ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ж.С. Иржасова
соискатель, ст. преподаватель, кафедра гуманитарных наук, Костанайский социально-технический университет имени академика З. Алдамжар
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация. Система формирования социально-этической компетенции у будущих учителей начальных классов, разработанная на основе системного, контекстно-деятельностного и компетент-ностно-аксиологического подходов, а также с учетом требований социального заказа, содержания профессиограммы учителя, его профессиональной подготовки, воспитательной деятельности, социально-этической компетенции включает мотивационно-ориентационный, организационно-содержательный, процессно-моделирующий, диагностико-корректирующий компоненты и требует методически обоснованного обеспечения формирования социально-этической компетенции будущих учителей начальных классов.
Ключевые слова: процесс, социально-этическая компетенция, мотивация, информационное насыщение, интериоризация, формирование первичного опыта, творческое закрепление, компонент, диагностика.
Zh.S. Irzhasova, senior lecturer, Department of Humanities, Kostanay Social-Technical University named after academician Z.Aldamzhar
METHODICAL MAINTENANCE FORMATION OF SOCIAL AND ETHICAL COMPETENCE OF
FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS
Abstract. Formation system of social and ethical competence of primary school teachers, developed on basis system, context-activity and competence-axiological approaches, also including requirements of social order, the content of teacher professiogram, his professional training, educative activities, social and ethical competence includes motivation-orientation, organization -substantive, process-modeling, diagnostic -corrective components and requires methodologically substantiated secure formation of social and ethical competence of primary school teachers.
Keywords: process, social and ethical competence, motivation informational saturation, interioriza-tion, formation of first experience, creative confirmation, component, diagnostics.
Профессиональное педагогическое образование в настоящее время претерпевает серьезные изменения на фоне общегосударственного реформирования всех сфер жизни. Перед образованием ставят все новые задачи, ключевой из которых сегодня является преодоление духовно-нравственного кризиса общества. Центральной фигурой в данном процессе становится учитель начальных классов, поскольку младший школьный возраст является сензитивным периодом усвоения морально-этических норм, а сама начальная школа обладает главным потенциалом для духовно-нравственного становления подрастающего поколения. О значимости решения данной проблемы говорится во всех нормативных документах Российской Федерации и Республики Казахстан.
Решить поставленные государством задачи в области воспитания подрастающего поколения может только учитель, обладающий особого рода компетенцией: а именно, социально-этической компетенцией.
Методическое обеспечение процесса формирования социально-этической ком-
петенции попытаемся представить в нашем видении логики его развертывания. Отметим, что под процессом мы понимаем ход развития какого-нибудь явления, последовательную смену состояний в развитии чего-либо [2, 4], а развитие процесса трактуем как его необратимое, направленное, закономерное изменение.
Как показало проведенное нами исследование, процесс формирования социально-этической компетенции у будущих учителей начальных классов включает пять основных стадий. Их содержательное наполнение: мотивация, информационное насыщение, интериоризация, формирование первичного опыта, творческое закрепление. Отметим, что продвижение по указанным стадиям обеспечивает изменение характеристики учебной деятельности студента по специальности «Педагогика и МНО» вуза. Так, на первой стадии студенты выполняют деятельность по восприятию мотиваци-онных воздействий, на второй и третьей стадиях - непосредственно учебную деятельность по освоению социально-этической компетенции, на четвертой - квазипрофессиональную, и, наконец, на пятой - учебно-профессиональную, обладающую ярко выраженным творческим характером. Мотивационно-ориентационный компонент выполняет побудительную, развивающую, воспитательную, целеполагающую, координационную функции, обеспечивает формирование мотива освоения социально-этической компетенции и определение индивидуализированных целевых ориентаций данного процесса с учетом ключевых факторов через этапы формирования мотива, методов, средств и форм мотивирующего воздействия преподавателя, содержательное наполнение индивидуальной образовательной траектории.
Организационно-содержательный компонент выполняет информационно-ориентировочную, регламентационную, планировочную, программно-технологическую функции, обеспечивает структурирование программно-предметного содержания, которое должно быть усвоено, и организационное построение процесса формирования социально-этической компетенции у будущих учителей начальных классов с учетом блоков программы, возможностей вуза для ее реализации, направлений подготовки будущих учителей, видов деятельности студентов и способов организации взаимодействия.
Процессно-моделирующий компонент выполняет обучающую, воспитательную, развивающую, информационную, адаптационную, ориентировочную, операционно-технологическую, координационную функции, обеспечивает непосредственное формирование знаний, умений и профессионально значимых личностных качеств, составляющих социально-этическую компетенцию с учетом разработанной программы, стадий освоения данного вида компетенции и соответствующим им методам, средствам и формам взаимодействия преподавателя и студента.
Вышеизложенное позволяет нам утверждать, что деятельность субъектов в рамках процессно-моделирующего компонента характеризуется смещением в сторону самостоятельности студентов. При этом роль преподавателя в большей степени сводится к организации и управлению образовательным процессом, к ориентации студентов в осваиваемом предметном материале. К основным видам самостоятельной работы будущих учителей мы относим: работу в проектных группах, написание рефератов, подготовку докладов, выполнение исследовательских и творческих заданий, выполнение лабораторных заданий, подготовка к участию в научно-практических конференциях, оформление мультимедийных презентаций и т.д.
Поскольку формирование социально-этической компетенции - это обоюдный процесс, в котором существенную роль играет не только студент, но и преподаватель, необходимо рассмотреть, каким дидактическим аппаратом может действовать препо-
даватель вуза, чтобы продвижение по указанным выше стадиям было наиболее продуктивным.
Разработанное нами методическое обеспечение представленных стадий (т.е. методы, средства и формы работы преподавателя) отражено в табл. 1.
Таблица 1 - Методическое обеспечение стадий формирования составляющих
социально-этической компетенции
Наименование стадии Методы Средства Формы
1. Мотивация аргументация, пример, апелляция к личному опыту студента и др. периодические, научные и научно-популярные издания,видеоматериалы и др. лекция, коллоквиум, консультация и др.
2. Информационное насыщение объяснение, беседа, лекция, проблемное изложения материала и др. учебные пособия, периодические, научные и научно-популярные издания, учебно-методический комплекс, нормативные акты, видеоматериалы, профессиограмма учителя и др. лекция, семинар, консультация, самообразование, самовоспитание и др.
3. Интериоризация активизация учебной деятельности, объяснение, демонстрация и др. учебные пособия, периодические, научные и научно-популярные издания, учебно-методический комплекс, нормативные акты, видеоматериалы и др. лекция, семинар, консультация, коллоквиум, самообразование, самовоспитание и др.
4. Формирование первичного опыта упражнения,учебная дискуссия, тренинг, программированное обучение, брейнсторминг, «круглый стол» и др. компьютер, интерактивные видеопрограммы, учебно-методический комплекс, литературные источники, квазипрофессиональная деятельность и др. семинар, практические занятия, самостоятельная работа, мастер-класс и др.
5. Творческое закрепление деловые и имитационные игры, метод проектов, имитационный тренинг и др. мультимедиа, учебное портфолио, общение и др. практические занятия, производственная практика, мастерские, самостоятельная работа и др.
Таким образом, в результате реализации данного компонента у студентов формируется соответствующий содержанию социально-этической компетенции устойчивый набор знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.
Диагностико-корректирующий компонент направлен на определение степени соответствия полученных результатов запланированным, их оценку и коррекцию.
Основу данного компонента составляет педагогическая диагностика (предварительная, промежуточная, итоговая), которая пронизывает весь процесс формирования социально-этической компетенции и определяет переход к тем или иным компонентам системы. Так, предварительная диагностика позволяет оценить степень сформированно-сти мотива, основных личностных характеристик, необходимых для включения студента в
процесс формирования социально-этической компетенции и определяет переход к моти-вационно-ориентационному или процессно-моделирующему компоненту, промежуточная
- переход к процессно-моделирующему компоненту, а итоговая диагностика, обеспечивая выявление степени сформированности составляющих социально-этическую компетенцию, задает переход к окончанию всего процесса.
Исследование современной научной литературы [1, 5] показало, что диагностика как педагогический процесс реализуется в трех основных этапах: организационном этапе, сбора данных и интерпретации полученных данных.
В рамках диагностико-корректирующего компонента работа в целом организуется преподавателем. В то же время нельзя не отметить, что успешность реализации данного компонента во многом определяется смещением акцента с контроля и оценки в самоконтроль и самооценку студента. Этому способствуют дидактически грамотно разработанная система задач и заданий, вопросов, предоставленный будущим учителям начальных классов критериальный аппарат, позволяющий самостоятельно диагностировать правильность выполнения учебных действий. На каждой из стадий проявляется и самооценка. При этом она не только проявляется, но и, что чрезвычайно важно, корректируется. Как показывают многочисленные исследования (А.Г. Асмолов, А. В. Захарова, Л. И. Корнеева, И. И. Чеснокова и др.) происходит переход самооценивания в личностное качество, характеристику субъекта деятельности - его самооценку. Корректирующий аспект данного компонента обеспечивает своевременную нейтрализацию недостатков процесса формирования социально-этической компетенции. Полученная в ходе реализации диагностики информация о достигнутых студентами результатах является основой для разработки и реализации коррекционных мероприятий.
При этом работа по устранению выявленных недостатков, как правило, производится с привлечением следующих методов: инструктаж, консультации преподавателя, рекомендации, коллоквиум, помощь успешных студентов и др. Отметим, что коррекция также как педагогическая диагностика пронизывает весь учебный процесс, направлена на достижение поставленных целей и обеспечивает усвоение учебного материала для всех студентов. В содержательном же плане коррекция сводится к повторению пройденного материала с привлечением средств, обеспечивающих большую доступность его понимания: наглядные материалы, повторное объяснение, менее сложные упражнения и т.д. Если в ходе диагностики недостатков освоения социально-этической компетенции не выявлено, то коррекция в рамках данного компонента может отсутствовать.
Система формирования социально-этической компетенции у будущих учителей начальных классов, разработанная с учетом требований социального заказа, содержания профессиограммы учителя, его профессиональной подготовки, воспитательной деятельности требует методически обоснованного обеспечения формирования социально-этической компетенции будущих учителей начальных классов.
Список литературы:
1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. - М.: Академия, 2006.
- 288 с.
2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учеб.-метод. пособие. - М.: АПК и
ПРО, 2003. - 101 с.
3. Каримова Л.Ш. Формирование социальной компетенции будущих педагогов-психологов: Дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2010. - 235 с.
4. Минин В.А. Формирование этической компетентности студентов в процессе обучения в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2011. - 198 с.
5. Новейший психолого-педагогический словарь / Под общ. ред. А. П. Астахова. -Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.
List of references:
1. N.M. Borytko Diagnostic activity of the teacher.-M.: Academy, 2006.-288 p.
2. D.A. Ivanov, K.G. Mitrofanov, O.V.Sokolova Competence approach in education. Problems, concepts, tools: Educ.- methodical manual.-M.: АПК и ПРО. 2003-101 p.
3. L.Sh. Karimova Formation of the social competence of future teachers and psychologists: Dissertation of Candidate of Pedagogic Sciences- Kazan, 2010.-235 p.
4. V.A. Minin Formation of ethical competence of students in the learning process at the University. Dissertation of Candidate of Pedagogic Sciences- Samara, 2011.-198 p.
5. New psycho-pedagogical dictionary/ Edited by A.P.Astakhov - Minsk: Modern school, 2010. -
928 p.
УДК 378
М.А. Колбаса
преподаватель, кафедра теории и методики профессионального образования,
ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»
МЕСТО ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье приводится анализ психолого-педагогической литературы о сущности культуры. Уточняются понятия «профессиональная культура», «информационная культура». Раскрывается место информационно-графической культуры в системе общей культуры личности.
Ключевые слова: культура, информационная культура, профессиональная культура, информационно-графическая культура.
M.A. Kolbasa, Surgut State University
PLACE OF INFORMATION-GRAPHIC CULTURE IN SYSTEM OF THE GENERAL CULTURE OF
THE PERSONALITY
Abstract. In the article the analysis of psychological and pedagogical literature on essence of culture is provided. Concepts «professional culture», «information culture» are specified. Reveals the place of information-graphic culture in system of the general culture of the personality.
Keywords: culture, information culture, professional culture, information-graphic culture.
Издавна культура описывалась как конкретный феномен мифологического, ре-