5'2017
Пробелы в российском законодательстве
1.6. ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА
Гавришов Дмитрий Валентинович, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Подразделение: кафедра конституционного и муниципального права. E-mail: [email protected]
Минасян Анна Артуровна. Должность: ассистент. Место работы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Подразделение: кафедра конституционного и муниципального права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье на основе анализа имеющихся в юридической теории научных взглядов исследована информационная функция палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Ключевые слова: парламент, Совет Федерации, Государственная Дума, информационная функция.
INFORMATION FUNCTION OF RUSSIAN PARLIAMENT
Gavrishov Dmitriy Valentinovich, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Belgorod state national research university. Department: Constitutional and municipal law chair. E-mail: [email protected] Minasyan Anna Arturovna. Position: assistant. Place of employment: Belgorod state national research university. Department: Constitutional and municipal law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: In this paper, the information function of the Chambers of the Federal Assembly of the Russian Federation is investigated on the basis of an analysis of the scientific views available in the legal theory. Keywords: Parliament, Federation Council, State Duma, information function.
Современная политика нашего государства направлена, помимо прочего, на повышения уровня информатизации государственных органов, среди которых особое место занимает Федеральное Собрание, конституционно именуемое как законодательный и представительный орган Российской Федерации (ст. 94)1. Возникновение информационной функции палат российского парламента связано с возрастанием информационного развития современного общества. Информация сегодня представляет собой детерминанту или «движущую силу» формирования нового, эволюционного государства и социума. В силу данного обстоятельства представляется необходимым исследовать информационную функцию палат Федерального Собрания. Для начала рассмотрим ее в качестве направления деятельности государства, поскольку любая функция государства опосредуется парламентом.
Информационная функция российского государства возникла сравнительно недавно. В советский период информационная функция рассматривалась учеными как «защита» действующей идеологии государства от
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/
негативных воздействий на нее2. В данный период развития нашего государства информация имела огромное влияние на все советское общество. Общественный характер она приобретала, если не подрывала идеологический настрой страны. В настоящее время информационная функция государства рассматривается авторами как одна из главных, основных его функций. Так, А.Б. Венгеров в своей работе рассматривал информационную функцию государства как деятельность «четвертой ветви власти - средств массовой информации»3. Безусловно, конституционных аргументов для характеристики СМИ как ветви власти не существует, но при этом нельзя отрицать влияния информации на общество и государственное управление.
Значимость информационной функции государства обусловлена, по мнению Ю.А. Нискевича4, существующим константным ростом объема информации, которая необходима для поддержания жизнеспособности социума, а также для модернизации используемых технологий для ее передачи в массы. Именно процесс открытого распространения информации гражданам является обязанностью органов государственной власти. Налаживание партнерских отношений с членами общества положительно скажется на работе государственных органов власти, в первую очередь, на деятельности палат парламента России. Вся законодательная деятельность палат российского парламента базируется на информации, поскольку принятие законов невозможно без ее «сбора и обработки»5 из различных сфер жизнедеятельности государства. Закон, принятый парламентом, представляет собой правовую официальную информацию, распространяющуюся в массы.
На сегодняшний день в рамках проведения политики по модернизации существующей системы управления6, органы государственной власти, в частности парламент, обязаны выносить на обсуждение законопроекты нормативных правовых актов, а также формировать экспертные центры по их проверке. Подобные экспертные центры существуют во многих странах мира. Примером данной модели экспертного центра может служить Исследовательская Служба Конгресса США, которая является основным «помощником» парламентариев в принятии решений. Суть работы данной службы заключается в передаче парламентариям обработанной информации в «виде нескольких альтернатив»7, позволяющих принять оптимальное решение, отвечающее и реалиям, и потребностям общества и государства. Дан-
2 Яременко О.1. 1нформацмна фунщя украшськоТ держави: по-няття, мета та форми здмснення / О.1. Яременко // Пщприемництво, господарство i право. - 2005. - №7. - С. 66.
3 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для юр. вузов. Изд. 3-е. - М., 2000. - С.152-153.
4 Нисневич Ю.А. Информационный фактор политической модернизации / Ю.А. Нисневич // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12: Политические науки. - 2001. - № 3. - С. 91. Проект Комплексного плана действий Правительства на 2017-2025 годы [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации [сайт]. URI: http://government.ru (дата обращения: 13.09.2017).
5 См.: Павленко Ж.А. Информационная функция государства // Проблемы законности. . - 2011. - №117. - С. 219-220.
6 См.: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СПС «ГАРАНТ» (дата обращения: 27.09.2017 г.).
7 См.: Гуринович А.Г. О роли Исследовательской службы Конгресса США в информационно-справочном и аналитическом обеспечении парламентской деятельности. // Ежегодник. Том. Выпуск 4. Часть II. - Сер. Россия: тенденции и перспективы развития. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека [сайт]. URI: https://elibrary.ru/ (дата обращения: 27.09.2017 г.).
ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА
Гавришов Д.В. Минасян А.А.
ный пример иллюстрирует возможность членов парламента получать интересующую их информацию.
В Российской Федерации с 2001 года функционирует Некоммерческое партнерство «Парламентский Центр «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность» (Далее - НП «ПЦ «НТИС»). НП «ПЦ «НТИС» является некоммерческой организацией, созданной, в частности, для проверки важнейших принимаемых законопроектов палатами Федерального Собрания. Данный центр был создан по инициативе Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы. Членами НП «ПЦ «НТИС» являются не только депутаты Государственной Думы, но и члены Совета Федерации, юридические лица, иностранные организации и т.д.
Работа центра ориентирована на всесторонний анализ поступающего законопроекта. Процедура рассмотрения включает в себя несколько неразрывно связанных между собой стадий. К их числу Ученый секретарь НП «ПЦ «НТИС» В.Л. Севостьянов относит анализ преследуемых целей и задач, установление круга лиц, заинтересованных в реализации данного проекта закона, исследование интересов общественных групп, анализ будущего функционирования данного законопроекта, обнаружение рисков, связанных с реализацией данных положений и т.д.8
На современном этапе развития общества, в период активного роста роли информационных технологий деятельность НП «ПЦ «НТИС» в парламентской работе выступает исключительно с положительной стороны. Проводя глубокий системный анализ законопроекта, центр обеспечивает парламентариев необходимым объемом информации. Взаимодействие государственных органов власти с НП «ПЦ «НТИС», как представляется, положительно влияет на дальнейшее рассмотрение и принятие законопроекта палатами Федерального Собрания. Применительно к деятельности палат российского парламента работу по поиску необходимой информации, формированию альтернативных решений целесообразно возложить на Комитеты по конституционному законодательству и государственному строительству обеих палат. Данная работа должна проводиться параллельно в обоих комитетах, что позволит парламентариям получить более полную и всестороннюю информацию по закону. Информацию, собранную парламентариями, необходимо будет обсудить на совместном заседании Комитетов, а далее - рассмотреть на пленарных заседаниях каждой палатой самостоятельно. Дополнительный анализ проблемы, полагаем, поспособствует повышению уровня качества принимаемых нормативных правовых актов.
Несомненным подтверждением реализации палатами парламента информационной функции служит положение ст. 155 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Далее -Регламент)9. Так, из вышеназванной статьи следует, что обязанностью Аппарата Государственной Думы является «ежеквартальное» уведомление «всех субъектов права законодательной инициативы», к числу которых относится и Совет Федерации (ст. 134 Конституции
8 См.: Севостьянов В.Л. Методическое и информационно-аналитическое обеспечение процессов общественной экспертизы законодательства и мониторинга правоприменительной практики // Мониторинг правоприменителя. . - 2012. - №5. - С. С.17.
9 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации от 22 января 1998 // СЗ РФ. 1998. №7. Ст. 801.
Российской Федерации10), об имеющихся проектах законов и процессе их рассмотрения. Данное положение Регламента закрепляет за палатой обязанность по информированию, наряду с иными субъектами права законодательной инициативы, второй палаты парламента, а как результат - закрепление информационной функции как функции, реализуемой палатами Федерального Собрания.
Информационная функция палат российского парламента в условиях современного развития общества в ближайшее время может занять одно из ведущих направлений в своей деятельности, что обусловливает необходимость ее доктринальной разработки и дальнейшей регламентации.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/
2. Яременко О.1. 1нформацмна фунга^я украТнсько'Т держави: поняття, мета та форми здмснення / О.1. Яременко // Пщприемництво, господарство i право. -2005. - №7. - С. 66-69.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для юр. вузов. Изд. 3-е. - М., 2000. - 528 с.
4. Нисневич Ю.А. Информационный фактор политической модернизации / Ю.А. Нисневич // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12: Политические науки. - 2001. - № 3. - С. 91-100. Проект Комплексного плана действий Правительства на 2017-2025 годы [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации [сайт]. URI: http://government.ru (дата обращения: 13.09.2017).
5. Павленко Ж.А. Информационная функция государства // Проблемы законности. . - 2011. - №117. -С. 219-230.
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СПС «ГАРАНТ» (дата обращения: 27.09.2017 г.).
7. Гуринович А.Г. О роли Исследовательской службы Конгресса США в информационно-справочном и аналитическом обеспечении парламентской деятельности. // Ежегодник. Том. Выпуск 4. Часть II. - Сер. Россия: тенденции и перспективы развития. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека [сайт]. URI: https://elibrary.ru/ (дата обращения: 27.09.2017 г.).
8. Севостьянов В.Л. Методическое и информационно-аналитическое обеспечение процессов общественной экспертизы законодательства и мониторинга правоприменительной практики // Мониторинг правоприменителя. - 2012. - №5. - С. 16-19.
9. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 // СЗ РФ. 1998. №7. Ст. 801.
Статья была проверена системой «Антиплагиат»; Итоговая оценка оригинальности составляет: 96,86%.
10 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 1993. 2014. № 31. Ст. 4398.