Sicong", Mir biblioteki. Pedagogicheskiy univer-sitet Tszyansi [Library World. Jiangxi Normal University], no. 10, pp. 125-126.
12. Ma, Sicong (1995), "How I composed anti-Japanese war songs", Narodnaya muzyka [Folk music], no. 9, pp. 19-20.
13. Chen, Jimin (2002), "The Charm of Ma Sicong's Personality: Celebrating the 90th Anniversary of Ma Sytsun", Nauchnyy vestnik Sinkhayskoy konservatorii [Scientific Bulletin of the Xinghai Conservatory], no. 3, pp. 4-7.
14. Zhang, Tong (2013), "The second half of the life of Ma Sicong", Sbornik dlya chteniya: Lit-eraturno-istoricheskoye izdaniye [Collection for reading: Literary and historical edition], Issue. 218, pp. 6-8.
15. Wan, Kechao (2020), "Elements of Chinese musical tradition in Ma Sytsun's work", Obshchest-vo. Sreda. Razvitiye [Society. Environment. Development (Terra Humana)], no. 4, pp. 20-25.
16. Melvin, S. (2012), "Remembering Ma Sicong", available at: https://www.artsjournal.com/ china/2012/05/remembering-ma-sicong/ (Accessed: 22 January 2022).
17. Ma, Sicong (1999), Dalokiy golos [Distant voice], Baihua Literature and Art Publishing House, Tianjin, China.
Информация об авторе
Му Цюаньчжи — кандидат искусствоведения
Information about the author
Mu Quanzhi — Candidate of Musical art
Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 11.03.2022; принята к публикации 11.03.2022.
The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing
11.03.2022; accepted for publication 11.03.2022.