Научная статья на тему 'Правовая защита интеллектуальной собственности в Интернете'

Правовая защита интеллектуальной собственности в Интернете Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2658
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / ОХРАНА АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ / INTERNET / INTELLECTUAL PROPERTY / INFORMATION POLICY / INFORMATION SECURITY / PROTECTION OF COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Севостьянов Валерий Леонидович, Добрынина Т. В.

В статье рассматриваются проблемы защиты интеллектуальной собственности посредством использования современных информационных технологий. В частности, отмечается, что в России отсутствует единая государственная информационная политика, принятая государственная доктрина информационной безопасности реализуется медленно, государство уделяет недостаточно внимания новым, специфическим угрозам национальной безопасности, которые создает развитие и распространение современных средств информации и коммуникации, прежде всего Интернет. Также не решен вопрос о том, являются ли ресурсы Интернета средствами массовой информации. Делается вывод о том, что сохранение существующего положения грозит серьезными последствиями для национальной безопасности страны, поэтому органы государственной власти России должны в скорейшем порядке создать такую правовую базу, которая гарантировала бы гражданам как права на свободу информационных обменов в рамках закона, так и защиту интеллектуальной собственности, а также информационную безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY ON THE INTERNET

The problems of protecting intellectual property through the use of modern information technologies. In particular, it is noted that in Russia there is no single national information policy adopted by the State doctrine of information security is implemented slowly, the state has paid little attention to new, specific threats to national security posed by the development and spread of modern media and communication, especially the Internet. Also not resolved the question of whether the resources of the Internet media. It is concluded that the status quo with serious implications for national security, so the public authorities of Russia should move quickly to create a legal framework that would guarantee citizens as the right to freedom of information exchanges within the law and the protection of intellectual property and information security.

Текст научной работы на тему «Правовая защита интеллектуальной собственности в Интернете»

Правовая защита интеллектуальной собственности в Интернете

Т.В. Добрынина

генеральный директор Парламентского центра «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность», кандидат филологических наук (г. Москва) В.Л. Севостьянов

ученый секретарь Парламентского центра «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность», кандидат технических наук (г. Москва)

Валерий Леонидович Севостьянов, vsevostianov@rambler.ru

Современное российское общество осознало необходимость расширения использования современных информационных технологий - основы постиндустриального экономического развития, несущего принципиально новый технологический уклад. В последнее время даже прозвучали призывы расширить список осуществляемых в нашей стране национальных проектов, в частности, за счет нового проекта «Информационное общество». Вместе с тем возрастает и опасение того, что, как у нас часто бывает, «весь пар уйдет в гудок». Подобный скептицизм оправдан, в частности, тем, что ряд ранее широко разрекламированных программ до сих пор не дал сколько-нибудь ощутимых результатов. Это относится, например, к программе создания «электронного правительства» и другим проектам, основанным на использовании современных информационных технологий. Прежде всего это объясняется следующим:

• единая государственная информационная политика в стране отсутствует;

• принятая государственная доктрина информационной безопасности реализуется медленными темпами;

• государство уделяет недостаточно внимания новым, специфическим угрозам национальной безопасности, которые создает развитие и распространение современных средств информации и коммуникации, прежде всего Интернет.

Рассмотрим некоторые аспекты этой большой и сложной проблемы.

Технологический прогресс в средствах

хранения, обработки и передачи информации сопровождается появлением и новых возможностей ее похищения и намеренного искажения, а также распространения общественно опасной или заведомо ложной информации. Исключение не составляет и играющий все большую роль в общественной жизни Интернет. Однако приходится констатировать, что до сих пор в нашей стране отсутствует внятная политика государства в отношении Интернета. Развитие этого средства информации и коммуникации происходит во многом стихийно, так как не регулируется законодательно.

Следует отметить широкий разброс мнений о возможности в принципе регулировать развитие Интернета национальными законодательными актами: от предложений ввести государственную цензуру до утверждений, что Интернет как ресурс общего пользования не подлежит ограничению национальным законодательством. До сих пор нет четко определенных толкований основных терминов Интернета (хотя и выпускаются издания типа «Интернетско-русского разговорника», опубликованного по заказу компании «Яндекс» в 2001 году). Нет согласия относительно того, что считать владением доменным именем, является ли оно услугой или товаром, кто и как может им распоряжаться. Непонятно, кто несет ответственность за информацию, размещенную на серверах, - владелец сервера или домена либо владелец авторских прав на сайт. Возникают вопросы в связи с территориальной привязкой, юридическим определением территории Интернета.

В настоящее время отсутствуют правовые механизмы регулирования рекламы в Интернете и борьбы со спамом.

Между тем без юридического решения указанных вопросов нельзя даже сформулировать государственную политику в области Интернета.

Более года назад на заседании Комиссии Совета Федерации по информационной политике был рассмотрен проект модельного закона «Об Интернете», внесенного Межпарламентской ассоциацией стран СНГ в программу разработки модельных законодательных актов. Инициаторами разработки выступили указанная Комиссия Совета Федерации и региональный центр интернет-технологий (РОЦИТ). Исполнителем работы стала Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). В работе приняли участие специалисты Института развития информационного общества. В документе дается определение ряда понятий Интернета и сферы управления им, предпринята попытка упорядочить взаимоотношения государства и представителей интернет-сообщества, определить функции участников процесса регулирования Интернета, установить правила определения места и времени совершения юридически значимых действий при использовании Интернета. В результате обсуждения было выделено два возможных пути правового регулирования Интернета. Первый путь - принятие всеобъемлющего, комплексного рамочного закона, который позволит определиться с терминологией и стратегией взаимоотношений государства и интернет-сообщества. Второй путь, показавшийся участникам заседания более перспективным, - принятие представленного документа в качестве некоей международной декларации, межгосударственного соглашения. При этом предусмотрена возможность в соответствующих законодательных актах Российской Федерации прописать норму, в которой квалифицировать использование интернет-технологий при совершении противоправных действий как отягчающее (или смягчающее) обстоятельство. Именно по такому пути пошли в ряде развитых стран, например в США.

Проблемы интеллектуальной собственности (ИС) в современных информационно-коммуникационных сетях тесно связаны с проблемами свободного доступа к информации. При рассмотрении Комиссией Совета Федерации по информационной политике проекта модельного закона «Об Интернете» было отмечено, что российская общественность в большинстве случаев выступает против введения в отечественном сегменте Всемирной сети жесткой цензуры, подобной осуществляемой в Китае, Северной Корее и ряде арабских стран. В то же время законопроект предусматривает создание нового органа государственной власти, осуществляющего функции по регулированию в сфере развития и использования Интернета. Этот орган будет уполномочен вести борьбу с преступлениями, совершаемыми с помощью Всемирной сети, тогда как сейчас эти функции распределены между различными силовыми ведомствами, действия которых в этой области порой плохо координируются. По мысли разработчиков законопроекта, этот орган также будет противодействовать монополизации и недобросовестной конкуренции в Интернете.

Следует отметить, что до настоящего времени не решен вопрос о том, являются ли ресурсы Интернета средствами массовой информации (СМИ). Периодически высказываются предложения регистрировать как СМИ все ресурсы, посещаемость которых превышает определенный уровень (например 1 000 посещений в сутки). Но большинство экспертов не считают этот подход правильным, ведь популярность сайтов -фактор переменчивый. Многие полагают целесообразным сделать регистрацию Интернета в качестве СМИ добровольной, с уведомительным характером.

На упомянутом заседании Комиссии многие выступавшие выразили опасение, что реализации ряда положений документа может привести к недопустимым ограничениям свободы слова, и высказались за осуществление правового регулирования Интернета путем внесения отдельных поправок к Гражданскому и Уголовному кодексам Российской Федерации. Участники дискуссии согласились с тем, что многие

вопросы можно решить в рамках существующего законодательства, усовершенствовав правоприменительную практику. Внимание органов государственной власти именно к этой деятельности большинство экспертов считают недостаточным.

По итогам проведенного обсуждения было решено доработать законопроект, конкретно указав обязанности государства, правообладателей и других правовых субъектов, а также ответственность за общественно опасный или вредный контент.

Вслед за этим в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (Госдума) прошло организованное Парламентским центром «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность» (ПЦ «НТИС») рабочее совещание экспертов. Председателем был депутат Госдумы, академик Российской академии медицинских наук Колесников С.И. На совещании были рассмотрены вопросы правовой защиты интеллектуальной собственности в Интернете. Принято решение организовать при ПЦ «НТИС» Рабочую группу экспертов по проблемам защиты интеллектуальной собственности в Интернете; определены цели ее деятельности, а именно:

1)экспертное участие специалистов в разработке концепции проекта федерального закона «Об Интернете»;

2) экспертно-консультативное участие в разработке иных законопроектов, поправок в существующее законодательство, нормативных актов;

3) экспертно-консультативное участие в экспертизе законодательных инициатив, поступающих в Госдуму, имеющих отношение к Интернету.

Направления деятельности Рабочей группы Экспертное:

1) предусматривается экспертное участие в разработке глоссария интернет-терминов, необходимых при создании концепции законопроекта для унификации определений и понятий. В настоящее время появились термины, связанные с Интернетом и не имеющие достаточно четких для

использования в законах определений. В различных законодательных инициативах могут использоваться одни и те же термины, не идентичные по смыслу. Необходимо создавать такие определения, которые будут нормативными для создания законов, их использующих;

2) консультативное участие в экспертизе законопроектов, проектов и иных нормативных актов в области Интернета и интеллектуальной собственности;

3) разработка рекомендаций по стратегическим вопросам реализации в интернет-пространстве образовательных и иных программ, использования научного потенциала, интеллектуальной собственности, а также предложений по совершенствованию законодательного обеспечения мероприятий в области защиты авторских прав и охраны интеллектуальной собственности.

Участие в законотворчестве

Планируется экспертное участие в разработке концепции проекта федерального закона «Об Интернете», иных законопроектов, поправок в существующее законодательство, нормативных актов. По мнению экспертов, в законе «Об Интернете» обязательно должно быть законодательно урегулировано следующее:

1) публичная оферта. В настоящее время законодательство требует заключения письменного договора для продажи чего-либо клиенту даже через Интернет. В ситуации множества клиентов сетевого сервиса, контактирующих с сервисом только удаленно, это невозможно и тормозит развитие сервисов в Рунете. Требуется разработка форм договоров присоединения и публичной оферты. В законе также необходимо предусмотреть нормы, определяющие права сторон такого бездокументарного соглашения, момент вступления его в силу, способ идентификации сторон соглашения и т. п.;

2) ответственность за контент. Необходимо определить, кто несет ответственность за недопустимое, незаконное, неприличное содержание сайтов и сетевых сервисов. В настоящее время ответственность провайдеров, хостеров, владельцев фору-

мов и блогов за пользовательский контент суды трактуют по-разному. Помимо этого, необходимо разработать модели и нормы ответственности, «укрепляющие иммунитет» технических поставщиков доступа и хостинга, а также нормы, согласно которым ответственность за незаконный контент возлагается на его авторов и владельцев. Также необходимо ввести определение правового статуса сайтов, отличное от традиционных СМИ, в соответствии с интересами общества;

3) интеллектуальная собственность. При прямом перенесении существующих законов в Интернет может возникнуть несоответствие их положений нормам правового регулирования в Сети. В российском сегменте Интернета необходимо разработать свое законодательство в области ИС, в том числе формы различных публичных лицензий (аналогов Creative Commons. GPL etc.), что позволит авторам передавать свою ИС в публичное достояние, определять условия использования, взимать плату за использование без письменных договоров (что сейчас в принципе невозможно в случае массовых сервисов);

4) доменные имена и торговые знаки. Требуется определение правового статуса доменных имен, которые сейчас являются не собственностью, а частным сервисом провайдера (но могут стоить огромных денег) и соответствующими им товарными знаками (которые являются собственностью). Также требуется определение типовых ситуаций владения доменами и товарными знаками, способов разрешения конфликтов всех типов, установление прав и обязанностей регистраторов;

5) защита прав граждан Российской Федерации. Необходимо определение зоны, в которой люди раскрывают личную информацию, однако правила обращения с ней и ее коммерческого оборота не определены.

Введение закона, который защитит частных владельцев личной информации, определит права и обязанности держателей социальных сервисов (таких как «Одноклассники.ру», «В Контакте», и имеющих подобную информацию), их права по коммерциализации доверенной им информа-

ции и т. п.

Общественно значимая информация должна быть доступна в Сети. В связи с этим необходимо определение видов информации для обязательной доступной и бесплатной публикации, важной для граждан Российской Федерации, на сайтах органов власти и компаний, продающих населению товары и оказывающие платные услуги.

Учитывая сложность проблем правового регулирования в рассматриваемой сфере и необходимость привлечения к их решению широкой общественности, эксперты внесли предложение о формировании специальной саморегулируемой общественной организации - Союз пользователей Интернета. Также внесены предложения по разработке эффективных и одинаковых для всех правил ведения бизнеса в Интернете.

Рабочая группа экспертов планирует развернуть в Сети большую дискуссию, касающуюся проблем законодательного регулирования защиты информации, охраны авторских и смежных прав. Это позволит привлечь общественность (и прежде всего профессиональных пользователей Интернета) к разработке рекомендаций для парламентариев.

В настоящее время информационное обеспечение российской системы государственного управления проходит стадию реформирования. Модернизация методов государственного управления неизбежно влечет за собой необходимость совершенствования применяемых информационных технологий -потребуется комплексное «встраивание» в них различных инструментально-моделирующих средств, обеспечивающих решение конкретных задач планирования, бюджетирования, оценки рисков, расчета необходимых ресурсов. Архитектура создаваемой системы информационного обеспечения управления национальными проектами предполагает создание двух взаимосвязанных контуров управления:

1) для проектов, реализуемых ведомствами на федеральном уровне;

2) для проектов, выполняемых субъектами Российской Федерации.

Создание таких контуров управления осуществляется по двум основным направлениям:

1) адаптация существующей информационно-коммуникационной инфраструктуры органов государственной власти, обеспечивающая возможность ее максимального использования для решения новых задач;

2) разработка и внедрение на основе существующей инфраструктуры новых технологий и программно-технических комплексов, позволяющих решать задачи проектноориентированного управления.

Результатом интеграции работ по этим двум направлениям должно стать создание единой государственной автоматизированной системы «Управление». В ней будет предусмотрено использование высокомобильных компонентов, в том числе для видео-конференц-связи, различного рода ситуационных центров. В перспективе планируется создать единую общегосударственную систему долгосрочного стратегического планирования Российской Федерации.

Постановка этих масштабных задач обуславливает увеличение требования к обеспечению информационной безопасности государства. В общественном сознании понятие информационной безопасности часто трактуется излишне узко - лишь как защита информации от несанкционированного доступа, что не отражает адекватно современный уровень угроз интересам общества на информационном поле. Информационная безопасность - неотъемлемый компонент системы национальной безопасности. Специфика обеспечения информационной безопасности отражена в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 года. В этом документе говорится: «Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности России. Под информационной безопасностью Рос-

сийской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Следует особо отметить, что фактически любые нарушения в сфере информационной безопасности сводятся к тем или иным нарушениям прав владельцев интеллектуальной собственности (физических или юридических лиц, в качестве которых могут выступать и органы государственной власти).

Уровень инженерно-технических и аппаратно-программных методов обеспечения информационной безопасности у различных государств неодинаков и зависит от комплекса условий, связанных с уровнем социально-экономического развития, вероятностью внутренних и внешних угроз, характером отношений с другими государствами. По общей направленности угрозы информационной безопасности подразделяются на следующие виды:

• угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина;

• угрозы информационному обеспечению государственной политики;

• угрозы развитию отечественной индустрии информации;

• угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем.

Фактически, говоря об информационной безопасности, следует иметь в виду сохранение адресатом, потребителем информации, способности получать достоверную информацию, адекватно ее воспринимать и обрабатывать.

Программно-аппаратная инфраструктура computing grid, основные разработки которой велись в ряде развитых стран, прежде всего в русле военно-технологического прогресса, позволяет интегрировать вычислительные и информационно-аналитические возможности компьютеров и их сетей вне зависимости от их взаимной физической удаленности. Благодаря этому можно прогнозировать в близкой перспективе появление новой фазы развития информационного сообщества, основанного на совместном

(практически общемировом) использовании всего интернационального парка компьютеров, объединенных новой суперсетью, функционально значительно более масштабной, чем нынешний Интернет.

Следует отметить, что интеграция вычислительных и информационно-аналитических возможностей позволит резко сократить время и стоимость расчетов, в результате будет получен большой экономический эффект при решении всех видов многовариантных управленческих задач. Помимо этого, появится возможность решения проблем, принципиально трудно разрешаемых на базе нынешних технологий. Оставляя за рамками этого документа военные аспекты применения таких технологий (а они в близком будущем станут основой разведывательно-ударных комплексов нового поколения), можно отметить ряд задач общемирового значения, в решении которых новые технологии могут сыграть определяющую роль. Например, они позволят наладить работу сети глобального мониторинга состояния окружающей среды с оперативнейшим анализом ситуации в режиме реального времени, что поможет не только эффективно прогнозировать погодные изменения, но и своевременно регистрировать опасность чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на стадии их зарождения, включая землетрясения, ураганы, цунами и т. д. Эти технологии помогут существенно поднять эффективность международной космической деятельности в околоземном пространстве, решая в том числе такие новые задачи, как защита от астероидной опасности. Также эти технологии могут эффективно использоваться при решении полицейских и криминалистических задач, включая борьбу с международным терроризмом.

Особое значение новые технологии приобретают в процессе обмена информацией между людьми (что является «технологическим фундаментом» построения современного гражданского общества) и организации дистанционного образования, роль которого неуклонно возрастает.

Очевидно, что в ближайшем будущем человечество подойдет к настолько широкому

и постоянному использованию компьютеров (прежде всего, конечно, в высокотехнологичных отраслях и в развитых странах), что сначала практически можно будет говорить о функциональном комплексе «человек-машина», а потом и об образовании некоего симбиоза. Для нашей страны значение упомянутых технологий особенно велико из-за трудностей коммуникации на громадной территории, где абонентов разделяют не только пространство, но и часовые пояса, а также финансовая недоступность дальних путешествий для значительной части граждан. Однако, как уже отмечалось, возрастают и технологические возможности всякого рода злоумышленников.

Указанные обстоятельства требуют постановки вопроса о необходимости гарантирования определенной степени защиты государства от неблагоприятного вмешательства в его информационные сети и системы. В этом отношении весьма показательно стремление бизнес-компаний из зарубежных стран «взять шефство» над созданием в России систем информационного обмена и управления для органов государственной власти и местного самоуправления, например настойчивая опека программы «Электронная Россия» и аналогичных программ на уровне субъектов Российской Федерации со стороны компании Microsoft. По имеющимся оценкам, в настоящее время в России используются около 20 миллионов персональных компьютеров. В 95 процентов случаях в них установлена та или иная версия операционной системы Windows. Ее программный код закрыт для пользователей, следовательно, мы не имеем возможности узнать, какие «сюрпризы» заложены в этой операционной системе. Не исключено, что для ее самоуничтожения достаточно просто послать некий условный сигнал по Интернету, что может привести к хаосу на территории государства. При этом компания Microsoft не скрывает, что новая модификация системы Windows Vista позволяет «наблюдать» за использованием компьютера (якобы для предотвращения использования «пиратских» копий программного обеспечения), то есть обладает способностью просматривать базы данных,

что создает условия для похищения информации. Альтернативой Windows могли бы служить операционные системы с открытым программным кодом, исключающим программные «закладки» (например Linux).

Аналогичная ситуация сложилась и в системах глобального позиционирования и навигации, без которых невозможно передвижение современных транспортных средств, функционирование разного рода геоинформационных систем и т. д. Практически все существующие технические средства предусматривают использование американской системы GPS, которая в случае обострения ситуации может быть закрыта для «нежелательных» для США пользователей (во время нападения авиации США на Югославию был отключен открытый доступ к системе GPS для потребителей южноевропейского и средиземноморского регионов). Для обеспечения независимости в геоинформационной сфере наша страна должна форсировать переход к полномасштабному использованию отечественной системы «ГЛОНАСС», и экспертное сообщество Федерального Собрания приветствует принятие важных государственных решений в этой области.

В современном мире (в том числе в нашей стране) все большее распространение получают идеи перехода к устой чиво-му развитию (ряд общественных деятелей уже объявляет о преодолении Россией периода экономического упадка и перехода к стадии устойчивого социально-экономического развития). Но одним из факторов устойчивости социально-экономического развития страны следует признать устойчивость общества в целом к возможному негативному информационному воздействию, в том числе целенаправленному. В этом отношении необходимо признать, что путь «информационных запретов» со стороны государства, широко практиковавшийся в период холодной войны обоими противостоящими лагерями, на современном этапе развития информационных технологий вряд ли может быть эффективен. Именно развитие гражданского общества с его общественными институтами, отражающими объективные интересы населения страны,

на современном этапе оказывается более действенным способом противостояния негативным информационным воздействиям. В этих процессах существенную роль призвано сыграть парламентское экспертное сообщество.

Важно учитывать, что нынешний исторический этап характеризуется резким возрастанием угрозы обществу со стороны организованной преступности и терроризма (в том числе международного), все более «осваивающих» современные технологии в криминальных целях. В Интернете не только нарушаются авторские и смежные права владельцев интеллектуальной собственности, но и массово похищается коммерчески ценная информация любых видов, целенаправленно создаются ситуации, угрожающие не только финансовому благополучию, но и жизни людей.

В 2008 году Генеральная прокуратура Российской Федерации разработала проект закона, ужесточающего контроль над интернет-сайтами в рамках борьбы с экстремизмом. Многие эксперты высказываются за осуществление международным сообществом единообразного подхода к борьбе с киберпреступностью и в связи с этим предлагают российским властям ратифицировать Конвенцию о преступности в сфере компьютерной информации, которая была заключена в 2001 году.

Идущие процессы глобализация характеризуются формированием единого общемирового информационного пространства, функционирование которого отнюдь не всегда и не во всем тождественно национальным интересам большинства суверенных государств. В настоящее время на фоне увеличивающегося влияния современных СМИ получают все большее распространение такие новые понятия, как «информационное воздействие на общество» и «информационная война». Следует отметить, что во все времена СМИ использовались для ведения пропаганды и контрпропаганды, для чего всегда широко использовалась как информация (в том числе тенденциозно подбираемая), так и заведомо ложная информация (дезинформация). Использование Интернета в этих целях дает как возмож-

ности непосредственной информационнопропагандистской атаки, так и злонамеренного воздействия на системы управления. Уже сейчас многие конфликты сопровождаются вторжениями в информационноуправленческие сети той или иной страны, которые лишают руководство последней возможности адекватно оценивать обстановку и эффективно реагировать.

Необходимо назвать и еще один источник угроз информационной безопасности общества - попытки криминальных кругов во всем мире использовать информационные компьютерные сети в своих интересах. В декабре 2004 года по совместной инициативе Комитета Государственной Думы по образованию и науке и Парламентского центра «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность» были проведены Парламентские слушания по проблемам гражданского противодействия терроризму и организованной преступности в сфере высоких технологий, на которых было отмечено резкое возрастание угрозы смещения террористической активности в сферу высоких технологий, в первую очередь информационных. Информационные методы борьбы не имеют географических препятствий, применяющая их сторона может быть обезличена, замаскирована. Уже сейчас хакеры и кибертеррористы совершают тысячи попыток вмешательства в информационные сети и управляющие системы различных государств

По данным Конгресса США, еженедельно в мире совершаются свыше 50 миллионов компьютерных атак хакеров (как успешных, так и безуспешных), которые наносят ущерб мировой экономике, оцениваемый в настоящее время минимум в 14 миллиардов долларов (с каждым годом эта цифра возрастает). В 2008 году по запросу Президента Буша Конгресс США выделил 294 миллиона долларов на защиту важнейших государственных коммуникационных сетей от вирусных атак. Особую опасность представляют так называемые информационные войны, когда против какой-либо страны (или группы стран) применяются методы, взятые из арсенала преступного мира.

В начале февраля 2009 года в ряде изданий США и в Интернете появились сообщения, что руководство Америки весьма озабочено расширяющимися кибератаками на компьютерные базы данных органов государственной власти. Ущерб оценивается в миллиарды долларов. Объявлено, что главную угрозу представляют не хакеры-одиночки, а специально созданные правительствами ряда зарубежных стран подразделения высококвалифицированных специалистов. В некоторых публикациях говорилось о начале мировой информационной войны в киберпространстве.

Сообщают, что Президент Барак Обама ввел должности специалистов по киберпространству в советах по национальной и внутренней безопасности США и поручил им подготовку докладов о мерах возможного противодействия. В мире широко известно, чем вызываются и к каким последствиям порой приводят подобные решения администрации США. Видимо, неприятных сюрпризов долго ждать не придется.

Особое значение придается дезинформационному направлению информационных войн в Интернете, применению на новой технологической базе методов манипулирования общественным сознанием. Отметим, что, по мнению многих российских аналитиков, против нашей страны полномасштабная информационная война в Интернете уже давно ведется и, как показывает практика, российской стороне далеко не всегда удается дать адекватный ответ.

Сохранение существующего положения грозит самыми серьезными последствиями для национальной безопасности страны. Органы государственной власти России должны в скорейшем порядке создать такую правовую базу для построения целенаправленной государственной политики в отношении Интернета, которая гарантировала бы гражданам как права на свободу информационных обменов в рамках закона, так и защиту интеллектуальной собственности, а также информационную безопасность.

В конце апреля 2009 года в России отмечалась Неделя интеллектуальной собственности. Важным мероприятием стало проведение 23 апреля в Торгово-

промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ) круглого стола, на котором обсуждались проблемы защиты интеллектуальной собственности в Интернете и при использовании современных информационно-коммуникационных технологий. Мероприятие было организовано совместно ТПП РФ и некоммерческим партнерством экспертов Федерального Собрания «Парламентский центр «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность». По итогам заседания круглого стола его участники приняли следующие решения:

1) рекомендовать Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации ускорить доработку проекта модельного закона «Об Интернете» с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения на заседаниях Комиссии Совета Федерации по информационной политике, и офици-

ально внести его на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

2) рекомендовать Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации рассмотреть возможность ратификации заключенной в 2001 году международной Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации;

3) рекомендовать участникам круглого стола и представляемым ими организациям сформировать по итогам подготовки и работы форума постоянно действующую Рабочую группу по защите интеллектуальной собственности в информационнокоммуникационных технологиях. Это общественное формирование призвано служить общественной площадкой для обсуждения проблем авторских и смежных прав в Интернете, других актуальных вопросов оборота объектов интеллектуальной собственности в киберпространстве.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РАГС)

ЦЕНТР «ЗЕМЛЯ И НЕДВИЖИМОСТЬ» МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ «ИНТЕНСИВ» РАГС

Приглашают принять участие в практическом консультационном семинаре 18-20 мая 2010 года, Москва

ПОРЯДОК РАСПОРЯЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ: НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОПЫТ И ПРАКТИКА

• концепция создания единой федеральной системы в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (приказ Минэкономразвития России от 18.12.2009 № 534)

• новое в законодательстве России о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости (комментарий положений Федерального закона от 21.12.2009 № 334-ф3)

• формирование земельных участков, государственный земельный контроль

• о полномочиях органов местного самоуправления по управлению земельными участками

• формирование и оформление прав на земельные участки под многоквартирными домами

• предоставление земельных участков физическим и юридическим лицам

• особенности предоставления земельных участков в отдельных субъектах Российской Федерации

• правовой режим земель сельскохозяйственного назначения и особо охраняемых территорий и объектов: действующие нормативные акты и их применение на практике

• правовой режим земель лесного фонда, кадастровый учет лесных участков

• сервитут и другие обременения земельных участков

• кадастровая деятельность в Российской Федерации; кадастровый инженер: (комментарий приказа Минэкономразвития России от 22.01.2010 № 23)

• судебная практика рассмотрения земельных споров при приватизации земель и сделках с земельными участками

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ И ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: по тел ./факс: (495) 436-05-21, 436-90-27, 436-03-25 по e-mail: fedoseev@ur.rags.ru, korneev@ur.rags.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.