Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» В ИГРОВОЙ ФОРМЕ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» В ИГРОВОЙ ФОРМЕ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ / ИСТОРИЯ РОССИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ / BUSINESS GAME / COGNITIVE ACTIVITY / LAW SCHOOLS / COURT SESSION / HISTORY OF RUSSIA / INNOVATIVE FORMS OF CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пфаненштиль Надежда Георгиевна

В данной статье подчеркивается важность использования в современном учебном процессе инновационных форм преподавания и особенное их значение в организации обучения в юридическом вузе. Подробно описывается механизм проведения учебного занятия по дисциплине «История» в игровой форме судебного заседания «Суд над Иваном Грозным» и анализируется его значение как метода повышения познавательной активности студентов. Перечисляются главные цели, организаторы, условия проведения деловой игры, а также основные этапы и ход «судебного заседания». Характеризуется основной состав участников и подробно описываются функции и обязанности каждого игрока в ходе подготовки, организации и проведения мероприятия. Формулируется общее значение деловой игры и перечисляются основные компетенции, умения и навыки, развитие которых она позволяет выявить и оценить. Данная игра позволяет сформировать у студентов комплексный подход к изучению и оценке исторических событий, явлений и деятелей, развивает способность к обобщению, самостоятельному анализу научной (и иной) информации, коммуникативные навыки, а также мотивацию к учебной деятельности и познавательный интерес к историческому наследию России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING SESSIONS ON «HISTORY» IN GAME FORM OF A COURT SESSION AS A METHOD OF INCREASING THE COGNITIVE ACTIVITY OF LAW STUDENTS

This article emphasizes the importance of using innovative forms of teaching in the modern educational process and their special significance in the organization of training in law schools. It analyzes the mechanism of conducting a training session on the discipline «History» in the game form of the court session «Lawsuit against Ivan the Terrible» is described in detail and its significance as a method of increasing the cognitive activity of students; lists the main goals, organizers, conditions of the business game, as well as the main stages and progress of the «court session»; describes the main structure of participants and describes in detail the functions and responsibilities of each «player» when preparing, organizing and holding an event. The paper also describes the general meaning of the business game and the main competencies, skills and abilities that it helps to identify and evaluate. This game allows students to form a comprehensive approach to the study and assessment of historical events, phenomena and figures, develops the ability to generalize, independent analysis of scientific (and other) information, communication skills, as well as motivation for educational activities and cognitive interest in the historical heritage of Russia.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» В ИГРОВОЙ ФОРМЕ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

УДК [378.016:94]:371.382 DOI 10.37972/chgpu.2020.108.3.025

Н. Г. Пфаненштиль

УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» В ИГРОВОЙ ФОРМЕ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Казанский филиал Российского государственного университета правосудия,

г. Казань, Россия

Аннотация. В данной статье подчеркивается важность использования в современном учебном процессе инновационных форм преподавания и особенное их значение в организации обучения в юридическом вузе. Подробно описывается механизм проведения учебного занятия по дисциплине «История» в игровой форме судебного заседания «Суд над Иваном Грозным» и анализируется его значение как метода повышения познавательной активности студентов. Перечисляются главные цели, организаторы, условия проведения деловой игры, а также основные этапы и ход «судебного заседания». Характеризуется основной состав участников и подробно описываются функции и обязанности каждого игрока в ходе подготовки, организации и проведения мероприятия. Формулируется общее значение деловой игры и перечисляются основные компетенции, умения и навыки, развитие которых она позволяет выявить и оценить. Данная игра позволяет сформировать у студентов комплексный подход к изучению и оценке исторических событий, явлений и деятелей, развивает способность к обобщению, самостоятельному анализу научной (и иной) информации, коммуникативные навыки, а также мотивацию к учебной деятельности и познавательный интерес к историческому наследию России.

Ключевые слова: деловая игра, познавательная активность, юридические вузы, судебное заседание, история России, инновационные формы занятий.

N. G. Pfanenstil

TRAINING SESSIONS ON «HISTORY» IN GAME FORM OF A COURT SESSION AS A METHOD OF INCREASING THE COGNITIVE ACTIVITY OF LAW STUDENTS

Kazan Branch of the Russian State University of Justice, Kazan, Russia

Abstract. This article emphasizes the importance of using innovative forms of teaching in the modern educational process and their special significance in the organization of training in law schools. It analyzes the mechanism of conducting a training session on the discipline «History» in the game form of the court session «Lawsuit against Ivan the Terrible» is described in detail and its significance as a method of increasing the cognitive activity of students; lists the main goals, organizers, conditions of the business game, as well as the main stages and progress of the «court session»; describes the main structure of participants and describes in detail the functions and responsibilities of each «player» when preparing, organizing and holding an event. The paper also describes the general meaning of the business game and the main competencies, skills and abilities that it helps to identify and evaluate.

This game allows students to form a comprehensive approach to the study and assessment of historical events, phenomena and figures, develops the ability to generalize, independent analysis of scientific (and other) information, communication skills, as well as motivation for educational activities and cognitive interest in the historical heritage of Russia.

Keywords: business game, cognitive activity, law schools, court session, history of Russia, innovative forms of classes.

Введение. В современной системе образования особенное значение приобретают инновационные методы преподавания, которые позволяют развивать познавательную активность учащихся и таким образом значительно повышать эффективность и качество образования. Потенциал подобных форм занятий является значимым прежде всего для студентов гуманитарных специальностей. Студентам юридических вузов важно в первую очередь развивать профессиональные компетенции, связанные с необходимостью успешной коммуникации, делового общения, в частности умений и навыков четкого формулирования и уверенного отстаивания собственной точки зрения [8].

Занятия в форме деловой игры [2] - «судебного заседания» - особенно перспективны для профессионального развития будущих юристов.

Цель данного исследования - подробно описать механизм проведения учебного занятия по дисциплине «История» в игровой форме судебного заседания «Суд над Иваном Грозным» и проанализировать его значение как метода повышения познавательной активности студентов. Основные задачи - перечислить педагогические функции, организаторов, условия проведения деловой игры, а также описать основные этапы и ход «судебного заседания». В статье характеризуется основной состав участников и подробно описываются функции и обязанности каждого «игрока» в ходе подготовки, организации и проведения мероприятия. Формулируется общее значение деловой игры и перечисляются основные компетенции, умения и навыки, развитие которых она позволяет выявить и оценить. Статья построена на основе анализа педагогической [3], научной [4], [5], [6] и учебно-методической литературы [1], [7], [10], федеральных государственных образовательных стандартов.

Актуальность исследуемой проблемы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и СПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП).

Инновационные технологии в учебном процессе по дисциплине «История» обеспечивают интенсивное усвоение знаний студентами, увеличивают их вовлеченность в процесс изучения отечественной и мировой истории и способствуют практическому применению теоретических знаний. Инновационные технологии не заменяют лекционные, семинарские и практические занятия, а используются в качестве дополнения к ним.

Новые образовательные методики определяют необходимость творческого активного участия преподавателя в учебном процессе и планировании внеучебной деятельности студентов, что способствует успешному решению многочисленных педагогических задач [9].

Повышение познавательной активности студентов в образовательном процессе, развитие мотивации к приобретению новых знаний, умений, навыков - одна из психолого-педагогических задач и одно из направлений деятельности Казанского филиала Российского государственного университете правосудия, которые непрерывно и успешно реализуются [8].

Материал и методы исследования. В статье приводятся и обобщаются результаты практической деятельности преподавателей кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, осуществ-

ляющих профессиональную деятельность в рамках среднего профессионального (факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы КФ РГУП), а также высшего образования (юридический факультет КФ РГУП). В частности, описывается такая инновационная форма преподавания дисциплин «История» и «История ООД (общеобразовательная дисциплина)», как учебная деловая игра в форме судебного заседания. В качестве дополнительного материала осуществлен комплексный анализ научной и учебно-методической педагогической литературы в аспекте рассматриваемой проблемы, изучены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, что послужило теоретико-методологической основой исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Учебная деловая игра в форме судебного заседания проводится в разных группах среди студентов 1 курса, изучающих дисциплины «История», «История ООД» в рамках учебной и внеучебной образовательной деятельности учащихся. Общая тема и название мероприятия: «Суд над Иваном IV Грозным». При подготовке материалов к игре студенты комплексно изучают современный Уголовный кодекс РФ.

Цели деловой игры: развитие учебно-познавательной активности студентов, навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности, расширение исторического кругозора, развитие логического мышления, а также способностей к историко-критическому анализу; понимание важности и необходимости взвешенного комплексного подхода к изучению и оценке исторических фактов и событий современности; развитие коммуникативных навыков, способности четко формулировать и эффективно отстаивать собственную точку зрения по различным проблемным вопросам.

Организаторы игры: кафедра социально-гуманитарных дисциплин.

Условия проведения игры:

1) в игре участвуют студенты одной группы I курса факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы;

2) зрительская аудитория формируется из представителей администрации, преподавателей кафедры, членов студенческого совета, а также приглашенных абитуриентов и всех интересующихся учащихся;

3) все студенты награждаются сертификатами за активное участие в организации и проведении деловой игры.

Подготовительный этап.

Его основное содержание составили отбор и изучение литературы, обдумывание формы проведения, создание презентации по игре, подборка видеороликов об истории правления Ивана IV Грозного, оформительские работы, изготовление сертификатов для участников деловой игры.

На подготовительном этапе происходит распределение основных ролей среди студентов группы (Иван IV Грозный - обвиняемый, его адвокаты, следователи, свидетели, прокурор и его помощник, судьи, секретарь суда, пристав, журналисты в зале заседания суда), а также характеристика преподавателем задач и функций каждого участника.

Преподаватель тщательно контролирует подготовку материалов для игры: анализирует (вместе со студентами) качество подготовки «дела» и правильность описания «преступлений» в нем, а также глубину и серьезность изучения темы учащимися. Студенты подробно изучают современный Уголовный кодекс РФ. Продолжительность этапа - примерно 2 недели.

Состав участников учебной деловой игры.

1. Группа следователей - примерно 5-8 человек. Следователи отбирают и изучают литературу по периоду правления Ивана Грозного, анализируют источники. Составляют «перечень преступлений» (изучая и подбирая соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ) с подробным описанием каждого и ссылкой на использованные материалы.

Главный следователь формирует «дело», которое состоит из краткой справки о подсудимом и характеристики его «преступлений» с приложениями (фотоматериалы, иллюстрации и пр.). Всего примерно 7-10 «преступлений», 30-40 страниц материалов. «Дело» брошюруется в специальную папку, стилизуется под оригинальное судебное дело.

За 1-2 недели до начала деловой игры и проведения «суда» «дело» направляется всем остальным участникам (судьям, секретарю, адвокатам, прокурору, обвиняемому) для предварительной подготовки ролей.

2. Судьи (3 студента). Судьи самостоятельно изучают механизм судебного заседания (на основании учебных и популярных фильмов, телепередач), после консультаций с преподавателем оформляют схему «хода судебного заседания» (последовательность выступлений, ключевые слова и фразы-клише, осваивают юридическую терминологию и функционал участников судебного заседания), изучают современный Уголовный кодекс РФ.

После подготовки следователями «дела» судьи внимательно знакомятся с этим материалом, совещаются, подробно изучают Уголовный кодекс и предварительно квалифицируют каждое описанное в деле «преступление» под определенную статью / несколько статей. Судьи заранее подготавливают вопросы для «свидетелей».

На завершающем этапе подготовки судьи оформляют протокол ведения судебного заседания, в ходе которого полностью контролируют процесс и механизм его проведения (т. е. фактически выступают в роли «ведущих» деловой игры): организуют последовательность, передают слово, задают вопросы, останавливают выступающих или корректируют их поведение и пр.

3. Секретарь суда выполняет роль помощника судьи. Организует учебную аудиторию для проведения «судебного заседания», готовит таблички с фамилиями и должностями, а также и специальные бейджики для участников, подготавливает и приносит судейские мантии в совещательную комнату. Устанавливает проектор и готовит презентации и видеоматериалы по теме «суда». Секретарь ведет «протокол судебного заседания», передает материалы и пр.

4. Подсудимый Иван IVГрозный - самая творческая роль в данной учебно-деловой игре. Студент самостоятельно изучает научную, учебную литературу по теме (личность, государственная деятельность царя Ивана IV Грозного, особенности развития России в XVI веке). После подготовки «дела» следователями внимательно изучает материалы и совместно со своими «адвокатами» обдумывает основную линию защиты, аргументы по каждому преступлению и соответствующим материалам.

Перед «судом» студент продумывает внешнюю атрибутику (костюм, прическа и пр.) и создает образ царя. Подобный творческий подход особенно важен для создания эмоционального фона и настроения студентов.

В процессе судебного заседания «Иван IV Грозный» отвечает на вопросы судьи и прокурора, консультируется с адвокатами, а также озвучивает свои контраргументы. В конце заседания произносит заранее подготовленную заключительную речь-ходатайство.

5. Адвокаты (2 студента) совместно с «царем» продумывают общую линию защиты, готовят контраргументы по каждому «преступлению», а также вопросы к подсудимому, свидетелям. В ходе судебного заседания адвокаты задают вопросы, ходатайствуют о протестах, совещаются с обвиняемым, произносят речи в защиту Ивана IV Грозного. В конце заседания произносят заранее подготовленную заключительную речь.

6. Прокурор и его помощник знакомятся с материалами «дела», продумывают общую линию «обвинения». По каждому преступлению определяют квалификацию и вину подсудимого по Уголовному кодексу. Ходатайствуют на суде о назначении наказания и определяют меру пресечения. Заранее готовят и в ходе «судебного заседания» задают

вопросы «Ивану IV», «свидетелям». В конце заседания произносят заранее подготовленную заключительную речь об определении меры наказания.

7. Свидетели (2-3 студента). Выполняют творческую функцию - «играют роли» первой и последней жен Ивана IV Грозного, а также друга и члена Избранной Рады Андрея Курбского. До «заседания суда» самостоятельно изучают «собственные биографии» по научной, учебной и популярной литературе и источникам. На «суде» отвечают на вопросы судей, адвокатов и прокурора, демонстрируя знания по собственным персоналиям и определенное отношение (положительное или отрицательное - по желанию и выбору самих студентов) к личности и деятельности Ивана IV, совершенным им «преступлениям». При выборе и определении «свидетелей» важно учитывать фактор сценичности студентов.

8. Пристав. Выполняет простую исполнительскую и практическую функции -приводит в зал суда обвиняемого, приглашает свидетелей. Внешним видом создает эффект реалистичности игрового судебного заседания.

9. Журналисты (1-2 студента). В ходе «судебного заседания» ведут аудио- и видеосъемку совместно с корреспондентом, а также фиксируют ход в письменной форме. После заседания составляют «отчет» в виде популярной статьи / цикла статей о резонансном «громком деле».

10. Фото-, видеокорреспондент(ы). Техническая функция - осуществлять фото-и видеозапись хода судебного заседания, а впоследствии смонтировать небольшие видеоролики и фотоотчет по итогам мероприятия.

Ход игры: примерное расположение участников «суда». Желательно проведение деловой игры в специальном учебном зале (аудитории) для судебных заседаний (в юридических вузах). При отсутствии подобного зала необходимо организовать правильное расположение мебели и техники, максимально приближенное к судебным комнатам (рис. 1).

Подведение итогов. После завершения учебной деловой игры преподаватель вручает сертификаты всем, принявшим участие в организации и проведении мероприятия.

На последующем практическом занятии по дисциплине «История» осуществляется комплексный анализ хода и итогов «судебного заседания», эффективность и качество проделанной работы и выполненных заданий.

По результатам обсуждения студентам выставляются итоговые баллы в рейтинговую ведомость по 10-балльной шкале для основных участников (Иван IV, судьи, свидетели, следователи, адвокаты, прокурор и его помощник) и по 5-балльной -для остальных (секретарь, приставы, журналисты).

Значение. Проведение деловой игры «Суд над Иваном Грозным» позволяет выявить и оценить развитие у студентов следующих основных компетенций, умений и навыков:

С участием присяжных заседателей

Без участия присяжных заседателей

Рис. 1. Примерные схемы залов судебного заседания

1) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

2) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением разных источников;

3) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Выводы. Таким образом, данная учебная деловая игра позволяет сформировать у студентов комплексный подход к изучению и оценке исторических событий, явлений и деятелей, развивает способность к обобщению, самостоятельному анализу научной (и иной) информации, коммуникативные навыки, а также мотивацию к учебной деятельности и познавательный интерес к историческому наследию России. Проведение учебного занятия в форме деловой игры «судебное заседание» способствует развитию профессиональных навыков будущих специалистов в юридической области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атаманова Р. И. Деловая игра! сущность, методика конструирования и проведения i методическое пособие. - M. i Высшая школа, 2008. - 120 с.

2. Ванюшин В. Н., Гвоздиков С. В., Лаврентьев А. Р., Орлова Л. А. Деловая игра в обучении i научно-практическое пособие. - Дзержинск i Конкорд, 2015. - 131 с.

3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - M. i Высшая школа, 1991. - 207 с.

4. Вербицкий А. А., Рыбакина Н. А. О системе, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России. - 2016. - № 6. - С 47-53.

5. Красовский Ю. Д. M^ деловой игры. - M. : Экономика, 1989. - 175 с.

6. Орлова Л. А. Право и правила игры / под ред. В. M. Баранова. - M. : Юрлитинформ, 2015. - 230 с.

7. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний : учебно-методическое пособие. - M. : Высшая школа, 1975. - 239 с.

8. Федорова Н. Г. Деловая игра по предмету «История» «Дебаты» // Интерактивные формы обучения в учебном процессе : материалы круглого стола. - Казань : КФ ФГБОУ ВО «РГУП», 2016. - С. 116-125.

9. Храмова Н. А., Пфаненштиль Н. Г. Формирование мотивации и умений исследовательской деятельности студентов в условиях многоуровневой системы образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2020. - № 2(107). - С. 219-225.

10. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр : учебное пособие для преподавателей средних спец. учеб. заведений. - M. : Высшая школа, 1991. - 320 с.

Статья поступила в редакцию 14.04.2020

REFERENCES

1. Atamanova R. I. Delovaya igra: sushchnost', metodika konstruirovaniya i provedeniya : metodicheskoe posobie. - M. i Vysshaya shkola, 2008. - 120 s.

2. Vanyushin V. N., Gvozdikov S. V., Lavrent'ev A. R., Orlova L. A. Delovaya igra v obuchenii : nauchno-prakticheskoe posobie. - Dzerzhinsk : Konkord, 2015. - 131 s.

3. VerbickijA. A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod. - M. : Vysshaya shkola, 1991. - 207 s.

4. Verbickij A. A., Rybakina N. A. O sisteme, processe i rezul'tate nepreryvnogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 6. - S 47-53.

5. Krasovskij Yu. D. Mir delovoj igry. - M. : Ekonomika, 1989. - 175 s.

6. Orlova L. A. Pravo i pravila igry / pod red. V. M. Baranova. - M. : Yurlitinform, 2015. - 230 s.

7. Talyzina N. F. Upravlenie processom usvoeniya znanij : uchebno-metodicheskoe posobie. - M. : Vysshaya shkola, 1975. - 239 s.

8. Fedorova N. G. Delovaya igra po predmetu «Istoriya» «Debaty» // Interaktivnye formy obucheniya v uchebnom processe : materialy kruglogo stola. - Kazan' : KF FGBOUVO «RGUP», 2016. - S. 116-125.

9. Hramova N. A., Pfanenshtil' N. G. Formirovanie motivacii i umenij issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov v usloviyah mnogourovnevoj sistemy obrazovaniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2020. - № 2(107). - S. 219-225.

10. HruckijE. A. Organizaciya provedeniya delovyh igr : uchebnoe posobie dlya prepodavatelej srednih spec. ucheb. zavedenij. - M. : Vysshaya shkola, 1991. - 320 s.

The article was contributed on April 14, 2020 Сведения об авторе

Пфаненштиль Надежда Георгиевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Казань, Россия; e-mail: nfedorova83@mail.ru

Author information

Pfanenstil, Nadezhda Georgievna - Candidate of History, Associate Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Kazan Branch of the Russian State University of Justice, Kazan, Russia; e-mail: nfedorova83@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.