Научная статья на тему 'Методическое и информационно-аналитическое обеспечение процессов общественной экпертизы законодательства и мониторинга правоприменительной практики'

Методическое и информационно-аналитическое обеспечение процессов общественной экпертизы законодательства и мониторинга правоприменительной практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЗАКОН / ОБЩЕСТВО / ЭКСПЕРТИЗА / CIVIC COMMUNITY / LAW / SOCIETY / EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Севостьянов Валерий Леонидович

Рассматриваются методические аспекты обеспечения общественной экспертизы разработки законодательных актов. Статья является развитием тезисов первой статьи [1] автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The systenatic and information analytical guarantee of processes of the public examination of legislation and monitoring of the application of the law practice

The systematic aspects of the guarantee of a public examination of the development of legislative acts are examined. Article is the development of the theses of the first article [1] the author..

Текст научной работы на тему «Методическое и информационно-аналитическое обеспечение процессов общественной экпертизы законодательства и мониторинга правоприменительной практики»

Севостьянов Валерий Леонидович

Кандидат технических наук, академик РАЕН, ученый секретарь некоммерческого партнерства экспертов Федерального Собрания РФ «Парламентский Центр

«Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность»

E-mail: valery.sewostyanov@yandex.ru

Методическое и информационно-аналитическое обеспечение процессов общественной экпертизы законодательства и мониторинга правоприменительной практики

Рассматриваются методические аспекты обеспечения общественной экспертизы разработки законодательных актов. Статья является развитием тезисов первой статьи [1] автора.

Ключевые слова: гражданское общество, закон, общество, экспертиза.

Dr. Valery L. Sewostyanov

candidate of technical sciences, Scientific Secretary of the rans-commercial partnership of experts of the Federal Assembly of the Russian Federation “, the Parliamentary Centre «Highs Technologies

Intellectual Property» E-mail: valery.sewostyanov@yandex.ru

The systenatic and information - analytical guarantee of processes of the public examination of legislation and monitoring of the application

of the law practice

The systematic aspects of the guarantee of a public examination of the development of legislative acts are examined. Article is the development of the theses of the first article [1] the author..

Keywords: civic community, law, society, examination.

Актуальной тенденцией в развитии отечественного гражданского общества становится формирование механизмов государственнообщественного партнерства в процессах разработки и принятия нормативно- правовых актов, внедрения их в правоприменительную практику. Для эффективного осуществления этих процессов требуется радикально усовершенствовать информационно-аналитическое обеспечение процессов общественной экспертизы. Соответствующие поручения органам государственной власти даются в Указе Президента Российской Федерации № 601 от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В нем дается прямое поручение органам власти наладить публичное обсуждение проектов норма-

тивно-правовых актов и организовать мониторинг правоприменения, в том числе с широким использование Интернета; особое внимание уделяется развитию институтов оценки экспертным сообществом регулирующего воздействия законопроектов. В соответствии с этим многие органы государственной власти приступили к формированию общественных экспертных советов по профилю своей деятельности. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев на встрече с экспертами «Открытого правительства» 10 мая 2012 г. отметил, что «необходимы механизмы постоянного и прямого информационного обмена между органами государственной власти, иными официальными структурами и обществом. ...Прозрачность власти и её действий - основное условие вза-

имного доверия в обществе и эффективности государственной политики».

По сути дела, складываются предпосылки для создания в стране целой сети общественных экспертных объединений различных уровней, сформированных по двум принципам: профессионально-отраслевому и территориальному, что дает возможность «охвата» максимально широкого спектра проблем с рассмотрением их под разными углами зрения. Пока даже в самом экспертном сообществе не сложилось единого мнения относительно целесообразности «ранжирования» подобных объединений с формированием соответствующей общественно-экспертной «вертикали». В то же время все сходятся во мнении, что методически деятельность всех общественных объединений должна строиться по единым правилам. Безусловно, экспертному сообществу ещё предстоит сформировать общепринятые единые технологии своей работы, установить некие нормы и регламенты (прежде всего по самой процедуре экспертизы). Повышение технологичности процессов экспертизы тесно связано с компетентностью и профессионализмом исполнителей. Опытные эксперты сами осознают необходимость придания своей деятельности большей институциональности и связанной с нею легитимности в рамках правового поля. Такой подход подразумевает также повышение ответственности авторов экспертных заключений, а это, несомненно, должно сказаться на качестве самой экспертизы. Неотъемлемым атрибутом общественной экспертизы должен стать её публичный характер, в частности, доступность содержания экспертных заключений.

В демократических странах традиционно лидирующую роль в организации процессов общественной экспертизы законодательства выполняют сами парламенты, комплектуемые из полномочных (по итогам выборов) представителей общественности. По этому пути активно продвигается и наша страна и это, безусловно, важное достижение молодого российского парламентаризма. Показателен в этом отношении опыт, накопленный некоммерческим партнерством экспертов Федерального Собрания РФ «Парламентский Центр «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность» (ПЦ «НТИС»). Наша организация выполняла координирующую роль в процессах парламентской общественной экспертизы ряда важнейших законопроектов и государственных программ, провела ряд крупных конференций и совещаний по проблемам совершенствования общественной

экспертной деятельности, в том числе целую серию международных совещаний экспертов парламентов ведущих технологических держав мира (при поддержке межгосударственного «Международного научно-технического центра»).

Когда нашему парламентскому экспертному сообществу направляется на рассмотрение тот или иной документ (будь то законопроект или проект государственной программы и т.д.), мы исходим из общих принципов осуществления проектного процесса, при этом анализ проводится по следующим позициям:

> анализ системы целей и задач проекта (в качестве которого может рассматриваться, например, принятие нового нормативно-правового акта, регулирующего определенную сферу жизни общества);

> выявление и описание сторон, заинтересованных в осуществлении проекта (а также возможных субъектов, чьим интересам препятствует выполнение проекта);

> анализ потребностей и ожиданий целевых групп («благополучателей» проекта);

> оценка предполагаемых конечных продуктов и эффектов от реализации проекта;

> исследование внешнего контекста осуществления проекта - анализ условий реализации проекта (текущего и прогнозируемого состояния социальной, экономической или технологической среды, влияющей на осуществление проекта);

> определение проблемного поля - нахождение возможных ситуаций, способных воспрепятствовать успешному осуществлению проекта;

> анализ планируемого (или уже осуществляемого, как это бывает в случае организации общественного мониторинга) хода реализации проекта - его «дорожной карты» с описанием графика важнейших мероприятий и ключевых событий, а также поэтапных потребностей в финансах и ресурсах.

Мы считаем, что в деятельности органов власти следует руководствоваться известным принципом врачей: «прежде всего - не навреди», поэтому при рассмотрении документов парламентское экспертное сообщество особое внимание уделяет идентификации и анализу рисков, связанных с осуществлением проекта. По нашему мнению, проблемы «риск-менеджмента» должны всегда быть в центре внимания всей формируемой в настоящее время общероссийской сети общественных экспертов. При этом

Методическое и информационно-аналитическое обеспечение процессов общественной..

должен анализироваться весь комплекс возможных рисков, включая, прежде всего, наиболее значимые группы:

> природные и технологические, связанные с угрозами возможных аварий и катастроф, нанесения ущерба жизни и здоровью людей, а также функционированию объектов, важнейших для обеспечения государственной и общественной безопасности;

> финансово-экономические и коммерческие, связанные с возможным нанесением тяжелого ущерба экономике страны и важнейших субъектов производственно-хозяйственной деятельности;

> социальные и социально-политические, связанные с возможными угрозами социальной стабильности и нормальному функционированию институтов государства и гражданского общества.

При анализе рисков в сфере законодательной деятельности следует учитывать, что такие риски часто вызываются внутренними «конфликтами», возникающими в правовом поле при принятии противоречащих друг другу нормативно-правовых актов. Поэтому проекты новых документов приходится особенно тщательно проверять на отсутствие противоречий с другими действующими нормативно-правовыми актами.

Большая работа предстоит российскому экспертному сообществу также в сфере принятия единых индикаторов степени «успешности» осуществления проекта, по которым должно оцениваться достижение целей проекта (или промежуточных результатов на этапе реализации «дорожной карты»).

Опыт развитых демократических государств свидетельствует о чрезвычайной важности привлечения экспертного сообщества к проведению таких важнейших процедур, как парламентский контроль и парламентское расследование. К сожалению, в нашей стране пока ещё неоправданно редко в деятельности парламентов разных уровней используются эти мощные рычании воздействия на ситуацию в стране -практически только при чрезвычайных обстоятельствах, вызвавших большой общественный резонанс. Примером может служить предпринятое совместно обеими палатами Федерального Собрания РФ - Государственной Думой и Советом Федерации - парламентское расследование причин и обстоятельств тяжелейшей аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. С привлечением круп-

нейших специалистов (в том числе экспертов ПЦ «НТИС») тогда удалось установить ряд грубейших нарушений технологической дисциплины и требований техники безопасности, в основе которых лежали стремления ряда руководителей станции к незаконному обогащению. Вообще, мы считаем необходимым усилить внимание к антикоррупционному анализу проектов и программ, включая экспертизу законопроектов «на взяткоемкость».

С развитием процедур парламентского контроля и парламентского расследования важное значение приобретает взаимодействие экспертного сообщества с системой Счетных палат, осуществляющих аудит использования бюджетных средств и подчиняющихся парламентам соответствующего уровня (федерального или субъектов Российской Федерации). ПЦ «НТИС» идет в авангарде построения такого сотрудничества - например, в 2011 г. специалистами нашей организации по заказу Научно-исследовательского института Счетной палаты РФ выполнены НИР, посвященные эффективности использования бюджетных средств на создание специализированных зон инновационного развития (на примере проекта «Сколково») и на программы развития высшего образования. В ходе выполнения этих работ был выявлен ряд недостатков в системе нормативно-правового обеспечения этих важных направлений модернизации экономики нашей страны - в совокупности эти факторы снижают эффективность бюджетных расходов, а в ряде случаев создают условия для нецелевого использования бюджетных средств. Мы намерены и дальше развивать сотрудничество между парламентским экспертным сообществом и специалистами Счетных палат.

Следует отметить, что в связи со сложностью задач, ставящихся перед экспертным сообществом, ряд специалистов выступает даже за создание по наиболее социально значимым направлениям соответствующих общественных ситуационных и аналитических центров. Такие центры могли бы выполнять информационное обеспечение деятельности общественных экспертов, но и выполнять некоторые координирующие функции внутри экспертного сообщества, а также вести учет экспертов и проведенных ими экспертиз.

Ведущая роль в организации диалога и взаимодействия государства и институтов гражданского общества должна принадлежать Министерству юстиции Российской Федерации.

Минюстом и другими полномочными ведомствами сейчас создается сеть центров правовой информации в различных регионах Российской Федерации; мы считаем, что это положительно скажется на качестве экспертной деятельности. В связи с этим необходимо упомянуть, что в интересах развития и повышения эффективности деятельности парламентского экспертного сообщества наш Парламентский Центр активно сотрудничает с федеральным бюджетным учреждением «Научный центр правовой информации» при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее НЦПИ), где аккумулируется практически вся информация о действующих и принимаемых в нашей стране правовых актах. Наши представители вошли в состав Научнотехнического совета НЦПИ. Мы считаем, что в рамках формируемой сети государственных центров правой информации и структур гражданского общества, специализирующихся на общественной экспертизе законодательных процессов и мониторинге правоприменительной практики, мы совместно могли бы осуществлять в той или иной степени координирующие и инструктивно-методические функции.

На нынешнем этапе бурного развития информационно-коммуникационных технологий появляются все новые возможности улучшения информирования общественности о новациях в законодательстве - например, в Интернете открываются все новые порталы правовой информации, налаживаются механизмы информационной связи органов государственной власти с населением. Формирующиеся системы «Электронного правительства» и «Электронного парламента» ставят на новый технологический уровень процессы взаимодействия экспертного сообщества с органами государственной власти, обеспечивая возможности прямого и оперативного контакта (в том числе в он-лайн режиме). Однако есть факторы, вызывающие опасения экспертного сообщества -к ним относится, например, слишком широкое, на наш взгляд, проникновение зарубежных фирм в создание соответствующих информационных

систем и разработку программного обеспечения для них. Так, на стадии формирования известной государственной программы «Электронная Россия» эти сферы были фактически монополизированы фирмой «Microsoft». Мы считаем, что информационное взаимодействие органов власти и общественности - область стратегических государственных интересов, которую нельзя отдавать «на откуп» зарубежных разработчикам, так как это может нанести вред информационной безопасности страны, привести к негативным социально-политическим последствиям. Поэтому мы выступаем за развитие российских разработок в этой сфере; в частности, для этих нужд могут быть использованы (возможно, после соответствующей адаптации) некоторые программные продукты НЦПИ.

НЦПИ способно при поддержке ведущих общественных экспертов в короткое время создать надежную и эффективную отечественную систему электронного взаимодействия органов государственной власти и общества. НЦПИ мог бы также вести за счет финансирования из федерального бюджета научно обоснованный и организованный учет (на уровне формирования соответствующего реестра) общественных экспертиз нормативно-правовых актов и выполняющих их общественных организаций (гражданских экспертов). Помимо прочего, это способствовало бы смягчению социальной напряженности - любые граждане, в том числе оппозиционно настроенные, получили бы возможность внести свои критические замечания по законопроектам и правоприменительной практике на сайте реестра общественных экспертиз.

Литература:

1. Севостьянов В.Л. Законодательное обеспечение процессов общественной экспертизы -важный аспект развития гражданского общества. - в журнале «Мониторинг правоприменения», № 2 -02012, стр.28-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.