Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ПРАВА'

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ПРАВА / РОЛЕВАЯ ИГРА / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / СУД ПРИСЯЖНЫХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерёмин Алексей Валерьевич, Иванова Наталья Михайловна

В статье рассматривается методическое обеспечение разработки и проведения ролевых игр на примере опыта проведения игры «Суд над Верой Засулич» при преподавании дисциплины «История государства и права России». Отмечается, что практическое применение игровых технологий должно учитывать специфику учебной дисциплины и требует разработки регламента, содержащего общую характеристику игры - время и место, цели и задачи, роли участников, этапы, и дополнительных материалов, сценария, отражающего последовательность действий участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF ROLE-PLAYINGIN TEACHING THE HISTORY OF LAW

The article discusses the methodological support for the development and conduct of role-playing games on the example of the experience of the game “Trial of Vera Zasulich” when teaching the discipline “History of state and law of Russia”. It is noted that the practical application of gaming technologies should take into account the specifics of the discipline and requires the development of regulations containing the general characteristics of the game - time and place, goals and objectives, roles of participants, stages, and additional materials, a scenario reflecting the sequence of actions of participants.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ПРАВА»

Методическое обеспечение ролевой игры в преподавании истории права

АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ ЕРЁМИН,

доцент кафедры теории и истории государства и права,

кандидат исторических наук Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации Российская Федерация, 191014, г. Санкт-Петербург,

Литейный пр., д. 44 E-mail: lucullus@yandex.ru

НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА ИВАНОВА,

доцент кафедры теории и истории государства и права,

кандидат исторических наук Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации Российская Федерация, 191014, г. Санкт-Петербург,

Литейный пр., д. 44 E-mail: i-natalii@yandex.ru

Methodological Support of Role-Playing in Teaching the History of Law

ALEXEY VALERYEVICH EREMIN,

Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law,

Candidate of Historical Sciences St. Petersburg Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Russian Federation, 191014, Saint Petersburg,

Liteyny Ave., 44 E-mail: lucullus@yandex.ru

NATALIA MIKHAILOVNA IVANOVA,

Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law,

Candidate of Historical Sciences St. Petersburg Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Russian Federation, 191014, Saint Petersburg,

Liteyny Ave., 44 E-mail: i-natalii@yandex.ru

УДК 372.834

Аннотация. В статье рассматривается методическое обеспечение разработки и проведения ролевых игр на примере опыта проведения игры «Суд над Верой Засулич» при преподавании дисциплины «История государства и права России». Отмечается, что практическое применение игровых технологий должно учитывать специфику учебной дисциплины и требует разработки регламента, содержащего общую харак-

Annotation. The article discusses the methodological support for the development and conduct of role-playing games on the example of the experience of the game "Trial of Vera Zasulich" when teaching the discipline "History of state and law of Russia". It is noted that the practical application of gaming technologies should take into account the specifics of the discipline and requires the development of regulations containing the general characteristics

теристику игры - время и место, цели и задачи, роли участников, этапы, и дополнительных материалов, сценария, отражающего последовательность действий участников.

Ключевые слова и словосочетания: методическое обеспечение; преподавание истории права; ролевая игра; уголовный процесс; суд присяжных.

of the game - time and place, goals and objectives, roles of participants, stages, and additional materials, a scenario reflecting the sequence of actions of participants.

Keywords and phrases: methodological support; teaching the history of law; role-playing game; criminal trial; jury trial.

Одной из целей образовательного процесса является эффективность освоения учебного материала и выработка умений обучающимися, что достигается применением соответствующих методов обучения. В процессе развития изменяется не только содержание учебного материла, но и сам образовательный процесс: «классические» методы, в которых превалирует односторонняя связь преподаватель — обучающийся, сохраняют свое значение, но процессы, происходящие в сфере образования, требуют разработки и применения новых методов — активных и интерактивных, посредством которых создаются многосторонние связи.

К числу таких новаций следует относить игровые технологии. Понятия «игра» и «высшее образование», на первый взгляд, представляются малосвязанными, но достижение эффективности образовательного процесса требует обращения к игровым технологиям в настоящее время. Эта необходимость, на наш взгляд, обуславливается двумя факторами:

а) осознанием, что только «полное» включение в процесс обучения с применением инновационных методов (активных и интерактивных) позволит повысить степень освоения материала обучающимися с 20 до 90 %, как свидетельствует «пирамида обучения» Эдгара Дэйла;

б) пониманием изменений, происходящих в сознании обучающихся и в чуть меньшей мере обучающих.

В этом отношении вопросы разработки и применения игровых технологий являются актуальными. Традиционный подход в педагогике связывает игру с обучением детей младшего возраста, с 3-4 до 6-7 лет [6]. В современных условиях игровые технологии получили применение не только в дошкольном и школьном обучении, а также в высшем образовании. Методические проблемы игровых технологий активно разрабатываются [1; 2; 4, с. 32—56], но вместе с тем нельзя не отметить некоторую «узость» в этих разработках.

В литературе, во-первых, большее внимание уделяется теоретическим аспектам игровых тех-

нологий, чем практическим, то есть конкретным примерам обучающих игр.

Во-вторых, те примеры, которые даются, ориентированы под определенную учебную дисциплину и в силу этого являются малоприменимыми в других дисциплинах. Например, монография О. А. Артемьевой и М. Н. Макеевой, помимо теоретической части обучающих игр, содержит технологии разработки и методику проведения игр экономической, юридической, военно-инженерной тематики при обучении иностранным языкам [1, с. 90—138].

В-третьих, сами игровые технологии в зависимости от особенностей игрового процесса могут подразделяться на типы: деловые игры (игры-имитации), ролевые игры (игры-драматизации), организационно-деятельностные игры [2, с. 114]. Так, если в основе деловой игры лежит совместная деятельность обучающихся для решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным ситуациям, то ролевая игра построена на распределении участников группы по ролям и отработки действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица в определенной ситуации [3, с. 13].

Вышесказанное требует учета при разработке и применении игровых технологий в обучении. В связи с этим мы хотели бы представить опыт разработки методического обеспечения ролевых игр при преподавании истории права Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации.

Приступая к разработке обучающей игры, прежде всего следует решить вопрос о типе игры. В Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации используются деловые и ролевые игры, причем выбор типа игры зависит от специфики учебной дисциплины. Учебные дисциплины, связанные с определенными отраслями права, направлены на формирование у обучающегося определенных практических навыков — принятия решений, осуществление

действий, обсуждение практической ситуации, и требуют использования формата деловой игры. Например, деловая игра — рассмотрение уголовного дела в суде присяжных или рассмотрение индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам [4, с. 45—51]. Для других дисциплин историко-правового цикла значение имеет вопрос закрепления знаний о состоянии права в конкретный момент времени, поэтому разыгрывание ролевой игры здесь более предпочтительно.

Следующим этапом в разработке методического обеспечения является подготовка регламента и сценария проведения ролевой игры с последовательным и подробным описанием действий участников.

В Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации при изучении дисциплины «История государства и права России» проводится ролевая игра «Суд над Верой Засулич». Историко-правовая специфика дисциплины должна проявляться в целях ролевой игры: 1) реконструкция исторического события для лучшего понимания механизма действия института присяжных заседателей в России после Судебной реформы 1864 г.,

2) выявление и уяснение новых принципов судопроизводства после Судебной реформы,

3) приобретение навыков ораторского мастерства на примере известных судебных ораторов XIX века. Исходя из указанных целей перед обучающимися ставятся задачи: представить, как работал окружной суд с участием присяжных заседателей (согласно Судебной реформе 1864 г.); понять механизм состязания сторон в суде второй половины XIX века, а также приемы, используемые защитой и обвинением; понять психологию и доводы присяжных заседателей, вынесших оправдательный вердикт по делу Веры Засулич.

Сама ролевая игра состоит из трех этапов, каждый из которых является методически необходимыми. Первый этап — подготовительный — проходит до проведения ролевой игры. Здесь обучающиеся знакомятся с целями и задачами предстоящей игры, происходит распределение ролей с учетом пожеланий студентов (Вера Засулич — подсудимая, А. Ф. Кони — председатель суда, В. А. Сербинович — судья, О. Г. Ден— судья, К. И. Кессель — прокурор, П. Н. Александров — присяжный поверенный и 12 присяжных заседателей; остальные обучающиеся представляют судебных репортеров, судебного пристава, судебного секретаря и публику). Что касается преподавателя, то он принимает ограниченное участие в игре на подготовительном и заключительном этапе.

Индивидуальная подготовка к ролевой игре состоит в изучении судебных материалов по процессу В. Засулич — воспоминаний очевидцев, отчетов судебных репортеров и речей участников. В рамках этого же этапа обучающиеся должны ознакомиться с Уставом уголовного судопроизводства, регламентировавшим уголовный процесс в Российской империи1, а также желательно с работами дореволюционных юристов [5, с. 547—604]. Поскольку для обучающихся поиск необходимых материалов для подготовки может вызывать затруднения, то соответствующую литературу следует указать в регламенте.

Второй этап представляет собой реконструкцию судебного заседания по сценарию, указывающему последовательность действий на судебном следствии. Поскольку на учебном занятии воспроизвести в аутентичном виде судебное заседание невозможно, то в сценарии указываются только наиболее важные действия. В сценарии ролевой игры «Суд над Верой Засулич» выделены следующие действия:

«1. Судьи: А. Ф. Кони (председатель), В. А. Сербинович, О. Г. Ден занимают свои места.

2. Присяжные заседатели во главе со старшиной Лоховым А. И. занимают свои места.

3. Судебный пристав вводит подсудимую.

4. Судебный секретарь зачитывает медицинскую справку о состоянии здоровья Ф. Ф. Тре-пова.

5. Прения сторон: речь прокурора К. И. Кес-селя, речь присяжного поверенного П. Н. Александрова.

6. Заключительная речь председателя суда А. Ф. Кони.

7. Присяжные удаляются в совещательную комнату, чтобы ответить на три вопроса:

1) виновна ли Засулич в покушении на Тре-пова?

2) хотела ли она при этом лишить его жизни?

3) сделала ли она для этого все, что от нее зависело?

8. Оглашение вердикта присяжных.

9. Постановление оправдательного приговора. Освобождение В. Засулич».

Большое значение для этого этапа ролевой игры имеет создание атмосферы судебного заседания. С этой целью игра проводится в спе-

1 Устав уголовного судопроизводства, Высочайше утвержденный 20 ноября 1864 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Санкт-Петербург: Типогр. 2 Отделение Собственной Е. И. В. канцелярии, 1864. Т. 39. № 41476.

циально подготовленном помещении — зале судебных заседаний.

В ролевой игре отсутствует обсуждение и система оценивания по ходу игры. Поскольку главной задачей является адекватное воспроизведение ролей участников, то необходимость поделиться впе-

чатлениями об игре и личными мнениями реализуется в рамках отдельного заключительного этапа.

Тщательная проработка методического обеспечения обучающих игр с учетом специфики учебной дисциплины является надежной основой эффективного обучения.

Список литературы:

1. Артемьева О. А. Система учебно-ролевых игр профессональной направленности: монография / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2007.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие. Изд. 5-е, стер. Москва: Академия, 2008.

3. Мальцева Т. В. Использование игровых технологий в образовательной среде Академии управления МВД России: учебное пособие / Т. В. Мальцева, О. М. Боева, Ю. Б. Макаренко. Москва: Академия управления МВД России, 2021.

4. Методы контекстного обучения студентов: методическое пособие / Е. В. Баркалова, Ю. М. Боброва, А. В. Ерёмин, М. Б. Кабанова и др.; под общ. ред. Ю. В. Морозовой. Санкт-Петербург: Санкт-петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2021.

5. Случевский В. Учебник русского уголовного процесса. Изд. 4-е, доп. и испр. Санкт-Петербург: Типография М. М. Стасюлеви-ча, 1913.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. Москва: Педагогика, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.