Научная статья на тему 'Перспективное проектирование методического обеспечения охраны и профилактики психического здоровья детей в системе повышения квалификации педагогических работников'

Перспективное проектирование методического обеспечения охраны и профилактики психического здоровья детей в системе повышения квалификации педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГИ / ПСИХОЛОГИ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / РАЗВИВАЮЩЕ-КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кийкова Надежда Юрьевна

Рассмотрено содержание понятия «психическое здоровье», актуальные задачи и критерии сформированности психического здоровья. Исходя из этого, обозначаются основные направления, содержание и планируемые результаты перспективного проектирования индивидуальных программ содействия охране и профилактике психического здоровья детей. Среди основных программ содействия развивающе-коррекционные программы поддержки детей в освоении опыта осознания индивидуальных особенностей и отношений с другими людьми. В качестве средств модификации основных образовательных программ предложены: проектная деятельность слушателей в области обозначения направлений и содержания индивидуальных программ сопровождения, использование результатов комплексного исследования жизненной социально-культурной ситуации, в которой находится ребенок и перспектив развития его взаимоотношений с другими людьми. Блочная структура содержания каждой программы предполагает возможность акцентирования основного внимания на проектировании одного из видов сопровождения: психологического, логопедического, педагогического, социально-правового, лечебно-оздоровительного, воспитательного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кийкова Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospective design of methodological support of protection and prevention of children’s mental health in advanced training system of teachers

The content of the concept of «mental health», relevant objectives and criteria of formation of mental health are considered. On this basis, the main directions of the content and expected results of prospective design individual programs to promote the protection and prevention of children's mental health are designated. Among the major assistance programs are educational-correctional child support programmers in the development of awareness of the experience of the individual characteristics and relationships with other people. As a means of modifying the basic educational programs are offered: design activity of students in the area indicate the direction and content of individual support programs, the use of the results of a comprehensive study of the vital social and cultural situation in which the child and the prospects for the development of its relations with other people. The modular structure of the content of each program requires the ability to accentuate the main focus in the design of one of the types of support: psychological, speech therapy, pedagogical, social and legal, medical and health, educational.

Текст научной работы на тему «Перспективное проектирование методического обеспечения охраны и профилактики психического здоровья детей в системе повышения квалификации педагогических работников»

▲

ЧИППКРО

УДК 376+378.091.398

Перспективное проектирование методического обеспечения охраны и профилактики психического здоровья детей в системе повышения квалификации педагогических работников

Н. Ю. Кийкова

Prospective design of methodological support of protection and prevention of children's mental health in advanced training system of teachers

N. Y. Kiykova

Аннотация. Рассмотрено содержание понятие «психическое здоровье», актуальные задачи и критерии сформированности психического здоровья. Исходя из этого, обозначаются основные направления, содержание и планируемые результаты перспективного проектирования индивидуальных программ содействия охране и профилактике психического здоровья детей. Среди основных программ содействия -развивающе-коррекционные программы поддержки детей в освоении опыта осознания индивидуальных особенностей и отношений с другими людьми. В качестве средств модификации основных образовательных программ предложены: проектная деятельность слушателей в области обозначения направлений и содержания индивидуальных программ сопровождения, использование результатов комплексного исследования жизненной социально-культурной ситуации, в которой находится ребенок и перспектив развития его взаимоотношений с другими людьми. Блочная структура содержания каждой программы предполагает возможность акцентирования основного внимания на проектировании одного из видов сопровождения: психологического, логопедического, педагогического, социально-правового, лечебно-оздоровительного, воспитательного.

Abstract. The content of the concept of «mental health», relevant objectives and criteria of formation of mental health are considered. On this basis, the main directions of the content and expected results of prospective design individual programs

to promote the protection and prevention of children's mental health are designated. Among the major assistance programs are educational-correctional child support programmers in the development of awareness of the experience of the individual characteristics and relationships with other people. As a means of modifying the basic educational programs are offered: design activity of students in the area indicate the direction and content of individual support programs, the use of the results of a comprehensive study of the vital social and cultural situation in which the child and the prospects for the development of its relations with other people. The modular structure of the content of each program requires the ability to accentuate the main focus in the design of one of the types of support: psychological, speech therapy, pedagogical, social and legal, medical and health, educational.

Ключевые слова: содействие, сопровождение, поддержка, психическое здоровье, дети с особыми образовательными потребностями, родители, педагоги, психологи, охрана здоровья, развивающе-коррекционные программы.

Keywords: assistance, maintenance, support, mental health, children with special educational needs, parents, teachers, psychologists, health protection, educational-correctional programs.

Перспективное развитие на разных уровнях сформированности общественных отношений предполагает намерение перейти от практики раздачи поручений и контроля их выполнения к

проектной деятельности [1]. В сфере образования с целью последовательного наращивания базиса, потенциала, используемого для поиска новых вариантов рациональных проектных решений, новых путей развития с учетом наиболее важных факторов и соблюдая принципы малой заметности актуально осуществление педагогическими работниками перспективного проектирования в развитии профессиональных компетенций. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)» обращает внимание на необходимость осуществления педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях и педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ [2]. Поэтому среди существенных аспектов в проектировании профессионального педагогического образования: обсуждение исходных взглядов на замысел (идею), создание ценностного пространства, цели, планирование, общие способы и необходимые условия достижения цели, пути реализации, обозначение результатов комплексного исследования ситуации, концептуализация; программирование; реализация; координация; адаптация; основные результаты и возможные последствия [3].

Среди ценностных задач образования детей с ограниченными возможностями здоровья -задача проектирования и реализации основных образовательных программ, способствующих охране и профилактике, главным образом, психического здоровья детей, поскольку его состояние определяет физическое, психическое, интеллектуальное и социальное благополучие. В Комплексном плане действий в области психического здоровья на период 2013-2020 годов Всемирной организации здравоохранения уточнено содержание понятия «психическое здоровье» как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В отношении детей основное внимание уделяется аспектам развития: обладание положительным ощущением своей личности, способностью овладевать мыслями,

эмоциями и строить социальные отношения, а также способность учиться и приобретать знания, что, в конечном итоге, помогает обеспечить всестороннее участие в жизни общества [1; 2]. В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обозначено, что охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, ... в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья [3; 4].

Анализируя исходные взгляды на задачу охраны психического здоровья детей с целью осознания ценностного пространства перспективных решений в проектировании и реализации основных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями, обратим внимание на основные критерии и показатели сформированности психического здоровья:

- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств;

- критичность к себе и своим собственным психическим возможностям (деятельности) и результатам;

- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

- поддержание долголетней активной жизни [5].

Это позволяет сделать вывод о том, что содержание программ курсов повышения квалификации «Теория и методика обучения и воспи-

ЧИППКРО

тания детей с ограниченными возможностями здоровья», «Теория и методика инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями» должно предполагать обсуждение задач проектирования педагогическими работниками программ индивидуальной поддержки детей в освоении опыта осознания индивидуальных особенностей и значимости личного участия в социально-культурной деятельности; индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях разных проявлений эмоций или поведения, в особенности в детском и подростковом возрасте, программ индивидуальной подготовки детей к самостоятельной учебной, трудовой и социально-культурной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья среди специальных требований к структуре основных об-

разовательных программ содержит требование наличия программы коррекционной работы.

Своевременная организация развивающе-коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию ребенка.

Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование системы академических и жизненных знаний и умений [6; 7; 8].

Поэтому педагогам важно уметь модифицировать общеразвивающие программы и весь комплекс коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей и решать специальные общеобразовательные задачи посредством проектирования индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в охране и профилактике психического здоровья.

Таблица 1

Проектирование направлений и содержания индивидуальных программ сопровождения детей, нуждающихся в охране и профилактике психического здоровья

Направленность

программ сопровождения

Лечебно-оздоровительное

Воспитательное

Психологическое

Педагогическое

Логопедическое

Социально-правовое

Содержание программ сопровождения

Формирование привычек и навыков здорового образа жизни, приемов оздоровления, профилактики соматических нарушений

Формирование жизненных ценностей, индивидуально -личностных качеств, личностно и социально-значимых компе-тентностей

Психопрофилактика эмоциональной, познавательной, поведенческой сферы_

Обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации

Коррекция и развитие речи ребенка с особыми потребностями

Ознакомление с правами и основными свободами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения

Программы поддержки детей в освоении опыта осознания ин-дивидуаль-ных особенностей и отношений с другими людьми (табл. 2)

Программы формирования готовности детей к социально-культурным отношениям посредством развития навыков творческой, познавательной и рефлексивной деятельности

Программы содействия родителей индивидуальной подготовке детей к самостоятельной учебной, трудовой и социально-культурной деятельности

1

2

3

4

5

6

Она предполагает акцентирование основного внимания на одном из видов сопровождения: психологическое, логопедическое, педагогическое, социально-правовое, лечебно-оздоровительное, а также воспитательное (табл. 1).

Одним из средств модификации основных образовательных программ является проектная деятельность слушателей в области обозначения направлений и содержания индивидуальных программ сопровождения, необходимых условий достижения цели, путей реализации в планируемый период. Другим средством модификации основных образовательных программ является обозначение результатов комплексного исследования жизненной социально-культурной ситуации, в которой находится ребенок и перспектив развития его взаимоотношений с другими людьми. Поэтому проектирование направлений и содержания развивающе-коррекционных программ поддержки детей в освоении опыта осознания индивидуальных особенностей и характера отношений с другими людьми основано на результатах психологической диагностики, которая отражает результаты и потребности детей в определенном уровне освоения знаний, характера их личностной сферы, особенностях развития мотивации, познавательной активности, самооценки, межличностных отношений. В зависимости от уровня освоения образования диагностическое изучение и сопровождение проектируется поэтапно:

- определение готовности детей к обучению в школе; выявление уровня сформированности мыслительных операций; определение социально-психологической адаптации и мотивации детей; изучение психоэмоционального состояния первоклассников;

- изучение направленности индивидуализации образования; личностных особенностей детей, их самооценки; межличностных отношений, определение социометрических особенностей учащихся;

- изучение особенностей интеллектуального и личностного развития учащихся при переходе в среднее звено; диагностика особенностей мышления, памяти, внимания;

- изучение межличностных отношений и личностных особенностей;

- изучение профессиональной направленности учащихся.

Дети с потребностями в сохранении психического здоровья подвержены влиянию социума: они более остро ощущают отношение к ним других людей, испытывают трудности в дифференциации своих эмоций, им труднее приступить к выполнению сложной и новой для них деятельности. Поэтому развивающе-коррекционные мероприятия проектируются с учетом необходимости освоения особых приемов установления взаимоотношений с другими людьми в условиях разных эмоциональных и поведенческих проявлений (табл. 2).

Таблица 2

№ Направленность программ сопровождения Содержание программ сопровождения Специалисты сопровождения (психолог и др.) Педагог Родители

1 Лечебно-оздоровительное Обучение приемам снятия психического напряжения, формирование позитивных приемов поведения Программа «Сказки для первоклассников» (программа М. А. Панфиловой)

2 Воспитательное Создание возможностей для самовыражения детей, развитие активности, самостоятельности, общительности, развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения Уроки психологического развития в начальной школе (программа Н. Локаловой), «Активизация познавательной деятельности детей» (В. Н. Загорнова), «Тропинка к своему Я» (программа О. В. Хухлаевой)

3 Психологическое Формирование готовности к пониманию себя и других, умений управлять собственными эмоциями. Обеспечение эффективного и Организация междисциплинарной программы Учебный входной контроль Включение в процесс сопровождения [9; 10]

Проектирование направлений и содержания программы поддержки детей в освоении опыта осознания индивидуальных особенностей и характера отношений с другими людьми

ЧИППКРО

№ Направленность программ сопровождения Содержание программ сопровождения Специалисты сопровождения (психолог и др.) Педагог Родители

безопасного взаимодействия детей в социуме «Психогимнастика»

4 Педагогическое Формирования интереса к изучению способностей, развитие эмоционально-волевой сферы, личностного потенциала, формирование социальных компетенций

5 Логопедическое Коррекция и развитие речи ребенка с особыми потребностями Использования сенсорной комнаты, игра, сказкотерапия, песочная терапия

6 Социально-правовое Формирование положительной «Я - концепции», навыков самоконтроля Программа «Азбука общения»

Основные результаты перспективного проектирования слушателями курсов повышения квалификации методического обеспечения процесса охраны и профилактики психического здоровья детей благодаря определению разнообразной направленности программ сопровождения и их методического обеспечения способствуют формированию психологического базиса для полноценного становления, создания зоны ближайшего развития особых образовательных возможностей детей.

Среди перспективных задач дальнейшего проектирования программ психолого-педагогического сопровождения: подготовка обобщенных приемов индивидуальной коррекционной работы, определение организационных и психолого-педагогических условий реализации программ и рекомендаций родителям или педагогу по выбору стратегии воспитания и обучения; определение иерархии решаемых задач и направлений коррекции и развития в соответствии со структурой и характером нарушений [11].

Библиографический список:

1. Белозёров В. К. От стратегии национальной безопасности - к глобальному и перспективному стратегическому проектированию / В. К. Белозёров // Власть. - 2016. - № 7. - С. 10-15.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта ,Дедагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/

2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 01.11.2016).

3. Болотов В. А. Проектирование профессионального педагогического образования /

B. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчи-ков, Н. А. Шайденко // Педагогика. - 1997. -№ 4. - С. 66.

4. Адаптированная образовательная программа образовательной организации : методические рекомендации по разработке / М. И. Солодкова, А. В. Ильина, Ю. Ю. Баранова, Н. Ю. Кийкова. -Челябинск : ЧИППКРО, 2014.

5. Комплексный план действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// psychiatr.ru/news/323. (дата обращения: 01.09.2016).

6. Уварова О. Н. Особенности самосознания у младших школьников с задержкой психического развития / О. Н. Уварова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов с международным участием. Министерство образования и науки РФ. - Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2016. -

C. 79-81.

7. Уварова О. Н. Проблемы и перспективы инклюзивного образования в педагогической практике / О. Н. Уварова // Материалы международной научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья». - 2016. -С. 95-97.

8. Конева О. Б. Психология детей, воспитывающихся вне семьи : учебное пособие / О. Б. Конева. - Челябинск : ЮУрГУ, 2006.

9. Соловьева Т. В. Подготовка слушателей к разработке программ внеурочной деятельности / Т. В. Соловьева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. -№ 2. - C. 43-49.

10. Селиванова Е. А. Содействие учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при помощи игротера-пии / Е. А. Селиванова, Е. Ю. Кувайцева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 3 (24). - C. 96-104.

11. Конева О. Б. Развитие психолого-педагогических компетенций педагога в условиях реализации дополнительных профессиональных программ инклюзивного образования / О. Б. Конева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 2 (27). -C.75-80.

References:

1. Belozerov V. K. From the National Security Strategy to global perspective and strategic design [Ot strategii nacional'noj bezopasnosti - k glob-al'nomu i perspektivnomu strategicheskomu proek-tirovaniju]. Power, 2016, No. 7, pp. 10-15.

2. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated 10/18/2013 No. 544n Moscow "About approval of the professional standard "The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)" [Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vos-pitatel', uchitel')"] [Web resource]. Access mode: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (accessed date: 11/01/2016).

3. Bolotov V. A., Isaev E. I., Slobodchikov V. I., Shaidenko N. A. Designing a professional pedagogical education [Proektirovanie professional'nogo pe-dagogicheskogo obrazovanija] // Pedagogy, 1997, No. 4, pp. 66.

4. Adapted educational program educational organization: guidelines for development [Adapti-rovannaja obrazovatel'naja programma obrazova-tel'noj organizacii: metodicheskie rekomendacii po razrabotke] / M. I. Solodkova, A. V. Ilina, J. J. Ba-ranova, N. Y. Kiykova. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. WHO Comprehensive plan of action in mental health for 2013-2020 [Kompleksnyj plan dejstvij VOZ v oblasti psihicheskogo zdorov'ja na 2013-2020 gody] [Web resource]. Access mode: http://psychiatr.ru/news/323 (accessed date: 09/01/2016).

6. Uvarova O. N. Features of consciousness in primary school children with mental retardation [Osobennosti samosoznanija u mladshih shkol'ni-kov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija] / Materials of Russian scientific-practical conference of students, graduate students and undergraduates with international participation. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation; Chuvash State Pedagogical University, I. Ya. Ya-kovleva, 2016, pp. 79-81.

7. Uvarova O. N. Problems and prospects of inclusive education in teaching practice [Problemy i perspektivy inkljuzivnogo obrazovanija v pedago-gicheskoj praktike] / Proceedings of the international scientific-practical conference "Comprehensive support for children with disabilities", 2016, pp. 95-97.

8. Koneva O. B. Psychology of children living outside the family: the manual [Psihologija detej, vospityvajushhihsja vne sem'i: uchebnoe posobie] / O. B. Konev. Chelyabinsk: SUSU, 2006.

9. Solovyova T. V. Preparing students for the development of extracurricular activities programs [Podgotovka slushatelej k razrabotke programm vneurochnoj dejatel'nosti] / Scientific support of a system of advanced training, 2015, No. 2, pp. 43-49.

10. Selivanova E. A., Kuvaitseva E. J. Promoting for teacher in correction of aggressive behavior of primary school age children through igro-terapiya [Sodejstvie uchitelju v korrekcii agressiv-nogo povedenija detej mladshego shkol'nogo vo-zrasta pri pomoshhi igroterapii] / Scientific support of a system of advanced training, 2015, No. 3 (24), pp.96-104.

11. Koneva O. B. The development of psycho-pedagogical competence of the teacher in the conditions of implementation of additional professional programs of inclusive education [Razvitie psiho-logo-pedagogicheskih kompetencij pedagoga v uslovijah realizacii dopolnitel'nyh professional'nyh programm inkljuzivnogo obrazovanija] / Scientific support of a system of advanced training, 2016, No. 2 (27), pp. 75-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.