Научная статья на тему 'Методическое обеспечение программ психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей) детей с особыми образовательными потребностями в сфере домашнего обучения и воспитания'

Методическое обеспечение программ психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей) детей с особыми образовательными потребностями в сфере домашнего обучения и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ПЕДАГОГИ / ПСИХОЛОГИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кийкова Надежда Юрьевна, Уварова Ольга Николаевна

Принимая во внимание изменение содержания образовательных запросов взрослых, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, заключающееся в необходимости переосмысления важных задач реализации семейного потенциала в связи с новыми личностно-индивидуальными познавательными, эмоционально-волевыми, психолого-педагогическими задачами, определены основные виды психолого-педагогического консультирования: кризисное; экзистенциальное; семейное; психолого-педагогическое; возрастно-психологическое; личностно-индивидуальное; по вопросам образования. Представлены методические материалы, уточняющие в условиях системы повышения квалификации педагогических работников, знания слушателей об основных направлениях и формах взаимодействия специалистов и родителей; формирующие их знания о научно-методических ресурсах и творческих разработках в области семейного воспитания детей; обеспечивающие слушателей теоретической подготовкой по вопросам личностно-индивидуальной психолого-педагогической диагностики, консультирования; знакомящих слушателей со специальными педагогическими приемами и методами обучения и воспитания детей, обучающихся на дому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кийкова Надежда Юрьевна, Уварова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Programs methodological support of psychology and pedagogical consultation of parents (lawful guardians) of children with special educational needs in the sphere of house training and education

According to the change of content of educational inquiries of parents of children with special educational needs where bring up consisting in need of reconsideration of important problems of realization of family potential in connection with new informative tasks main types of psychology and pedagogical consultation are defined: crisis; existential; familial; psychology and pedagogical; age and psychological; personal and individual; concerning education. The methodical materials specifying ideas of listeners of the main directions and forms of interaction of experts and parents are presented; the forming knowledge of listeners of scientific and methodical resources and creative developments in the field of family education of children are presented, providing listeners with theoretical preparation concerning personal and individual psychology and pedagogical diagnostics and consultation; the acquainting listeners with special pedagogical methods and methods of training and education of children, students at home.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение программ психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей) детей с особыми образовательными потребностями в сфере домашнего обучения и воспитания»

Н. Ю. Кийкова, О. Н. Уварова

ММетодическое обеспечение программ психрлого-педагогическдго консультирования...

Гипотезы,, дискуссии, размышления

УДК 376

Методическое обеспечение программ психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей) детей с особыми образовательными потребностями в сфере домашнего обучения и воспитания

Н. Ю. Кийкова, О. Н. Уварова

Programs methodological support of psychology and pedagogical consultation of parents (lawful guardians) of children with special educational needs in the sphere of house training and education

N. Yu. Kiykova, O. N. Uvarova

Аннотация. Принимая во внимание изменение содержания образовательных запросов взрослых, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, заключающееся в необходимости переосмысления важных задач реализации семейного потенциала в связи с новыми личностно-индивиду-альными познавательными, эмоционально-волевыми, психолого-педагогическими задачами, определены основные виды психолого-педагогического консультирования: кризисное; экзистенциальное; семейное; психолого-педагогическое; возрастно-психологическое; личностно-индивидуальное; по вопросам образования.

Представлены методические материалы, уточняющие в условиях системы повышения квалификации педагогических работников, знания слушателей об основных направлениях и формах взаимодействия специалистов и родителей; формирующие их знания о научно-методических ресурсах и творческих разработках в области семейного воспитания детей; обеспечивающие слушателей теоретиче-

ской подготовкой по вопросам личностно-индивидуальной психолого-педагогической диагностики, консультирования; знакомящих слушателей со специальными педагогическими приемами и методами обучения и воспитания детей, обучающихся на дому.

Abstract. According to the change of content of educational inquiries of parents of children with special educational needs where bring up consisting in need of reconsideration of important problems of realization of family potential in connection with new informative tasks main types of psychology and pedagogical consultation are defined: crisis; existential; familial; psychology and pedagogical; age and psychological; personal and individual; concerning education.

The methodical materials specifying ideas of listeners of the main directions and forms of interaction of experts and parents are presented; the forming knowledge of listeners of scientific and methodical resources and creative developments in the field of family education of children are presented, providing listeners with theoretical preparation concerning personal and individual psy-

Гипотезы, дискуссии, размышления

chology and pedagogical diagnostics and consultation; the acquainting listeners with special pedagogical methods and methods of training and education of children, students at home.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, педагоги, психологи, психолого-педагогическое обеспечение, обучение на дому, образовательный запрос, консультирование, информационно-образовательная среда.

Keywords: children with special educational needs, teachers, psychologists, psychology and pedagogical providing, training at home, educational inquiry, consultation, information and education environment.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» утверждается, что обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому. Обучение на дому направлено на создание благоприятных условий для обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно -психического здоровья. При этом общество признаёт и поддерживает определяющую роль семьи в образовании детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, на участие в планировании образовательного и социально-культурного маршрута развития ребенка, индивидуальной программы помощи ребенку и семье. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь в воспитании детей, охране и укреплении их психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В теории и практике педагогических исследований накоплен опыт изучения таких основных понятий процесса консультирования, как условия, факторы, методы и технологии психологической помощи, взаимодействие и поиск новых форм психо лого -педагогического консультирования детей, подростков и взрослых, в том числе аспекты

кризисного консультирования в условиях непрерывного информального образования [1; 2; 3]. Содержание образования и взаимодействия между образовательной организацией, семьей и другими участниками образования в целом, обеспечивающее создание необходимых условий психического, социального, духовно-нравственного развития детей отражены в информационно-методических материалах [4; 5; 6]. Однако вопросы психо лого -педагогического консультирования родителей (законных представителей) детей с особыми образовательными потребностями, получающими образование на дому, в литературе представлены недостаточно.

Для определения содержания методического обеспечения программ психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей) важно изучить их образовательные запросы.

Исследование М. В. Горняковой и М. В. Сафоновой обнаруживает зависимость между характером реализации взрослыми личностных и социальных потребностей и способами решения задач «мотивации успеха», «дефицита образования», «наличия разных противоречий», «стремления к получению новых знаний» [7].

Такие психологические противоречия определяют необходимость «встраивания» актуального для человека образования в жизненную стратегию посредством выявления содержания образования, овладение которым способствует улучшению качества жизни; определение оптимальных путей получения желаемого и интеграция нового опыта в структуру привычных устоявшихся социальных связей.

Принимая во внимание изменение содержания образовательных запросов взрослых в необходимости переосмысления важных проблем, реализации семейного потенциала в новых условиях в связи с новыми познавательными задачами, определяющими успешность личностной и профессиональной деятельности, характер освоения иных социальных условий и ролей, стремление самостоятельно находить новую информацию, ставить и решать творческие задачи важно конкретизировать основные виды психолого-педагогического консультирования.

Н. Ю. КЦйкдва, О. Н. Уварова

ММетодическое обеспечение программ психолого-педагогического консультирования...

Сравнительные характеристики основных видов психологического консультирования, представленные М. В. Горняковой, позволяют обозначить актуальные:

- кризисное - анализ острых противоречий, осложненных сильными эмоциональными переживаниями;

- экзистенциальное - поиск смысла жизни; анализ противоречий между достигнутым уровнем жизни и степенью удовлетворенности от достигнутого; трудности определения путей творческой реализации, дальнейшего совершенствования; сложности принятия себя, обусловленные влиянием окружения;

- семейное - обсуждение вопросов, связанных с пониманием и регулированием родственных отношений; трудности освоения социальных ролей (принятие материнства, отцовства или иных ролей в семье); противоречия разных семейных установок и традиций;

- психолого-педагогическое - изучение трудностей восприятия и усвоения учебного материала; сложности взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса;

- возрастно-психологическое - исследование рассогласования нормативного и реального уровня развития; противоречия между знаниями, представлениями о нормах, правилах развития и реальным положением вещей; трудности принятия возрастных особенностей: как собственных, так и участников близкого социального окружения;

- личностно-индивидуальное - понимание собственных желаний, потребностей, ресурсов; принятие себя в ситуациях возрастных изменений либо обусловленное влиянием окружения; определение ресурсов и путей саморазвития;

- по вопросам образования - рассмотрение диспропорций между реальным уровнем знаний и уровнем, необходимым для успешной профессиональной деятельности или освоения социальных условий и ролей.

В связи с этим методическое обеспечение программ повышения квалификации педагогических работников в сфере домашнего обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями должно отражать следующие аспекты:

- уточнить представления слушателей об основных направлениях и формах взаимодействия специалистов и родителей в условиях острых

противоречий, осложненных недостатком образования либо сильными эмоциональными переживаниями, необходимостью определения оптимальных путей достижения результатов;

- формировать представления слушателей о научно-методических ресурсах и творческих разработках в области семейного воспитания детей, обучающихся на дому;

- планировать профессиональное развитие слушателей программ повышения квалификации в области проектирования и осуществления программ охраны и профилактики соматического и нервно-психического здоровья в зависимости от возрастных и физиологических особенностей детей и подростков;

- обеспечить слушателей теоретической подготовкой по вопросам личностно-индиви-дуальной психолого-педагогической диагностики, консультирования и сопровождения семей, имеющих детей, обучающихся на дому;

- познакомить слушателей со специальными педагогическими приемами и методами обучения и воспитания детей, обучающихся на дому.

Содержание методических рекомендаций «Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями» позволяет обобщить представления педагогов и родителей о многообразии организационных форм осуществления взаимодействия между педагогами и родителями в условиях острых противоречий, осложненных сильными эмоциональными переживаниями, принятием особого материнства, отцовства или иных ролей в семье.

Уточнение представлений слушателей об основных направлениях и формах взаимодействия специалистов и родителей позволяет обсуждать вопросы использования научно -методических и творческих разработок в области семейного воспитания детей.

С этой целью слушателям курсов повышения квалификации рекомендуется использование ресурсов информационно-образовательной среды, представляющей возможности использования доступных онлайн-ресурсов в области специального (коррекционного) образования (http://www.ipk74.ru/kafio/ksko/infor matsionno-obrazovatelnaya-sreda/), в том числе ресурса ГБУ ДПО ЧИППКРО «Сеть научно-прикладных проектов» (http://ipk74.ru/set прр/),

Таблица 1

Специальные психолого-педагогические условия домашнего обучения, воспитания и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

в зависимосш от психических и возрастных особенностей ра звития

Груша развития Особенности психического развили детей Младший школьный возраст Средний школьный возраст Подростковый возраст

Первая группа Незрелость психики и телосложения, отставание психического развития от физиологического возраста, проявляющееся в эмоционально-волевой сфере при сохранной познавательной деятельности Использование эмоциональной мотивации, настроения для формирования двигательной активности. физического .здоровы, психической уравновешенности, формирование познавательных интересов в играх по правилам Формирование самостоятельности, критичности к своему поведению, развитие познавательный интересов, мыслительных операций, памяти, речи с учетом важности игровых мотивов Увеличение запаса сведений и представлений о мире, развитие эмоционального и интеллектуального потенциала

Вторая группа Длительная соматическая недостаточность различного генеза, наблюдается задержка эмоционального развития в виде соматического ннфантлнзма с неврогаческими наслоениями Увеличение пропедевтического периода в образовании. Формирование привычек и навыков здорового образа жизни, приемов оздоровления, профилактики соматических нарушений. Систематическая лечебно-педагогическая помощь. Изменение отношения к пенхотравмн-рующим ситуациям путём бесед Учет актуальных н потенциальных возможностей. Компенсация дефицитов эмоционального развили, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности к поведения, инициативности, активности. Проведение занятий по экспериментированию. привлечение занимательного материала Обеспечение индивидуального теша обучения н продвижения: Использование ИКТ-технолопш. Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации

Третья группа С раннего возраста у детей замедленно формируются навыки коммуникативно-познавательной деятельности Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с родителями в области целей и условий воспитания, формирование познавательных интересов Формирование навыков контроля и самоконтроля, изучения межличностных отношений и личностных особенностей, самостоятельности. волн. развитие мыслительных операций, памяти, речи Общение посредством Интернет, посещение различных спортивных секций, кружков, детских творческих студий. Формирование желания трудиться, преодолевать трудности, профессиональной направленности учащихся

Четвертая группа Выраженность нарушений как в эмоционально-волевой. так и в познавательной деятельности. Увеличение пропедевтического периода в формировании навыков ходьбы, речи, опрятности, игровой деятельности, подобных качеств предметов, представлений о величине. Формирование интереса к внепшнм сторонам учебной деятельности -красивым ручкам, карандашам тетрадям. Увеличение пропедевтического периода в формировании пространственных представлений. планировании и выполнении сложит движений. Развитие н отработка приемов конструктивного общения с членами семьи, педагогом Развитие н отработка средств коммуникации с взрослыми, формирование навыкав социально одобряемого поведения. Развитие способности обращать виимжие и оценивать невербальный компонент общения

Н. Ю. Кийкова, О. Н. Уварова

Методическое обеспечение программ психолого-педагогического консультирования.

специально организованного виртуального пространства совместной деятельности образовательных организаций по разработке и продвижению инновационных образовательных продуктов.

Знакомству слушателей со специальными педагогическими приемами и методами обучения и воспитания детей, обучающихся на дому, способствует использование открытого каталога популярных книг, представленных в разделе «Образование детей с ОВЗ», позволяющее педагогическим работникам планировать содержание личностно-индивидуаль-ного консультирования родителей детей с особыми возможностями с целью обновления их знаний об определении путей целесообразного решения актуальных задач обучения и воспитания, творческой реализации, дальнейшего совершенствования детей и подростков, обучающихся дома.

Изучение вопросов профилактики и укрепления соматического и нервно-психического здоровья детей способствует освоению педагогическими работниками содержания воз-растно-психологического и личностно-инди-видуального вида консультирования средствами элементов таких научных дисциплин, как психология здоровья, клиническая психология, социальная и превентивная психиатрия [8; 9].

В условиях осуществления кризисного консультирования акцентируется внимание слушателей на необходимости изучения причин и характере проявлений нарушений здоровья в форме телесных заболеваний, невротических расстройств и депрессии, социально-стрессовых расстройств; психозов; умственной отсталости; расстройств аутистиче-ского спектра; аддиктивных нарушений поведения. Классификация причин происхождения и проявлений особенностей психического здоровья детей по четырем группам облегчает планирование содержания образования и специальных условий обучения и воспитания детей, обучающихся дома. Обобщенные рекомендации представлены в таблице «Специальные условия домашнего обучения, воспитания и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в зависимости от психических и возрастных особенностей развития» (табл. 1).

Обоснованный выбор специальных условий домашнего обучения, воспитания и сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в зависимости от психических и возрастных особенностей развития позволяет осуществлять консультирование родителей (законных представителей) по вопросам образования.

Этому способствует обсуждение вопросов обеспечения индивидуального темпа обучения и воспитания в рамках практических семинаров «Содержательно-организационные основы формирования способностей детей к осуществлению учебной деятельности», «Нейропсихологический анализ высших психических функций детей, воспитывающихся в условиях семьи», «Методические основы создания благоприятной атмосферы в семье ребенка, нуждающегося в охране здоровья», «Способы восстановления душевного равновесия детей в условиях установления эмоционального комфорта в семье», «Содержательно-организационные основы формирования способностей детей к самоконтролю и саморегуляции», «Оптимальные стили воспитания ребенка, находящегося в условиях домашнего обучения», «Возможности использования дистанционных технологий в образовании детей, обучающихся дома» [10; 11].

В таких условиях освоения методического обеспечения программ психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей) детей с особыми образовательными потребностями в сфере домашнего обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями посредством использования разных информационно-образовательных возможностей и ресурсов возможно формирование у слушателей курсов повышения квалификации общего видения состояния и перспектив научно-методических и творческих материалов в области домашнего обучения и воспитания, уточнение представлений о направлениях и формах взаимодействия специалистов и родителей, планирование профессионального развития слушателей программ повышения квалификации [12; 13].

Библиографический список:

1. Арбатская К. И. Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями / К. И. Арбатская, Н. А. Устинова // Психолого-педагогическое образование. - 2017. - № 8. -С.110-112.

Гипотезы, дискуссии, размышления

2. Конева О. Б. Семья как модель поведения и межличностных отношений в структуре «родитель-ребенок» / О. Б. Конева, Е. В. Дурбаже-ва // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 1. -№ 2 (13). - С. 53-57.

3. Монина Г. Б. Психологическое консультирование родителей детей и подростков / Г. Б. Монина // Академия профессионального образования. - 2014. - № 3-4. - С. 42-53.

4. Пулина А. А. Педагогическое консультирование как форма профессионального взаимодействия / А. А. Пулина // Крымский научный вестник. - 2015. - № 3. - С. 79-88.

5. Сафонова М. В. Театрально-психологическая гостиная: необычная форма группового консультирования / М. В. Сафонова, Д. А. Тихонова // Вестник практической психологии образования. - 2015. - № 3 (44). - С. 55-66.

6. Овчинников Б. В. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья / Б. В. Овчинников, Г. П. Костюк, И. Ф. Дьяконов. -СПб. : СпецЛит, 2010. - 303 с.

7. Горнякова М. В. Образовательный запрос современного взрослого человека как предмет психологического консультирования / М. В. Горнякова, М. В. Сафонова // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 2. -С.170-174.

8. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2005. -511 с.

9. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. - М. : Академия, 2003. - 384 с.

10. Акимова В. А. Историко-педагогический анализ развития современных моделей взаимодействия школы и семьи / В. А. Акимова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2013. - Т. 3. -№ 4.- С. 47-57.

11. Кийкова Н. Ю. Охрана и профилактика здоровья детей с особыми образовательными возможностями и потребностями в условиях семейного обучения и воспитания / Н. Ю. Кий-кова, О. Н. Уварова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - М. - 2017. - № 2 (11). - С. 46-51.

12. Исрафилова Л. М. Взаимодействие ПМПК и учреждений социальной защиты детства / Л. М. Исрафилова, Н. М. Исрафилова // Образование: тенденции и инновации : матери-

алы XI международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 110-111.

13. Культурная среда семьи как условие продуктивного воспитания личности / А. В. Иванов // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2014. -№ 2.- С. 103-112.

References:

1. Arbatskaya K. I., Ustinova N. A. Psychological features of the families which are bringing up the child with special educational needs [Psiholo-gicheskie osobennosti semej, vospityvayushchih rebenka s osobymi obrazovatel'nymi potrebno-styami], Psychology and pedagogical education, 2017, No. 8, pp. 110-112.

2. Koneva O. B., Durbazheva E. V. Family as behavior model and the interpersonal relations in structure "parent-child" [Sem'ya kak model' povedeniya i mezhlichnostnyh otnoshenij v strukture "roditeF-rebenok"], Bulletin of Council of young scientists and experts of Chelyabinsk region, 2016, Vol. 1, No. 2 (13), pp. 53-57.

3. Monina G. B. Psychological consultation of parents of children and teenagers [Psiholo-gicheskoe konsul'tirovanie roditelej detej i po-drostkov], Academy of professional education, 2014, No. 3-4, pp. 42-53.

4. Pulina A. A. Pedagogical consultation as form of professional interaction [Pedagogicheskoe konsul'tirovanie kak forma professional'nogo vzaimodejstviya], Crimea scientific bulletin, 2015, No. 3, pp. 79-88.

5. Safonova M. V., Tikhonova D. A. Theatrical and psychological drawing room: unusual form of group consultation [Teatral'no-psihologicheskaya gostinaya: neobychnaya forma gruppovogo kon-sul'tirovaniya], Bulletin of practical psychology of education, 2015, No. 3 (44), pp. 55-66

6. Ovchinnikov B. V., Kostiuk G. P., Dya-konov I. F. Technologies of preservation and strengthening of mental health [Tekhnologii sohraneniya i ukrepleniya psihicheskogo zdo-rov'ya], 2010. 303 p.

7. Gornyakova M. V., Safonova M. V. Educational inquiry of the modern adult as subject of psychological consultation [Obrazovatel'nyj zapros sovremennogo vzroslogo cheloveka kak predmet psihologicheskogo konsul'tirovaniya], Siberian pedagogical magazine, 2015, No. 2, pp. 170-174

8. Leontyev A. N. Lectures on the general psychology [Lekcii po obshchej psihologii], 2005. 511 p.

Н. Ю. Кцйкрва, О. Н. Уварова

ММетодическое обеспечение программ психолого-педагогического консультирования.

сОДЕЙОъ.

А

ЧИППКРО

9. Luriya A.R. Neuropsychology bases [Osnovy nejropsihologii], 2003. 384 p.

10. Akimova V. A. Historical and pedagogical analysis of development of modern models of interaction of school and family [Istoriko-pedagogicheskij analiz razvitiya sovremennyh modelej vzaimodej stviya shkoly i sem'i], Bulletin of the Leningrad state university of A. S. Pushkin, 2013, Vol. 3, No. 4, pp. 47-57.

11. Kiykova N. Yu., Uvarova O. N. Protection and prevention of health of children with special educational opportunities and the needs for conditions of family training and education [Ohrana i profilaktika zdorov'ya detej s osobymi obra-zovatel'nymi vozmozhnostyami i potrebnostyami v usloviyah semejnogo obucheniya i vospitaniya],

Modern additional professional pedagogical education, 2017, No. 2 (11), pp. 46-51.

12. Israfilova L. M., Israfilova N. M. Interaction of Psychological-medical-pedagogical commission and institutions of social protection of the childhood [Vzaimodejstvie PMPK i uchrezhdenij social'noj zashchity detstva], Education: tendencies and innovations: materials of XI of the international scientific and practical conference, 2016, pp.110-111.

13. Ivanov A. V. Cultural circle of family as condition of productive education personality [Kul'turnaya sreda sem'i kak uslovie produk-tivnogo vospitaniya lichnosti], Bulletin of MSRU. Pedagogics series, 2014, No. 2, pp. 103-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.